ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ
АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1 Клинико-психологическая характеристика структуры дефекта при нарушениях
интеллекта 9
1.2 Психологическая характеристика умственно отсталых детей 16
1.3 Психологическая характеристика детей с синдромом Дауна 21
1.4 Теоретическое обоснование необходимости разработки АОП 28
ГЛАВА II. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА 31
2.1 Логика и этапы организации исследования 31
2.2 Определение уровня развития и психологических особенностей
исследуемого ребенка 32
2.3 Выводы по главе II 37
Глава III. РАЗРАБОТКА АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА 40
3.1 Пояснительная записка 40
3.2 Общие положения 42
3.3 Характеристика образовательной деятельности в соответствии с
индивидуальными особенностями ребенка 43
3.4 Описание содержания образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка 46
3.5 Планирование коррекционно-развивающего обучения 47
3.6 Планируемые результаты освоения адаптированной
образовательной программы 64
3.7 Координация взаимодействия специалистов в реализации АОП 66
3.8 Взаимодействие с родителями 68
3.9 Организация развивающей предметно-пространственной среды для ребенка с
синдромом Дауна в условиях инклюзии 69
Выводы к III главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
Приложение 1 84
Приложение 2 85
Таблица 6 86
Приложение 3 87
Приложение 4 88
Приложение 5 89
Приложение 6 93
Приложение 7 97
Приложение 8 100
Приложение 9 103
Приложение 10 107
Наиболее важные вопросы в дефектологии связаны с изучением умственной отсталости. Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) нуждаются в особом отношении. Для того чтобы помощь детям с отклонениями в развитии была более эффективной, необходимо как можно раньше выявить наличие дефекта, а также определить его характер и структуру. Опираясь на качественные и количественные показатели диагностики, можно грамотно организовать коррекционную деятельность.
С 01 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», открывающий дорогу для обучения детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учебные заведения [53]. Министерство образования и науки акцентирует внимание на том, что в детских садах и школах образовательный процесс должен вестись с учетом индивидуальных особенностей каждого требующего внимания ребенка. Инклюзивное образование стало ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования: дети с ОВЗ включаются в образовательные учреждения общеразвивающей направленности не стихийно, для них создаются специальные программы сопровождения. Инклюзия обеспечивает равный доступ всем обучающимся и воспринимает ребенка таким, какой он есть, подстраивая под него систему образования.
Для эффективной реализации интеграции ребенка с ОВЗ в пространство общего образования должны быть созданы специальные условия, включающие в себя создание учебников, дидактических материалов, специальных технических средств, позволяющих проводить коррекционные занятия, а также введение в деятельность нового направления - разработку адаптированной образовательной программы (далее АОП).
Адаптированная образовательная программа - это программа, адаптированная для обучения и воспитания детей с ОВЗ (с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата,
расстройствами аутистического спектра). АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и после комплексной диагностики психолого-медико-педагогического консилиума учебного учреждения, с учетом особенностей психофизического развития детей, их индивидуальных возможностей. Она направлена на преодоление несоответствия образовательного процесса и реальных возможностей ребенка, на коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию детей данной категории [29].
В настоящее время в нашей стране только начинает складываться модель инклюзивной практики обучения, поэтому педагогический состав общеобразовательных учебных заведений в большинстве случаев оказывается не готов к работе по составлению адаптированных образовательных программ, так как не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. Большое значение для реализации теории и практики инклюзии в России имеет успешная профессиональная подготовка педагогов к интегрированному образованию и их правильное отношении к инклюзии, так как знание сущности, причин и времени возникновения нарушений позволяет педагогам правильно строить индивидуальную образовательную и коррекционную программу каждого ребенка с отклонением в развитии [57]. Дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс постепенно при помощи педагогов, от которых требуется проявление профессиональной гибкости, знание основ коррекционной психологии и педагогики, методик и технологий организации образовательного процесса, специальных подходов к обучению. Педагоги, работающие с особыми детьми должны обладать такими качествами как милосердие, эмпатия, толерантность, доброжелательность, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, умение наблюдать, готовность принять разных детей.
На сегодняшний день проблема включения детей с синдромом Дауна в пространство общего образования становится всё более актуальной, это обусловлено тем, что их число имеет устойчивую тенденцию к увеличению. Дети с синдромом Дауна медленнее развиваются и немного позже, чем ровесники, проходят общие этапы развития, но они вполне обучаемы. То, насколько выражена задержка интеллектуального и речевого развития, зависит не только от врожденных факторов, но и от качества занятий с ребенком. Чем раньше начинается работа с ребёнком с нарушениями в развитии, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Кроме того, комплексная диагностика и своевременная коррекция отклонений, позволяет предупредить появление отклонений вторичной и третичной природы. Дети с нарушением интеллекта достигают значительных результатов в самообслуживании, двигательном и познавательном развитии, формировании коммуникативных навыков и речи, необходимых в повседневной жизни при грамотном уходе и обеспечении ранней коррекционной работы [21].
Актуальность тематики данной работы обусловлена тем, что для успешного включения ребенка с синдромом Дауна в дошкольное учреждение общего типа педагогами должна разрабатываться адаптированная образовательная программа в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка, учитывая особенности его психофизического развития и индивидуальные возможности.
Цель исследования: разработка адаптированной образовательной программы для развития и коррекции ребенка с синдромом Дауна.
Объект исследования: индивидуальные особенности ребенка с синдромом Дауна.
Предмет исследования: процесс разработки и реализации адаптированной образовательной программы для ребенка 4 лет с синдромом Дауна.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать литературу по проблеме особенностей развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта и синдром Дауна.
2) Подобрать диагностические методики для выявления особенностей актуального развития ребенка 4 лет с синдромом Дауна, провести психолого-педагогическое исследование, проанализировать результаты.
3) Ознакомиться со структурой адаптированной образовательной программы, механизмами ее разработки, выявить особенности процесса разработки АОП для ребенка 4 лет с синдромом Дауна.
4) Разработка адаптированной образовательной программы и осуществление подготовительного этапа ее реализации (привлечение участников образовательного процесса, ознакомление их со структурой и содержанием АОП, создание необходимых условий для ее реализации, повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и развития ребенка с синдромом Дауна).
Практическая значимость заключается в выявлении особенностей процесса разработки адаптированной образовательной программы и в определении содержания коррекционно-развивающей работы для ребенка с синдромом Дауна на данной ступени развития.
Методы исследования были выбраны с учетом объекта исследования и соответствуют целям и задачам работы.
База исследования: Исследование проводилось на базе МБДОУ № 6 г. Очёр в группе общеразвивающей направленности.
Основные этапы исследования:
Первый этап - изучение и анализ специальной литературы, постановка цели, проблемы, определение задач и методов исследования, теоретическое исследование особенностей детей с умственной отсталостью и синдромом Дауна, теоретическое обоснование разработки АОП.
Второй этап - выбор диагностической методики для выявления особенностей актуального развития ребенка 4 лет с синдромом Дауна, проведение психолого-педагогического исследования, анализ результатов, обоснование выбора основных направлений коррекционно-развивающей работы.
Третий этап - разработка адаптированной программы для ребенка с синдромом Дауна, включенного в группу нормально развивающихся детей, формулирование выводов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Одной из самых актуальных проблем коррекционной педагогики является проблема обучения детей с нарушениями интеллекта, в том числе и с синдромом Дауна. Результаты современных исследований показывают, что всех детей с нарушением интеллекта возможно хоть чему-то обучить. Для этого используются специальные методы, приемы и средства обучения, создаются адаптированные программы для индивидуальной коррекционно- развивающей работы. Разработка и реализация АОП психолого-педагогического сопровождения - это неотъемлемая часть в процессе включения детей с нарушениями в развитии в общеобразовательные учебные учреждения. Инклюзивное образование стало ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования. Для ребенка с синдромом Дауна детский коллектив является самым мощным ресурсом развития, так как невозможно научить его общаться со сверстниками, изолировав от них.
Целью проведенного нами исследования являлось разработать адаптированную образовательную программу для развития и коррекции ребенка с синдромом Дауна, включенного в состав группы дошкольного учреждения общеразвивающей направленности.
Первым этапом исследования стало: постановка цели, проблемы, определение гипотезы, задач, а также изучение и анализ специальной литературы с целью теоретического исследования особенностей детей с умственной отсталостью и синдромом Дауна.
В результате изучения психолого-педагогической литературы было достигнуто понимание, что синдром Дауна - это генетическое состояние, существующее с момента зачатия и определяющееся наличием лишней хромосомы в клетках человека. Эти малыши медленнее развиваются и немного позже, чем ровесники, проходят общие этапы развития. То, насколько выражена задержка интеллектуального и речевого развития, зависит не только от врожденных факторов, но и от качества занятий с ребенком. Дети с синдромом Дауна вполне обучаемы, особенно если с ними заниматься по специальным методикам, которые учитывают особенности их развития и восприятия, то результаты обычно неплохие.
На втором этапе была проведена работа по выбору диагностической методики для выявления особенностей актуального развития конкретного ребенка с синдромом Дауна, проведено психолого-педагогическое исследование, анализ результатов, и составлена психолого-педагогическая характеристика ребенка.
Для исследования ребенка с синдромом Дауна была использована программа Маккуэри ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», так как данное пособие ориентировано на детей с синдромом Дауна и учитывает особенности развития этой категории детей, а также рассчитана на их индивидуальное обучение и развитие. Результаты обследования позволили изучить психические особенности интегрируемого ребенка, выявить уровень его актуального развития, сформированные и не сформированные умения, на основании чего была составлена психолого-педагогическая характеристика ребенка с описанием возрастных и индивидуальных особенностей, и уровня его психофизического развития.
Задачей третьего этапа стояло ознакомиться со структурой адаптированной образовательной программы, механизмами ее разработки, выявить особенности процесса разработки индивидуальной АОП для ребенка с синдромом Дауна и провести подготовительную работу для реализации АОП.
Адаптированная образовательная программа составляется для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Она предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и развивающих. Постановка четких целей и задач для развития конкретного ребенка позволит организовать коррекционную работу по индивидуальному маршруту и поможет восполнить имеющиеся пробелы в недостаточно сформированных группах умений. Создание благоприятных условий при выполнении посильных упражнений и заданий поможет более полно раскрыть потенциальные возможности ребенка.
Для создания благоприятных условий, способствующих успешности организации коррекционно-педагогического процесса в ДОУ, воспитателям и специалистам педагогического коллектива необходимо:
1) При необходимости пройти профессиональную подготовку по направлению олигофренопедагогика.
2) Установить эмоциональный контакт с ребенком.
3) Правильно определить образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи, учитывающие актуальные и потенциальные возможности ребенка.
4) Систематически проводить индивидуальные и фронтальные занятия.
5) В процессе коррекционно-развивающей работы сочетать практические, наглядные и словесные методы обучения и воспитания.
6) Выстроить партнерские отношения с родителями ребенка с синдромом Дауна для их включения в коррекционно-педагогический процесс.
7) Добиться единства требований в воспитательно-образовательном
процессе как с детском саду, так и дома.
8) Правильно организовать взаимодействие всех специалистов, ответственных за реализацию адаптированной программы психолого-педагогического сопровождения.
Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что знание сущности, причин и времени возникновения нарушений позволяет педагогам правильно построить индивидуальную адаптированную образовательную и коррекционную программу ребенка с синдромом Дауна. А также ранняя диагностика, раннее начало коррекционной работы с детьми с особыми нуждами и успешное инклюзивное образование доказывает, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь, если предоставляется возможность развиваться в атмосфере эмпатийности, толерантности, социальной справедливости, сотрудничества. В дальнейшем, успешная социализация и получение образования детьми с ОВЗ обеспечивает им полноценное участие в жизни общества.
1. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова. - Спб.: Союз, 2003. - 320 с.
2. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника / И.М. Бгажнокова. - М.: Просвещение, 1987. - 121 с.
3. Борисенко, М.Г. Начинаем говорить (Развитие речи) / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - СПб.: Паритет, 2005. - 160 с.
4. Бут, Т. Современные подходы к болезни Дауна: монография / Т. Бут, Я. Заремба, К.А. Халлиди Смит. - М. : Педагогика, 1991. - 331 с.
5. Винникова, Е.А. Дошкольная олигофренопсихология: пособие / Е.А. Винникова, С.А. Глуховская. - Минск: БГПУ, 2012. - 216 с.
6. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1973. - 176 с.
7. Выготский, Л.С. Умственно отсталый ребенок / Л.С. Выготский, И.И. Данилевский // Сборник: Умственно отсталый ребенок. - 1935. - 96 с.
8. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654с.
9. Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: книга для воспитателя / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. - М.: Просвещение, 1985. - 72 с.
10. Гаврилушкина, О. П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития / О.П. Гаврилушкина // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2 - с. 67-71.
11. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду: программа и методические рекомендации / В.В. Гербова. - М.: Мозайка-Синтез, 2005. - 21 с.
12. Гришвина, А.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития / А.В. Гришвина, Е.Я. Пузыревская, Е.В. Сочеванова. - М.: Просвещение, 1988. - 93 с.
13. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: метод. рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2005. - 272 с.
14. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: научно-методическое пособие / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - СПб.: КАРО, 2008. - 336 с.
15. Жиянова, П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна: методическое пособие / П.Л. Жиянова, М.Ф. Гимадеева, В.В. Юртайкин. - М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2002. - 196 с.
16. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: учеб. / С.Д. Забрамная. - М.: Просвещение, 1995. - 112 с.
17. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков: руководство / Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2003. - 391с.
18. Калмыкова, Е.А. Психология лиц с умственной отсталостью: метод. пособие / Е.А. Калмыкова. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. - 121 с.
19. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: кн. для учителя / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: БУК-МАСТЕР, 1993. - 191с.
20. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учеб. / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 208 с.
21. Киртоки, А.Е. Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития / А.Е. Киртоки, Н.В. Ростова. - М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010. - 48 с.
22. Коломинский, Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы / Н.Л. Коломинский. - Киев: Рад.школа, 1978. - 87 с.
23. Колосков, С. А. Дети с синдромом Дауна. Возможность социальной адаптации / С. А. Колосков // Мама и малыш. - 2005 - № 03. - с. 12-16.
24. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова. - М.: Академия, 2003. - 480 с.
25. Кумин, Либби. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна: руководство для родителей / Либби Кумин. Пер. с англ. Н.С. Грозной.
- М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии Гуманитарного центра «Монолит», 2004. - 274 с.
26. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие / В. В.Лебединский. — М.: Академия, 2003. — 144 с.
27. Леонтьев, А. Н. Психическое развитие ребёнка и проблемы умственной недостаточности. Проблемы развития психики / А.Н.Леонтьев. - М.: МГУ, 1972. - 310 с.
28. Лубовский, В.И. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / В.И.Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2005. - 464 с.
29. Лятифова, Л. В. Адаптированная образовательная программа начального и основного общего образования // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 576-578. — URL https://moluch.ru/archive/78/13543/(дата обращения: 24.04.2018).
30. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: книга для родителей / А. Р. Малер. - М.: Педагогика - Пресс, 2008. - 80 с.
31. Медведева, Т.П. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия: методическое пособие / Т.П.
Медведева, И.А. Панфилова, Е.В. Поле. - М.: Даунсайд Ап, 2004. — 368 с.
32. Мишина, Г. А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушением психофизического развития (методические рекомендации) / Г. А. Мишина // Дефектология. - 2001. - №1. - с.60-65.
33. Назарова, Н.М. Специальная педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.М. Назарова. - М.: Академия, 2000. - 519 с.
34. Певзнер, М. С. Клинико-генетические исследования олигофрении / М.С. Певзнер и др. - М.: Просвещение, 1972. - 64 с.
35. Питерси, Мойра. Маленькие ступеньки. Кн. 1: Введение в программу: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / Мойра Питерси, Робин Трилор, Сью Керне, Дайана Ютер, Эрика Бра. Пер. с англ. Н.С. Грозной. - М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998. - 48 с.
36. Питерси, Мойра. Маленькие ступеньки. Кн. 2: Индивидуальная программа ребенка: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / Мойра Питерси, Робин Трилор, Сью Керне, Дайана Ютер, Эрика Бра. Пер. с англ. Н.С. Грозной. - М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998. - 116 с.
37. Питерси, Мойра. Маленькие ступеньки. Кн. 3: Навыки общения: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / Мойра Питерси, Робин Трилор, Сью Керне, Дайана Ютер, Эрика Бра. Пер. с англ. Н.С. Грозной. - М.: Ассоциация Даун Синдром, 1997. - 100 с.
38. Питерси, Мойра. Маленькие ступеньки. Кн. 4: Навыки общей моторики: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / Мойра Питерси, Робин Трилор, Сью Керне, Дайана Ютер, Эрика Бра. Пер. с англ. Н.С. Грозной. - М.: Ассоциация Даун Синдром, 1997. - 168 с.
39. Питерси, Мойра. Маленькие ступеньки. Кн. 5: Навыки тонкой моторики: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / Мойра Питерси, Робин Трилор, Сью Керне, Дайана Ютер, Эрика Бра. Пер. с англ. Н.С. Грозной. - М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998. - 172с.
40. Питерси, Мойра. Маленькие ступеньки. Кн. 6: Восприятие речи: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / Мойра Питерси, Робин Трилор, Сью Керне, Дайана Ютер, Эрика Бра. Пер. с англ. Н.С. Грозной. - М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998. - 100 с.
41. Питерси, Мойра. Маленькие ступеньки. Кн. 7: Самообслуживание и социальные навыки: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / Мойра Питерси, Робин Трилор, Сью Керне, Дайана Ютер, Эрика Бра. Пер. с англ. Н.С. Грозной. - М.: Ассоциация Даун Синдром, 1997. - 82 с.
42. Питерси, Мойра. Маленькие ступеньки. Кн. 8: Перечень умений определяющих развитие ребенка: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / Мойра Питерси, Робин Трилор, Сью Керне, Дайана Ютер, Эрика Бра. Пер. с англ. Н.С. Грозной. - М.: Ассоциация Даун Синдром, 1997. - 86 с.
43. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого ребенка: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп/ С.Я. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
44. Силберг, Дж. 300 трехминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет / Джеки Силберг. Пер. с англ. Е.А. Бакушева. - 2-е изд. - Поппури, 2005. - 192 с.
45. Соколова, Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка трех лет / Ю.А. Соколова. - М.: Эксмо, 2007. - 64 с.
46. Стребелева, Е.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: пособие. - 3-е переиздание /под ред. Е.А. Стребелевой. Г.А. Мишиной.- М.: ИНФРА-М, 2016.- 160 с.
47. Стребелева, Е.А. Коррекционно - развивающее обучение детей в процессе дидактических игр / Стребелева Е.А. - М.: Владос, 2014. - 256 с.
48. Стребелева, Е.А. Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: методическое пособие /под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной .- М.: ЛОГОМАГ, 2013. - 244 с.
49. Стребелева, Е.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина.- М.: Парадигма, - 2010. - 70 с.
50. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др. - М.: Академия, 2002. - 312 с.
51. Сухарева, Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении): т. 3 / Г.Е. Сухарева.- М.: Просвещение, 1965. - 337 с.
52. Уиндерс, Патриция С. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна: руководство для родителей и специалистов /
Патриция С. Уиндерс. Пер. с англ. Н.С. Грозной. - М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии ООО «Альварес Паблишинг», 2003. - 288 с.
53. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2013г.
54. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М. : Проспект, 2017. - 160 с.
55. Шалимов, В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений / В.Ф. Шалимов. - М.: Академия, 2002. — 112 с.
56. Шапиро, Е.И. Интегративное обучение и воспитание детей с особенностями в развитии: учебно-методическое пособие / Е. И. Шапиро, Е.
Е. Алексеева, В. Л. Рыскина и др. - СПб.: Институт раннего вмешательства, 2005, 2008. - 104 с.
57. Шапошникова, Л. Необходимость введения инклюзивного образования в дошкольные учреждения [Электронный ресурс] // Всероссийское сетевое
издание Дошкольник (ДОШКОЛЬНИК.РФ) [сайт]. URL:
http://doshkolnik.ru/prezentacii/8743-incluzivnoe-obrazovanie.html_(дата обращения 30.04.2016).
58. Шматко, Н.Д. Классификация моделей интегрированного обучения / Н.Д. Шматко, Н.Д. Малофеев. - URL:
https://wiki.soiro.ru/Классификация_моделей_интегрированного_обучения,_со ставленная_Н.Н._Малофеевым_и_Н.Д._Шматко
59. Эйдемиллер, Э.Г, Детская психиатрия: учебник для вузов / Э.Г.Эйдемиллер. - СПб.: Питер, 2005. - 1120 с.