Введение 3
Глава1 Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования 7
1.1. Общая характеристика каратэ «Киокушинкай», как вид спорт 7
1.2 Общая характеристика физического воспитания в школе 11
1.3 Тренировки «Кроссфит» 16
1.4. Влияние скоростно-силовой подготовки на результативность школь
ников седьмых классов на уроках физического воспитания 19
1.5 Биохимические основы скоростно-силовых качеств 25
1.6 Развитие скоростно-силовых качеств методом круговой тренировки...31
1.7 Адаптированный комплекс для круговой тренировки 33
Глава II Методы и организация исследования 37
2.1 Организация исследования 37
2.2 Методы исследования 49
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение 42
Вывод 53
Практические рекомендации 54
Библиографический список
Актуальность. Задачи модернизации российского образования выдвигают новые требования к системе физического воспитания в массовой обще-образовательной школе. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их последствия. Молодежь должна быть способна к сотрудничеству, мобильности, обладать динамизмом и развитым чувством ответственности за судьбу страны. Данные задачи должны решаться в контексте цели образовательной области "физическая культура". Целью образования по предмету "физическая культура" в общеобразовательной школе является научить обучающихся формам и методам активного (деятельностного) использования ценностей физической культуры и спорта для формирования и совершенствования своего физического, духовного и нравственного здоровья, воспитания у школьников патриотического осознания его значимости для обретения национального достоинства, безопасности и процветания России [5,24].
Решить сложные задачи физического воспитания молодого поколения в рамках сложившейся традиционной системы достаточно сложно. Социально-педагогический мониторинг "Здоровье и поведение школьников", проведенный в 12 регионах России, показал, что только 20,7% мальчиков и 10,3% девочек очень высоко оценивают свою физическую подготовленность, 10,6% опрошенных мальчиков и 13,4% девочек считают, что они обладают очень хорошей фигурой. Выявлен низкий показатель оценки учащимися своих спортивных достижений 15,0% мальчиков и 8,8% девочек оценивают их как превосходные. В то же время была выявлена и низкая самооценка школьниками своего физического здоровья. Вполне счастливыми ощущают себя около 1/3 опрошенных школьников (37,2%), оценивают свое здоровье как превосходное 9,8% опрошенных девочек и 21,2% мальчиков. Очень низкий процент детей (не более 6% опрошенных) оценивают свои школьные успехи как
превосходные. Полученные данные и практика физического воспитания доказывают необходимость усиления социализирующих функций образовательного процесса. В начале 90-х годов была высказана идея широкого привлечения средств спорта к процессу обязательного физического воспитания [1,5].
Суть идеи заключается в адаптации высоких спортивных технологий, хорошо зарекомендовавших себя в большом спорте, к повышению эффективности школьного физического воспитания. Это актуализирует возможность использования спорта в целях воспитания и социализации учащихся общеобразовательных школ. Спорт, создающий ценности спортивной культуры, всегда был мощным социальным феноменом и средством успешной социализации. Об этом свидетельствует жизненный путь многих выдающихся спортсменов [16,4].
В 2010 году решением Министерством образования и науки Российской Федерации были внесены изменения в базисный учебный план для образовательных учреждений, для введения третьего часа по физической культуре.
По решению педагогического совета МАОУ ПКШ№1 учитывая военно-спортивную направленность школы принято решение, проводить уроки по каратэ взять за основу 3 модель третьего часа по физической культуре.
3 МОДЕЛЬ
Оздоровительный потенциал базовых видов спорта и прикладных физических упражнений:
- оздоровительные основы лыжного спорта,
- оздоровительные основы легкой атлетики,
- подвижные или спортивные игры с оздоровительной направленностью.
- Спортивная гимнастика.
- Каратэ, УШУ.
Образовательные учреждения выбирает один из предложенных разделов и реализует его.
Обсуждая эффективность разных вариантов организации учебного процесса, можно утверждать, что восточные единоборства в системе физического воспитания повышают заинтересованность учащихся в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и ведении здорового образа жизни.
Методы тренировки каратистов гармонично развивают человека, делают его сильным, ловким, выносливым и смелым, укрепляют дух и волю. Значительно снижаю уровень агрессивности у детей и подростков, каратэ помимо крепкого здоровья даёт им надёжные навыки самообороны.
Динамические и статические упражнения каратэ положительно влияют на подвижность суставов, развивают связочный аппарат, увеличивают мышечную силу, повышают выносливость организма. Специальное выполнение дыхательных упражнений обеспечивает массаж внутренних органов и улучшает кровообращение. Отработка уходов, блоков, ударов помогает развить быстроту движений, реакцию, ловкость и координацию. Благотворное влияние на нервную систему оказывает способность сосредоточивать внимание при выполнении приёмов [5,11].
Цель работы: Разработать методику развития скоростно-силовых качеств с элементами «Кроссфита» для учащихся седьмых классов на уроках каратэ и определить ее влияние на физическое развитие школьников.
Задачи:
1. Анализ методической литературы по каратэ «Киокушинкай» и физической культуре в школе.
2. Подобрать упражнения из каратэ и кроссфита развивающие скоростно-силовые качества, школьников седьмых классов.
3. Разработать адаптированный комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств, применяемый на уроках каратэ в шкале.
^Экспериментально проверить влияние комплекса, развивающего скоростно-силовые качества, на физическое развитие учащихся седьмых классов.
Объект исследования - тренировочный процесс по каратэ «Киокушинкай» в школе на уроках физической культуры.
Предмет исследования - влияние скоростно-силовых упражнений, взятых из каратэ и «Кроссфит» на физическое развитие школьников.
Гипотеза - предполагается, что применение адаптированного комплекса физических упражнений на развитие скоростно-силовых качеств окажет эффективное воздействие на физическое развитие учащихся седьмых классов.
Новизна исследования заключается в том, что адаптированный комплекс упражнений с элементами кроссфита, выполняемый на уроках каратэ в школе, является одним из путей повышения скоростно-силовой подготовки учащихся седьмых классов.
Главное преимущество каратэ состоит в том, что в упражнениях задействованы практически все группы мышц и различные системы организма, что обеспечивает достаточно высокое и гармоничное развитие учащихся в школе.
Практическая значимость. На основе научного анализа результатов экспериментального исследования подобранный комплекс упражнений, выполняемый в заключительной части основного времени, может быть рекомендован для практического использования в общеобразовательных и спортивных школах.
Актуальность развития скоростно-силовых качеств у детей средней школы диктуют современные требования к физическому воспитанию. Так, например, выполнение нормативов Комплекса ГТО в соревновательном режиме
На начало эксперимента контрольная и экспериментальные группы по всем показателям статистически не отличались.
Проводимые нами исследования показали эффективность разработанной методики, подтвердилась не только положительная динамика результатов экспериментальной группы, но и превосходством результатов тестирования экспериментальной группы над показателями испытуемых контрольной группы.
Результаты исследования:
1. Анализ литературы по теме физической подготовки в спортивных единоборствах, показал на проблемы в этой области, характеризующиеся значимостью физической подготовки для успешного развития школьников.
2. Для целенаправленного воздействия на группы мышц с целью развития скоростно-силовых качеств, был разработан адаптированный комплекс физических упражнений с элементами «Кроссфита», который выполнялся в конце основной части урока по каратэ.
3. В результате исследования в экспериментальном классе прирост показателей выше, чем в контрольном классе. Это свидетельствует о том, что предлагаемые тренировочные воздействия, направленные на развитие скоростно-силовых качеств у детей седьмых классов, оказывает положительное влияние на физическое развитие учащихся в школе.
Эксперимент подтверждает предположения ряда исследований о благо-творительном влиянии разработанной методики на физическое развитие школьников.
Среди многих факторов определяющих достижения учащихся, является высокий уровень физических качеств. Каратэ Киокушинкай состоит из приемов, в которых движения тела выполняются с максимальной силой, скоростью, точностью и равновесием.
Подобранные физические упражнения на примере каратэ с элементами «Кроссфита», создают возможности для комплексного развития скоростно-силовых качеств, умения решать внезапно возникающие задачи, незамедлительно входить в нужный темп работы.
Благодаря внедрению этой методике развития скоростно-силовой подготовки, учащиеся стали более физически развиты они благополучно решают внутри школьные задачи, активно участвуют в городских и краевых соревнованиях, показывая высокие спортивные результаты, успешно сдают Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО.
1. Закон об образовании 2013. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889
"О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "10.
3. Протокол Координационной комиссии Министерства спорта Российской Федерации № 1 от 23.07.2014 пункт II/1, Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. 2010г.- С 9-11.
5. Бальсевич В.К. Концепция информационно-образовательной кампании по развертыванию национальной системы спортивно ориентированного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных школах Российской Федерации / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. куль-туры. - 2003. - № 4. - С.11 16.
6. Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты/ В.К.Бальсевич «СПОРТВЕСТ» № 4.
2000. -13с. 17. Спортивная физиология: Учебник для институтов физ. Культуры / Под ред. . Коца Я.М - М.: ФиС, 1986. - 240 с. .
7. Бишоп М. Окинавское каратэ: учителя, стили, тайные традиции и секретная техника школ воинского искусства. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 304 с.
8. Железняк Ю. Д Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю. Д. Железняк. - М.: Академия, 2002. - 264с.
9. Ишмухаметов М.Г.Атлетическая гимнастика в силовой подготовке спортсменов / Ишмухаметов М.Г.- Пермь: ПГГПУ, 2014.- 14 с.
10. Иванов-Катанский, С.А. Высшая техника каратэ - М.: ФАИР- Пресс,
2001. - 528с
11. Ирхин В.М. Здоровье ориентированная система учителя физической культуры / В.М. Ирхин, Ф.И.Собянин //Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 4. - 27 с.
12. Карпман С.В. Сердце и работоспособность спортсмена / В.Л. Карпман С.В. Хрущев, Ю.А. Борисова. - М.: Физкультура и спорт, 1978. С. 120.
13. Ким С.Х. Растяжка, сила, ловкость в боевой практике / С. Х. Ким. - Ростов н/Д, 2003. - 272 с.
14. Кузнецова В.В. Скоростно-силовая подготовка школьников/Кузнецова В.В. Ходжаева Ж.К. Советский спорт, 2002. - 20 с.
15. Линдер, И.Б., Оранский, И.В. Останови оружие. - М: «Просвещение», 1991.-126 с.
16. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе//Теория и практика физ. культуры. 1990, № 9, с. 10-14.
17. Маввидис А. Развитие скорости и специфической ловкости у детей 12 лет при использовании краткосрочной программы тренировки // Маввидис А., Мантис К.,Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000, № 3, с. 33-36.
18. Микиртумова О.В. Обучающая программа по Киокушинкай каратэ. Спортивно - оздоровительный курс, курс начальной подготовки (Методическое пособие для тренерско-педагогического состава) - Пермь: МОУДОД СДЮШОР «Киокушинкай» г. Перми; Федерация Киокушинкай каратэ Пермского края, 2009. - 139 с.
19. Микрюков В.Ю. Каратэ в школе [текст]. // Спорт в школе. - 1999, № 41/42. - С. 50-53.
20. Ояма М. Это каратэ. / Под ред. Куликова О.А. - М: ФАИР-ПРЕСС, 1999г. - с.4.
21. Плескачёв А.Н. Обучение детей каратэ // БИП. - 2001. - № 1. С. 21-24.
22. Пфлюгер А.Н. Каратэ. Основы тренировок и соревнований. - Ростов-на- Дону: Феникс, 1998. - 96 с.
23. Стариковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей: Нетрадиционная медицина. М.: ФиС, 1994. - 46 с.
24. Тихонов А.М., Примерная программа физической культуры для начальной школы / Под ред. Тихонов А.М., Полякова Т.А. и др. - КГАОУ ДОД ЦДОД «Краевой центр физической культуры и здоровья» 2010. с.34
25. Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности
// Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. - М.: Физкультура и спорт 1991. - С. 41-109с.
26. Шарманова С.Б Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / В.К. Бальсевич, Ю.В. Катуков. - М.: Советский спорт, 2004 - 117 с.
27. Шарманова С.Б. Круговая тренировка в физическом воспитании детей среднего возраста/ Шарманова С.Б., Федоров А.И., Черепов Е.А. - М.: Советский спорт, 2004. - 120 с.
28. http://roman.by. Скоростно-силовая подготовка, 2007г.
29. Xreferat.ruРефераты по педагогике «Физическое воспитание в школе» 2008г.- с. 54.
30. Xreferat.comРефераты по физкультуре и спорту «Общая характеристика физической культуры» 2014. -7с.
31. Xreferat.comРефераты «Биохимические основы двигательных качеств спортсмена».
32. Stroy-telo.comКроссфит «Кроссфит: программа тренировок, для единоборств» 2014 - 6с.
33. Кроссфит Википедия ru.wikipedia.org«Кроссфит тренировочная методика и соревнования, вид спорта».