Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

Работа №57623

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
451
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы музыкального восприятия детей с нарушением слуха 7
1.1 Структура музыкальных способностей 7
1.2 Музыкальное восприятие детей дошкольного возраста 13
1.3 Классификация нарушений слуха 23
1.4 Восприятие музыки детьми с нарушением слуха 27
Вывод по I главе 33
Глава II. Диагностика музыкального восприятия детьми старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 34
2.1 Методика обследования музыкального восприятия у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением слуха 34
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 41
2.3. Проект «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей с нарушением
слуха в процессе восприятия музыки» 45
Вывод по II главе 56
Заключение 57
Библиографический список 59
Приложения

Музыкальное развитие ребенка начинается уже в раннем детстве, когда он впервые слышит ласковый и нежный голос матери, напевающей ему колыбельную, но только под влиянием целенаправленного воспитания и при активизации эмоциональной отзывчивости на музыку на основе опыта восприятия музыкальных произведений этот процесс становится систематически оформленным [4]. Воспитание ребенка ориентировано на приобщение его к ценностям культуры, в том числе музыкально-эстетической, поэтому особенно важно, чтобы ранний опыт музыкального воспитания был связан с восприятием высокохудожественных музыкальных произведений.
Музыкальное искусство, является подходящим средством эстетического воспитания подрастающего поколения. Огромная сила музыки заключается в её способности воздействовать на множество важных сфер человека [5]. Восприятие музыки - явление, представляющее для детей с нарушенным слухом, старшего возраста, большую трудность, чем восприятие других видов искусства, что связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой - с индивидуальными и клиническими особенностями детей.
Б.М. Теплов, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, и др. в своих работах доказали, что музыкальное искусство обладает большой силой художественного и эстетического воздействия на сознание детей, пробуждает музыкально-ценностные потребности, предопределяет развитие эстетических вкусов, интересов, представлений о красоте и закладывает основы музыкально-эстетической культуры личности. Музыка способна ранее других искусств воздействовать на чувства ребенка, стимулировать положительные эмоции и эмоциональный отклик
Эмоциональная сфера дошкольников с нарушением слуха имеет ряд особенностей, таких как: отсутствие эмоционального воздействия взрослого на ребёнка через устную речь, отставание и своеобразие в развитии речи, эмоциональная неустойчивость, нарушение самоконтроля [6].
У детей с нарушенным слухом страдает сфера социальных эмоций, они не готовы к тесным, эмоционально «тёплым» отношениям, поэтому становление музыкальных способностей у детей с нарушением слуха имеют особое значение во всестороннем развитии ребенка, и по мере развития этой способности, становятся более понятными эмоции и чувства окружающих [19].
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что именно слушание музыки предоставляет большую возможность для расширения и обогащения музыкального и эмоционального опыта дошкольников. Поэтому дети с нарушенным слухом, по возможности, должны быть приобщены к музыкальному искусству, ведь в процессе развиваются многие стороны личности, интеллекта и речи.
Проблема: исследования обусловлена особенностями процесса музыкального восприятия детей с нарушенным слухом, который должен строиться с учетом индивидуальных особенностей развития. В педагогической практике дошкольных учреждений, этому уделяется не совсем должное внимание. Так же, стоит отметить, что родители недостаточно осведомлены, а педагоги компетентны в вопросах музыкального восприятия и коррекции детей с нарушенным слухом и нуждаются в методическом сопровождении. Кроме того, в литературе не достаточно освещена проблема развития музыкального восприятия и не описаны показатели эмоциональной отзывчивости у детей с нарушенным слухом.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом в процессе восприятия музыки, разработка проекта развития эмоциональной отзывчивости у детей с нарушением слуха в процессе восприятия музыки.
Объект: особенности эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Предмет: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, в структуре музыкальных способностей.
Задачи:
1. Проведение теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности музыкальных способностей и восприятия детей старшего дошкольного возраста в норме и с нарушением слуха.
3. Подобрать диагностический инструментарий, направленный на изучение диагностику развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха;
4. Провести констатирующий эксперимент у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
5. Провести качественный и количественный анализ полученных результатов и сделать вывод о степени сформированности эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
6. Разработать проект по развитию эмоциональной отзывчивости, в процессе восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Методы исследования: анализ теоретической и научно - методологической литературы по проблеме исследования, статистический метод, беседа, наблюдение.
Контингент: дети старшего дошкольного возраста, 5-7 лет, с нарушением слуха.
Экспериментальная база: Государственное краевое бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа - интернат для детей с нарушением слуха и речи», Дошкольное отделение.
Практическая значимость: заключается в отборе диагностических методик для исследования, выделении уровней и индивидуальных показателей эмоциональной отзывчивости на музыку у детей с нарушением слуха, разработке проекта, способствующему развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в процессе восприятия музыки.
Данный проект может быть использован на практике, в работе музыкальным руководителем, воспитателем в дошкольном образовательном учреждении.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проделанной работы, нами была проанализирована теоретическая и научно-методологическая литература по проблеме исследования, а именно были рассмотрены понятие музыкальности и структура музыкальных способностей с точки зрения разных авторов. Под музыкальностью принято понимать - комплекс индивидуально - психологических особенностей, который необходим для занятий музыкальной деятельностью [1].
Мы рассмотрели особенности музыкальных способностей дошкольников, особенности психического развития и развития эмоциональной сферы детей с нарушением слуха [10]. Можно отметить, что у таких детей замедляется развитие внимания, восприятия, мышления, памяти, речи, эмоциональном развитии, произвольной регуляции деятельности и других функций. Также рассмотрели понятия и сущность музыкального восприятия, процесса восприятия музыки и эмоциональной отзывчивости на неё. Более подробно рассмотрели особенности организации восприятия музыки у детей с нарушением слуха [7].
В экспериментальной части нами было подобраны диагностические методики, проведена диагностика, анализ музыкального занятия, составлены и проанализированы результаты, определены уровни развития эмоциональной отзывчивости на музыку для каждого ребенка и в целом. Мы убедились, что у детей с нарушенным слухом наблюдаются особенности развития музыкального восприятия, которые прослеживаются в музыкальном восприятии, а именно в эмоциональной отзывчивости на музыку.
На основе теоретического и экспериментально изучения нами был разработан проект по развитию эмоциональной отзывчивости детей с нарушенным слухом в процессе восприятия музыки. В проекте мы выделили этапы реализации проекта, и этапы работы с детьми по слушанию музыки, указали примерные методы и приемы для каждого этапа, а также рекомендуемый репертуар. Разработав проект, выделив его цели, задачи, этапы, мы можем предположить положительные результаты после его реализации в работе не только с детьми, для повышения уровня эмоциональной отзывчивости, но и с педагогами и родителями с целью повышения компетентности в музыкальном воспитании детей с нарушением слуха.
В итоге хочется отметить, что занятие музыкой в детском саду имеет огромное значение для гармоничного и всестороннего развития детей, у детей развиваются творческие способности, коммуникативные навыки, повышается самооценка, музыка оказывает успокаивающее воздействие на организм, а в процессе восприятия музыки кроме всего прочего, совершенствуются и развиваются эмоции, благодаря чем, детям становятся более понятны эмоции и чувства окружающих, что очень актуально для детей с нарушением слуха.
Своевременная коррекционная работа с такими детьми в дошкольном возрасте дает положительную динамику в развитии музыкального восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыку [21]. Кроме того очень важно для развития детей с нарушенным слухом, музыкальное воспитание в семье, ведь только совместно с семьей удастся сформировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности, повысить уровень эмоциональной отзывчивости на музыку. Сложившаяся система работы создает предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального восприятия детей с нарушением слуха.



1. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей M.: Владос, 2004. - 130 с.
2. Белик, И.С. Музыка против глухоты / Опыт индивидуал. занятий музыкой с неслышащими детьми по прогр. дет. муз. шк. / Белик И.С. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 150 с.
3. Белобородова, В.К. Развитие музыкального слуха учащихся первого класса Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956. - 108 с.
4. Блинов, О.А. Процесс музыкальной психотерапии:
Систематизация и описание основных форм работы // Психол. журнал. - 1998. - № 3.
5. Бочкарёв, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. — М., Издательство «Институт психологии РАН», 1997 г. — 352 с.
6. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве Пособие для студентов и педагогов. - М., 1990 г., изд-во Педагогика.
7. Вербовская, В.С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия/ Вестник - 2013. - № 4
8. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка - М.:
Просвещение, 1968. - 415 с.
9. Ветлугина, Н.А. Музыкальный букварь / Н.А. Ветлугина - М., 1989.
10. Выготский, Ш.С. Психология искусства. - М., 1968.
11. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская : Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
12. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
13. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсиднер — М., 1993.
14. Деркунская, В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2012. — 144 с.
15. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников / И.Л. Джержинская. — М., 1985.
16. Дзержинская, И.Л. Особенность восприятия музыки у дошкольников / И.Л. Джержинская. - М., 1959.
17. Дубровская, Е.А. Ступеньки музыкального развития / Е.А. Дубровская. - М., Просвещение, 2006.
18. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. -- Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 486с.
19. Запорожец, А.В. Воспитаний эмоций и чувств у дошкольников. Эмоциональное развитие дошкольников / А.В.Запорожец .М.,1985
20. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. - М., 2000.
21. Кожохина, С.К. Растем и развиваемся с помощью искусства / С. К. Кожохина. - СПб. : Речь, 2006. - 211 с.
22. Комиссарова, Л.Н. Формирование музыкальных знаний и активизации музыкального восприятия у старших дошкольников // Исследование проблем дошкольного воспитания в трудах молодых ученых. - М., 2007.
23. Кузьмичева, Е.П. Методика развития слухового восприятия
глухих учащихся: 1-12 классы: пособие для учителя. - М.,
Просвещение,1991, 160 с.
24. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.
25. Лубовский, В.И. Специальная психология / В.И. Лубовский - М.,
26. Медведева, Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Издательский центр «Академия», 2002. — 224
27. Медведева, Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т. А. Арт- педагогика и арт - терапия в специальном образовании. - М., 2001. - 246 с.
28. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08. «Дошк. воспитание» Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989.
29. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - М., 2005.
30. Назайкинский, Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. Восприятие музыки. — М., 1980.
31. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке / Е.В. Назайкинский/ — М.,2003.
32. Нейман, Л.В., Богомильский, М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
33. Остроменский, В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. - Киев, 1975.
34. Палавандашвили, М.Л. Формирование чувства ритма у детей 5-7 лет / М. Л. Палавандашвили. - М., 1972.
35. Панкевич, Г.И. Звучащие образы. — М., 1977.
36. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. / В. И. Петрушин. - М.: Владос, 2000. - 176 с.
37. Петрушин, В.И. Теоретические основы музыкальной психотерапии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 2007. №
38. Программа музыкального воспитания «Синтез». Авторы: К. В. Тарасова, М. Л. Петрова, Т. Г. Рубан и др.
39. Программа музыкального воспитания «Гармония» для старшего дошкольного возраста К. Л. Тарасовой, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан. /Под общей редакцией К. Л. Тарасовой.
40. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. - М.,
2003.
41. Радынова, О.П., Катинене, А.И., Палавандишвили, М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания высших и средних педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 1998. — 240 с.
42. Радынова, О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры / О. П. Радынова // Музыкальный руководитель. - 2005. - №1. - С. 4.
43. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей. Часть 1. Москва: ВЛАДОС, 1997. — 606 с.
44. Радынова, О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. — М.: «Гном-Пресс», 1999. — 80 с. (Музыка для дошкольников)
45. Раппопорт, С.Х. Искусство и эмоции. - Москва : Музыка, 1968. - 160 с.
46. Римский - Корсаков, Н.А. Избранные статьи. - М., 1966.
47. Соловьева, И.М., Шиф, Ж.И., Розанова, Т.В., Яшкова, Н.В. / Психология глухих детей (Акад. пед. наук СССР. Науч. - исслед. ин-т дефектологии). М.: Педагогика, 1971. - 448 с.
48. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова: НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика, 1988. - 173с.
49. Теплов, Б.М. Избранные труды. // Соч.: В 2 т. - М.: Педагогика, 1985. - Т. 1. - 328 с.
50. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.:
Учпедгиз, 1947. - 305 с.
51. Фресс, П. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / П. Фресс, Ж. Пиаже. М., 1990.
52. Шипулин, Г.П. Лечебное влияние музыки // Тр. Ленингр. науч.- исслед. института. - 2000. -Т. 38.
53. Шушарджан, С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М., 1998.
54. Элькин, В.М. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней. - СПб.: «Респекс», 2000. - 224 с.
55. Яхнина, Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: учеб. пособие для студ. вузов - М.: ВЛАДОС, 2003. - 272 с.
56. Яхнина, Е.З. Содержание и организация музыкально-ритмических занятий в подготовительном классе школы для глухих детей. - М., 2004.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ