ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЧИТАЕМ ЛЕГКО» В ПРОЦЕССЕ КОРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛЕКСИЕЙ
|
Введение
Глава I . Психолого-педагогические аспекты изучения проблемы обучения чтению 6
1.1. Психофизиологические механизмы чтения 6
1.2. Особенности обучения чтению 13
1.3. Нарушение чтения 16
1.4. Характеристика методов обучения чтению у детей 2 0
Выводы по первой главе 36
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 38
2.1. Методы выявления нарушения чтения 38
2.2. Исследование навыка чтения и его анализ
Выводы по второй главе 49
Глава III. Описание методического пособия « читаем легко» для детей младшего школьного возраста с дислексией 50
3.1. Теоретическое обоснование и содержание методического пособия
«Читаем легко» для детей младшего школьного возраста с дислексией 50
3.2. Контрольный эксперимент и его анализ 51
Выводы по третей главе 53
Заключение 54
Библиографический список 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава I . Психолого-педагогические аспекты изучения проблемы обучения чтению 6
1.1. Психофизиологические механизмы чтения 6
1.2. Особенности обучения чтению 13
1.3. Нарушение чтения 16
1.4. Характеристика методов обучения чтению у детей 2 0
Выводы по первой главе 36
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 38
2.1. Методы выявления нарушения чтения 38
2.2. Исследование навыка чтения и его анализ
Выводы по второй главе 49
Глава III. Описание методического пособия « читаем легко» для детей младшего школьного возраста с дислексией 50
3.1. Теоретическое обоснование и содержание методического пособия
«Читаем легко» для детей младшего школьного возраста с дислексией 50
3.2. Контрольный эксперимент и его анализ 51
Выводы по третей главе 53
Заключение 54
Библиографический список 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения - одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающегося читать. Изменившиеся социальные условия предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации.
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Б.Г. Ананьев писал, что в основе его лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем» [23, С.106].
По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне единства письменной и устной речи.
Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе. Самым распространенным нарушением чтения является дислексия.
Дислексия (dyslexia) - нарушение развития ребенка, проявляющееся в избирательном поражении его способности научиться читать и писать. Данное заболевание встречается сравнительно редко, причем наблюдается чаще у мальчиков, чем у девочек, однако может повлечь за собой значительные трудности, связанные с обучением такого ребенка. Проявляется дислексия примерно в возрасте семи лет (иногда раньше )[49].
Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно? Этот вопрос интересует каждого учителя. Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность.
Цель исследования: разработка и апробация методического пособия «Читаем легко», направленного на профилактику и преодоление дислексии у детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования является нарушение чтения у детей младшего школьного возраста с дислексией.
Предметом исследования является содержание методического пособия «Читаем легко», направленного на профилактику и преодоление дислексии у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностический материал.
3. Разработать и апробировать методическое пособие.
4. Экспериментально подтвердить эффективность применения методического пособия «Читаем легко».
Методы исследования. В процессе работы были применены следующие методы:
1. Теоретические (анализ психолого-педагогической,
психолингвистической, логопедической литературы по изучаемой проблеме; проектирование и моделирование педагогических процессов и технологий).
2. Эмпирические (анализ психолого-педагогической и медицинской документации, наблюдение, беседы, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты, статистическая обработка данных).
Экспериментальная база исследования. Наблюдения и исследования проводились в ходе педагогического эксперимента на базе МАОУ «СОШ №32 им.Г.А. Сборщикова» г. Пермь.
Этапы исследования:
1. Аналитический обзор литературы по проблеме исследования.
2. Подбор диагностического инструментария с целью выявления нарушения чтения у детей младшего школьного возраста.
3. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы по выявлению нарушения чтения.
Организация исследования:
Исследование осуществлялось в 3 этапа.
1 этап включал подбор, изучение анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; формулировалась цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; подбирались специально подобранные тексты различных авторов для составления единого методического пособия.
2 этап был посвящен проведению констатирующего эксперимента и анализу полученных данных.
3 этап включал проведение контрольного эксперимента, количественный и качественный анализ полученных данных, формулирование выводов и заключения.
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка ( включающего 55 источников) и 8 приложений.
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Б.Г. Ананьев писал, что в основе его лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем» [23, С.106].
По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне единства письменной и устной речи.
Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе. Самым распространенным нарушением чтения является дислексия.
Дислексия (dyslexia) - нарушение развития ребенка, проявляющееся в избирательном поражении его способности научиться читать и писать. Данное заболевание встречается сравнительно редко, причем наблюдается чаще у мальчиков, чем у девочек, однако может повлечь за собой значительные трудности, связанные с обучением такого ребенка. Проявляется дислексия примерно в возрасте семи лет (иногда раньше )[49].
Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно? Этот вопрос интересует каждого учителя. Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность.
Цель исследования: разработка и апробация методического пособия «Читаем легко», направленного на профилактику и преодоление дислексии у детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования является нарушение чтения у детей младшего школьного возраста с дислексией.
Предметом исследования является содержание методического пособия «Читаем легко», направленного на профилактику и преодоление дислексии у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностический материал.
3. Разработать и апробировать методическое пособие.
4. Экспериментально подтвердить эффективность применения методического пособия «Читаем легко».
Методы исследования. В процессе работы были применены следующие методы:
1. Теоретические (анализ психолого-педагогической,
психолингвистической, логопедической литературы по изучаемой проблеме; проектирование и моделирование педагогических процессов и технологий).
2. Эмпирические (анализ психолого-педагогической и медицинской документации, наблюдение, беседы, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты, статистическая обработка данных).
Экспериментальная база исследования. Наблюдения и исследования проводились в ходе педагогического эксперимента на базе МАОУ «СОШ №32 им.Г.А. Сборщикова» г. Пермь.
Этапы исследования:
1. Аналитический обзор литературы по проблеме исследования.
2. Подбор диагностического инструментария с целью выявления нарушения чтения у детей младшего школьного возраста.
3. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы по выявлению нарушения чтения.
Организация исследования:
Исследование осуществлялось в 3 этапа.
1 этап включал подбор, изучение анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; формулировалась цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; подбирались специально подобранные тексты различных авторов для составления единого методического пособия.
2 этап был посвящен проведению констатирующего эксперимента и анализу полученных данных.
3 этап включал проведение контрольного эксперимента, количественный и качественный анализ полученных данных, формулирование выводов и заключения.
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка ( включающего 55 источников) и 8 приложений.
Чтение, как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Исследователи отмечают особую важность процесса обучения чтению на начальном этапе, так как на этом этапе у ребёнка закладывается основные умения и навыки. Вот почему чтению выступает сегодня в качестве целевой доминанты.
В настоящей работе были проанализированы теоретические основы формирования навыков чтения, а именно были рассмотрены ряд методик: буквосослагательный метод, аналитико-синтетический метод, складовый метод, метод целых слов и другие. Проанализировав данные методики обучения чтению, можно сделать вывод о том, что все они направлены на более эффективные формирования навыка чтения у ребенка, однако каждый метод индивидуален и имеет отличительные особенности и черты. Однако изучив материал по проблеме работы, можно сделать вывод о том, что в большей степени учитываются индивидуальные психологические особенности ребенка в процессе обучения при использовании методики Николая Зайцева. Данная методика способствует развитию у ребёнка субъектности, связанной с мотивационно-смысловой, ценностной сферой личности, субъектной активностью как условием успешной деятельности и социальной адаптации ребенка в процессе работы. Так же было проведено экспериментальное исследование чтения младших школьников по методике Корнева А.Н. Анализ результатов показал, что у большинства детей довольно высокие уровень, только треть ребят показали низкие результаты.
С этими детьми был проведен контрольный эксперимент, где мы апробировали наше методическое пособие «Читаем легко». Результаты показали, что качество чтения детей значительно улучшилось. В ходе контрольного эксперимента, выяснилось, что дети с нарушение чтения, стали читать целыми словами , так же перестали искажать звуко-слоговую структуру слова, смешивать и заменять буквы.
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента, мы убедились в правильности решении создания методического пособия «Читаем легко» для детей младшего школьного возраста с дислексией. Наше методическое пособие включает в себя пояснительную записку и пятнадцать специально подобранных текстов, начиная от легко к сложному.
Таким образом, формирование навыка чтения у младших школьников является важнейшей задачей обучения, так как чтение - ключ к познанию и усвоению других предметов.
В настоящей работе были проанализированы теоретические основы формирования навыков чтения, а именно были рассмотрены ряд методик: буквосослагательный метод, аналитико-синтетический метод, складовый метод, метод целых слов и другие. Проанализировав данные методики обучения чтению, можно сделать вывод о том, что все они направлены на более эффективные формирования навыка чтения у ребенка, однако каждый метод индивидуален и имеет отличительные особенности и черты. Однако изучив материал по проблеме работы, можно сделать вывод о том, что в большей степени учитываются индивидуальные психологические особенности ребенка в процессе обучения при использовании методики Николая Зайцева. Данная методика способствует развитию у ребёнка субъектности, связанной с мотивационно-смысловой, ценностной сферой личности, субъектной активностью как условием успешной деятельности и социальной адаптации ребенка в процессе работы. Так же было проведено экспериментальное исследование чтения младших школьников по методике Корнева А.Н. Анализ результатов показал, что у большинства детей довольно высокие уровень, только треть ребят показали низкие результаты.
С этими детьми был проведен контрольный эксперимент, где мы апробировали наше методическое пособие «Читаем легко». Результаты показали, что качество чтения детей значительно улучшилось. В ходе контрольного эксперимента, выяснилось, что дети с нарушение чтения, стали читать целыми словами , так же перестали искажать звуко-слоговую структуру слова, смешивать и заменять буквы.
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента, мы убедились в правильности решении создания методического пособия «Читаем легко» для детей младшего школьного возраста с дислексией. Наше методическое пособие включает в себя пояснительную записку и пятнадцать специально подобранных текстов, начиная от легко к сложному.
Таким образом, формирование навыка чтения у младших школьников является важнейшей задачей обучения, так как чтение - ключ к познанию и усвоению других предметов.



