Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЧИТАЕМ ЛЕГКО» В ПРОЦЕССЕ КОРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛЕКСИЕЙ

Работа №57665

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
226
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I . Психолого-педагогические аспекты изучения проблемы обучения чтению 6
1.1. Психофизиологические механизмы чтения 6
1.2. Особенности обучения чтению 13
1.3. Нарушение чтения 16
1.4. Характеристика методов обучения чтению у детей 2 0
Выводы по первой главе 36
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 38
2.1. Методы выявления нарушения чтения 38
2.2. Исследование навыка чтения и его анализ
Выводы по второй главе 49
Глава III. Описание методического пособия « читаем легко» для детей младшего школьного возраста с дислексией 50
3.1. Теоретическое обоснование и содержание методического пособия
«Читаем легко» для детей младшего школьного возраста с дислексией 50
3.2. Контрольный эксперимент и его анализ 51
Выводы по третей главе 53
Заключение 54
Библиографический список 56
ПРИЛОЖЕНИЯ


Проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения - одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающегося читать. Изменившиеся социальные условия предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации.
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Б.Г. Ананьев писал, что в основе его лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем» [23, С.106].
По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне единства письменной и устной речи.
Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе. Самым распространенным нарушением чтения является дислексия.
Дислексия (dyslexia) - нарушение развития ребенка, проявляющееся в избирательном поражении его способности научиться читать и писать. Данное заболевание встречается сравнительно редко, причем наблюдается чаще у мальчиков, чем у девочек, однако может повлечь за собой значительные трудности, связанные с обучением такого ребенка. Проявляется дислексия примерно в возрасте семи лет (иногда раньше )[49].
Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно? Этот вопрос интересует каждого учителя. Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность.
Цель исследования: разработка и апробация методического пособия «Читаем легко», направленного на профилактику и преодоление дислексии у детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования является нарушение чтения у детей младшего школьного возраста с дислексией.
Предметом исследования является содержание методического пособия «Читаем легко», направленного на профилактику и преодоление дислексии у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностический материал.
3. Разработать и апробировать методическое пособие.
4. Экспериментально подтвердить эффективность применения методического пособия «Читаем легко».
Методы исследования. В процессе работы были применены следующие методы:
1. Теоретические (анализ психолого-педагогической,
психолингвистической, логопедической литературы по изучаемой проблеме; проектирование и моделирование педагогических процессов и технологий).
2. Эмпирические (анализ психолого-педагогической и медицинской документации, наблюдение, беседы, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты, статистическая обработка данных).
Экспериментальная база исследования. Наблюдения и исследования проводились в ходе педагогического эксперимента на базе МАОУ «СОШ №32 им.Г.А. Сборщикова» г. Пермь.
Этапы исследования:
1. Аналитический обзор литературы по проблеме исследования.
2. Подбор диагностического инструментария с целью выявления нарушения чтения у детей младшего школьного возраста.
3. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы по выявлению нарушения чтения.
Организация исследования:
Исследование осуществлялось в 3 этапа.
1 этап включал подбор, изучение анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; формулировалась цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; подбирались специально подобранные тексты различных авторов для составления единого методического пособия.
2 этап был посвящен проведению констатирующего эксперимента и анализу полученных данных.
3 этап включал проведение контрольного эксперимента, количественный и качественный анализ полученных данных, формулирование выводов и заключения.
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка ( включающего 55 источников) и 8 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Чтение, как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Исследователи отмечают особую важность процесса обучения чтению на начальном этапе, так как на этом этапе у ребёнка закладывается основные умения и навыки. Вот почему чтению выступает сегодня в качестве целевой доминанты.
В настоящей работе были проанализированы теоретические основы формирования навыков чтения, а именно были рассмотрены ряд методик: буквосослагательный метод, аналитико-синтетический метод, складовый метод, метод целых слов и другие. Проанализировав данные методики обучения чтению, можно сделать вывод о том, что все они направлены на более эффективные формирования навыка чтения у ребенка, однако каждый метод индивидуален и имеет отличительные особенности и черты. Однако изучив материал по проблеме работы, можно сделать вывод о том, что в большей степени учитываются индивидуальные психологические особенности ребенка в процессе обучения при использовании методики Николая Зайцева. Данная методика способствует развитию у ребёнка субъектности, связанной с мотивационно-смысловой, ценностной сферой личности, субъектной активностью как условием успешной деятельности и социальной адаптации ребенка в процессе работы. Так же было проведено экспериментальное исследование чтения младших школьников по методике Корнева А.Н. Анализ результатов показал, что у большинства детей довольно высокие уровень, только треть ребят показали низкие результаты.
С этими детьми был проведен контрольный эксперимент, где мы апробировали наше методическое пособие «Читаем легко». Результаты показали, что качество чтения детей значительно улучшилось. В ходе контрольного эксперимента, выяснилось, что дети с нарушение чтения, стали читать целыми словами , так же перестали искажать звуко-слоговую структуру слова, смешивать и заменять буквы.
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента, мы убедились в правильности решении создания методического пособия «Читаем легко» для детей младшего школьного возраста с дислексией. Наше методическое пособие включает в себя пояснительную записку и пятнадцать специально подобранных текстов, начиная от легко к сложному.
Таким образом, формирование навыка чтения у младших школьников является важнейшей задачей обучения, так как чтение - ключ к познанию и усвоению других предметов.



1. Безруких, М.М. Развитие мозга и познавательное развитие детей дошкольного возраста // Известия Российской академии образования. 2014. № 4. С. 107-113.;
2. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь/М.М. Безруких.-М.:эскимо, 2009. - 464с.;
3. Безруких, М.М., Крещенко О.Ю. Психофизиологические критерии трудностей обучения письму и чтению у школьников младших классов // Физиология человека. 2008. Т. 30. № 5. С. 24-29.;
4. Безруких, М.М., Иванов В.В. Движения глаз в процессе чтения как показатель сформированности навыка // Новые исследования. -2008.- №16-1.-С.84-102;
5. Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная российская библиотека. [Электронный ресурс] / http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm(дата обращения: 21.05.2018);
6. Брехунова Г.Н. Послушные буквы: программа профилактики
дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи// Логопед. - 2007. - № 4 - с. 76-80;
7. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. - М., Педагогика, 2010;
8. Голубаева, А.А., Китаева, Н.Н., Голубаева, Э.А., Мельникова, Е.А., Орловская, А.В. Особенности процесса чтения у учащихся начальных классов общеобразовательной школы с дислексией//Специальное образование.-2015.-№11-2.-С.84-88;
9. Емельянова, Т.В., Емельянова, О.В. Опыт скандинавских стран в
коррекции и обучении детей с дислексией чтению и письму//Психология и педагогика: методика и проблемы
практического примененияю-2010. -№ 13.-77-83;
10. Дмитриева С.Ю. Начальная школа с родным (нерусским) и русским
(неродным) языком обучения. В кн. Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2008 - 2009
учебном году: Метод. рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. - Саранск, 2008.- 186 с;
11. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М., Просвещение, 2011.
12. Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников.// Начальная школа. - 2003. - №6 - с. 5-14;
13. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно¬
методическое пособие. - СПб.: МиМ, 2007. - 286 с;
14. Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Книга для учителя. - М.,
«Педагогика»,2010;
15. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. // Вопросы психологии. - 2015. -№5 - с. 44-54;
16. Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников.// Начальная школа. - 2013. - №6 - с. 5-14;
17. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2005. - 240 с;
18. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб. пособие для студентов пед. вузов [Текст] / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с;
19. Мисаренко Г.Г. Коррекционно-развивающие технологии в работе логопеда общеобразовательной школы// Логопед. - 2004. - № 1 - с. 4¬10;
20. Мухамадиярова Г.Ф. Инклюзивное образование: содержание и практика [Текст] / Г.Ф. Мухамадиярова, С.Г. Усманова // Мир науки, культуры, образования №1, 2015. - С. 45 - 429;
21. Нарушения чтения у младших школьников/ Авт.-сост. Поварова И.А., Гончарова В.А. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 220 с.
22. Носкова К.А., Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей в условиях инклюзивного образования [Текст] / К.А. Носкова, В.С. Шабалина // Психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного образования в подготовке педагогических кадров: материалы всроссийской научно¬практической конференции с международным участием - Киров: Изд- во ВятГГУ, 2015. - 127;
23. Обухова, Н. А. Некоторые особенности психического развития детей с задержкой психического развития, имеющих нарушения чтения и письма [Текст] / Н.А. Обухова // Школьный логопед, № 2. - С. 41 - 44;
24. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие/ Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2009. - 240 с;
25. Перова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения.// Начальная школа. - 2010. - №3 - с. 16 -21;
26. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений чтения: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. -158 с;
27. ПоваляеваМ.А. Справочник логопеда. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. -445 с;
28. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Академический Проект, 2013. - 480 с;
29. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 1/ сост. Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина. - М.: Просвещение, 2009;
30. Ракитина В.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста: Пособие для логопеда: в 3 вып. Вып. 1: Животные в загадках в алфавитном порядке. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 140 с;
31. Романовская З. И. Чтение (2класс): Методические рекомендации. - М., Мп «Новая школа», 2012;
32. Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография. - СПб.: КАРО, 2008. - 192 с;
33. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов [Текст] / И.Н. Садовникова. - М.: АРКТИ, 2005. - 400 с;
34. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. - М.: Генезис, 2011. - 319 с;
35. Сиротюк А.Л. Психологические причины трудностей при формировании учебных навыков// Логопед. - 2008. - № 6 - с. 18-32;
36. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи: Наглядно-методическое пособие. - СПб. - М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 20014. - 52 с;
37. Спирова, Л.Ф. Недостатки чтения и пути их пре-одоления [Текст] / Л.Ф. Спирова // Недостатки речи у учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2014. - С. 67 - 84;
38. Спирова, Л.Ф. Дифференцирован-ный подход к проявлениям нарушений письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ [Текст] / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова // Дефектология, №5, 2008. - С. 3 - 9;
39. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. - 432 с;
40. Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с
использованием нейропсихологических методов: Пособие для
логопедов и психологов [Текст] / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. - М.: АРКТИ, 2008. - 136 с;
41. Хватцев, М.Е. Логопедия: Пособие для студентов педагогических институтов и учителей специальных школ (издание пятое) [Текст] / М.Е. Хватцев. - М.: Учпедгиз, 2010. - 476 с;
42. Цаплина, О.В. Проблема раннего обучения чтению в методике развития речи детей // Московский государственный гуманитарный университет им.Шолохова.-2009.-№5(41).-С.52-56;
43. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Л.С. Цветкова. - М.: Просвещение, 2011 - 256 с;
44. Цыпина, Н.А. Обучение чтению детей с задерж-кой психического развития: Пособие для учителя [Текст] / Н.А. Цыпина. - М.: изд. н/о «Комплекс-центр», 2014. - 136 с;
45. Щетинина, Е.Б. Современные тенденции процесса интеграции в систему общеобразовательного учреждения ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е.Б. Щетинина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, №12, 2012. - С. 16 - 94;
46. Добрынина Э.Г.Упражнения, способствующие формированию
навыков чтения учитель-логопед высшей категории, МОУ «Яйская ООШ № 3», Кемеровской обл. [Электронный ресурс] URL
ЬМр://1одореБу.ги/роиа1/1одореБизефй1/162-пау1к1-сЫетуаБТт1(Дата обращения 08.05.18);
47. Шипицина, Д.Б. Использование инновационных компьютерных
технологий в работе по профилактике дисграфии у детей с нарушением речи. [Электронный ресурс] URL:http://nsporta1.ru/detskiy- sad/1ogopediya/2014/10/09/statya-kompyuter-v-rabote-1ogoeda (дата
обращения: 15.05.2017);
48. Дислексия у младших школьников: коррекция, упражнения
[Электронный ресурс] URL: https://childage.1т/р81ко1од1уа-1-
razvitie/razvitie-i-obuchenie/detskaya-logopediya/disleksiya-u-mladshih- shko1nikov-korrektsiya-uprazhneniya. htm1;
49. Дислексия - причины, выявление и помощь детям с дислексией.
[Электронный ресурс]
URL:https://www.bib1iofond. ru/view. as;^:x?^d=5441;
50. Дислексия у младших школьников: причины развития, симптомы, методы коррекции [Электронный ресурс] URL: http://baragozik.ru/7-10- 1et/dis1eksiya-u-m1adshix-shko1nikov-prichiny-razvitiya-simptomy-metody- коггекспБтк,
51. Чтение как сложный психофизиологический процесс [Электронный
ресурс] URL:http://www.briefeducation.ru/brieds-251-1.htm1(дата
обращения: 15.05.2018);
52. Обзор диагностических методик выявления нарушений чтения у учащихся общеобразовательной школы [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/obzor-diagnosticheskih-metodik- vyyavleniya-narusheniy-chteniya-u-uchaschihsya-obscheobrazovatelnoy- shkoly;
53. Особенности обучения в начальных классах процесс [Электронный
ресурс] URL:http://www.focuseducation. ru/exeds-536-1. h/mlC"!;!!';!
обращения: 15.05.2018);
54. Особенности усвоения навыка чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] URL:http://www.easilyeducation.ru/eidet-343.html(дата обращения: 16.05.18);
55. «Методика обучения чтению детей с ОВЗ» Курдюмова Г.В.
[Электронный ресурс] URL:
http://www. amurskosh7vida. ru/FGOS/SP/kurdjumovametodikaobuchenij a_chteniju.pdf(дата обращения: 15.05.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ