Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

Работа №57619

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2016
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
363
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретические основы организации контроля знаний,
умений, навыков младших школьников в процессе изучения
арифметических действий
1.1. Сущность контроля знаний умений и навыков младших школьников в
процессе обучения математике 6-18
1.2. Использование вариативных форм проверки знаний умений и навыков
младших школьников в соответствии с ФГОС НОО 19-33
1.3. Методика изучения арифметических действий (внетабличное умножение и
деление в 3 классе) 33-57
Выводы по I главе 58-59
Глава II. Экспериментальное исследование по реализации комплекса вариативных форм проверки знаний умений и навыков младших школьников в процессе изучения внетабличного умножения и деления
2.1. Констатирующий этап эксперимента 60-62
2.2. Вариативные формы проверки внетабличного деления и умножения 62-70
2.3. Контрольный этап эксперимента 70-73
Выводы по II главе 72-73
Заключение 74 -76
Список литературы 77-81
Приложения 82



Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Одной из основных задач обучения математике в школе является формирование у школьников сознательных и прочных вычислительных навыков, которые являются основополагающим элементом вычислительной культуры человека.
Сегодня всё меньше и меньше внимания в новых экспериментальных и вариативных учебниках по математике уделяется формированию у учащихся вычислительных навыков, как устных, так и письменных. В связи с этим, одной из основных задач обучения школьников математике является повышение вычислительной культуры учащихся на всех ступенях обучения в образовательном учреждении и в первую очередь в начальной школе.
Необходима проверка знаний учащихся, которая является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.
Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненного вычисления, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для формирования арифметических действий.
Систематическая проверка и учет подготовленности детей по математике имеет и другое, общегосударственное значение, позволяя судить о результатах обучения, о фактическом выполнении государственной программы.
В связи с этим актуальной является тема выпускной квалификационной работы «Использование вариативных форм проверки знаний, умений и навыков младших школьников в процессе изучения арифметических действий».
Цель исследования - разработать комплекс вариативных форм проверки знаний, умений и навыков младших школьников по теме «Арифметические действия» (внетабличное умножение и деление).
Объект исследования - процесс формирования вычислительных навыков у младших школьников.
Предмет исследования - комплекс вариативных форм проверки знаний, умений и навыков младших школьников по теме «Арифметические действия» (внетабличное умножение и деление).
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс формирования вычислительных навыков у младших школьников будет наиболее эффективным, если в процессе изучения арифметических действий применять специально разработанный комплекс вариативных форм проверки знаний, умений и навыков младших школьников.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной проблеме.
2. Выявление особенностей методики изучения арифметических действий (внетабличное умножение и деление в 3 классе).
3. Разработка и экспериментальная проверка комплекса вариативных форм проверки знаний, умений и навыков младших школьников по теме «Арифметические действия» (внетабличное умножение и деление).
Для решения поставленных задач использовались теоретические и экспериментальные методы исследования. Теоретическое исследование проблемы включало:
- изучение и анализ специальной литературы по методике преподавания математики в начальной школе, психологии, педагогике, в свете
сформулированной проблемы исследования;
- анализ школьных программ и учебных пособий по математике для начальной школы. В нашей работе были использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ методологической и психолого-педагогической литературы по проблеме;
- изучение и обобщение педагогического опыта;
- диагностические методы;
- педагогический эксперимент.
Экспериментальная часть исследования состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Методологической основой исследования явилось положение о диалектическом единстве теории и практики в процессе познания, основные положения теории деятельности.
Теоретическая значимость_исследования состоит в том, что выявлены особенности методики изучения арифметических действий младшими школьниками (внетабличное умножение и деление).
Практическая значимость исследования состоит в том, что был разработан комплекс вариативных форм проверки знаний, умений и навыков младших школьников по теме «Арифметические действия» (внетабличное умножение и деление).
Базой исследования явилась Сабабашская основная общеобразовательная школа Сабинского района (3 класс)
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В числе актуальных задач модернизации российского образования - ориентация образовательного процесса на реализацию компетентностного подхода, то есть на формирование ключевых компетенций, основанных на готовности учащихся использовать усвоенные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Такой подход определяет отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, «инструментам» целостного становления и развития личности ребенка, одним из основных показателей которого выступает уровень сформированности учебных умений и навыков.
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и осознанное овладение учащимися системой математических знаний и умений необходимых в повседневной жизни, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения обучения. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык.
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной проблеме показал, что цель проверки знаний, умений и навыков состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углублений знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную учебную деятельность.
Рассмотрев методику изучения арифметических действий мы выявили ряд особенностей в процессе обучения внетабличному умножению и делению: изучение внетабличного умножения делят на три
этапа:1.умножение на однозначное число;2.умножение на круглые десятки;
З.умножение на двузначное число. Такое расчленение учебного материала обусловлено применяемыми на каждом этапе вычислительными приемами. Порядок расположения различных случаев умножения на однозначное число, а также умножения на круглые десятки не имеет существенного значения. То же можно сказать и относительно умножения однозначного числа на двузначное, поскольку дело сводится в этом случае к умению умножать однозначное число на круглые числа и однозначное на однозначное, то есть к тому, что уже пройдено. Внетабличное деление на однозначное число целесообразно изучать совместно с внетабличным умножением. Особо рассматриваются случаи умножения на круглые десятки (2 -40) и на двузначное число. В особую группу выносится деление на двузначное число. В этих случаях деление выгодно рассматривать как деление по содержанию.
Формы проверки ЗУН младших школьников разнообразны. Существуют формы контроля по количеству учащихся: индивидуальный контроль; групповой контроль; фронтальный контроль. По способу оформления ответов учащихся: устный контроль, письменный контроль и т.д.
В нашей работе мы выделили организацию проверки ЗУН на основе таких вариативных форм как: внешняя проверка; взаимопроверка;
самопроверка.
Для реализации цели нашего исследования был проведен педагогический эксперимент. В ходе эксперимента был разработан и экспериментально проверен комплекс вариативных форм проверки знаний, умений и навыков младших школьников по теме «Арифметические действия» (внетабличное умножение и деление).
Педагогический эксперимент проводился в три этапа. Первый этап - констатирующий, целью которого было выявление уровня сформированности вычислительных навыков у учащихся 3 классов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что изначально учащиеся экспериментальной и контрольной групп имеют примерно равный потенциал, равные возможности.
Второй этап исследования - формирующий. В ходе формирующего этапа эксперимента в экспериментальном классе был организован цикл
уроков по теме «Внетабличное умножение и деление» с использованием вариативных форм проверки знаний, умений и навыков. В нашей работе мы выделили организацию проверки ЗУН на основе таких вариативных форм как: внешняя проверка; взаимопроверка; самопроверка.
С целью сравнения достигнутых в ходе формирующего эксперимента результатов с исходным уровнем сформированности вычислительных навыков у учащихся нами был проведен контрольный эксперимент (третий этап педагогического эксперимента).Результаты оценки выполнения контрольных заданий показывают, что использование комплекса вариативных форм проверки ЗУН позволило увеличить процент успешности формирования вычислительных навыков по сравнению с констатирующим этапом.
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что различия в уровнях сформированности вычислительных умений учащихся экспериментального и контрольного классов являются существенными.
Таким образом, реализация предложенного нами комплекса вариативных форм проверки знаний, умений и навыков младших школьников по теме «Арифметические действия» (внетабличное умножение и деление) способствовало повышению уровня сформированности вычислительных умений учащихся.



1. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметки. - М: Знание, 1980.
2. Атахов Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления. Вопросы психологии, №5, 1995.
3. Баймуханов Б. Б. Тематический контроль и учет знаний // Математика в школе, 2009 №5.
4. Безруких М. Дети, которых не понимают взрослые Дошк. восп. 2002 №9 72-86 с.
5. Белошистая А. Формирования и развития математических способностей. Дошк. восп. 2002 №2.15 с.
6. Борода Л.Я. Некоторые формы контроля на уроке // Математика в школе, 2008 №4.
7. Василевский А. Б. Обучение решению задач по математике. Минск, 1988.
8. Васильева М. А., Новотворцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль 2001. «Академия развития».
9. Вахламова А. П., Рабунский Е. С. О систематической взаимопроверке знаний учащихся на уроках // Математика в школе, 2009 №1.
10. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.
11. Владимирова Н. Арифметика для малышей. Москва «Аст - пресс» 1994.
12. Волина В. Математика. Екатеринбург «Академия развития»1997.
13. Волина В. Праздник числа. Москва «Просвещение» 1993.
14. Волкова С. К., Столярова Н. Н. Математические задания. Москва «Просвещение» 1993.
15. Выготский М. Я. Справочник по элементарной математике. Москва «Просвещение» 1986.
16. Гавринин.С.Е Развитие мышление. Москва «Мозайка - Синтез» 2005.
17. Грачев З.А. Математические игры. Москва «Просвещение» 1988.
18. Груденов Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики - М: Просвещение, 1990.
19. Давидчук А. Планы - конспектов занятий по математики. Дотттк. восп. 2000.№4. 78 с.
20. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
21. Дакацьян У. В. Проверка знаний учащихся по математике - М: Академия педагогических наук РСФСР, 1963.
22. Данилова В.В., Павлова Л.А.Методика формирования математических представлений. Москва «Просвещение» 1982.
23. Денисов А.П. Леонтий Филиппович Магницкий. - М., 1967.
24. Денищева Л. О., Кузнецова Л. В., Лурье И.А. и др. Зачеты в системе дифференцированного обучения математики - М: Просвещение, 1993.
25. Дэпман И.Я. Рассказы о решении задач. - Л.:Детгиз, 1964.
26. Ерофеева Т.И.Использование игровых проблемно-игровых ситуаций в обучении математики. Дошк. восп. 1996 №2. 17-20 с.
27.Зив Б. Г. Задачи к урокам математики. - М: Русское слово, 2008.
28. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед. ин-тов.- М: Просвещение,1984.
29. История отечественной математики. - Т.1. - Киев, 1966.
30. Калинина М.И. К вопросу о контроле и оценке знаний учащихся/ сб. статей “Организация контроля знаний учащихся в обучении математики”, сост. Борчугова З. Г., Батий Ю. Ю. - М: Просвещение,
1980.
31. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.,
1981.
32. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. Скаткина М.Н., Краевского М.Н. - М: Педагогика, 1978.
33. Колобова Е. В. Использование зачетной системы для контроля и оценки знаний учащихся // Математика в школе , 2010 №3.
34. Колягин Ю. М., Оганесян В. А. Учись решать задачи.
35. Кострикина Н. П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. М., 1991.
36. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
37. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М., 1968.
38. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников.
39. Литвиненко В. Н. Трафареты для изображения пространственных фигур // Математика в школе, 2009 №2.
40. Людмилов Д. С. Некоторые вопросы проблемного обучения математике. Пермь, 1975.
41. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Москва «Просвещение» 1972.
42. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
43. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Москва «Просвещение» 1975.
44. Меерзон А. Е., Чекин А. Л. Азбука математики. Москва «Просвещение» 1994.
45. Минковский В.Л. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 1966.
46. Моро М. И., Пышкало А. М. Методика обучение математике в 1-3 классах. Москва «Просвещение» 1978.
47. МПМ в средней школе. Частная методика / Сост. Мишин В. И. - М: Просвещение, 1987.
48. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. - М.:Просвещение,1964.
49. О совершенствовании методов обучения математики / Сб. статей сост. Крамор В. С. - М: Просвещение, 1978.
50.Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. - М.:"Вита-Пресс", 1994.
51. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Кругловой. М., 1988.
52. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Бабанского Ю.К - М: Просвещение, 1988.
53. Петровский Е. И. Проверка и оценка знаний учащихся - М: АПН РСФСР, 1960.
54. Пичурин Л. Ф. За страницами учебника алгебры. М., 1990.
55. Планирование обязательных результатов обучения математике / сост.
В. В. Фирсов - М: Просвещение, 1989.
56. Пойа Д. Как решить задачу: Пособие для учителей. М., 1961.
57. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М., 1970.
58. Пойа Д. Математическое открытие. М., 1976.
59. Пономарев Я. А. Знание, мышление и умственное развитие. М., 1967.
60. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М., 1960.
61. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.
62. Проблемы диагностики умственного развития учащихся. Под ред. Н. А. Менчинской. М., 1961.
63. Программы общеобразовательных учреждений. Математика - М: Просвещение, 1994.
64. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
65. Русская школа. Сб. статей. Вып.1. - М.:"Роман-газета",1993.
66. Русская школа. Сб. статей. Вып.2. - М.:"Роман-газета",1994.
67. Русская школа. Сб. статей. Вып.3. - М.:"Роман-газета",1994.
68. Рыбников К.А. История математики. - Т.1.- М.,1963.
69. Семенов Е. М., Горбунова Е. Д. Развитие мышления на уроках математики. Свердловск, 1966.
70. Скобелев Г. Н. Контроль на уроках математики - Минск: Народная асвета, 1986.
71. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Санкт-Петербург «Детство - Пресс»
2004.
72. Соболевский Р. Ф. Логические, математические игры. Москва «Просвещение» 1977.
73. Современные основы школьного курса математики. / Н. Я. Виленкин, К. И. Дудничев, Л. А. Калужнин, А. А. Столяр. - М: Просвещение, 1980.
74. Соловьева Е. Планирование занятий по математике. Дошк. восп.
1998. №10. 8 с.
75. Стойлова Л. П., Пышкало А. М. Основа начального курса математике. Москва «Просвещение» 1988.
76. Столяр А. А. Давайте поиграем. Москва «Просвещение» 1991.
77. Тихомирова Л. Ф. Развитие мышление. Москва «Просвещение» 1995.
78. Утеева Р. А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке // Математика в школе, 2009 №2.
79. Фридман Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М., 1983.
80. Фридман Л. М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи. М., 1989.
81. Харламов И. Ф. Педагогика. Курс лекций. - Минск, 1979.
82. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки - М: Педагогика, 1976.
83. Юшкевич А.Б. История математики в России до 1917 года. -М.:Наука, 1968.
84. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М., 1979.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ