ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Физиологические особенности детей младшего школьного возраста 9
1.2 Психологические особенности детей младшего школьного возраста 16
1.3 Влияние закаливания на организм детей младшего школьного возраста 23
ГЛАВА 2: ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В СОЧЕТАНИИ С ЗАКАЛИВАНИЕМ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1 Организация исследования 27
2.2 Методы исследования физического развития детей младшего школьного
возраста 29
2.3 Методы исследования психического развития детей младшего школьного
возраста 34
ГЛАВА 3: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
3.1 Оценка динамики физического развития детей младшего школьного
возраста 36
3.2 Оценка динамики психического развития детей младшего школьного
возраста 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
Успешность адаптации к школе обеспечивается, кроме других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье, а так же физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать существенные психофизические нагрузки, связанные с новым - школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
В основе причин различного рода неблагополучного развития ребенка лежат, с одной стороны, факторы биологического порядка (хронические заболевания родителей, проблемная беременность женщины, нарушение питания детей). С другой стороны серьезное негативное влияние оказывают механизмы социального, культурного и сугубо педагогического характера.
По данным выборочного исследования ряда психофизических и педагогических показателей, характеризующих уровень физического развития учащихся 1-2-х классов общеобразовательной школы, высокое физическое развитие имеют около 9% младших школьников, среднее - около 57%, а низкое - около 34%. При распределении по группам здоровья 21% учеников отнесены к I группе, 57% и 22% - ко II и III группам. У многих первоклассников малый объем двигательного опыта, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта. На сегодняшний день точно установлено: не менее 40% заболеваний взрослых своими истоками уходит в детский возраст.
Согласно «Канону врачебной науки» Авиценны, для поддержания здоровья необходимы свет и воздух, питание и питье, движение и покой, сон и бодрствование, обмен веществ, эмоции. Современные семья и школа не способны дать эти компоненты младшему школьнику в достаточном объеме. Стрессовая педагогическая тактика и функциональная неграмотность педагогов, высокая интенсивность и нерациональная организация учебного процесса, которые свойственны образовательной деятельности, отсутствие направленной работы по формированию здоровья учеников не позволяют адекватно и своевременно менять темп и характер обучения с учетом индивидуальных психофизических особенностей каждого из детей или вносить в него элементы щадящего режима, необходимого для детей с ослабленным здоровьем. Нередко возникает своеобразный порочный круг: ребенок из-за плохого самочувствия не справляется с образовательной программой, еще более ухудшает свое здоровье. К окончанию школы у большинства учеников уже существуют те или иные хронические заболевания. Только 10% из них можно считать практически здоровыми.
Парадоксально, но один из первых неприятных сюрпризов, с которым сталкивается ребенок, приходя в школу, - это запрет на движение. Такая ситуация явно противоречит условиям социальной жизни и законам биологии. Ведь движение является неотъемлемой основой детского развития, важнейшей частью любого вида деятельности и составляющей многих психических процессов. Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, ценнейшее чувство - чувство «мышечной радости», которое он испытывает, двигаясь. Двигательная активность - одна из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма. Являясь фактором сохранения постоянства внутренней среды, двигательная функция обеспечивает быструю адаптацию организма к изменяющимся условиям. Бегающий, играющий и прыгающий ребёнок глубоко и часто дышит, сердце его сильно бьется, разгораются щёки, он приходит в приятное возбужденное состояние. Работая мышцами, ребенок не только расходует, но и накапливает энергию, которая дает ему возможность строить мозг, тело, интеллект. Чем активнее работают мышцы, тем жизнеспособнее становится человек. Для успешного обучения необходимо наличие устойчивой концентрации возбуждения в коре, а младшим школьникам свойственны неуравновешенность нервных процессов, преобладание возбуждении при относительно слабых процессах активного внутреннего торможения. Учебная работа требует и длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей. Таким образом, в режиме дня современного школьника соотношение между динамическими и статическими нагрузками не сбалансировано, резко преобладает статическое напряжение. При интенсивной и долгой умственной деятельности у школьников развивается утомление.
Однако при неблагоприятных гигиенических условиях, при несоблюдении рационального режима учебного труда и отдыха может наблюдаться не только утомление, но и переутомление, при котором происходят более глубокие и стойкие изменения в поведении и деятельности учеников.
Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме школьникам необходим не только более длительный отдых, но и в ряде случаев - лечение. В сложной системе факторов, влияющих на предупреждение переутомления школьников и в целом на сохранение и укрепление их нервно-психического и физического здоровья, существенную роль играет двигательная активность. Складываясь из суммы разнообразных движений, выполняемых ребенком в течение дня, она является переменной функцией и находится в непосредственной зависимости от объективных (возраст, пол, тип высшей нервной деятельности, сезон года, климатогеографические условия) и субъективных условий, в частности от качества организованных форм физического воспитания и характера свободной детской деятельности. За счет последних двух условий возможна значительная вариация количества и интенсивности движений, а также продолжительности двигательного компонента в режиме дня. Посредством движения в младшем школьном возрасте закладываются наиболее благоприятные основы для формирования физиологической основы всех будущих физических кондиций человека. Нагружая мышечную систему, взрослые не только воспитывают ребенка сильным и ловким, но и развивают его сердце, легкие и все внутренние органы. Средняя потребность организма детей младшего школьного возраста в организованной двигательной активности составляет 12-16 часов в неделю. Однако существующая сегодня организация учебного процесса в школе и уклад жизни в семье не удовлетворяют физиологическую потребность детского организма в движениях. Эффективность решения задач направленного использования ФК в младшем школьном возрасте зависит от организации двигательного режима. Его основу составляют ежедневные занятия ФУ и играми в различных формах под руководством учителя (в образовательных учреждениях), родителей (в семье) и в процессе самостоятельной двигательной деятельности детей. Основными формами занятий являются: утренняя гимнастика, занятия урочного типа, подвижные игры, физкультминутки и физкультурные праздники, самостоятельные занятия [37].
Объект исследования: психофизическое состояние детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплексное влияние физических упражнений в сочетании с закаливанием на психофизическое состояние детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучить влияние физических упражнений в сочетании с закаливанием на психофизическое состояние детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1) изучить литературные источники об особенностях психофизического развития детей младшего школьного возраста.
2) изучить и оценить психофизическое состояние детей младшего школьного возраста
3) разработать комплекс физических упражнений в сочетании с закаливанием для детей младшего школьного возраста.
4) исследовать его влияние на психофизическое состояние детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: предполагаем, что физические упражнения в сочетании с закаливанием существенно улучшат общее психофизическое состояние детей младшего школьного возраста.
Научная новизна:
1. Показана возможность коррекции психофизического состояния и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста путем комплексного применения физических упражнений в сочетании с закаливанием.
2. Разработан комплекс физических упражнений в сочетании с закаливанием для детей младшего школьного возраста, который можно успешно применять для занятий.
Практическая значимость: Разработан и внедрен комплекс физических упражнений в сочетании с закаливанием для детей младшего школьного возраста, улучшающий их психофизическое состояние.
Теоретическая значимость: Научно обоснована эффективность влияния комплекса физических упражнений в сочетании с закаливанием. Это подтвердили результаты полученных тестов. Полученные данные могут служить базой для дальнейших теоретических разработок в теории и методике физической культуры.
Методы исследования:
1. Эмпирический (наблюдение)
2. Практический
3. Математическая статистика
Комплексная оценка исследования детей 7-8 лет методом сравнительного анализа позволила обсудить полученные результаты, по трем составляющим: отдельно по группе мальчиков и отдельно по группе девочек, а также между обеими контрольной и экспериментальной группами.
Положительная динамика наблюдалась в трех из четырех интегральных показателях физического развития: жизненный индекс (ЖИ), пульсовая сумма (ПС) и физическая работоспособность (ФР150), а также в показателях психического развития (игра, общение, речь, эмоции) с помощью методики оценки по Мясоеду П.А. (1996). За период исследования динамика средних значений весоростового индекса у мальчиков, как в контрольной, так и экспериментальной группах особых отличий не имела, а процент прироста качества в обеих группах составил лишь около 4%, что может свидетельствовать о незначительных изменениях данного показателя физического развития у мальчиков в результате воздействия комплекса физических упражнений в сочетании с закаливанием.
У девочек же экспериментальной группы за период исследования прирост средних значений ВРИ оказался несколько выше, чем у сверстниц из контрольной группы и составил 7%, что незначительно превышает показатели группы мальчиков, однако в целом остается невысоким. Это дает возможность предположить, что комплекс физических упражнений оказывает незначительное влияние на показатель гармоничности физического развития детей на данном этапе онтогенеза и имеет отличия от данных литературных источников (Головин О.В., 2009). Наряду с изменениями антропометрических показателей, за период исследования произошли качественные сдвиги и в физиометрических показателях, одним из которых является жизненный индекс (ЖИ), характеризующий относительные функциональные возможности системы дыхания ребенка. Темпы прироста средних значений ЖИ, как интегрального показателя, у мальчиков и девочек экспериментальных групп за период исследования относительно исходных значений составил 23-25%, тогда как в контроле этот показатель достиг лишь 8-10%.
В целом, за время исследования, динамика функциональных возможностей дыхательной системы в обеих экспериментальных группах детей оказалось значительно выше, чем у сверстников из контроля. Это может свидетельствовать об эффективности влияния комплекса физических упражнений в сочетании с закаливанием, вызывающего существенную активизацию резервных возможностей дыхательной системы у детей младшего школьного возраста, что в основном соответствует данным литературных источников (Ноткна З.А.1998; ..Головин О.В.,2009).
Сравнительный анализ данных пульсовой суммы, определяемый при помощи маршевого теста, выявил за период исследования у детей обеих экспериментальных групп общую положительную динамику средних значений этого интегрального показателя. Темпы прироста в обеих экспериментальных группах оказались более значительными и в среднем составили 22%, в то время как в обеих контрольных группах динамика ПС была менее выражена и составила всего лишь 6-7%, что также может свидетельствовать об эффективности влияния физической нагрузки смешанного характера на деятельность сердечно-сосудистой системы организма детей 7-8 лет и находит свое подтверждение в литературных источниках (Ендропов О.В.,1996;Ноткина З.А 1998; Головин О.В 2009 и др.).
Однако наиболее полное представление о функциональных возможностях сердечно-сосудистой системы организма ребёнка дает показатель физической работоспособности (ФР150), определяемый при помощи того же маршевого теста. В течение рассматриваемого периода динамика прироста данного интегрального показателя в обеих экспериментальных группах была более значительной, и оказалась особенно выраженной у девочек - 34%, при этом у мальчиков прирост составил 26%. В контроле же этот показатель, как у мальчиков, так и у девочек достиг лишь уровня 11%. Это также может свидетельствовать об эффективности применения комплекса физических упражнений, оказывающего благоприятное воздействие на функциональные возможности сердечно-сосудистой системы детей младшего школьного возраста и соответствует данным литературных источников (Ендропов О.В., 1996).
Динамика прироста показателя игры за период исследования в обеих группах имела прирост, в контрольной группе естественный прирост-18%, а в экспериментальной группе прирост за счет увеличения двигательного объема - 29%. За период исследования темпы прироста средних значений такого показателя как общение в экспериментальной группе относительно контрольной группы увеличились на 10%, что может свидетельствовать об эффективности применения комплекса физических упражнений в сочетании с закаливанием на развитие психических качеств. За период исследования темпы прироста такого показателя, как речь в экспериментальной группе относительно контрольной группы увеличились на 4%, а такого показателя, как эмоции увеличились в экспериментальной группе относительно контрольной группы на 6%. Динамика увеличения уровня развития психических качеств, за период исследования в обеих группах имела значительный прирост. Это может свидетельствовать о положительном воздействии комплекса физических упражнений в сочетании с закаливанием, зам счет увеличения её объема.
Таким образом, анализ полученных в ходе исследования данных показывает, что 4 интегральных показателя физического развития и 4 показателя психического развития детей 7-8 лет, в результате выполнения комплекса физических упражнений в сочетании с закаливанием оказывает благоприятное воздействие на их функциональное развитие, психическое развитие и двигательную подготовленность, способствуя укреплению здоровья в целом.
1. Абрамова Г.С. «Возрастная психология». Москва, 1999.
2. Абросимова Л.И. «Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков». Москва, 1999.С.7
3. Аршавский И.А. «Актуальные проблемы в возрастной
физиологии» .Свердловск, 2003 .С.82-83.
4. Аршавский И.А. «Физиология механизмы и закономерности индивидуального развития». Москва, 1999.С.269.
5. Ашмарин Б.А. «Теория и методика физического воспитания». Москва, 2000.
6. Бальсевич В.К. «Онтокинезиология человека». Москва, 2005.
7. Белая К.Ю. «Методические рекомендации». Москва, 2008.С.237-238.
8. Волков В.М. «Теория и практика физической культуры». Москва, 2003.С.41.
9. Гомезо М.В. и др. «Возрастная психология: личность от молодости до старости». Москва,2006.
10. Головин О.В. «Двигательная активность дошкольников».
Новосибирск,2009
11. Э.Я.Степаненкова .Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.Москва,2006
12. Головин О.В. «Нормированная двигательная активность в онтогенезе дошкольника». Новосибирск, 2003.
13. Дубровина И.В. »Психология». Москва, «Академия»,2005.
14. Ендропов О.В. «Валеологические аспекты двигательной активности
человека» .Новосибирск, 1996.С.215.
15. Ендропов О.В.»Формы и уровни двигательной активности в первичной профилактике заболеваний, реабилитации и физиологическом состоянии здоровья». Новосибирск, 1998.С.89-103.
16. Железняк М.Н.»Спортивные игры».Москва,2006.
17. Жуков М.Н. «Подвижные игры». Москва,2007.
18. Карпман В.Л. «Тестирование в спортивной медицине». Москва
«ФКиС»,2003.
19. КенеманА.В.,Хухлаева Д.В. «Теория и методика физического воспитания детей школьного возраста».Москва, 1995.
20. Козлов В.И., Фарбер Д.А.»Физиология развития ребёнка».
Москва,1983.С.216.
21. Кулагина И.Ю «Возрастная психология». Москва, 2006.
22. Куликов В.П., Киселев В.И. «Физиология, валеология,
реабилиталогия».Новосибирск,1999.С.145.
23. Лисина М.И.,Силвестру А.И. «Психология самопознания у
дошкольников» .Кишинев, 1993.
24. Матвеев Л.П. «Теория и методика физической культуры».Москва, 1999.
25. Мухина В.С. «Возрастная психология». Москва «Академия»,2005.
26. Мясоед П.А.1996 «Психологический журнал №5».С15-20.
27. Носов И.А. «Физкультурные занятия с детьми в детском саду и семье». Новосибирск, 2000.
28. Ноткина Н.А. и др. «Оценка физического и нервно- психического развития детей »». Санкт-Петербург,2005.С.29.
29. Обухова И.Ф. «Возрастная психология». Москва, 2007.
30. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. «Физиология человека». Москва «Олимпия Пресс»,2007.С.370-386.
31. Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка». Москва «Академия»,2006.С.52-297.
32. Столяренко Л.Д. «Основы психологии». Ростов на Дону «Феникс»,2003.
33. Студеникин М.Я. «Книга о здоровье детей». Москва
«медицина»,2009.С.235.
34. Усаков В.И. «Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников». Красноярск, 1999.С.48.
35. Устюгов Е.Д., Ендропов О.В. «Индивидуальное психофизиологическое развитие человека». Новосибирск,2000.С190.
36. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. «Физиологические основы двигательной активности». Москва «ФК и С»,1999.С3-10.
37. ХолодовЖ.К., Кузнецов В.С. «Теория и методика физического воспитания и спорта». Москва «Академия», 2008