РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы музыкального восприятия детей с нарушением слуха 7
1.1 Структура музыкальных способностей 7
1.2 Музыкальное восприятие детей дошкольного возраста 13
1.3 Классификация нарушений слуха 23
1.4 Восприятие музыки детьми с нарушением слуха 27
Вывод по I главе 33
Глава II. Диагностика музыкального восприятия детьми старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 34
2.1 Методика обследования музыкального восприятия у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением слуха 34
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 41
2.3. Проект «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей с нарушением
слуха в процессе восприятия музыки» 45
Вывод по II главе 56
Заключение 57
Библиографический список 59
Приложения
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы музыкального восприятия детей с нарушением слуха 7
1.1 Структура музыкальных способностей 7
1.2 Музыкальное восприятие детей дошкольного возраста 13
1.3 Классификация нарушений слуха 23
1.4 Восприятие музыки детьми с нарушением слуха 27
Вывод по I главе 33
Глава II. Диагностика музыкального восприятия детьми старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 34
2.1 Методика обследования музыкального восприятия у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением слуха 34
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 41
2.3. Проект «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей с нарушением
слуха в процессе восприятия музыки» 45
Вывод по II главе 56
Заключение 57
Библиографический список 59
Приложения
Музыкальное развитие ребенка начинается уже в раннем детстве, когда он впервые слышит ласковый и нежный голос матери, напевающей ему колыбельную, но только под влиянием целенаправленного воспитания и при активизации эмоциональной отзывчивости на музыку на основе опыта восприятия музыкальных произведений этот процесс становится систематически оформленным [4]. Воспитание ребенка ориентировано на приобщение его к ценностям культуры, в том числе музыкально-эстетической, поэтому особенно важно, чтобы ранний опыт музыкального воспитания был связан с восприятием высокохудожественных музыкальных произведений.
Музыкальное искусство, является подходящим средством эстетического воспитания подрастающего поколения. Огромная сила музыки заключается в её способности воздействовать на множество важных сфер человека [5]. Восприятие музыки - явление, представляющее для детей с нарушенным слухом, старшего возраста, большую трудность, чем восприятие других видов искусства, что связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой - с индивидуальными и клиническими особенностями детей.
Б.М. Теплов, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, и др. в своих работах доказали, что музыкальное искусство обладает большой силой художественного и эстетического воздействия на сознание детей, пробуждает музыкально-ценностные потребности, предопределяет развитие эстетических вкусов, интересов, представлений о красоте и закладывает основы музыкально-эстетической культуры личности. Музыка способна ранее других искусств воздействовать на чувства ребенка, стимулировать положительные эмоции и эмоциональный отклик
Эмоциональная сфера дошкольников с нарушением слуха имеет ряд особенностей, таких как: отсутствие эмоционального воздействия взрослого на ребёнка через устную речь, отставание и своеобразие в развитии речи, эмоциональная неустойчивость, нарушение самоконтроля [6].
У детей с нарушенным слухом страдает сфера социальных эмоций, они не готовы к тесным, эмоционально «тёплым» отношениям, поэтому становление музыкальных способностей у детей с нарушением слуха имеют особое значение во всестороннем развитии ребенка, и по мере развития этой способности, становятся более понятными эмоции и чувства окружающих [19].
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что именно слушание музыки предоставляет большую возможность для расширения и обогащения музыкального и эмоционального опыта дошкольников. Поэтому дети с нарушенным слухом, по возможности, должны быть приобщены к музыкальному искусству, ведь в процессе развиваются многие стороны личности, интеллекта и речи.
Проблема: исследования обусловлена особенностями процесса музыкального восприятия детей с нарушенным слухом, который должен строиться с учетом индивидуальных особенностей развития. В педагогической практике дошкольных учреждений, этому уделяется не совсем должное внимание. Так же, стоит отметить, что родители недостаточно осведомлены, а педагоги компетентны в вопросах музыкального восприятия и коррекции детей с нарушенным слухом и нуждаются в методическом сопровождении. Кроме того, в литературе не достаточно освещена проблема развития музыкального восприятия и не описаны показатели эмоциональной отзывчивости у детей с нарушенным слухом.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом в процессе восприятия музыки, разработка проекта развития эмоциональной отзывчивости у детей с нарушением слуха в процессе восприятия музыки.
Объект: особенности эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Предмет: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, в структуре музыкальных способностей.
Задачи:
1. Проведение теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности музыкальных способностей и восприятия детей старшего дошкольного возраста в норме и с нарушением слуха.
3. Подобрать диагностический инструментарий, направленный на изучение диагностику развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха;
4. Провести констатирующий эксперимент у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
5. Провести качественный и количественный анализ полученных результатов и сделать вывод о степени сформированности эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
6. Разработать проект по развитию эмоциональной отзывчивости, в процессе восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Методы исследования: анализ теоретической и научно - методологической литературы по проблеме исследования, статистический метод, беседа, наблюдение.
Контингент: дети старшего дошкольного возраста, 5-7 лет, с нарушением слуха.
Экспериментальная база: Государственное краевое бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа - интернат для детей с нарушением слуха и речи», Дошкольное отделение.
Практическая значимость: заключается в отборе диагностических методик для исследования, выделении уровней и индивидуальных показателей эмоциональной отзывчивости на музыку у детей с нарушением слуха, разработке проекта, способствующему развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в процессе восприятия музыки.
Данный проект может быть использован на практике, в работе музыкальным руководителем, воспитателем в дошкольном образовательном учреждении.
Музыкальное искусство, является подходящим средством эстетического воспитания подрастающего поколения. Огромная сила музыки заключается в её способности воздействовать на множество важных сфер человека [5]. Восприятие музыки - явление, представляющее для детей с нарушенным слухом, старшего возраста, большую трудность, чем восприятие других видов искусства, что связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой - с индивидуальными и клиническими особенностями детей.
Б.М. Теплов, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, и др. в своих работах доказали, что музыкальное искусство обладает большой силой художественного и эстетического воздействия на сознание детей, пробуждает музыкально-ценностные потребности, предопределяет развитие эстетических вкусов, интересов, представлений о красоте и закладывает основы музыкально-эстетической культуры личности. Музыка способна ранее других искусств воздействовать на чувства ребенка, стимулировать положительные эмоции и эмоциональный отклик
Эмоциональная сфера дошкольников с нарушением слуха имеет ряд особенностей, таких как: отсутствие эмоционального воздействия взрослого на ребёнка через устную речь, отставание и своеобразие в развитии речи, эмоциональная неустойчивость, нарушение самоконтроля [6].
У детей с нарушенным слухом страдает сфера социальных эмоций, они не готовы к тесным, эмоционально «тёплым» отношениям, поэтому становление музыкальных способностей у детей с нарушением слуха имеют особое значение во всестороннем развитии ребенка, и по мере развития этой способности, становятся более понятными эмоции и чувства окружающих [19].
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что именно слушание музыки предоставляет большую возможность для расширения и обогащения музыкального и эмоционального опыта дошкольников. Поэтому дети с нарушенным слухом, по возможности, должны быть приобщены к музыкальному искусству, ведь в процессе развиваются многие стороны личности, интеллекта и речи.
Проблема: исследования обусловлена особенностями процесса музыкального восприятия детей с нарушенным слухом, который должен строиться с учетом индивидуальных особенностей развития. В педагогической практике дошкольных учреждений, этому уделяется не совсем должное внимание. Так же, стоит отметить, что родители недостаточно осведомлены, а педагоги компетентны в вопросах музыкального восприятия и коррекции детей с нарушенным слухом и нуждаются в методическом сопровождении. Кроме того, в литературе не достаточно освещена проблема развития музыкального восприятия и не описаны показатели эмоциональной отзывчивости у детей с нарушенным слухом.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом в процессе восприятия музыки, разработка проекта развития эмоциональной отзывчивости у детей с нарушением слуха в процессе восприятия музыки.
Объект: особенности эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Предмет: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, в структуре музыкальных способностей.
Задачи:
1. Проведение теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности музыкальных способностей и восприятия детей старшего дошкольного возраста в норме и с нарушением слуха.
3. Подобрать диагностический инструментарий, направленный на изучение диагностику развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха;
4. Провести констатирующий эксперимент у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
5. Провести качественный и количественный анализ полученных результатов и сделать вывод о степени сформированности эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
6. Разработать проект по развитию эмоциональной отзывчивости, в процессе восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Методы исследования: анализ теоретической и научно - методологической литературы по проблеме исследования, статистический метод, беседа, наблюдение.
Контингент: дети старшего дошкольного возраста, 5-7 лет, с нарушением слуха.
Экспериментальная база: Государственное краевое бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа - интернат для детей с нарушением слуха и речи», Дошкольное отделение.
Практическая значимость: заключается в отборе диагностических методик для исследования, выделении уровней и индивидуальных показателей эмоциональной отзывчивости на музыку у детей с нарушением слуха, разработке проекта, способствующему развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в процессе восприятия музыки.
Данный проект может быть использован на практике, в работе музыкальным руководителем, воспитателем в дошкольном образовательном учреждении.
В ходе проделанной работы, нами была проанализирована теоретическая и научно-методологическая литература по проблеме исследования, а именно были рассмотрены понятие музыкальности и структура музыкальных способностей с точки зрения разных авторов. Под музыкальностью принято понимать - комплекс индивидуально - психологических особенностей, который необходим для занятий музыкальной деятельностью [1].
Мы рассмотрели особенности музыкальных способностей дошкольников, особенности психического развития и развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха [10]. Можно отметить, что у таких детей замедляется развитие внимания, восприятия, мышления, памяти, речи, эмоциональном развитии, произвольной регуляции деятельности и других функций. Также рассмотрели понятия и сущность музыкального восприятия, процесса восприятия музыки и эмоциональной отзывчивости на неё. Более подробно рассмотрели особенности организации восприятия музыки у детей с нарушением слуха [7].
В экспериментальной части нами было подобраны диагностические методики, проведена диагностика, анализ музыкального занятия, составлены и проанализированы результаты, определены уровни развития эмоциональной отзывчивости на музыку для каждого ребенка и в целом. Мы убедились, что у детей с нарушенным слухом наблюдаются особенности развития музыкального восприятия, которые прослеживаются в музыкальном восприятии, а именно в эмоциональной отзывчивости на музыку.
На основе теоретического и экспериментально изучения нами был разработан проект по развитию эмоциональной отзывчивости детей с нарушенным слухом в процессе восприятия музыки. В проекте мы выделили этапы реализации проекта, и этапы работы с детьми по слушанию музыки, указали примерные методы и приемы для каждого этапа, а также рекомендуемый репертуар. Разработав проект, выделив его цели, задачи, этапы, мы можем предположить положительные результаты после его реализации в работе не только с детьми, для повышения уровня эмоциональной отзывчивости, но и с педагогами и родителями с целью повышения компетентности в музыкальном воспитании детей с нарушением слуха.
В итоге хочется отметить, что занятие музыкой в детском саду имеет огромное значение для гармоничного и всестороннего развития детей, у детей развиваются творческие способности, коммуникативные навыки, повышается самооценка, музыка оказывает успокаивающее воздействие на организм, а в процессе восприятия музыки кроме всего прочего, совершенствуются и развиваются эмоции, благодаря чем, детям становятся более понятны эмоции и чувства окружающих, что очень актуально для детей с нарушением слуха.
Своевременная коррекционная работа с такими детьми в дошкольном возрасте дает положительную динамику в развитии музыкального восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыку [21]. Кроме того очень важно для развития детей с нарушенным слухом, музыкальное воспитание в семье, ведь только совместно с семьей удастся сформировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности, повысить уровень эмоциональной отзывчивости на музыку. Сложившаяся система работы создает предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального восприятия детей с нарушением слуха.
Мы рассмотрели особенности музыкальных способностей дошкольников, особенности психического развития и развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха [10]. Можно отметить, что у таких детей замедляется развитие внимания, восприятия, мышления, памяти, речи, эмоциональном развитии, произвольной регуляции деятельности и других функций. Также рассмотрели понятия и сущность музыкального восприятия, процесса восприятия музыки и эмоциональной отзывчивости на неё. Более подробно рассмотрели особенности организации восприятия музыки у детей с нарушением слуха [7].
В экспериментальной части нами было подобраны диагностические методики, проведена диагностика, анализ музыкального занятия, составлены и проанализированы результаты, определены уровни развития эмоциональной отзывчивости на музыку для каждого ребенка и в целом. Мы убедились, что у детей с нарушенным слухом наблюдаются особенности развития музыкального восприятия, которые прослеживаются в музыкальном восприятии, а именно в эмоциональной отзывчивости на музыку.
На основе теоретического и экспериментально изучения нами был разработан проект по развитию эмоциональной отзывчивости детей с нарушенным слухом в процессе восприятия музыки. В проекте мы выделили этапы реализации проекта, и этапы работы с детьми по слушанию музыки, указали примерные методы и приемы для каждого этапа, а также рекомендуемый репертуар. Разработав проект, выделив его цели, задачи, этапы, мы можем предположить положительные результаты после его реализации в работе не только с детьми, для повышения уровня эмоциональной отзывчивости, но и с педагогами и родителями с целью повышения компетентности в музыкальном воспитании детей с нарушением слуха.
В итоге хочется отметить, что занятие музыкой в детском саду имеет огромное значение для гармоничного и всестороннего развития детей, у детей развиваются творческие способности, коммуникативные навыки, повышается самооценка, музыка оказывает успокаивающее воздействие на организм, а в процессе восприятия музыки кроме всего прочего, совершенствуются и развиваются эмоции, благодаря чем, детям становятся более понятны эмоции и чувства окружающих, что очень актуально для детей с нарушением слуха.
Своевременная коррекционная работа с такими детьми в дошкольном возрасте дает положительную динамику в развитии музыкального восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыку [21]. Кроме того очень важно для развития детей с нарушенным слухом, музыкальное воспитание в семье, ведь только совместно с семьей удастся сформировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности, повысить уровень эмоциональной отзывчивости на музыку. Сложившаяся система работы создает предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального восприятия детей с нарушением слуха.



