Практико-ориентированные формы организации занятий в профессиональной
образовательной организации (на примере ГАПОУ «Камский строительный
колледж имени Е.Н. Батенчука»)
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ 10
1.1 Определение понятия практико-ориентированного обучения 10
1.2 Формы теоретической и практической профессиональной подготовки.... 17
1.3 Зарубежный опыт практико-ориентированной подготовки студентов 24
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАКТИКО
ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ГАПОУ «КАМСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Е.Н. БАТЕНЧУКА» 30
2.1 Краткая характеристика деятельности ГАПОУ «Камский строительный
колледж имени Е.Н. Батенчука» 30
2.2 Применение практико-ориентированных форм в профессиональной
подготовке студентов в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» 33
2.3 Мониторинг оценки качества практико-ориентированного обучения в
ГАПОУ «Камском строительном колледже имени Е.Н. Батенчука» 40
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАКТИКО
ОРИЕНТИРОВАННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ГАПОУ «КАМСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Е.Н. БАТЕНЧУКА» 58
3.1 Состояние проблем в применении практико-ориентированных форм
обучения в профессиональной подготовке студентов в Г АПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» 58
3.2 Предложения по совершенствованию практико-ориентированных занятий
для студентов ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» 62
3.3 Эффективность внедрения практико-ориентированного обучения к
профессиональной подготовке студентов в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ
В условиях глобальных изменений социокультурных, социально-экономических отношений перед средними профессиональными образовательными организациями стоит задача повышения качества подготовки выпускников, предполагающая высокий уровень подготовленности к практической деятельности, который должен соответствовать требованиям информационного общества. В связи с этим, для того, чтобы подготовить студентов к реальной профессиональной среде в современной образовательной системе актуально организовывать процесс обучения, который направлен на использование практико-ориентированных форм организации занятий.
На современном этапе модернизации среднего профессионального образования производство требует инициативных, предприимчивых специалистов, обладающих достаточно хорошей эрудицией, кроме того, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовать экономически выгодные проекты. К концепции модернизации российского образования перед средним профессиональным образованием стоит цель - подготовка специалиста, способного к конкуренции на рынке труда, компетентного, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [2].
Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики.
Процесс обучения с применением практико-ориентированных форм организации занятий стал объектом исследования весьма недавно. На современном этапе развития педагогики существует весьма обширная литература, в которой описывается процесс обучения с применением практико- ориентированных форм организации занятий. Данная проблема в теоретическом плане имеет интегративный характер, поскольку включает три
аспекта, исследуемых в рамках разных, относительно самостоятельных научных направлений в педагогике.
Первый аспект обусловлен тем, что его решение возможно только на основе выявления общих и специфических особенностей педагогической деятельности в образовании, которые раскрываются в работах многих отечественных исследователей, таких как А.А. Арламов [3], А.Н. Кузибецкий [29], А.П. Усольцев [58].
Второй аспект связывает данную проблему с научной проблематикой развития такого ключевого сектора образовательного процесса, как применение практико-ориентированных форм организации занятий. В настоящее время он находится в стадии активного развития, поиска новых методологических и технологических практико-ориентированных подходов. Различные вопросы обновления образовательного процесса нашли отражение в работах таких выдающихся ученых, как Ч.В. Афанасьева [4], Д.А. Белухин [6], А.Н. Блеер [7], Л.Н. Горубнова [16].
Третий аспект же обусловлен решением проблемы целей и содержания практико-ориентированного обучения и применения практико-ориентированных форм организации занятий. Над этим вопросом работали такие отечественные ученые такие, как Т.И. Шамова [62], П.И. Третьяков [57], Ю.А. Конаржевский [59]. Все положения и выводы в трудах ученых послужили теоретической основой исследования.
Несмотря на особую значимость практико-ориентированного обучения для современного профессионального образования, его содержание и формы еще не получили достаточной теоретической и методической разработки. В педагогической теории и практике недостаточно обоснованы сущностные характеристики профессионального становления будущих специалистов в образовательной среде учебного заведения, не существует соответствующей модели, реализация которой могла бы обеспечить возможность повышения качества подготовки специалистов в разных отраслях производства. Вследствие этого сложились противоречия:
- между потребностью государства и общества в специалисте среднего звена, обладающим сформированными практико-ориентированными умениями в контексте компетентностного подхода, и недостаточной разработанностью теоретико-методологических предпосылок и практических оснований для их результативного формирования в процессе профессиональной подготовки;
- между использованием практико-ориентированных форм организации занятий в процессе обучения в организациях среднего профессионального образования и отсутствием системы их классификации, который позволяет осуществить подбор пособий и методических рекомендаций к занятиям по определенному предмету.
Цель исследования заключается в изучении применения и разработки практико-ориентированных форм организации занятий в образовательном процессе (на примере ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука»).
Для достижения поставленной цели были определены задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы применения практико-ориентированных форм организации занятий в профессиональных образовательных организациях на основе изучения научной литературы по теме исследования.
2. Провести анализ применения практико-ориентированных форм организации занятий, выявить проблемы в применении практико-ориентированных форм организации занятий в ГАПОУ «Камском строительном колледже имени Е.Н. Батенчука».
3. Разработать рекомендации по совершенствованию организации занятий с применением практико-ориентированных форм в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука», разработать новые практико-ориентированные формы, определить их эффективность.
Объектом исследования является процесс обучения в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Предмет исследования: практико-ориентированные формы организации занятий в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Гипотеза исследования заключается в том, что правильное применение практико-ориентированных форм организации занятий в профессиональных образовательных организациях способствует формированию практических знаний, умений и навыков, облегчает усвоение материала при условиях:
- если уточнено содержание профессиональной компетентности будущего специалиста;
- если конкретизирована сущность и содержание практико-ориентированных форм организации занятий, их систематизация и последовательное использование;
- если теоретически обоснована и разработана модель формирования практико-ориентированных умений на основе конкретной практико-ориентированной формы организации занятий.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение педагогической и научно-теоретической литературы; анализ разработанных для преподавания учебно-методических рекомендаций, разработка методических овнов ее реализации с использованием сравнения, синтеза, обобщения;
2. Эмпирическое: педагогическое наблюдение, проведение опроса среди обучающихся.
3. Статистические: математическая обработка данных эксперимента,
графические и табличные интерпретации данных.
Исследование включало три последовательных этапа.
На первом этапе проводился анализ состояния существующих проблем исследования в педагогической, научно-теоретической литературе. Здесь же были поставлены цели, задачи исследования, определены объект и предмет исследования, методики опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе был проведен анализ применения практико-ориентированных форм организации занятий, выявлены проблемы в применении практико-ориентированных форм организации занятий в ГАПОУ «Камском строительном колледже имени Е.Н. Батенчука».
На третьем этапе были обобщены результаты, полученные в ходе мониторинга применения практико-ориентированных форм организации занятий и опроса обучающихся, разработаны новые практико-ориентированные формы организации занятий, предложены рекомендации по совершенствованию организации занятий с применением практико-ориентированного обучения в Г АПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука»
Научная и теоретическая новизна исследования состоит в том, что были выявлены, проанализированы и обобщены практико-ориентированные формы организации занятий, применяющихся на современном этапе образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях; разработаны новые формы проведения занятий практико - ориентированной направленности; предложены рекомендации по
усовершенствованию применения практико-ориентированных форм
организации занятий.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования теоретических и практических материалов, разработок по усовершенствованию применения практико-ориентированной формы
организации занятий, в деятельности педагогов профессиональной образовательной организации, а также педагогов высших профессиональных организаций.
Апробация и внедрение результатов исследования: Материалы данной выпускной квалификационной работы апробированы во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Управление экономикой региона: история, современное состояние, перспективы» (г. Елабуга, 2016 г.); в интернет-журнале «Мир науки», включенном в перечень
научных изданий ВАК (2017 г.); в VIII Всероссийской научно-практической конференции ученых, преподавателей, аспирантов и студентов «Экономические аспекты регионального развития: история и современность» с присуждением диплома II степени (г. Елабуга, 2017 г.); выпускная
квалификационная работа была заявлена на участие в конкурсе на лучшую научно-исследовательскую работу студентов Елабужского института К(П)ФУ. (г. Елабуга, 2017 г.).
Содержание работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты практико-ориентированных форм организации занятий, их сущность, формы. Кроме того, был рассмотрен зарубежный опыт практико-ориентированной подготовки студентов.
Во второй главе была рассмотрена основная деятельность ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука». Был проведен мониторинг применения практико-ориентированного обучения на занятиях. Проведен опрос, для того, чтобы дать оценку практико-ориентированной направленности обучения в ГАПОУ «Камском строительном колледже имени Е.Н. Батенчука».
Третья глава содержит в себе выявленные проблемы в применении практико-ориентированных форм организации занятий, рекомендации по совершенствованию применения практико-ориентированных форм, новые разработанные практико-ориентированные формы и их эффективность.
Практико-ориентированная направленность обучения обусловлена социально-экономическими потребностями общества. В виду этого перед средним профессиональным образованием стоит важнейшая задача - внедрить в учебный процесс практико-ориентированные формы обучения, для того чтобы выпускник профессиональной образовательной организации мог без особых проблем и дополнительной подготовки включится в профессиональную среду.
По итогам исследований мы достигли поставленной цели: изучили применение практико-ориентированных форм организации занятий в образовательном процессе в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» и разработали новые практико-ориентированные формы.
Поставленная цель была достигнута благодаря четко поставленным задачам:
1. Проанализированы теоретические основы сущности практико-ориентированного обучения с помощью применения метода теоретического анализа и обобщения.
Практико-ориентированное обучение является неотъемлемой частью учебного процесса. Практико-ориентированное обучение - вид обучения, которое направлено на получение студентами профессионально-практических знаний, умений, навыков, с использованием на занятиях активных методов обучения, демонстративно-наглядных средств, технологий и т.п.
К основным функциям практико-ориентированного обучения относятся:
- Диагностическая функция.
- Образовательная функция.
- Развивающая функция.
- Интегрирующая функция.
Наличие разнообразных форм практико-ориентированного обучения (лекции, семинары, экскурсии, самостоятельные работы, конференции, консультации, индивидуальные занятия, прохождение учебных и производственных практик, дидактические игры, практические занятия и т.п.) - позволяют преподавателям альтернативу выбора при проведении занятий. Каждая практико-ориентированная форма имеет свои преимущества, поэтому необходимость их применения вызвана стремлением повысить эффективность осваивания изучаемого материала. Важно отметить, что мы не рекомендуем всегда и при любом случае применять практико-ориентированные формы проведения занятий. Необходимо грамотно чередовать традиционные и нетрадиционные формы обучения.
2. Проведен анализ применения практико-ориентированных форм организации занятий в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» на основе эмпирического метода (наблюдения проведения разных форм занятий, проведен опрос среди студентов ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука»)
ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука», который находится в г. Набережные Челны готовит специалистов по 4 основным специальностям: «Строительство и эксплуатация зданий и
сооружений (квалификация - техник)», «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов (квалификация - техник)», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (квалификация - бухгалтер)», «Прикладная информатика (квалификация - техник-программист)».
В ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» осуществляют свою деятельность лаборатории, мастерские, которые оснащены хорошей материально-технической базой. ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» тесно сотрудничает со многими промышленными предприятиями г. Набережные Челны: ООО «Паритет», ПАО «Челнымонтажавтоматика» ООО «Гидроэлектромонтаж» ООО «Жилищноэксплуатационное управление 45 комплекс», ПАО «КАМАЗ - Металлургия», ООО «Жилкомсервис», ПАО «Камгэсэнергострой», ООО «Домкор», где студенты имеют возможность проходить практику.
Участие студентов и преподавателей колледжа в различных конференциях, съездах, конкурсах показывает хороший результат научно-исследовательской работы в целом.
На основе статистического метода были сформулированы и графически представлены результаты опроса среди студентов ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука». По результатам опроса среди студентов ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» важно отметить, что:
- Процесс обучения в колледже практико-ориентирован.
- При проведении занятий преподаватели в большинстве случаев применяют традиционные формы обучения.
- Студенты четко понимают значимость и необходимость полученных практических знаний в ходе практико-ориентированного обучения в будущей профессиональной среде.
- Учебная, производственная практика и деловые игры - наиболее эффективные формы обучения, применяемые в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
- Недостаточно разработаны практико-ориентированные формы.
- Ограниченное время - основная проблема при организации практико-ориентированного занятия.
На основе метода наблюдения разного рода занятий в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» были выявлены основные проблемы при реализации практико-ориентированного обучения:
1) Принцип связи теории с практикой отражается на уровне декларативных определений
2) Отсутствие межпредметных связей.
3) Проблемы с целевыми ориентирами практического обучения
4) Консервативный характер мышления.
5) Отсутствие площадок при ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука»для специальностей 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет».
3. Разработаны ряд рекомендаций и на основании предложенных рекомендаций, разработанных новых практико-ориентированных форм организации занятий показана их эффективность.
Изучение теоретической основы практико-ориентированного обучения, проведение анализа применения практико-ориентированных форм, опроса среди студентов в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» дали основание предложить ряд мероприятий по усовершенствованию практико-ориентированного обучения: конкретизация целевых ориентиров практического обучения. Совершенствование навыков использования ИКТ преподавателями, повышение уровня мотивации студентов, предотвращение узкодисциплинированного подхода в обучении, создание площадок при ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» (профессиональные лаборатории, студенческие бизнес-инкубаторы)
На основе выявленных пробелов в проведении занятий в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» нами были
предложены новые практико-ориентированные формы организации занятий:
• «Фабрика-специалистов» - закрепление теоретического материала на практике. Результат - возможность прохождения стажировки.
• «Обзор прессы» - поиск, анализ, синтез, обобщение актуальных новостей из мира экономики.
• «Большая Пресс-конференция» - знакомство с будущей
профессией.
• «Свое дело» - выявление проблем и нахождение путей их решения.
• «Прямая трансляция» - знакомство с зарубежными формами
обучения, опытом работы.
• «На свежем воздухе» - повышение активности студентов,
командного духа.
На основании предложенных рекомендации и новых форм проведения занятий предполагается получение три показателя эффекта:
1. Образовательный (научно-технический) эффект.
2. Ресурсный эффект.
3. Социальный эффект.
В целом предлагаемые мероприятия по совершенствованию практико-ориентированного обучения, а также новые формы проведения занятий позволят значительно повысить эффективность деятельности ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
На основании проделанного нами исследования, можно сказать, что задачи решены в полном объеме, цель достигнута.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»:[Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»]. // Российская газета. 31.12.2012. №5976.
2. Распоряжение Правительства РФ "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" от 30.04.2014 № 722 // Российская газета.
II. Научная и учебная литература
3. Арламов А.А. Изучение используемых форм практической подготовки студентов в учреждениях среднего профессионального образования // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - №1. - С.12-19.
4. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактический аспект). - М: Педагогика, 1982.
- 2014. - 253 с.
5. Бабанский Ю.К., Журавлев В.И. Введение в научное исследование по педагогике. - М.: Просвещение, 2013. - 156с.
6. Белухин Д.А. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов : учебник для студ. сред. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 128 с.
7. Блеер А.Н., Латкин А.П. Роль практикоориентированного подхода в учебном процессе вуза при формировании и развитии отраслевых и региональных рынков услуг РФ // Современные проблемы науки и образования.
- 2012. - № 6. - С.23-27.
8. Буц В.Г. Инновации в многоуровневой системе образовательных учреждений // СГЗ. - 2013. - №3. - С. 350-356.
9. Вербицкий А.А., Ларионва О.Г. 17. Личностный и
компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции: монография. - Университетская книга: Логос, 2014. - 328 с.
10. Вербицкий А.А.. Основная образовательная программа в контекстно-компетентностном формате // Высшее образование в России. -
2013. - №6. - С. 66-72.
11. Ветров Ю., Клушина Н. Практикоориентированный подход // Высшее образование в России. - 2014. - №6. - С.24-28.
12. Вишнякова И.В. Подготовка инженеров с использованием новых технологий // Высшее образование сегодня. - 2013. - № 5. - С. 17-19.
13. Воронов М.В. Профессиональное обучение студентов на основе интегрированных курсов // Инновации в образовании. - 2013. - № 9. - С. 4- 15.
14. Газалиев А.М. и др. Значение профессиональной мобильности в процессе становления специалиста технической направленности // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 10. - С. 6-10.
15. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Совершенство,
2013. -124 с.
16. Горбунова Л.Н. Модернизация учебного процесса: проблемы и тенденции // Высшее образование в России. - 2014. - № 8-9. - С. 41-46.
17. Гуров В.Н. Конструирование образовательного пространства в контексте модульно-компетентностной технологии // Инновации в образовании. - 2014. - №5. - С. 4-19.
18. Есенина Е.Ю., Рыкова Е.А., Факторович А.А Методика разработки основной профессиональной образовательной программы СПО. - М.: ФИРО,
2014. - 67 с.
19. Загвязинский В.И. Практическая методология педагогического поиска. - Тюмень: Легион- Групп, 2015. - 74 с.
20. Захаренко М.П. Молодые кадры современной библиотеки: организационно-управленческий подход педагогика. - СПб.: Профессия, 2013. - 240 с.
21. Зиганшина Н.И., Гапсаламов А.Р. Формирование практикоориентированного обучения в среднем профессиональном образовании (на примере Камского строительного колледжа имени Е.Н. Батенчука) // VIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием Экономические аспекты регионального развития: история и современность. - Елабуга-Екатеринбург: 2017. - С. 245-248.
22. Зиганшина Н.И. Анализ результатов программы
импортозамещения и перспективы ее развития в России. // IX Международная научно-практическая конференция «Инновационное развитие Российской экономики» - М.: Российский экономический университет имени Г.В.
Плеханова, 2016. - С. 199-200.
23. Зиганшина Н.И. Использование практико-ориентированного
обучения при подготовке специалистов экономической отрасли // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: «Управление экономикой региона: история, современное состояние,
перспективы». - Елабуга: 2016. - С. 352-354.
24. Зиганшина Н.И. Проблемы развития и размещения транспортного комплекса национальной экономики // VI международная студенческая научнопрактическая конференция "Актуальные вопросы экономики региона: анализ, диагностика и прогнозирование" - Нижний Новгород: Стимул-СТ, 2016. - С. 199-200.
25. Зиганшина Н.И., Информационные технологии в образовательном процессе // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики. - Уфа: НИЦ Аэтерна, 2016. - 157 с.
26. Зиганшина Н.И., Особенности формирования лидерских качеств при профессиональной подготовки студентов ССУЗов к практической деятельности в сфере менеджмента и бизнеса // Научные преобразования в эпоху глобализации. - Екатеринбург: НИЦ Аэтерна, 2016. - 110 с.
27. Зиганшина Н.И., Проблемы и перспективы развития менеджмента как науки // Научные преобразования в эпоху глобализации. - Екатеринбург: НИЦ Аэтерна, 2016. - С. 112.
28. Зиганшина Н.И., Гапсаламов А.Р. Практико-ориентированные формы организации занятий в среднем профессиональном образовании на примере Камского строительного колледжа имени Е.Н. Батенчука // Интернетжурнал «Мир науки» . - 2017. - №2.
29. Колдаев В.Д., Методология и практика научно-педагогической деятельности. - М.: Инфа, 2016. - 400 с.
30. Кузибецкий А.Н. Общие основы педагогики. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 256 с.
31. Краевский В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. - Волгоград: Перемена, 2014. - 240 с.
32. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 228 с.
33. Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного
стандарта профессионального образования. - М.: Издательский центр
«Академия», 2015. - 344с.
34. Мандель Б.Р. Интеллектуальные игры: развитие профессионально значимых качеств будущих специалистов гуманитарной сферы // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №6. - С. 14-19.
35. Мандель Б.Р. Профессионально-ориентированное обучение в современном вузе. - М.: НИЦ ИНФРА-М. - 2016. - 270 с.
36. Мандель, Б.Р. Интеллектуальные игры в практике развития профессионально значимых качеств будущих специалистов социальнокультурной сферы. - Норильск: Филиал МГУКИ, 2013. - 241 с.
37. Мокеева С.Г. Проблемы внедрения компетентностного подхода // Инновации в образовании. - 20114. - №4. - С. 41-50.
38. Нутфуллина Т. Р. Перспективные элементы зарубежного опыта в российской системе подготовки менеджеров // Молодой ученый. - 2014. - №1.
- 265-270 с.
39. Оганесян, Н.Т. Технологии активного социально-педагогического взаимодействия (тренинги, игры, дискуссии) в обеспечении психологической безопасности образовательного процесса: учебно-методическое пособие. - М.: ФЛИНТА, 2013. -134 с.
40. Осипова С. И., Формирование конкурентоспособного специалиста в образовательном процессе вуза. - Красноярск: Сибирский федеральный университет. - 2014. - 287 с.
41. Павлова Л.В. Практико-ориентированное обучение (из опыта стажировки в швеции) // Научно-издательский центр "Социосфера". - 2014. - №4. - С.27-30.
42. Паначин Ф.Г. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. - М.:ИКЦ «МарТ», 2014. - 336 с.
43. Петрова И.В., Практико-ориентированное обучение как инструмент формирования профессиональных компетенций студентов строительных специальностей // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - №8. - С.12-16.
44. Полисадов, С.С. Практико-ориентированное обучение в СПО // Уровневая подготовка специалистов: электронное обучение и открытые образовательные ресурсы. - М.: НИЦ ИНФРА-М. - 2014 г. - 235 с.
45. Плотников Е.Д. Профессионально-личностные ориентации в современном среднем образовании. - М.: НИЦ ИНФРА-М. - 2014. - 304 с.
46. Прохорова О. Б., Гердт Н. А. Организация образовательного процесса на основе компетентностноориентированного подхода. - Казань: Бук.
- 2014. - 279 с.
47. Радионова Л. В., Сидоров И. В. Прикладной бакалавриат как форма практико-ориентированной подготовки студентов технических специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 4. - С. 216-220
48. Селевко Г.К. Профессиональная педагогика. Учебник. - М.: Ассоциация Профессиональное образование", 2015. - 512 с.
49. Сериков В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии. - Волгоград: Перемена. - 2014. - 152 с.
50. Сериков, В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография / В. В. Сериков. - М.: Логос. - 2013. - 448 с.
51. Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах). - М.: ИКЦ «МарТ», 2015. - 234 с.
52. Скамницкий А.А., Модульно-компетентностный подход и его реализация в высшем профессиональном образовании, М.: Инфра-М. - 2013. - 247 с.
53. Солодянкина О.В. Практико-ориентированная профессиональная подготовка студентов специальности «социальная работа» // Вестник Удмуртского университета. - 2015. - №9. - С. 5-7.
54. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. - 2014. - № 1. - С.13-16.
55. Соснин Н. В. Содержание обучения в компетентностной модели ВПО. - Красноярск: Сибирский федеральный университет. - 2015. - 242 с.
56. Сотов Г.Р. Студент СПО: технологии и организация обучения в СПО. - М.: НИЦ ИНФРА-М. - 2015. - 366 с.
57. Течиева В.З. Системный подход к организации и осуществлению практико-ориентированного обучения // Науковедение. - 2014. - №2 (21). - С. 15-18.
58. Третьяков П.И. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании: Информационное общество. Информационнообразовательная среда. Электронная педагогика. Блочно-модульное построение информационных технологий. - М.: Дашков и К, 2013. - 320 с.
59. Усольцев А. П. Идеальный урок. - М.: Флинта. - 2013. - 296 с.
60. Хуторской А.В., Ключевые компетенции и образовательные стандарты // «Эйдос». - 2012. - №8. - С.
61. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения. - Екатеринбург: Издательство ГРИМУ, 2013. - 150 с.
62. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М.: НИЦ ИНФРА-М. - 2013. - 125 с.
63. Ялалов Ф.Г., Многомерные педагогические компетенции // Научнотеоретический журнал Российской академии образования. - 2012. - №4 - с. 45
53.
64. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к
проектированию. - М.: Смысл, 2015. - 365 с.
65. Klaverov V. B. Foreign model of practice-oriented education as way of national education development // The News of Regional Financial and Economic Institute. - 2014. - №3.
III. Электронные ресурсы
66. Сведения об образовательной организации // ГАПОУ "Камский строительный колледж имени Е. Н. Батенчука" URL: http://kamecc.ru/ (дата обращения: 2.02.2017).
67. О городе // Официальный сайт города Набережные Челны URL: http://nabchelny.ru/ (дата обращения: 7.04.2017).