Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТОВ УЧЕБНОЙ И ХОББИ- АКТИВНОСТИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №57649

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы117
Год сдачи2017
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
432
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АКТИВНОСТЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКА: ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 8
1.1 Общая характеристика психического развития и деятельности
старшеклассника 8
1.2 Активность подростка и старшеклассника 13
1.3 Хобби-активность: понятие, структура, диагностика 20
1.4 Проблема психологического здоровья в современной психологии 28
1.4.1 Психологическое здоровье: понятие и основные признаки 28
1.4.2 Особенности и ресурсы психологического здоровья школьника 34
1.4.3 Признаки и классификация нарушений психологического здоровья у
детей и подростков 39
1.5 Проблема, планирование и задачи эмпирического исследования эффектов
учебной и хобби-активности на психологическое здоровье старшеклассника 44
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 49
2.1 Организация исследования 49
2.2 Методы исследования и описание диагностических методик 50
2.3 Методы анализа данных 59
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ЭФФЕКТОВ УЧЕБНОЙ И ХОББИ-АКТИВНОСТИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 61
3.1 Разработка и психометрическая проверка опросника
хобби-активности 61
3.1.1 Итоги проверки данных эмпирического исследования
на достоверность 62
3.1.2 Конструктная валидность «Опросника хобби-активности
старшеклассников»: факторно-аналитическая структура взаимосвязей пунктов опросника 63
3.1.3 Конструктная валидность «Опросника хобби-активности
старшеклассников»: конфирматорная модель структуры пунктов 67
3.1.4 Внутренняя согласованность и описательная статистика шкал
«Опросника хобби-активности старшеклассника» (ОХАС) 69
3.2 Проверка гипотезы о статистически достоверной
взаимосвязи учебной и хобби-активности друг с другом и с психологическим здоровьем старшеклассников 72
3.2.1 Проверка гипотезы о связи учебной и хобби-активности
с характеристиками психологического здоровья в ходе конфирматорного факторного анализа 72
3.2.2 Проверка гипотезы о взаимосвязи учебной
и хобби-активности и характеристик психологического здоровья методом экслораторного факторного анализа 75
3.2.3 Проверка гипотезы о взаимосвязи учебной и хобби-активности
и характеристик психологического здоровья с помощью корреляционного анализа 78
3.3 Анализ эффектов учебной и хобби активности
на психологическое здоровье старшеклассников 81
ВЫВОДЫ 90
Заключение 92
Рекомендации 93
Библиографический список 94
ПРИЛОЖЕНИЯ 104


Актуальность темы исследования. Факторы, обеспечивающие психологическое здоровье и его нарушения мало изучены. В особенности мало работ, которые характеризуют психологическое здоровье, благополучие человека в зависимости от меры его субъектности - собственного выбора тех или иных видов деятельности, собственной (интринсивной) мотивации, а также меры активности. В нашем исследовании мы пытаемся сопоставить влиятельность двух наиболее типичных для современного подростка и старшеклассника видов активности (учебной и хобби-активности) по отношению к различным параметрам его психологического здоровья. С одной стороны, это учебная активность, которая характеризуем меру субъектности (меру «самости») в повседневной деятельности школьника. Но эту деятельность школьник не выбирает, она - обязанность. По сути, учебная активность показывает тот шаг, который в этой обязательной, заданной извне деятельности делает сам школьник. С другой стороны, хобби человек выбирает сам. Оно обязательным не является. Оно исходно связано с большей свободой выбора. Отношение учебной и хобби-активности старшеклассников к психологическому здоровью, «взвешивание», аналитико-статистическое сравнение их эффектов на дисперсию и выраженность параметров психологического здоровья составляет основную цель нашего исследования. А его проблемой является проблема отношения активности субъекта и ее наиболее типичных для подросткового возраста видов с психологическим здоровьем. Отметим, что в ходе чтения научной литературы мы зафиксировали следующее противоречие: с одной стороны, есть немало работ, которые показывают связь или даже влияние отдельных видов активности на психологическое здоровье в целом или отдельные его параметры. С другой стороны, мы не встретили работ, в которых бы соотносились эффекты указанных видов активности по отношению к психологическому здоровью.
Работа в этом направлении, на наш взгляд, имеет выраженную теоретическую и практическую значимость и актуальность.
Таким образом целью исследования является изучение и сравнение эффектов учебной и хобби-активности на параметры психологического здоровья старшеклассников.
Объект исследования - активность и психологическое здоровье старшеклассников.
Предмет исследования - взаимосвязи и эффекты учебной и хобби- активности на психологическое здоровье старшеклассников.
Участники исследования: 119 старшеклассников, учащихся 10-11х классов (n1=51 n2=69) девяти учреждений дополнительного образования
города Перми (ДЮЦ «Юность», ЦДТ «Исток», ДЮЦ «Рифей», ДДЮТ, ЦДТ «Ритм», ДТЮ «Ровесник», ЦДОД «Муравейник», ДЮЦ «Здоровье», ЦДТ «Шанс»)
В нашем исследовании были использованы следующие диагностические методики:
1. «Вопросник учебной активности школьника» А.А Волочкова;
2. «Вопросник хобби-активности» (разраб. М.Ю Марышевой);
3. Шкала «Чувства связности» А. Антоновского в адаптации К. Дымщица;
4. «Шкала психологического благополучия» Рифф К. в адаптации Н.Н. Лепешинского;
5. Общий опросник здоровья GHQ (General Health Questionnaire) Д. Гольдберга;
6. Шкала удовлетворенности жизнью (Satisfaction With Life Scale — SWLS) Э. Динера (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина).
7. Тест «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Д. Крамбо и Л. Махолика, адаптированный Д.А. Леонтьевым как «Тест Смысложизненных ориентаций».
Исследовательские гипотезы:
1. Учебная и хобби-активность статистически достоверно и прямо
пропорционально связаны друг с другом и с параметрами психологического здоровья старшеклассников.
2. Учебная и хобби-активность статистически достоверно влияют на характеристики психологического здоровья старшеклассников. Возможно также межфакторное взаимодействие этих видов активности по отношению к психологическому здоровью.
3. Возможно, эффекты учебной активности сильнее эффектов хобби- активности по отношению к измеренным нами параметрам психологического здоровья.
Задачи исследования:
1. Разработать и провести психометрическую проверку «Опросника хобби-активности» подростков и старшеклассников.
2. В репрезентативной выборке старшеклассников, занятых в сфере дополнительного образования, определить выраженность учебной и хобби-активности.
3. Выявить и проанализировать взаимосвязи учебной и хобби-активности.
4. Определить достоверность и характер взаимосвязей учебной и хобби- активности с характеристиками психологического здоровья старшеклассников.
5. Определить значимость основных эффектов и межфакторного
взаимодействия факторов «Уровень учебной активности» и «Уровень хобби-активности» на дисперсию показателей психологического здоровья старшеклассников.
6. Сравнить эффекты этих «активностных» факторов по отношению к психологическому здоровью старшеклассников.
7. Представить рекомендации педагогам-психологам, специалистам
дополнительного образования и родителям по итогам исследования .
Апробация результатов
Результаты исследования представлены в:
1. XIII Межрегиональной научно-практической конференции "ЯНПИС- 2016" в г. Перми, 20-21 мая 2016.
2. Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30 - летию выхода в свет труда В. С. Мерлина «Очерк интегрального исследования индивидуальности» XXXI Мерлинские чтения: Теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании в г. Перми, 6-8 октября 2016.
3. I межвузовской конференции магистрантов-психологов «MAGISTRIS DEBUT» в г. Перми, 14 декабря 2015 года.
4. II Всероссийской с международным участием студенческой научно -
практической конференции «Правовые, социально-экономические, психологические аспекты обеспечения национальной безопасности» в г. Перми, 18 мая 2017 года.
5. Х!У - городской научно-практической конференции "ЯНПИС-2017" в г. Перми, 19 мая 2017 года.
6. Международной научно-практической студенческой конференции «ПСИХОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» в г. Москва, 28 апреля 2017 года.
Выпускная работа состоит из оглавления, введения, трех глав, выводов, заключения, рекомендаций и библиографического списка 78 научного источника, которые были использованы в работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном исследовании был разработан диагностический инструмент (Опросник хобби-активности для старшеклассников) измеряющий уровень хобби-активности старшеклассников, а так же рассматривалась проблема взаимосвязи учебной и хобби-активности с характеристиками психологического здоровья. Анализ литературы по проблеме исследования показал, что, несмотря на все многообразие проведенных исследований учебной активности и психологического здоровья, до сих пор не определены четко ресурсы влияющие на психологическое здоровье старшеклассников. Недостаточно изученными остаются и факторы психологического здоровья старшеклассников, хотя именно в старших классах их необходимо учитывать.
В целом результаты исследования могут быть полезны для дальнейшей разработки темы и совершенствования «Опросника хобби-активности».



1. Абульханова-Славская, К. А. Проблемы активности личности [Текст] /
К.А. Абульханова-Славская // Социально-психологические и
нравственные аспекты изучения личности. - М., 1988. С. 5-23.
2. Активность, ценностная направленность и психологическое здоровье
студенчества [Текст] / Под редакцией А.А. Волочкова. - Пермь:
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. - 200 с.
3. Алексеева, Л.Ф. Психология активности [Текст] / Л.Ф. Алексеева. - Новосибирск, НГПУ, 1996. 148с.
4. Артамонова, А. А. Агрессивное поведение подростков как предпосылка
правонарушений [Электронный ресурс] // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2009. №1. URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/agressivnoe-povedenie-podrostkov-kak- predposylka-pravonarusheniy(дата обращения: 01.05.2017)
5. Березин, С.В. Технология формирования социальных навыков подростков [Текст] / С.В. Березин, К.С. Лисецкий // Материалы IV Всероссийского социологического конгресса. - Самара, ИТУ, 2014. 139 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные
психологические труды [Текст] / Л.И. Божович. Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
7. Брушлинский, А. В. Психология субъекта: индивиды и группы [Текст] / А.В. Брушлинский // Психологический журнал. 2002. Том 23. №1. С 71 - 80.
8. Вагин, Ю.Р. Страх. Тифоаналитический подход [Текст] / Ю.Р. Вагин. - Пермь: Изд-во ПОНИЦА, 2005.
9. Вартанова, И.И. Роль мотивации и системы ценностей в развитии личности учащихся старших классов общеобразовательных школ (The role of motivation and system of values in the development of upper secondary school pupils’ personalities) [Текст] / И.И. Вартанова // Psychology in Russia: State of the Art. - 2014. - № 7. - С. 27-38.
10. Водяха, С.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников [Текст] / С.А. Водяха // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 6. - С. 114-120.
11. Волочков А. А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход [Текст] / А.А. Волочков. - Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2007. - 375 с.
12. Волочков А. А. Учебная активность в интегральном исследовании индивидуальности [Текст]: дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 : Пермь, 2002. 416 c.
13. Волочков А.А. Вопросник учебной активности [Текст] / А.А. Волочков. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2002.
14. Волочков А.А. Психология активности: курс лекций [Текст] / А.А. Волочков. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2013. - 209 с.
15. Волочков, А.А. Учебная активность: понятие, структура, измерение //Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра Российской академии образования. 2000. № 4 (6). С. 97 - 114.
16. Волочков, А. А. Активность субъекта сферы жизни: теоретическая модель и эмпирика [Текст] / А.А. Волочков // Психология. Журнал ВШЭ. 2010. №1.
17. Волочков, А.А. Активность субъекта и развитие учащегося: теория, диагностика и проблемы развивающих технологий [Текст] / А.А.Волочков. - Пермь: изд-во ПОИПКРО, 2003. - 100 с.
18. Волочков, А.А. Активность, субъекта как фактор психического развития (гипотезы, модели, факты) / А.А. Волочков // Пермский журнал. -2002. - Т.24. - №3. - С. 35.
19. Волочков, А.А. Активность, ценностная направленность и психологическое здоровье студенчества / авт. кол.: А.А. Волочков, Н.В Коптева, А. Ю. Попов, А. Ю. Калугин, Е. Н. Митрофанова; Пермь. Перм.гос.гум.пед.ун-т. - Пермь, 2015. - 200 с.
20. Волочков, А.А. Психологическое здоровье и активность студента [Текст] / А.А. Волочков // Вестник ПГГПУ. Серия 1. Психологические и педагогические науки. - 2014. - № 1. - С. 57-68.
21. Волочков, А.А. Учебная активность: от инновационной идеи к психологии активности субъекта жизни [Текст] / А.А.Волочков / Сост. Б.А.Вяткин, Л.Я. Дорфман, М,Р,Щукин /Психология инте-гральной индивидуальности: Пермская школа. - М: Смысл, 2011. С. 305 - 317.
22. Грачева, М.В. Учебная активность как ресурс успешности и психологического здоровья старшеклассников[Текст]: вып. квалиф. работа / М.В. Грачева. - Пермь: ИП ПГГПУ, 2013.
23. Демина, Л.Д., Учебное пособие «Психическое здоровье и защитные
механизмы личности» [Текст] / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова. - М.:
Инфра - М, 2005.-512 с
24. Джидарьян, И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания [Текст] / И.А. Джидарьян // Категории материалистической диалектики в психологии. - М.: Наука, 1998. С. 56¬76.
25. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова. М.: Просвещение, 1991. - 303 с.
26. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: уч пос. под ред. Д. Я. Райгородского/И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. - Самара: Бахрах-М, 2001. - 672 с.
27. Дуванская, М.К. Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности студентов в связи со специализацией и этапами обучения (на материале исследования студентов педагогических училищ) [Текст]: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01: защищена 21.04.2005 / М.К. Дуванская. - Пермь, 2005. - 247 с.
28. Кирилова, Н.А. Особенности личности подростков различного пола в зависимости от отношения к образовательной среде [Текст] / Н.А. Кирилова // Индивидуальность растущего человека в условиях современной школы. - Пермь, 2015. - С.74-93.
29. Колесников, В. Н. Особенности психологического благополучия учащихся среднего подросткового возраста[Электронный ресурс] /В.Н. Колесников, Ю.И. Мельник // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2015. - №4. С 21-31. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti- psihologicheskogo-blagopoluchiya-uchaschihsya-srednego-podrostkovogo- vozrasta(дата обращения: 12.05.2017).
30. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1982. - 207 с.
31. Коптева, Н. В. Онтологическая уверенность и самоактуализация [Текст] / Н.В. Коптева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. №1. С 12-16.
32. Коптева, Н.В. Онтологическая уверенность и самоотношение [Текст] / Н.В. Коптева // Онтологическая уверенность: теоретическая модель и диагностика. - Пермь, 2009. - С. 126-137.
33. Королева, Н.А. Формирование психологического здоровья у детей
старшего школьного возраста методами арт-терапии [Текст] //
Психологическая наука и образование. - 2016. - № 5. - С. 11-12.
34. Кривощекова, Е.В. Динамика учебной активности и психологического здоровья студентов: [Текст]: вып. квалиф. работа. / Е.В. Кривощекова. - Пермь: ИП ПГГПУ, 2014. - 115 с.
35. Крохалева, Т.П. Учебная активность и социальный интеллект как ресурсы психологического здоровья у сельских и городских старшеклассников [Текст]: вып. квалиф. работа/ Т.П. Крохолева. - Пермь: ИП ПГГПУ, 2015.
36. Лазурский, Л.Ф. Избранные психологические труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы [Текст] / Л.Ф. Лазурский // Коммент., примеч., прилож., Е.В. Левченко, - СПб.: Алетейя, 2001.
37. Лебедева, О.В. Проблема соотношения понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» в отечественной и зарубежной психолого - педагогической литературе [Текст] / О.В. Лебедева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 3 (1). - С. 33-37.
38. Литвинова, Г.В. Особенности психологического благополучия
подростков (региональный аспект) [Текст] / Г.В. Литвинова // Проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: материалы
международной заочной научно-практической конференции (24 октября 2011 г.). - Новосибирск: Априори, 2011. - С. 84-93.
39. Марищук, Л. В. Психологическое здоровье субъектов образовательного процесса - цель психологического сопровождения[Электронный ресурс] / Л.В. Марищук, Е.В. Воронко // УО «Гродненский государственный медицинский университет». - 2015. Том 2. 1. С. 45-65.
40. Марышева Ю.М, Хобби-активность среди других видов активности
субъекта жизнедеятельности [Текст] / Ю.М. Марышева, А.А. Волочков // Ярмарка научно-практических инициатив студентов "ЯНПИС"
материалы XIII межрегиональной научно-практической конференции. Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Институт психологии. 2016. С. 55-57.
41. Марышева Ю.М. Хобби-активность: понятие, структура и проявления у старшеклассников [Текст] / Ю.М. Марышева, А.А. Волочков // Ярмарка научно-практических инициатив студентов "ЯНПИС" материалы XIV межрегиональной научно-практической конференции. Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Институт психологии. 2017. С. 34-36.
42. Марышева, Ю.М. Условия обучения как фактор психологического здоровья старшеклассников [Текст]: вып. квалиф. работа / Ю.М. Марышева. - Пермь: ИП ПГГПУ, 2015. - 128С.
43. Марышева, Ю.М. Хобби-активность среди других видов активности субъекта жизнедеятельности / Ю.М. Марышева // XXXI Мерлинские чтения: Теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании: матер. Всерос. Науч. - практ. конференция, 06-08 октября 2016 г. - Пермь, 2016. С 237-239.
44. Мухина B.C.Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учеб. для вузов / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2006. — 608 с.
45. Надышева, Т. Б. Психологическое здоровье детей и подростков [Электронный ресурс] // Эксперимент и инновации в школе. - 2011.- №6. С. 14-17. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7psihologicheskoe-zdorovie- detey-i-podrostkov(дата обращения: 12.05.2017).
46. Некрасов, А. С. Связь осознания учебной компетентности и учебной
активности старшего школьника [Электронный ресурс] // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2011. №71. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-osoznaniya-uchebnoy-kompetentnosti-i- uchebnoy-aktivnosti-starshego-shkolnika(дата обращения: 10.05.2017).
47. Орлова, Д.Г. Актуальные исследования психологического благополучия [Текст] / Д.Г. Орлова // XXX Мерлинские чтения. В.С. Мерлин и современная психология: наука, образование, практика: материалы всероссийской научно-практической конференции, 15-16 мая 2015 г. - Пермь, 2015. - С. 95-98.
48. Панченко С. А. Понятие стресса и стрессоустойчивости в учебной
деятельности [Электронный ресурс] // Известия ЮФУ. Технические науки. 2006. №14. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7psihologicheskoe-
zdorovie-podrostkov-v-kontekste-ih-samoopredeleniya (дата обращения: 13.05.2017).
49. Петровский В. А. Человек над ситуацией [Текст] / В.А. Петровский. - М.: Смысл, 2010.
50. Попов, А.Ю. «Внешее» и «внутреннее» в целостной активности субъекта бытия (на примере студентов вузов) / А.Ю. Попов, А.А. Волочков // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 13. - С. 327-335.
51. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая
природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. - М.:
Московский психолого-социальный институт, 2010. - 304 с.
52. Рассудова, Л.А. Современные представления о психологическом здоровье личности [Электронный ресурс] // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №49-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7sovremennye-predstavleniya-o- psihologicheskom-zdorovie-lichnosti(дата обращения: 07.05.2017).
53. Регуш, Л.А. Самоотношение подростков и переживание проблем школьной жизни [Текст] / Л.А. Регуш // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 100. - С. 57-65.
54. Репина Е.В. Психологическое здоровье подростков и старшеклассников в зависимости от успешности обучения: [Текст]: вып. квалиф. работа/Е.В. Репина. - Пермь: ИП ПГГПУ, 2015.
55. Репина, Е.В. Психологическое здоровье подростков и старшеклассников
в зависимости от успешности обучения: выпускная квалификационная работа / Е.В.Репина. - Пермь: Институт психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2014. -
115 с.
56. Рослякова, Е.Ю. Взаимосвязь видов активности субъекта жизнедеятельности в ранней юности [Текст]: дис. .канд. психол. наук: 19.00.01: защищена 05.03.2009 / Рослякова Елена Юрьевна. - Ярославль, 2009. - 189с.
57. Самойлова, В. А. Адаптация личности в современном обществе и
проблема психологического здоровья детей и подростков [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2014. №167. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-lichnosti-v-sovremennom- obschestve-i-problema-psihologicheskogo-zdorovya-detey-i-podrostkov(дата обращения: 12.05.2017).
58. Сапогова Е.Е. Взгляд на взрослость изнутри. Психологический
дивертисмент [Электронный ресурс] // «Психология зрелости и старения». - 2009. - № 1(13). - С. 5-27. Режим доступа:
http://institut.smysl.ru/article/sapogova.php (дата обращения: 01.05.2017).
59. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст]: учеб. для вузов / Е.Е. Сапогова . - М.: Аспект Пресс, 2001 - 460 с.
60. Сиденко, Е А. Особенности старшего подросткового возраста [Текст] // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-starshego-podrostkovogo-vozrasta(дата обращения: 17.05.2017).
61. Слободчиков, В.И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей [Текст] / В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов// Вопросы психологии - 2001. - №4. - С.96.
62. Соколова, Д. В. Психологическая готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению [Электронный ресурс] / Д.В. Соколова, Н. Н. Сеничева // Вопросы территориального развития. 2015. №5 (25). С. 8-10. URL: http://cyberleninka.ru/article/nZpsihologicheskaya- gotovnost-starsheklassnikov-k-professionalnomu-samoopredeleniyu(дата обращения: 17.05.2017).
63. Тарасов, И.А. Самоотношение как компонент психологического здоровья личности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] / И.А. Тарасов// Современная наука. 2015. № 1. С. 74-80.
64. Трофимова, Н.Б. Психологическое здоровье старшеклассников / Н.Б. Трофимова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - №6. - с.163-167.
65. Уоллес Б. Развитие мыслительных способностей [Электронный ресурс] //
Современное образование. Теория и практика. 2008. №2. URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/razvitie-myslitelnyh-sposobnostey (дата
обращения: 17.05.2017).
66. Фролова, Л.Д. К вопросу адаптации младшего и старшего подростка в социуме [Текст]//Эксперимент и инновации в школе. 2016. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7k-voprosu-adaptatsii-mladshego-i-starshego- podrostka-v-sotsiume(дата обращения: 17.05.2017).
67. Хайкин, В. Л. Активность (характеристики и развитие) [Текст] / В.Л. Хайкин. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2000.
68. Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [Текст] / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2010. - 110 с.
69. Чернакова, М. С. Психологическое здоровье личности [Электронный
ресурс] // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. №16-1. URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/psihologicheskoe-zdorovie-lichnosti-1(дата обращения: 13.05.2017).
70. Шувалов, А.В. Перспективы развития службы психологической помощи в сфере дополнительного образования детей [Текст] / А.В. Шувалов // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей. - М.: Просвещение, 2009. - С. 69-94.
71. Шувалов, А.В. Психологическое здоровье и гуманитарные практики [Текст] / А.В. Шувалов // Вопросы психологии. 2012. № 1. С. 3-12.
72. Щербакова Е.В. Успешность социализации и адаптации - факторы риска / Е.В. Щербакова / Психология. Пермь. - 2004. - №3. с 14.
73. Gilman, R. Characteristics of adolescents who report very high life satisfaction [Текст] / R. Gilman, E.S. Huebner // Journal of Youth and Adolescence - 2006. - Vol. 35. - Р. 311-319.
74. Covay, E. After the bell: Participation in extracurricular activities, classroom behavior, and academic achievement, [Текст] / E.Covay, W.Carbonaro // Sociology of Education, - 2010. -№ 83(1), с. 10-45.
75.Suldo, S. M. Shaffer E. S. & Riley K. A social-cognitive-behavioral model of academic predictors of adolescents’ life satisfaction [Текст] / S.M. Suldo, E.S.Shaffer // School Psychology Quarterly, - 2008. - Vol. 23. - Р. 56-69.
76. Keng S. L. Effects of mindfulness on psychological health: A review of empirical studies [Текст] /S.L. Keng., Smoski M. J., Robins C. J. // Clinical psychology review. - 2011. - Т. 31. - №. 6. - С. 1041-1056.
77. Gilman.R, J. Meyers, L. Perez Structured extracurricular activities among adolescents: Findings and implications for school psychologists [Текст] / R. J. Gilman, L. Meyers // Psychology in the Schools, - 2004. - №41 с. 31-41.
78. Fletcher, A. C. Structured leisure activities in middle childhood: Links to well-being. J. Community Psychol [Текст] / A. C. Fletcher, P. Nickerson, K. L. Wright, - 2003. - № 31. с. 641-659.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ