СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТОВ УЧЕБНОЙ И ХОББИ- АКТИВНОСТИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АКТИВНОСТЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКА: ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 8
1.1 Общая характеристика психического развития и деятельности
старшеклассника 8
1.2 Активность подростка и старшеклассника 13
1.3 Хобби-активность: понятие, структура, диагностика 20
1.4 Проблема психологического здоровья в современной психологии 28
1.4.1 Психологическое здоровье: понятие и основные признаки 28
1.4.2 Особенности и ресурсы психологического здоровья школьника 34
1.4.3 Признаки и классификация нарушений психологического здоровья у
детей и подростков 39
1.5 Проблема, планирование и задачи эмпирического исследования эффектов
учебной и хобби-активности на психологическое здоровье старшеклассника 44
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 49
2.1 Организация исследования 49
2.2 Методы исследования и описание диагностических методик 50
2.3 Методы анализа данных 59
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ЭФФЕКТОВ УЧЕБНОЙ И ХОББИ-АКТИВНОСТИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 61
3.1 Разработка и психометрическая проверка опросника
хобби-активности 61
3.1.1 Итоги проверки данных эмпирического исследования
на достоверность 62
3.1.2 Конструктная валидность «Опросника хобби-активности
старшеклассников»: факторно-аналитическая структура взаимосвязей пунктов опросника 63
3.1.3 Конструктная валидность «Опросника хобби-активности
старшеклассников»: конфирматорная модель структуры пунктов 67
3.1.4 Внутренняя согласованность и описательная статистика шкал
«Опросника хобби-активности старшеклассника» (ОХАС) 69
3.2 Проверка гипотезы о статистически достоверной
взаимосвязи учебной и хобби-активности друг с другом и с психологическим здоровьем старшеклассников 72
3.2.1 Проверка гипотезы о связи учебной и хобби-активности
с характеристиками психологического здоровья в ходе конфирматорного факторного анализа 72
3.2.2 Проверка гипотезы о взаимосвязи учебной
и хобби-активности и характеристик психологического здоровья методом экслораторного факторного анализа 75
3.2.3 Проверка гипотезы о взаимосвязи учебной и хобби-активности
и характеристик психологического здоровья с помощью корреляционного анализа 78
3.3 Анализ эффектов учебной и хобби активности
на психологическое здоровье старшеклассников 81
ВЫВОДЫ 90
Заключение 92
Рекомендации 93
Библиографический список 94
ПРИЛОЖЕНИЯ 104
ГЛАВА 1. АКТИВНОСТЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКА: ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 8
1.1 Общая характеристика психического развития и деятельности
старшеклассника 8
1.2 Активность подростка и старшеклассника 13
1.3 Хобби-активность: понятие, структура, диагностика 20
1.4 Проблема психологического здоровья в современной психологии 28
1.4.1 Психологическое здоровье: понятие и основные признаки 28
1.4.2 Особенности и ресурсы психологического здоровья школьника 34
1.4.3 Признаки и классификация нарушений психологического здоровья у
детей и подростков 39
1.5 Проблема, планирование и задачи эмпирического исследования эффектов
учебной и хобби-активности на психологическое здоровье старшеклассника 44
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 49
2.1 Организация исследования 49
2.2 Методы исследования и описание диагностических методик 50
2.3 Методы анализа данных 59
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ЭФФЕКТОВ УЧЕБНОЙ И ХОББИ-АКТИВНОСТИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 61
3.1 Разработка и психометрическая проверка опросника
хобби-активности 61
3.1.1 Итоги проверки данных эмпирического исследования
на достоверность 62
3.1.2 Конструктная валидность «Опросника хобби-активности
старшеклассников»: факторно-аналитическая структура взаимосвязей пунктов опросника 63
3.1.3 Конструктная валидность «Опросника хобби-активности
старшеклассников»: конфирматорная модель структуры пунктов 67
3.1.4 Внутренняя согласованность и описательная статистика шкал
«Опросника хобби-активности старшеклассника» (ОХАС) 69
3.2 Проверка гипотезы о статистически достоверной
взаимосвязи учебной и хобби-активности друг с другом и с психологическим здоровьем старшеклассников 72
3.2.1 Проверка гипотезы о связи учебной и хобби-активности
с характеристиками психологического здоровья в ходе конфирматорного факторного анализа 72
3.2.2 Проверка гипотезы о взаимосвязи учебной
и хобби-активности и характеристик психологического здоровья методом экслораторного факторного анализа 75
3.2.3 Проверка гипотезы о взаимосвязи учебной и хобби-активности
и характеристик психологического здоровья с помощью корреляционного анализа 78
3.3 Анализ эффектов учебной и хобби активности
на психологическое здоровье старшеклассников 81
ВЫВОДЫ 90
Заключение 92
Рекомендации 93
Библиографический список 94
ПРИЛОЖЕНИЯ 104
Актуальность темы исследования. Факторы, обеспечивающие психологическое здоровье и его нарушения мало изучены. В особенности мало работ, которые характеризуют психологическое здоровье, благополучие человека в зависимости от меры его субъектности - собственного выбора тех или иных видов деятельности, собственной (интринсивной) мотивации, а также меры активности. В нашем исследовании мы пытаемся сопоставить влиятельность двух наиболее типичных для современного подростка и старшеклассника видов активности (учебной и хобби-активности) по отношению к различным параметрам его психологического здоровья. С одной стороны, это учебная активность, которая характеризуем меру субъектности (меру «самости») в повседневной деятельности школьника. Но эту деятельность школьник не выбирает, она - обязанность. По сути, учебная активность показывает тот шаг, который в этой обязательной, заданной извне деятельности делает сам школьник. С другой стороны, хобби человек выбирает сам. Оно обязательным не является. Оно исходно связано с большей свободой выбора. Отношение учебной и хобби-активности старшеклассников к психологическому здоровью, «взвешивание», аналитико-статистическое сравнение их эффектов на дисперсию и выраженность параметров психологического здоровья составляет основную цель нашего исследования. А его проблемой является проблема отношения активности субъекта и ее наиболее типичных для подросткового возраста видов с психологическим здоровьем. Отметим, что в ходе чтения научной литературы мы зафиксировали следующее противоречие: с одной стороны, есть немало работ, которые показывают связь или даже влияние отдельных видов активности на психологическое здоровье в целом или отдельные его параметры. С другой стороны, мы не встретили работ, в которых бы соотносились эффекты указанных видов активности по отношению к психологическому здоровью.
Работа в этом направлении, на наш взгляд, имеет выраженную теоретическую и практическую значимость и актуальность.
Таким образом целью исследования является изучение и сравнение эффектов учебной и хобби-активности на параметры психологического здоровья старшеклассников.
Объект исследования - активность и психологическое здоровье старшеклассников.
Предмет исследования - взаимосвязи и эффекты учебной и хобби- активности на психологическое здоровье старшеклассников.
Участники исследования: 119 старшеклассников, учащихся 10-11х классов (n1=51 n2=69) девяти учреждений дополнительного образования
города Перми (ДЮЦ «Юность», ЦДТ «Исток», ДЮЦ «Рифей», ДДЮТ, ЦДТ «Ритм», ДТЮ «Ровесник», ЦДОД «Муравейник», ДЮЦ «Здоровье», ЦДТ «Шанс»)
В нашем исследовании были использованы следующие диагностические методики:
1. «Вопросник учебной активности школьника» А.А Волочкова;
2. «Вопросник хобби-активности» (разраб. М.Ю Марышевой);
3. Шкала «Чувства связности» А. Антоновского в адаптации К. Дымщица;
4. «Шкала психологического благополучия» Рифф К. в адаптации Н.Н. Лепешинского;
5. Общий опросник здоровья GHQ (General Health Questionnaire) Д. Гольдберга;
6. Шкала удовлетворенности жизнью (Satisfaction With Life Scale — SWLS) Э. Динера (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина).
7. Тест «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Д. Крамбо и Л. Махолика, адаптированный Д.А. Леонтьевым как «Тест Смысложизненных ориентаций».
Исследовательские гипотезы:
1. Учебная и хобби-активность статистически достоверно и прямо
пропорционально связаны друг с другом и с параметрами психологического здоровья старшеклассников.
2. Учебная и хобби-активность статистически достоверно влияют на характеристики психологического здоровья старшеклассников. Возможно также межфакторное взаимодействие этих видов активности по отношению к психологическому здоровью.
3. Возможно, эффекты учебной активности сильнее эффектов хобби- активности по отношению к измеренным нами параметрам психологического здоровья.
Задачи исследования:
1. Разработать и провести психометрическую проверку «Опросника хобби-активности» подростков и старшеклассников.
2. В репрезентативной выборке старшеклассников, занятых в сфере дополнительного образования, определить выраженность учебной и хобби-активности.
3. Выявить и проанализировать взаимосвязи учебной и хобби-активности.
4. Определить достоверность и характер взаимосвязей учебной и хобби- активности с характеристиками психологического здоровья старшеклассников.
5. Определить значимость основных эффектов и межфакторного
взаимодействия факторов «Уровень учебной активности» и «Уровень хобби-активности» на дисперсию показателей психологического здоровья старшеклассников.
6. Сравнить эффекты этих «активностных» факторов по отношению к психологическому здоровью старшеклассников.
7. Представить рекомендации педагогам-психологам, специалистам
дополнительного образования и родителям по итогам исследования .
Апробация результатов
Результаты исследования представлены в:
1. XIII Межрегиональной научно-практической конференции "ЯНПИС- 2016" в г. Перми, 20-21 мая 2016.
2. Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30 - летию выхода в свет труда В. С. Мерлина «Очерк интегрального исследования индивидуальности» XXXI Мерлинские чтения: Теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании в г. Перми, 6-8 октября 2016.
3. I межвузовской конференции магистрантов-психологов «MAGISTRIS DEBUT» в г. Перми, 14 декабря 2015 года.
4. II Всероссийской с международным участием студенческой научно -
практической конференции «Правовые, социально-экономические, психологические аспекты обеспечения национальной безопасности» в г. Перми, 18 мая 2017 года.
5. Х!У - городской научно-практической конференции "ЯНПИС-2017" в г. Перми, 19 мая 2017 года.
6. Международной научно-практической студенческой конференции «ПСИХОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» в г. Москва, 28 апреля 2017 года.
Выпускная работа состоит из оглавления, введения, трех глав, выводов, заключения, рекомендаций и библиографического списка 78 научного источника, которые были использованы в работе.
Работа в этом направлении, на наш взгляд, имеет выраженную теоретическую и практическую значимость и актуальность.
Таким образом целью исследования является изучение и сравнение эффектов учебной и хобби-активности на параметры психологического здоровья старшеклассников.
Объект исследования - активность и психологическое здоровье старшеклассников.
Предмет исследования - взаимосвязи и эффекты учебной и хобби- активности на психологическое здоровье старшеклассников.
Участники исследования: 119 старшеклассников, учащихся 10-11х классов (n1=51 n2=69) девяти учреждений дополнительного образования
города Перми (ДЮЦ «Юность», ЦДТ «Исток», ДЮЦ «Рифей», ДДЮТ, ЦДТ «Ритм», ДТЮ «Ровесник», ЦДОД «Муравейник», ДЮЦ «Здоровье», ЦДТ «Шанс»)
В нашем исследовании были использованы следующие диагностические методики:
1. «Вопросник учебной активности школьника» А.А Волочкова;
2. «Вопросник хобби-активности» (разраб. М.Ю Марышевой);
3. Шкала «Чувства связности» А. Антоновского в адаптации К. Дымщица;
4. «Шкала психологического благополучия» Рифф К. в адаптации Н.Н. Лепешинского;
5. Общий опросник здоровья GHQ (General Health Questionnaire) Д. Гольдберга;
6. Шкала удовлетворенности жизнью (Satisfaction With Life Scale — SWLS) Э. Динера (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина).
7. Тест «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Д. Крамбо и Л. Махолика, адаптированный Д.А. Леонтьевым как «Тест Смысложизненных ориентаций».
Исследовательские гипотезы:
1. Учебная и хобби-активность статистически достоверно и прямо
пропорционально связаны друг с другом и с параметрами психологического здоровья старшеклассников.
2. Учебная и хобби-активность статистически достоверно влияют на характеристики психологического здоровья старшеклассников. Возможно также межфакторное взаимодействие этих видов активности по отношению к психологическому здоровью.
3. Возможно, эффекты учебной активности сильнее эффектов хобби- активности по отношению к измеренным нами параметрам психологического здоровья.
Задачи исследования:
1. Разработать и провести психометрическую проверку «Опросника хобби-активности» подростков и старшеклассников.
2. В репрезентативной выборке старшеклассников, занятых в сфере дополнительного образования, определить выраженность учебной и хобби-активности.
3. Выявить и проанализировать взаимосвязи учебной и хобби-активности.
4. Определить достоверность и характер взаимосвязей учебной и хобби- активности с характеристиками психологического здоровья старшеклассников.
5. Определить значимость основных эффектов и межфакторного
взаимодействия факторов «Уровень учебной активности» и «Уровень хобби-активности» на дисперсию показателей психологического здоровья старшеклассников.
6. Сравнить эффекты этих «активностных» факторов по отношению к психологическому здоровью старшеклассников.
7. Представить рекомендации педагогам-психологам, специалистам
дополнительного образования и родителям по итогам исследования .
Апробация результатов
Результаты исследования представлены в:
1. XIII Межрегиональной научно-практической конференции "ЯНПИС- 2016" в г. Перми, 20-21 мая 2016.
2. Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30 - летию выхода в свет труда В. С. Мерлина «Очерк интегрального исследования индивидуальности» XXXI Мерлинские чтения: Теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании в г. Перми, 6-8 октября 2016.
3. I межвузовской конференции магистрантов-психологов «MAGISTRIS DEBUT» в г. Перми, 14 декабря 2015 года.
4. II Всероссийской с международным участием студенческой научно -
практической конференции «Правовые, социально-экономические, психологические аспекты обеспечения национальной безопасности» в г. Перми, 18 мая 2017 года.
5. Х!У - городской научно-практической конференции "ЯНПИС-2017" в г. Перми, 19 мая 2017 года.
6. Международной научно-практической студенческой конференции «ПСИХОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» в г. Москва, 28 апреля 2017 года.
Выпускная работа состоит из оглавления, введения, трех глав, выводов, заключения, рекомендаций и библиографического списка 78 научного источника, которые были использованы в работе.
В данном исследовании был разработан диагностический инструмент (Опросник хобби-активности для старшеклассников) измеряющий уровень хобби-активности старшеклассников, а так же рассматривалась проблема взаимосвязи учебной и хобби-активности с характеристиками психологического здоровья. Анализ литературы по проблеме исследования показал, что, несмотря на все многообразие проведенных исследований учебной активности и психологического здоровья, до сих пор не определены четко ресурсы влияющие на психологическое здоровье старшеклассников. Недостаточно изученными остаются и факторы психологического здоровья старшеклассников, хотя именно в старших классах их необходимо учитывать.
В целом результаты исследования могут быть полезны для дальнейшей разработки темы и совершенствования «Опросника хобби-активности».
В целом результаты исследования могут быть полезны для дальнейшей разработки темы и совершенствования «Опросника хобби-активности».
Подобные работы
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



