Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ И АССОЦИАТИВНОЙ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ 5 - 7 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С ГЛАГОЛОМ, ПРИЧАСТИЕМ И ДЕЕПРИЧАСТИЕМ)

Работа №57630

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
297
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
Глава 1. Особенности памяти у учащихся 5 классов 13
1.1. Понятие памяти, её виды 13
1.2. Процессы и механизмы памяти 16
1.3. Механизмы ассоциативной памяти: необходимость её развития у
учащихся 19
1.4. Развитие логической памяти у учащихся как основание интеллектуализации
процесса мышления 21
1.5. Особенности развития памяти подростков 24
1.6. Особенности процесса запоминания на основе ведущего типа
анализатора 27
Глава 2. Анализ классификаций приемов развития ассоциативной и логической памяти (процесса запоминания) в психологических и педагогических исследованиях 31
2.1. Психологические приемы, способствующие процессу запоминания 31
2.2. Педагогические приемы, активизирующие процессы запоминания 33
2.3. Приёмы мнемотехники на уроках русского языка 34
2.4. Классификация приемов развития ассоциативной и логической видов
памяти с учетом ведущего анализатора 37
2.4.1. Приемы, развивающие ассоциативную память на основе зрительного
анализатора 37
2.4.2. Приемы, развивающие ассоциативную память на основе слухового
анализатора 39
2.4.3. Приемы, развивающие ассоциативную память на основе двигательного
анализатора 40
2.4.4. Приемы, развивающие логическую память на основе зрительного
анализатора 40
2.4.5. Приемы, развивающие логическую память на основе слухового
анализатора 42
2.4.6. Приемы, развивающие логическую память на основе двигательного
анализатора 44
2.4.7. Приемы, развивающие ассоциативную память на основе комбинации анализаторов (работы со зрительно - слухо - моторными образами)45
2.4.8. Приемы, развивающие логическую память на основе комбинации анализаторов (работа со зрительно - слухо - моторными образами)46
Глава 3. Развитие ассоциативной и логической памяти учащихся при обучении глаголу, причастию, деепричастию на уроках русского языка в 5 - 7 классах 49
3.1. Диагностика состояния ассоциативной и логической памяти учащихся на
этапе констатирующего эксперимента 49
3.2. Формирование и развитие ассоциативного и логического видов памяти на
примере обучения темам «Глагол», «Причастие», «Деепричастие» в 5 - 7 классах 55
3.3. Контроль развития ассоциативной и логической памяти учащихся 5-7 классов 62
3.3.1. Урок контроля освоения тем «Глагол», «Причастие», «Деепричастие» (7 класс)62
3.3.2. Контроль уровня ведущего типа анализатора в процессе запоминания 70
3.3.3. Контроль развития логической памяти 73
3.3.4. Контроль развития ассоциативной памяти 75
Заключение 78
Список литературы 81

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют

Главная задача учителя русского языка - организация учебного процесса, а также развитие личности, умеющей размышлять, анализировать, делать выводы, сопоставлять. А для этого необходимо оперировать имеющимся запасом знаний, активизируя при этом процессы памяти. Чаще всего трудности запоминания и воспроизведения информации на уроках русского языка можно наблюдать в подростковом возрасте. Это связано с ситуацией адаптации учащихся к обучению в среднем звене, а также большим количеством психологических процессов, которые еще не в полной мере освоены.
В подростковом возрасте память претерпевает некоторые изменения: она все более опосредуется логическими операциями. Но поскольку школьники среднего звена не владеют в достаточной мере приемами смыслового запоминания, а опираются на способы механического, возникает противоречие: с одной стороны, учитель выполняет требования к формированию результатов обучения по русскому языку, с другой - он не может достичь качества результатов без развития процессов памяти. Из этого следует, что школьникам 5 - 7 классов требуется помощь, которая может быть предложена учителем русского языка, она определяется оптимальным лингвометодическим оснащением процесса обучения, концентрирующим усилия в двух направлениях: освоение предметного содержания учебного предмета «Русский язык» учениками и развитие процессов их памяти. Будет важно обучать специально отобранными и смоделированными приемами для активизации процессов формирования именно тех видов памяти, на которые происходит активная опора в обучении в этом возрасте. Эта работа предполагает анализ процессов памяти, диагностику проблем, отбор и моделирование методических приемов, способствующих развитию процессов памяти, на материале учебных тем «Глагол», «Причастие», «Деепричастие», что является актуальным для учеников среднего звена и делает актуальным тему нашего исследования.
Поскольку разработки приемов по развитию памяти учащихся представлены чаще всего в области конкретных дисциплин, необходимым является рассмотреть приемы развития процессов памяти в обучении русскому языку на примере глагола, причастия и деепричастия.
Объект исследования: мнемические процессы младших подростков.
Предмет исследования: оптимальные приемы, развивающие логическую и ассоциативную виды памяти на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: правомерно предположить, что при систематическом включении в уроки русского языка приемов, способствующих развитию логической и ассоциативной памяти, улучшится запоминание материала, его более прочное усвоение, что, как следствие, приведет к улучшению результатов обучения, касающихся глагола, причастия, деепричастия.
Цель: отбор и моделирование системы оптимальных приемов, развивающих процессы логической и ассоциативной памяти школьников 5 - 7 классов, для уроков русского языка на примере раздела морфологии по темам: «Глагол», «Причастие» и «Деепричастие».
В процессе проверки гипотезы и достижения цели, необходимо решить ряд задач:
- Изучить виды, процессы памяти, особенности их развития в подростковом возрасте на основе анализа психологических и педагогических исследований;
- изучить научные источники по методике обучения морфологии: глагола, причастия, деепричастия;
- проанализировать классификации психологические и педагогические приемы, развивающие память подростков;
- отобрать и адаптировать приемы для уроков по обучению глаголу, причастию и деепричастию, создать на их основе упражнения с комплексными заданиями, которые будут развивать процессы запоминания на уроках русского языка в 5 - 7 классах;
- организовать и провести педагогический эксперимент, основой которого будет обучение на уроках русского языка с использованием приемов, способствующих развитию ассоциативной и логической памяти.
Методологической и теоретической базой исследования явились разработки, направленные на изучение процессов памяти (В.В. Богословский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин Г.К. Середа, Г. Эббингауз, и др.); психологические концепции различных видов и механизмов памяти (А. Бине, В.В. Богословский, К. Бюлер, Л. С. Выготский, У. Джемс, Б.В. Зейгарник, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Г. Эббингауз, З. Фрейд и др.); концепции педагогов и психологов о возрастных особенностях развития памяти учащихся подросткового возраста (Л.С Выготский, Ю.Б. Гиппенрейтер, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже и др.); психологические приемы, направленные на развитие процессов памяти (Д. Лапп и др.); педагогические концепции, исследующие развитие памяти учеников, концепции мнемотехнических приемов, ассоциативных приемов, приемов схематизации, систематизации, структурирования и др. для уроков русского языка (В.В. Агафонов, И.Ю. Матюгин, Л.Ф. Тихомирова и др.).
Научная новизна работы заключается в следующем:
- исследована возможность развития процессов памяти подростков психологическими методами для применения в обучении русскому языку;
- проанализированы возможные ситуации в обучении русскому языку для развития процессов памяти мнемотехническими, ассоциативными приемами, приемами систематизации, структурирования учебного материала, приемами использования опорных схем, перекодирования, достраивания, группировки информации.
- в работе исследована проблема эффективности запоминания учебного материала школьниками 5 - 7 классов с различным уровнем развития ведущих анализаторов в процессе запоминания.
При работе над данным исследованием использованы следующие методы:
Теоретические:
- метод анализа научной литературы по психологии с целью изучения видов памяти, ее процессов, возрастных особенностей подростков 11 - 13 лет;
- метод анализа лингвометодических источников, на основе которых будет разработана система приемов, развивающих процесс запоминания, по разделам «Глагол», «Причастие» и «Деепричастие» УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской для 5-7 классов;
- метод психологической и лингвистической диагностики преобладающего типа памяти, а также логической и ассоциативной видов памяти у учеников 5 - 7 классов;
- метод моделирования системы методических приемов, направленных на развитие процессов запоминания и воспроизведения, а также совершенствование логической и ассоциативной видов памяти у учеников 5 - 7 классов;
Экспериментальные:
- метод лингвистической диагностики: наблюдение и фиксация сведений о типичных ошибках учащихся, контрольно-методические срезы по изучаемым темами анализ успеваемости учащихся;
-метод психологической диагностики, включающей следующие методики: методика выявления преобладающего типа запоминания на основе ведущего анализатора (зрительный, слуховой, моторной, комбинированный);
- методика выявления преобладающего в процессе мышления вида памяти: логического и механического Л.Ф. Тихомировой;
- методика «Пиктограмма» А.Р. Лурия.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что систематизация данных о процессах памяти подростков, а также отбор и моделирование приемов для ее развития с психологической, педагогической и лингвометодической точек зрения уточняют и дополняют ряд существенных аспектов в научных концепциях разной направленности. Основные теоретические результаты исследования могут стать основой для дальнейшего изучения и развития процессов памяти на уроках русского языка в 5 - 7 классах.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные приемы развития процессов памяти будут полезны как для теории, так и для практики преподавания русского языка в разных условиях обучения подростков, а также могут служить материалом для работы школьного психолога.
Данная работа имеет следующую структуру:
- введение, где рассматривается актуальность, ставится цель, формулируются гипотеза, задачи, рассматривается теоретическая и практическая значимость;
- первая часть раскрывает теоретические основы процесса памяти, роль в обучении, возможные пути ее развития;
- вторая часть рассматривает анализ классификаций и приемов, направленных на развитие процессов памяти (педагогические, приемы мнемотехники на уроках русского языка);
- в третьей части анализируются и отбираются упражнения, развивающие
процессы памяти для уроков русского языка, которые в дальнейшем, в ходе эксперимента, внедряются в 5 - 7 классах в обучение темам «Глагол»,
«Причастие» и «Деепричастие»;
- в заключении подведены итоги исследования, в частности, по реализации развивающих приемов, которые были апробированы в практической деятельности.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Филология в пространстве современных гуманитарных исследований», посвящённой 95-летию Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Пермь, 24 - 25 ноября 2016 года), а также на научной студенческой конференции «Молодая филология - 2017. Язык и литература: актуальные исследования» (25 апреля, 2017 года). Результаты исследования нашли отражение в публикациях в сборниках статей по материалам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Филология в пространстве современных гуманитарных исследований и в электронном сборнике «Молодая филология - 2017», ПГГПУ.
Результаты исследования были внедрены в практику обучения русскому языку Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мысовская СОШ» Краснокамского района, а также частично использованы в учебном процессе для студентов филологического факультета ПГГПУ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Личность школьника подросткового возраста характеризуется большим количеством новых психологических процессов, кроме того, введением новых учебных предметов в обучение, именно в этот период память все более опосредуется логическими операциями. Опора лишь на способы механического запоминания становится недостаточной, учащиеся не владеют в достаточной мере приемами смыслового запоминания, поэтому развитие ассоциативной и логической памяти в этом возрасте требует от учителя специальной работы.
2. В основе развития логической памяти подростков лежит ассоциативная память. На основе запоминания по ассоциации происходит дальнейшее образование функциональных связей и аналогий между отдельными понятиями. А вслед за этим процессом происходит обработка информации логическими операциями (анализ, синтез, сопоставление, обобщение, сравнение и др.). Формирование логической памяти невозможно без формирования ассоциативной.
3. При моделировании приемов работы, направленных на развитие ассоциативной и логической памяти, необходимо учитывать индивидуальные особенности процесса запоминания у ученика. Такой учёт возможен при выявлении ведущего анализатора у учащихся: зрительного, слухового, моторного или комбинации анализаторов.
4. Отбор и моделирование приемов для уроков русского языка должны производиться в соответствии с результатами диагностики типа ведущего анализатора, с одной стороны, с другой стороны, с учетом пробелов по усвоению глагола, причастия и деепричастия.
5. Использование смоделированной системы приемов для развития логической и ассоциативной видов памяти учащихся с учетом ведущих анализаторов будет способствовать повышению эффективности педагогического процесса на уроках русского языка в 5 - 7 классах.
Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование выполнено в русле сопряжения педагогических, лингвометодических и психологических аспектов: совершенствование методики обучения морфологии (на примере глагола, причастия и деепричастия); развитие процессов и совершенствования запоминания младших подростков при обучении проводилось на основе работы с ведущим типом анализатора личности. В связи с поставленной целью и задачами исследования были проанализированы педагогические и лингвометодические источники по обучению школьников среднего звена, и в частности, по особенностям методики обучения морфологии, а также психологические исследования по проблематике аспектов изучения памяти как феномена личности.
Проанализировав психологические исследования, мы пришли к выводу, что в подростковом возрасте память играет важную роль. В этом возрасте подростку приходится значительно больше запоминать, что ведет к некоторым проблемам в его обучении. В учебной деятельности также имеют место важные процессы, связанные с перестройкой работы памяти. В связи с этим появляется необходимость активизации логической памяти, и наряду с этим замедляется развитие механической памяти.
Мы проанализировали степень «востребованности» в процессе обучения русскому языку в 5 - 7 классах для запоминания механической, логической и ассоциативной видов памяти. Выявили, что механическая память, как основная для младших школьников, уже не может обеспечить запоминания материала в процессе обучения русскому языку учащихся среднего звена. Поэтому наша диагностика была направлена на выяснение исходных показателей ассоциативной и логической памяти младших подростков.
В ходе исследования было проведено несколько диагностирующих срезов на диагностирующем этапе педагогического эксперимента (5 класс) и на контрольном (7 класс): проведена психологическая диагностика памяти учеников в контрольной и экспериментальной группах с точки зрения выявления ведущего анализатора в процессе запоминания у школьников (зрительный, слуховой, моторный, комбинации анализаторов); выявление преобладающего в процессе мышления вида памяти: логического или механического по методике Л.Ф. Тихомировой; выявление состояния развитости ассоциативной памяти по методике «Пиктограмма» А.Р. Лурия.
А также были проведены работы диагностирующего и контрольного характера по темам «Глагол», «Причастие», «Деепричастие» для понимания освоенности лингвистического материала.
На основе анализа результатов диагностической работы были выявлены низкие показатели как логической, так и ассоциативной видов памяти, определены ведущие анализаторы процесса запоминания. Работа с экспериментальным классом осуществлялась с применением групповых форм на уроках: учащиеся были соединены в группы на основе ведущего анализатора.
Исходя из этих данных, была разработана система методических приемов на основе обучения глаголу, причастию, деепричастию, ориентированная на совершенствование освоения морфологических тем и развитие ассоциативной и логической памяти.
Система приемов была разработана с учетом ведущего типа анализатора запоминания учеников, она включает восемь групп приемов, которые были апробированы в практике обучения на уроках по морфологии глагола, причастия, деепричастия с учетом пробелов в знаниях и показателей слабой сформированности на базе знаний практических умений.
Апробация разработанных приемов проходила на базе МБОУ «Мысовской СОШ» в 5 - 7 классах. По УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской при изучении раздела «Морфология» на этапах закрепления и повторения глагола, причастия, деепричастия в работу вводились приемы, развивающие логическую и ассоциативную память с учетом ведущего анализатора запоминания (слуховой, зрительный, моторный, комбинации анализаторов). Кроме того, для учащихся каждой группы предлагались задания комбинированного характера, активизирующие в процессе выполнения комплекс анализаторов для запоминания. Это было необходимо, поскольку процессы развития ассоциативной и логической памяти разноплановы и развивать другие виды анализаторов в процессе запоминания нам представляется важным.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что на этапе контрольного эксперимента выявлена положительная динамика развития ассоциативной и логической памяти учащихся в процессе освоения морфологических тем, касающихся трудностей, связанных с глаголом, причастием, деепричастием.
Расширилась группа учащихся, которые для запоминания пользуются комбинацией анализаторов. Это свидетельствует о развитии и расширении каналов восприятия учебной информации. Эффективность процесса воспроизведения информации участниками экспериментальной группы доказана результатами контрольно-методических срезов. Это более высокие показатели в сравнении с показателями контрольной группы.
Гипотеза нашего исследования, являющаяся предположением того, что при систематическом включении в уроки русского языка системы приемов, способствующих развитию логической и ассоциативной памяти, улучшится запоминание материала, его более прочное усвоение, подтвердилась. Цель, намеченная в начале исследования, достигнута. Система приемов, развивающих процессы логической и ассоциативной памяти школьников 5 - 7 классов на уроках русского языка на примере раздела морфологии по темам: «Глагол», «Причастие» и «Деепричастие» апробирована и свидетельствует о положительной динамике.



1. Агафонов А.Ю., Волчек Е.Е. Психология мнемических явлений: учебное пособие. Самара: Универс-групп, 2005. - 120 с.
2. Агафонов В.В. «Неправильные правила» для словарных слов и не только / В. В. Агафонов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ювента, 2005. - 64 с.
3. Блонский П.П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
4. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: пособие для учителей общеобразоват .учреждений / Г.А. Богданова. - М.:Просвещение, 2012. - 175 с.
5. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. - М.: Знание, 1979. - 40 с.
6. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П Зинченко. - , СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
7. Бондаренко, С.М., Ротенберг, В. С. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989.— 239 с.
8. Воителева, Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб. пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2006. - 319 с.
9. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., Книга по Требованию, 2013. - 135с.
10. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном
формировании умственных действий. Исследования мышления в советской психологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 150 с.
11. Гац, И.Ю. Методика русского языка в задачах и упражнениях:
учеб.пособие для студентов пед. вузов / И. Ю. Гац. - М.: Дрофа, 2007. - 287 с.
12. Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх: Развитие внимания, памяти, фонемат. слуха, мышления и воображения на занятиях по рус.яз. / Д.Х. Гизатуллина. - СПб.: Акцидент ,1998. - 29с.
13. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология памяти. - М.: Черо, 2002. - 816 с.
14. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. - М.: 1980. - 152 с.
15. Диброва Е.И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2 частях. Часть 2. Морфология. Синтаксис. Учебник. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 624 с.
16.Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. - 562 с.
17. Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в подростковом возрасте // Возрастные и индивидуальные различия памяти / под ред. А.А. Смирнова. М., 1967. - 16 с.
18. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.:Знание, 1981. - 96 с.
19. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1979. - 48 с.
20. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. Москва - Ленинград, 1931. - 278 с.
21. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2008.
- 583 с.
22. Матюгин И.Ю. Как развивать внимание и память вашего ребенка/ И.Ю. Матюгин. - М.: Рипол-классик, 2010. - 112 с.
23. Матюгин И.Ю. Методы развития памяти, образного мышления,
воображения / И.Ю. Матюгин, И.К. Рыбникова. - М.: Эйдос, 1996. - 59 с.
24. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
- 178 с.
25. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова.- М.: Академия, 2001. - 368 с.
26. Медведева Н.В., Рябухина Е.А., Фоминых Л.С. Методика обучения русскому языку: типы и структура уроков русского языка (грамматика и правописание). - Пермь: ПГГПУ, 2015. - 103 с.
27. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. 4-е издание, стереотипное. - М.: Академия, 1999. - 176 с.
28. Никитина, Т. Б. Как развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко / Т. Б. Никитина. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 291 с.
29.Общая психология. (Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов). Под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1973. - 351 с.
30.Основы методики русского языка в 4-8 классах: Пособие для учителей/ Под ред. А.В. Текучева, М.М. Разумовской, Т.А. Ладыженской. - М.: 1978. -340 с.
31. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. - М.:Просвещение, 1985 . - 65 с.
32. Психологический практикум «Память»: учеб.- метод. пособие/ сост. Л.И. Дементий, Н.В. Лейфрид / под ред. Л.И. Дементий. - Омск: Омск. Гос. Ун¬т, 2003. - 124 с.
33. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
34. Пугач Ю.К. Развитие памяти. Система приемов. - СПб.: Питер, 2009. - 50 с.
35. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Познавательные психические процессы// Психология и педагогика. - Спб.: Питер, 2005. - с.43-94
36. Рубинштейн. С. Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер, 2009. - 246 с.
37. Русский язык: Учебник. 5 класс. В 2 кн. Шмелев А.Д., Пешков И.В., Флоренская Э.А. /под науч. ред. А.Д.Шмелева - М.: Вентана-Граф, 2015. - 368 с.
38. Русский язык: учебник. 6 класс. В 2 кн. Шмелев А.Д., Пешков И.В., Флоренская Э.А./под науч. ред. А.Д.Шмелева - М.: Вентана - Граф, 2015. - 368 с.
39. Русский язык: учебник. 7 класс. В 2 кн. Шмелев А.Д., Пешков И.В., Флоренская Э.А. / под науч. ред. А.Д.Шмелева - М.: Вентана - Граф, 2015.- 368 с.
40. Русский язык: учебник для V класса общеобразоват. учреждений . /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. - М.: Дрофа, 2001. - 384 с.
41. Русский язык: учебник для VI класса общеобразоват. учреждений . /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. - М.: Дрофа, 2001. - 320 с.
42. Русский язык. Учебник + электронное приложение. 5 класс. В 2-х частях Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. - М.: Просвещение, 2015. - 192 с.
43. Русский язык. Учебник + электронное приложение. 6 класс. В 2-х частях Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Под ред. Т. А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой - М.: Просвещение, 2015.
- 192 с.
44. Русский язык. Учебник + электронное приложение. 7 класс. В 2-х частях Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. - М.: Просвещение, 2017. - 192 с.
45. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов «Рус . яз. И лит». В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 256 с.
46. Сочинения: Основы психологии. - Спб., 1962; г. О.Эббингауз. Статья «Смена душевных образований».
47. Середа Г. К. Проблема памяти и обучения // Вопросы психологии. Вып. 2. М., 1970. - 32 с.
48. Середа Г.К. Что такое память? // Психологический журнал. - 1985. - Т. 6. - № 6.
49. Словарь Л.С. Выготского / под ред. А.А. Леонтьева. - Москва: МГУ им.
М.В. Ломоносова, 2007. - 78 с.
50. Смирнов А.А. Развитие логической памяти у детей. - М., 1976. - 254 с.
51. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. - СПб.: Питер, 2006. - 589 с.
52. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1996. - 135 с.
53. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Ярославль: Академия развития, 1997. - 142с.
54. Уроки русского языка в 5 классе: пособие для учителей общеобразоват. учрежд/ Г.А. Богданова - М.:Просвещение, 2012. - 175 с.
55. Уроки русского языка в 6 классе: пособие для учителей общеобразоват. учрежд/ Г.А. Богданова - М.:Просвещение, 2012. - 175 с.
56.Чутко Н.Я. Развитие памяти школьника. - М.: Педагогика, 1992. - 192 с.
57. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: учебник для студентов вузов./ И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2007. - 349 с.
58. Шапиро А.Б. Грамматика. - Ч. 1 (Морфология): Учебник для средней школы. - М., 1933. - 213 с.
59. Шлычкова А.Н. О влиянии мыслительной деятельности на запоминание // Вопр. Психол. 1980. № 6. C. 90 - 96.
60. Шлычкова А.Н. Изучение эффективности разных видов запоминания // Вопр. Психол. 1982. № 6. C. 81 - 88.
Электронные ресурсы
61. Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1973г. -
URL: http://www.biografia.ru/about/psihologia125.html (дата обращения:
05.10.2016)
62. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. 2007г. -URL:
http://www.superidea.ru/intel/mem/lapp. htm (дата обращения: 05.12.2016). С. 1.
63. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника; популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития,2006г.-ПКГ:
http ://lupp.pp.net.ua/load/detskaja_psikhologija/razvitie_poznavatelnyk (дата обращения: 8.12.2016). С. 15.
64.Эренберг О. Приёмы запоминания информации. 2003г.-
http://www.toptrening.ru/articles/1052/ (дата обращения: 8.12.2016). С. 3.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ