ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 6
1.1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности
дошкольников в работах отечественных исследователей 6
1.2. Содержание работы по обучению дошкольников безопасности
жизнедеятельности в условиях современной ДОО 12
1.3. Использование дидактической игры в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности 17
Вывод по первой главе 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Выявление уровня общей сформированности представлений о
безопасности жизнедеятельности 24
2.2. Использование дидактической игры в формировании
представлений о безопасности жизнедеятельности 31
2.3. Анализ уровня сформированности представлений о безопасности
жизнедеятельности и сравнение с первичными результатами 37
Вывод по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
В начале XXI века, можно смело отметить, что Россия живет в условиях нарастающего количества чрезвычайных ситуаций самого разнообразного характера. Ежегодно в результате производственного и бытового травматизма, террористических актов, пожаров и дорожно-транспортных происшествий страна теряет огромное количество людей. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о различных происшествиях, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому, все более важным становится обеспечение безопасности жизнедеятельности детей уже с дошкольного возраста, так как дети, это самая незащищенная и уязвимая часть нашего населения. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности уже в дошкольных организациях.
В отечественной педагогике к проблеме воспитания детей дошкольников навыкам безопасности жизнедеятельности, обращались такие педагоги, как Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина, Н.Л.Князева и многие другие. Педагогами были разработаны пособия для педагогов и родителей, а также множество программ и проектов по формированию основ о безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста, которые популярны и актуальны и на сегодняшний день.
Знакомить детей с безопасностью жизнедеятельности, формировать у них навыки правильного поведения с незнакомыми людьми, на природе, дома, на улице, необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны. Правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Поэтому, актуальность работы и заключается в необходимости формирования у детей представлений о безопасности жизнедеятельности уже в дошкольных образовательных организациях.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально
доказать и обосновать, что дидактическая игра является средством формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования представлений о
безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра, как средство
формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что процесс формирования
представлений о безопасности жизнедеятельности будет эффективным при использовании в работе со старшими дошкольниками дидактических игр.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему обучения безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
2. Определить влияние дидактической игры в процессе обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.
3. Экспериментально изучить уровень сформированности представлений о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Повысить уровень сформированности представлений у детей о безопасности жизнедеятельности, посредством дидактической игры.
Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы: теоретического, эмпирического исследование и диагностические методы.
Теоретическая значимость: изучение теоретической основы
исследования, позволяет более глубоко рассмотреть особенности этого феномена у старшего дошкольника.
Практическая значимость: полученные в ходе исследования
результаты могут эффективно использоваться в дошкольных организациях, а особенно могут быть полезными для воспитателей при подготовке к занятиям, беседам, профилактическим работам по теме безопасности жизнедеятельности.
База эмпирического исследования МБДОУ Детский сад №27 «Рябинушка» общеразвивающего вида ЕМР.
Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении обозначена актуальность выбранной темы, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования. В первой главе рассматривается проблема обучения детей дошкольного возраста безопасности жизнедеятельности, содержание ее работы в условиях ДОО, а так же использование дидактической игры в процессе обучения детей безопасности жизнедеятельности. Экспериментальная часть состоит из трех этапов. Первый этап - констатирующий, посвящен выявлению уровня сформированности у детей представлений о безопасности жизнедеятельности. Второй этап - формирующий, направлен на повышения уровня сформированности представлений о безопасности жизнедеятельности, посредством дидактической игры. Третий этап - контрольный, определяющий эффективности работы проведенной на формирующем этапе. Библиография включает список литературы из 44 наименований. В работе имеется 6 таблиц и 4 рисунка.
На сегодняшний день, Россия живет в условиях нарастающего количества чрезвычайных ситуаций самого разнообразного характера. Ежегодно в связи с данными ситуациями, страна теряет огромное количество людей, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому, все более важным становится обеспечение безопасности жизнедеятельности детей уже с дошкольного возраста, так как дети, это самая незащищенная и уязвимая часть нашего населения. В связи с этим, большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности уже в дошкольных организациях.
Изучив источники отечественных педагогов, таких как Н.Н. Авдеевой, Р.Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, Т.И. Даниловой, Т.Ф. Саулиной и многих других, мы определили, что под понятием ОБЖ понимается область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Именно поэтому, в педагогике и возникла проблема в необходимости подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в различных непредвиденных ситуациях. Благодаря наработанным предпосылкам, на сегодняшний день в отечественной педагогической практике для обучения детей навыкам безопасности жизнедеятельности накоплен достаточный опыт, содержащий в себе множества различных пособий и программ по обучению детей ОБЖ в детских садах. А вопрос о том, что работу по формированию у детей представлений о БЖ, следует начинать уже в дошкольном периоде, он бесспорен. Этому благоприятствуют отличительные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, быстрое проигрывание различных ситуаций, с которыми им предлагается столкнуться. Правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
В дошкольном возрасте, ребенок лучше всего ребенок усваивает любую информацию через игру. Один из самых любимых видов игр детей, это дидактическая игра, под которой понимается разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Дидактическая игра очень разнообразна и структурирована. Данный вид игр, требует подготовки, как от педагога, так и от самих детей. А за счет своей видовой разнообразности, дидактические игры, стали активно применяемы в формировании представлений о безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста, оказывая при этом влияние на быстрое развитие представлений о БЖ детей, без нажима и особой тренировки.
Экспериментальную часть нашей работы мы начали с
констатирующего этапа, на котором мы выявили уровень
сформированности представлений о БЖ, проведя исследование с воспитанниками старшей группы №4 и №10 Детского сад №27 «Рябинушка» общеразвивающего вида ЕМР, в количестве 40 человек. Для исследования мы применили методику «Выявление уровня сформированности представлений о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста», разработанную Н.Н. Авдеевой,
О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Исследование в методике проводилось по 6 разделам, включающие в себя ряд вопросов. Методика проводилась индивидуально с ребенком, без учета времени. За каждый ответ на вопрос ребенок получал от 1 до 3 баллов, в зависимости от полноты ответа. Все ответы ребенка фиксировались в бланке ответов. По окончанию проведения методики подсчитывалось число набранных баллов, и определялся уровень сформированности представлений ребенка о БЖ: низкий, средний или высокий. По полученным данным, мы определи, что в обеих группах, есть дети с разными уровнями сформированности представлений. В группе №4 преобладает средний у 9 детей (45%) и низкий у 9 детей (45%) уровень, а высокий лишь у 2 детей (10%). В группе №10, преобладает низкий уровень у 11 детей (55%), чуть меньше средний уровень у 6 детей (30%) и у 3 детей выявлен высокий уровень (15%).
Следующий этап нашего исследования - формирующий. Группа №4 была определена нами, как экспериментальная группа, а группу №10, как контрольная группа. С экспериментальной группой, нами была проведена работа по повышению уровня сформированности представлений детей о БЖ, по средствам дидактической игры. Все дидактические игры подбирались нами в соответствии с разделами проводимой нами методики. К каждому разделу в основном соответствовали две игры. Все игры проводились с детьми неоднократно, как индивидуально, так и со всей группой. Таким образом, на формирующем этапе нам удалось в течение учебного года провести с детьми 11 дидактических игр, касающихся безопасности жизнедеятельности детей.
Последний этап нашего исследования - контрольный. На данном этапе мы оценивали эффективность проделанной нами работы на формирующем этапе. Нами была повторно проведена методика «Выявление уровня сформированности представлений о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста», как с экспериментальной, так и с контрольной группой. Проанализировав полученные результаты обеих групп, нами был сделан анализ сформированности представлений о БЖ детей. В экспериментальной группе №4, сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапа, мы отметили положительную динамику. Значительно снизилось число детей от 9 (45%) до 3 (15%), обладающих низким уровнем сформированности представлений о БЖ. Средний уровень выявлен также,
хоть и не на много, но уже у меньшего количества детей, всего у 5 (25%), хотя изначально был у 9 детей (45%). А высокий уровень значительно изменился в показателях, и был выявлен на контрольном этапе уже у 12 детей (60%), хотя на констатирующем этапе, данным уровнем обладали лишь 2 ребенка (10%). Сравнивая констатирующий и контрольный этап исследования в контрольной группе №10, отмечается значительное падение низкого уровня у детей, из 11 детей (55%), на контрольном этапе, выявился низкий уровень лишь у 7 (35%). Изменились показатели и среднего уровня, число детей, обладающих данным уровнем, стало больше 8 человек (40%), а изначально было 6 человек (30%). Такое же изменение отмечается и на высоком уровне, показатели контрольного этапа, так же изменились на 2 человека больше, чем на констатирующем этапе, и детей с данным уровнем стало 5 человек (25%), хотя было всего 3 ребенка (15%). Тем самым, мы можем сказать, что между констатирующим и контрольным этапом есть явные различая. Положительная динамика сформированности представлений о
безопасности жизнедеятельности выявлена, как у экспериментальной, так и у контрольной группы, но существенные изменения мы видим в экспериментальной группе, с которой в течение года проводилась дополнительная работа по формированию у детей представлений о БЖ, посредством дидактической игры.
Таким образом, проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что использование дидактических игр оказывают положительное влияние на формирование представлений о безопасности
жизнедеятельности детей старшего дошкольного года. Гипотеза нашего исследования подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.
1. Аванесова, В.Н. Умственное воспитание дошкольников [Текст] / В.Н. Аванесова. - М.: АРКТИ, 2009. - С. 52-58.
2. Авдеева, Н.Н. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - СпБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 144 с.
3. Ахмадиева, Р.Ш. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах [Текст] / Р.Ш. Ахмадиева, Е.Е. Воронина, Р.Н. Миниханов. - Казань: НЦ БЖД, 2008. - С. 47 - 249.
4. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика [Текст] / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с.
5. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика [Текст] / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с.
6. Бачевская, А.В. Развитие навыков безопасного поведения дошкольника и приобщение их к ЗОЖ [Текст] / А.В. Бачевская. - Новороссийск: Звонкие голоса, 2010. - 28 с.
7. Белая, К.Ю. Твоя безопасность: как вести себя дома и на улице [Текст] / К.Ю. Белая, В.Н.Зимонина. - М.: Просвещение, 2001. - 51 с.
8. Белая, К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: Мозаика - синтез, 2012. - 186 с.
9. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] /А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991. - 126 с.
10. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя дет. сада [Текст] / А.К. Бондаренко. — М.: Просвещение, 2007. — 160 с.
11. Бурдина, С.В. Не играй с огнем. Демонстрационный материал для занятий в группах детского сада [Текст] / С.В. Бурдина. - Киров: Весна дизайн, 2015. - 14 с.
12. Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
13. Волкова, И.А. Дети. Улица. Культура. Безопасность [Текст] / И.А. Волкова, С.С. Миронова, И.Н. Добрынина, В.В. Шеметов. - Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, 2014. - 80 с.
14. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада [Текст] / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - Воронеж: Лакоценин, 2014. - 91 с.
15. Глебова, И.Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 33-35.
16. Гончарова, Л.М. Правила дорожного движения для дошкольников [Текст] / Л.М. Гончарова. - Р. н/Д.: Феникс, 2008. - 251 с.
17. Дидактическая игра [Электронный ресурс] // Википедия [Сайт]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 25.11.2015 г.)
18. Дидактическая игра в педагогике [Электронный ресурс] // Олбест [Сайт]. - URL: http://otherreferats.allbest.m/pedagogics/00406917_0.html (дата обращения: 27.11.2015 г.)
19. Ершова, И.Н. Азбука дорожного движения для детей [Текст] / И.Н. Ершова. - М.: Мироздания, 2012. - 30 с.
20. Зворыгина, Е.В. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст] / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская. - М.: Просвещение, 2003. — 103 с.
21. Земскова, Ю.А. Основы безопасности жизнедеятельности в ДОУ [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май, 2014 г.) — Уфа: Лето, 2014. — С. 56 - 58.
22. Зимонина, В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников [Текст] / В.Н. Зимонина, К.Ю. Белая. - М.: Просвещение, 2006. - 94 с.
23. Зубарева, Ю.М. Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, май, 2015 г.) — Уфа: Лето, 2015. — С. 63 - 68.
24. Извекова, Н.А. Занятия по правилам дорожного движения [Текст] / Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева. - М.: Сфера, 2008. - 64 с.
25. Казакова, М. А. Современные методы работы с детьми дошкольного возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 57-60.
26. Калинина, Л.М. Правила безопасности [Текст] / Л.М. Калинина. - М.: Стрекоза, 2011. - 19 с.
27. Кобзева, Т.Г. Правила дорожного движения. Система обучения дошкольников [Текст] / Т. Г. Кобзева. - Волгоград.: Учитель, 2011. - 112 с.
28. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2012. - С. 323-325.
29. Коломенский, Я.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника [Текст] / Я.А. Коломенский. - СПб.: Питер, 2007. - С. 201-203.
30. Короткова, Л.В. Дидактические игры и упражнения по валеологическому воспитанию дошкольников [Текст] / Л.В. Короткова. М.: Стрекоза, 2015. - 15 с.
31. Крутецкая, В.А. Правила здоровья [Текст] / В.А. Крутецкая. СПб.: Литера, 2013. - 62 с.
32. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика [Текст] / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. - М.: Просвещение, 1983. - 380 с.
33. Масленникова, И.С. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / И.С. Масленникова, О.Н. Еронько. - М.: Инфра, 2014. — 304 с.
34. Парахин, В.В. Дорога глазами детей. Сборник детских творческих работ по вопросам безопасности дорожного движения [Текст] / В.В. Парахин. - Липецк.: Неоновый город, 2007. - 52 с.
35. Полынова, В.К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста [Текст] / В.К. Полынова, С.П. Подопригорова, З.С. Дмитриенко. - М.: Детство - Пресс, 2015. - 240 с.
36. Рогалева, Г.И. Воспитательная деятельность: день за днем [Текст] / Г.И. Рогалева. - Улан-Удэ: БГУ, 2010. - 160 с.
37. Саулина, Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление
дошкольников с правилами дорожного движения [Текст] / Т.Ф. Саулина. - М.: Мозаика - Синтез, 2010. - 120 с.
38. Ситинова С. Р. Историография безопасности жизнедеятельности у дошкольников [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 28-32.
39. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / А.И. Сорокина. — М.: Просвещение, 2012. — 96 с.
40. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир [Текст] / Е.В. Субботский. - СПб.: Питер, 2009. - 207 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155)
42. Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста в специально организованной деятельности и вне
занятий [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования [Сайт]. - URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-
zhizni/2013/12/14/tvorcheskiy-otchyot-formirovanie-osnov-bezopasnosti (дата обращения: 17.11.2015 г.)
43. Формирование у старших дошкольников основ безопасного поведения [Электронный ресурс] // В помощь студнтам [Сайт]. - URL: http://stud24.ru/pedagogy/formirovanie-u-starshih-doshkolnikov-osnov/367688- 1156764-page2.html (дата обращения 12.10.2015 г.)
44. Характеристика и методика руководства дидактической игрой
[Электронный ресурс] // Лекции [Сайт]. - URL: