ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Определение неологизма 6
1.2. Классификация неологизмов 11
1.3. Причины появления неологизмов 15
1.4. Современные тенденции в образовании как экстралингвистический фактор появления неологизмов в сфере образования 18
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ, СЕМАНТИЧЕСКАЯ И ПЕРЕВОДЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА АНГЛИЙСКИХ НЕОЛОГИЗМОВ XXI ВЕКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 24
2.1. Метод и методика исследования 24
2.2. Тематические группы английских неологизмов в сфере образования... .25
2.3. Способы перевода английских неологизмов в сфере образования на русский язык 31
2.4. Способы образования английских неологизмов в сфере образования 42
Выводы по Главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Любой язык находится в постоянном взаимодействии с обществом, подвергается его влиянию и изменяется в соответствии с результатами человеческой деятельности. Динамичность языка, прежде всего, отражается в его лексическом составе, что объясняется открытостью, нежесткостью данной языковой подсистемы. В свою очередь, неологизмы являются одним из ярких показателей гибкости лексики.
Исследованием неологизмов занимались многие ученые, такие как Е.А. Земская, Н.З. Котелова, Р.Ю. Намитокова, А.Г. Лыков, Е.В. Сенько, О.А. Габинская, В.А. Козырев, В.Д. Черняк, С.И. Алаторцева, С.И. Тогоева и другие, рассматривая данное явление в различных аспектах (стилистическом, деривационном, семантическом, психолингвистическом и т.д.) Однако, проблемы, связанные с неологизмами, являются неисчерпаемым источником для лингвистического анализа, поскольку пополнение языка новыми словами представляет собой непрерывный процесс. При этом ряд специалистов в области лингвистики отмечают, что конец ХХ - начало XXI века охарактеризован неологическом бумом, вызванным мощными инновациями во всех сферах деятельности чело-века. Сфера образования не является исключением, поскольку современные тенденции в школьном и вузовском обучении, новые информационные техно-логии привели к необходимости создания новых лексических единиц. Мало- изученность английских неологизмов в сфере образования обусловливает актуальность исследования.
Объектом данного исследования являются английские неологизмы XXI века в сфере образования.
Предметом выступают семантические, словообразовательные и переводческие особенности английских неологизмов в указанной сфере.
Цель исследования - комплексный лингвистический анализ английских неологизмов XXI века в сфере образования.
Для достижения цели требуется выполнения ряда задач:
1. изучить литературу по проблемам неологии;
2. создать корпус единиц анализа;
3. распределить английские неологизмы в сфере образования по тематическим группам;
4. классифицировать отобранные единицы по способу их перевода на русский язык;
5. проанализировать способы образования неологизмов XXI века в сфере образования.
В качестве материала исследования послужили английские неологизмы в сфере образования, отобранные методом сплошной выборки из англоязычных онлайн словарей неологизмов.
Выбор методов, использованных в исследовании, обусловлен целью и за-дачами исследования. К общефилософским методам исследования, использованным в работе, относятся анализ, синтез, научное наблюдение, описание, к лингвистическим - методы дефиниционного, словообразовательного и переводческого анализа.
Практическая ценность исследования состоит в возможности применения его результатов в курсах лексикологии, практики перевода, а также в педагогической деятельности.
Апробация работа. Основные положения работы нашли отражение в статье «Английские неологизмы в сфере образования» в сборнике научных трудов «Актуальные вопросы филологии и переводоведения в свете современных исследований» (Чуваш. гос. пед. ун-т), 2017 г.
Структура работы представлена следующим образом: введение, где обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, цель, задачи, практическая ценность, методы и структура работы; I глава, где рассматриваются теоретические вопросы: определение и причины появления неологизмов, современные тенденции в образовании, анализируются классификации неологизмов; II глава, где проводится лингвистический анализ английских неологизмов в сфере образования; библиографический список, в котором указаны ис-пользованные ресурсы.
Язык — сложный общественный феномен. Он является средством человеческой коммуникации и находится в постоянном движении. Как отмечают исследователи, язык - зеркало общества. Развитие общества отражается в многочисленных лексических единицах, определяющих общественные отношения и изменения, которые неизбежно влекут за собой лексические инновации и преобразования в языке [Михеева, 2005]. Процесс познания новых предметов и явлений, появление чего-то нового в жизни общества вызывают необходимость номинации, что влечет за собой образование новых слов и выражений или появление новых значений у известных лексических единиц [Котелова, 2000, с. 331].
Стремительно развивающаяся сфера образования не стала исключением. В силу инновационных процессов в школьном и вузовском обучении лексика, обслуживающая данную сферу, пополняется новыми словами.
В рамках данного исследования ставилось несколько задач:
- создать корпус единиц анализа;
- распределить английские неологизмы в сфере образования по тематическим группам;
- классифицировать отобранные единицы по способу их перевода на русский язык;
- проанализировать способы образования неологизмов XXI века в сфере образования.
В соответствии с задачами исследования был проведен качественный и количественный анализ английских неологизмов в сфере образования, который позволил сформулировать следующие выводы.
Во-первых, всего за счет одной узкоспециализированной области человеческой деятельности - образования - английский язык обогатился за последние 17 лет на 78 неологизмов.
Во-вторых, рассматриваемые лексические единицы можно разбить на 11 тематических групп, которые отражают как положительные, так и негативные тенденции в образовании. Самая многочисленная тематическая группа (36 %) охватывает неологизмы, обозначающие технологии, методы и результаты обучения. Большое количество неологизмов данной группы объясняется инновационными процессами в образовании, которые наблюдаются в XXI веке (образовательный контент вместо учебника, перевернутый класс, массовое открытое социальное обучение, бриколлаж). Стоит отметить и высокий процент неологизмов (15%), обозначающих негативные тенденции и проблемы в образовании, что соотносится с наметившимися отрицательными явлениями в школьной и вузовской системах (изменение имиджа образования, снижение успеваемости учащихся, снижение творческого начала в образовании и т.д.)
В третьих, данные единицы, попадая в русский язык, подвергаются переводу с помощью калькирования, транскрипции, транслитерации, а также посредством комбинации методов. Отметим, что калькирование является самым продуктивным способом перевода неологизмов.
Однако, большое количество неологизмов в сфере образования все еще относятся к безэквивалентной лексики, что, вероятно, объясняется определенными отличиями в образовательных системах России и англоязычных стран.
В-четвертых, неологизму рассматриваемого типа образуются в языке преимущественно по словообразовательным моделям таким, как сокращение, словосложение и аффиксация. При этом наиболее продуктивной является модель сокращения(50%). Неологизмы в сфере образования в значительной степени пополняются за счет фразеологических оборотов.
Проведенное исследование позволило расширить представление о влиянии преобразований в сфере образования на лексический состав английского языка.
1. Алаторцева С.И. Проблемы неологии и русская неография: автореферат дис.; д-ра филол. наук / С.И. Алаторцева. — СанктПетербург, 1999. — 40 с.
2. Алёшина Л.В. Словари авторских новообразований в контексте современной отечественной лексикографии. - Орёл: ОГУ, 2001. - 172 с.
3. Антрушина Г.Б., Афанасьева, О.В., Морозова Н.Н. English Lexicology / Г.Б.Антрушина, О.В. Афанасьева, Н.Н. Морозова. - Москва: Дрофа. 2001.
4. Антюфеева Ю.Н. Английские новообразования в развитии: потенциальное слово, окказионализм, неологизм: автореф. дисс. канд. филол. наук. / Ю.Н. Антюфеева. - Тула, 2004.
5. Арнольд И. В. 1986. Лексикология Современного Английского Языка. Учеб.для институтов и факультетов иностранных языков — 3-е издание / И.В. Арнольд. - Москва: Высшая школа.
6. Волошин Ю.К. Новообразования и собственно неологизмы современного английского языка / Ю.К.Волошин / Автореф.дис.канд.наук. -М., 1971. -16 с.
7. Гак В. Г. О современной французской неологии // Новые слова и словари новых слов. Л., 1978. С. 38.
8. Гацалова Л.Б. Неология в современной лингвистике. Владикавказ, 2005.
9. Головин Б. Н. Введение в языкознание / Б. Н. Головин. - Изд. 3-е, ис- правл. - М: «Высшая шк.», 1977. - 176 с.
10. Горбач О. В. Основные факторы возникновения неологизмов-композитов лексики маркетинга современного немецкого языка / О.В. Горбач // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXVI междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2013.
11. Горбунова Л. И., Субботина Е. А. Использование информационных технологий в процессе обучения / Л.И. Горбунова, Е.А. Субботина // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 544-547.
12. Ильина А.Н., Кибасова С.Г.Словообразование в современном английском языке / А. Н. Ильина, С.Г. Кибасова // Санкт Петербург: Международный научный журнал «символ науки» №103/2016, СПбГУЭФ, 2012. с. 90 .
13. Ильясова С. В. Новые реалии общественно-политической жизни и их отображение в инновациях (на материале инноваций конца ХХ в.) // Филология и культура: Тезисы II междунар. конф. /Отв. ред. Н.Н.Болдырев: в 3ч. Ч.11, Тамбов, ТГУ, 1999. 134 с.
14. Касьянова Л.Ю. Когнитивно-дискурсивные проблемы неологизации в русском языке конца ХХ - начала XXI века: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Астрахань, 2009.
15. Кашкин Е. В. Родственные языки как источник данных для лексической типологии и лингвистической прогностики (опыт исследования прилагательных фактуры поверхностей в уральских языках) / Е. В. Кашкин // Проблемы лингвистической прогностики: Сборник научных трудов / под. ред. А. А. Кре-това. - Вып. 5. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2012. С. 28-42.
16. Козырев В. А., Черняк В. Д. Лексикография русского языка: век нынешний и век минувший / В.А. Козырев, В.Д. Черняк // СПб., 2014. (Серия «Герценовская антология»)
17. Козырев В. А., Черняк В. Д. Русская лексикография / В.А. Козырев, В.Д. Черняк // М., 2004.
18. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. М., 1994. С.170.
19. Куликова В.И. Образование неологизмов в английском языке в результате семантического переосмысления. / В.И. Куликова. - Калининград,1976. -18 с.
20. Котелова Н. З. Первый опыт лексикографического описания русских неологизмов / Н.З. Котелова // Новые слова и словари новых слов. Л., 1978.
21. Лопатин В. В. Рождение слова: Неологизмы и окказиональные образования / В. В. Лопатин // - Л., - 1978.
22. Лыков А.Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово): учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1976. - 118 с.
23. Мангушев С.В. Изменение лексического состава языка как результат взаимодействия культур (на материале неологизмов русского и английского языков) / С. В. Мангушев // Евразийское Ожерелье. Альманах Общественного института народов Оренбуржья имени Мусы Джалиля. Вып. 10.- Изд-во ОГПУ, 2010. - С.220-232.
24. Москалева, М.В. Неологизмы и проблема их изучения в современном русском языке / М.В.Москалева // Вестник. -2012. -№12. С.89-97.
25. Михеева Е.И. Неологизмы современного немецкого языка (интегративный аспект на материале имен существительных) / Е.И. Михеева // автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2005 .
26. Намитокова Р. Ю. Авторские неологизмы: словообразовательный аспект / Р.Ю. Намитокова // Ростов, 1986. С. 13.
27. Несветайло Ю.Н. Основные способы образования неологизмов в современном английском языке / Ю.Н. Несветайло // Тамбов: Грамота, 2008. № 1 (1): в 2-х ч. Ч. II. C. 73-75. ISSN 1997-2911.
28. Неборский Е.В., Образование будущего: ключевые педагогические инновации и тенденции в развитии образовательной среды / Е. В. Неборский // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (март - апрель 2015).
29. Попова,Т.В, Рацибурская, Л.В., Гугунава, Д.В. Неология и неография современного русского языка / Т.В. Попова, Л.В. Рацибурская, Д.В. Гугунава. — М.: Флинта, 2005. — 160 с.
30. Попова, Т.В. Русская неология и неография / Т.В.Попова // -
Екатеринбург. -2005.
31. Розен Е. В. На пороге XXI века. Новые слова и словосочетания в немецком языке. М., 2000. С. 61; 79.
32. Сенько Е.В. Инновации в современном русском языке / Е.В. Сенько // - Владикавказ: ИР, 1994. - 185 с.
33. Сенько Е. В. Теоретические основы неологии. Владикавказ. 2001. С. 39.
34. Степанова М.Д., Чернышева И.И. Лексикология современного немецкого языка. М., 2003.
35. Тогоева С.И. Новое слово: подходы и проблемы // Психолингвистические проблемы функционирования слова в лексиконе человека: кол. монография / под общ. ред. А.А. Залевской. - Тверь, 1999. - С. 75-101.
36. Тогоева С.И. Пространство для «нового слова» // Слово и текст: психолингвистический подход / С.И. Тогоева // сб. науч. тр. / под общ. ред. А.А. Залевской. - Вып. 14. - Тверь, 2014. - С. 79-83.
37. Тропина И.А. Наречия-инновации: лингвопрагматический аспект: лингвопрагматический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ростов-н/Д., 2007.
38. Ханпира Э. Об окказиональном слове и окказиональном словообразовании // Развитие словообразования современного русского языка: сборник статей. - М., 1966. - С. 153-166.
39. Шалина Н.В. К вопросу о сущности неологизмов в современной лингвистике / Н.В. Шалина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 2007. С. 73-77.
40. Шунейко А.А., Авдеенко И.А. Стереотипы речевого поведения / А.А. Шунейко, И.А. Авдеенко // Русская речь. 2011. № 1. С. 70-73.
41. Уфимцева А.А. Слово в лексико-семантической системе языка. М., 1968.
42. Яцук Н.Д. Лексические новообразования в прозе и публицистике Ю.М. Полякова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Орск, 2011.
43. Sharples M., Adams A. &others. Innovating Pedagogy 2014: Open University Innovation Report 3. Milton Keynes: The Open University, 2014. 43 pp.
44. Sharples M., Adams A. & others. Innovating Pedagogy 2015: Open University. Innovation Report 4. Milton Keynes: The Open University, 2015. 42рp.
45. Hall Alan. The education industry is traversing a broad multi decade social mood peak full / The Socionomist. -2012.
Электронные ресурсы
46. Cambridge Dictionaries Online, режим доступа:
https://dictionaryblog.cambridge.org/, дата доступа 15.12.17
47. Macmillan Dictionary Online, режим доступа:
http://www.macmillandictionary.com/, дата доступа 15.12.17
48. Urban Dictionary, режим доступа:
http://www.urbandictionary.com/, дата доступа 15.12.17
49. Word Spy, режим доступа: https://www.wordspy.com/, дата доступа 15.12.17
50. База данных неологизмов университета Райс, режим доступа:
http://neologisms.rice.edu/index.php/, дата доступа 15.12.17