Введение 4
Глава 1. Лингвометодические основы изучения публицистического стиля речи в основной школе 8
1.1. Лингвистическая характеристика функциональных стилей речи 8
1.2. Изучение публицистического стиля его жанров в программах и
учебниках по русскому языку для 5-9 классов 19
1.3. Особенности обучения публицистическому стилю речи в соответствии
с требованиями ФГОС 22
1.4. Отбор содержания обучения для экспериментальной работы в 8 классе 26
Глава 2. Применение ситуативных заданий при обучении жанрам публицистического стиля 37
2.1. Ситуативные задания как один из способов реализации требований
ФГОС в обучении русскому языку 37
2.2. Разработка ситуативных заданий к изучению публицистического стиля 45
2.3. Содержание экспериментальной работы и ее результаты 55
Заключение 71
Библиографический список 73
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность исследования. Одна из основных задач учителя - воспитание активности и самостоятельности школьников. Эти задачи перед учителем ставит федеральный государственный образовательный стандарт. Они направлены на развитие личностных качеств учащихся, формирование системы базовых знаний и умений, необходимых для дальнейшего обучения и практической деятельности.
Требования - ключевое понятие в стандарте, его суть. Стандарт устанавливает три группы требований к результатам обучающихся:
«личностные, включающие готовность и способность обучающихся саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира» [43].
Обеспечить метапредметные результаты, а также показать учащимся каким образом их знания по русскому языку пригодятся им не только на уроках, но и в реальной жизни, помогают ситуативные задания. Они создают ситуацию умственного напряжения, ставят перед необходимостью решать проблему, жизненную задачу.
Таким образом, проблема исследования обусловлена противоречием между требованиями ФГОС и неразработанностью ситуативных заданий по русскому языку как средства формирования предметных и метапредметных результатов обучения во взаимодействии, а также отсутствием описания методики включения ситуативных заданий в уроки русского языка. Именно это обусловило выбор темы исследования.
Объект исследования - ситуативные задания, используемые при изучении русского языка
Предмет - способы включения ситуативных заданий в обучение жанрам функциональных стилей (на примере публицистического стиля).
Цель - разработать ситуативные задания для изучения жанров публицистического стиля и описать способы их включения в уроки русского языка.
Гипотеза - правомерно предположить, что включение ситуативных заданий в процесс изучения жанров публицистического стиля поможет учащимся в их практическом освоении при следующих условиях:
- освоение жанров по материалам прессы;
- создание модельных ситуаций, требующих написания заметки, репортажа, интервью;
- анализ и самоанализ созданных учащимися текстов на соответствие коммуникативной задаче и требованиям жанра.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) Проанализировать учебники и программы с целью выявления содержания и приемов изучения жанров публицистического стиля;
3) Выявить модели ситуативных заданий, предложить их классификацию;
4) Разработать ситуативные задания для изучения жанров
публицистического стиля: заметка в газету, репортаж, интервью;
5) Дать методические рекомендации по включению ситуативных заданий в уроки русского языка и апробировать их;
6) Проанализировать результаты эксперимента.
Методологической основой исследования служат работы в области функциональной стилистики (М.Н. Кожина, Т.В. Матвеева, Т.В.Шмелёва и др.); ситуационного подхода к обучению (О.В. Акулова, Е.К. Павленко, И.Ю. Найденышева и др.); исследования по общим вопросам методики русского языка и методики развития речи (Т.М. Воителева, М.Р.Львов, Е.И.Никитина и др.)
Существуют разработки ситуативных заданий для школьников по различным предметам. Новизна нашего исследования заключается в обосновании применения ситуативных заданий на уроках русского языка, в уточнении структуры ситуативного задания, в выявлении типов заданий, способствующих достижению метапредметных и предметных результатов во взаимосвязи при изучении стилистики в школе (на примере публицистического стиля).
Практическая значимость связана с разработкой ситуативных заданий для практического освоения учащимися жанров публицистического стиля, с созданием методических рекомендаций по их применению в процессе обучения школьников.
В ходе исследования применялись следующие методы:
• анализ (при работе с лингвистической, методической литературой по проблеме исследования; при сопоставлении содержания раздела «Стилистика» в учебниках по русскому языку);
• наблюдение за процессом обучения русскому языку в основной школе;
• диагностика знаний учащихся по теме «Публицистический стиль»;
• моделирование ситуативных заданий;
• эксперимент;
• статистическая обработка данных.
Экспериментальная часть исследования проводилась в 8 Б классе гимназии №4 имени братьев Каменских г. Перми в апреле 2018 года.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Изучение функциональных стилей в школьном курсе русского языка является необходимой составляющей при подготовке грамотных, образованных людей, способных к активной деятельности в различных областях жизни. Важная задача уроков по стилистике - формирование у школьников понимания, что в разных речевых ситуациях мы пользуемся разными стилями речи, применение которых зависит того, где говорим, с кем и зачем. Таким образом, при изучении стилистики особенно востребовано создание ситуаций для отработки полученных знаний и умений на практике.
Обеспечить единство предметных и метапредметных результатов в освоении жанров публицистического стиля помогают ситуативные задания.
Проанализировав педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования, мы выявили недостаточность разработки данного средства активизации учебной деятельности школьников и отсутствие методического описания применения ситуативных заданий в обучении русскому языку. Нами рассмотрены возможности применения ситуативных заданий в обучении жанрам публицистического стиля.
Анализ УМК под ред. М.М. Разумовской дал основания для выделения этапов изучения публицистического жанра и отбора содержания обучения.
Просмотрев теоретический материал и ситуативные задания по другим предметам, мы выявили модель таких заданий и классифицировали их по разным основаниям.
Были предложены авторские ситуативные задания для изучения 4 публицистических жанров: заметка в газету, репортаж, интервью, новости в речитативе, часть которых была апробирована.
Констатирующий эксперимент, проводимый в гимназии №4 им. братьев Каменских г. Перми, показал, что восьмиклассники испытывают затруднения в определении стиля и жанра текста, не в полной мере усвоили основные требования, предъявляемые к тексту жанра репортаж, не умеют создавать тексты жанра интервью.
Интенсивное включение ситуативных заданий в формирующий этап эксперимента позволил оценить возможности данных заданий в создании условий для отработки способов применения полученных ранее знаний.
В результате проведения эксперимента была подтверждена выдвинутая в начале исследования гипотеза: включение ситуативных заданий в процесс изучения жанров публицистического стиля помогает учащимся в практическом освоении изучаемых жанров.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР,
2009. - 448 с.
2. Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.
3. Акулова О.А. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ. - СПб.: Каро, 2008. - 96 с.
4. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. // Бахтин М.М. Собр. соч. -
М.: Русские словари, 1996. - С.159-206. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://philologos.narod.ru/bakhtin/bakh genre.htm#comm(Дата
обращения: 30.05.2018)
5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В. Русский язык. 10 класс. Учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарного уровней. - Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2010. - 320с.
6. Бунеев Р.Н, Русский язык. 5 кл.: учеб. для огранизаций,
осуществляющих образовательную деятельность. В 2 ч. Ч. 1 / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева, Н.А. Исаева; под науч. ред. акад. РАО А.А. Леонтьева. - Изд. 4-е, перераб. - М.: Баласс, 2015. - 256 с.
7. Бунеев Р.Н. Образовательные технологии. Сборники материалов / Р.Н. Бунеев [и др.] - М.: Баласс, 2008. - 160 с.
8. Введенская Л.А. Культура речи государственного служащего: учебно-практическое пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 473 с.
9. Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики // Вопросы языкознания. - 1955. - № 1. - С. 60-87.
10. Воронцова Т.А. Элементарная стилистика: учеб.-метод. пособие.
- Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2008. - 130 с.
11. Дополнительная образовательная программа «Риторика» / Т.А. Ладыженская. - М.:«Ювента-Баласс», 2004 - 12 с.
12. Дубаков А.В. Формирование коммуникативной компетентности
будущего учителя посредством ситуативных задач. - Шадринск: ШГПИ,
2010. - 89 с.
13. Иргашева Т.Г. Роль ситуации в порождении речевого акта учащимися в контексте высказывания // Полифония методических подходов к обучению русском языку. - М.: МИГУ; Ярославль: РЕМДЕР, 2012. - 452 с.
14. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М.: «Языки русской культуры», 1999. - 464 с.
15. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 248 с.
16. Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов / Т.В. Матвеева. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 562 с.
17. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. Синхронно-сопоставительный очерк / Т.В. Матвеева. - Свердловск: Урал. ун-та, 1990. - 172 с.
18. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской.—2-е изд., испр. и доп.— М.: Просвещение, 1991,— 240 с.
19. Найденышева И.Ю. Ситуационные задачи как средство
оценивания в современной школе / И.Ю. Найденышева [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //nsportal. ru/shkola/obshchepedago gicheskie-tekhnologii/library/2015/06/04/situatsionnye-zadachi-kak-sredstvo (Дата
обращения: 04.03.2016).
20. Никитина Е.И. Русская речь. 9 кл.: учебник / Е.И. Никитина. - М.: Дрофа, 2014. - 267 с.
21. Никитина Е.Н. Русская речь. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И. Никитина. - 19-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 157 с.
22. Павелко Н.Н. Психология и педагогика: учебное пособие / Н.Н. Павелко, С.О. Павлов. - КноРус, 2012. - 496 с.
23. Павленко Е.К. Методика использования ситуационных задач при интерактивном изучении школьного курса «География России»: автореферат дис. ... канд. пед. н. - СПб., 2013. - 18 с.
24. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. - Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. - М.: Флинта, Наука, 1998. - 312 с.
25. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5¬9 классы: проект. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 112 с.
26. Программа по русскому (родному) языку. 5—9 классы / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов, Г.А. Богданова
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://drofa-
ventana.ru/books/vertical/prodr rus5-9 razum babaic 3-201.pdf (Дата
обращения: 18.09.2017)
27. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник
лингвистических терминов: Пособие для учителя. — 3-е изд., испр. и доп.
- М.: Просвещение, 1985. — 400 с.
28. Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2012. - 317 с.
29. Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2013. - 335 с.
30. Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - 13-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 316 с.
31. Русский язык. 7 кл.: учеб. для основной школы / Р.Н. Бунеев. Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева; под ред. А.А. Леонтьева.
- 2-е изд. - М.: Баллас, 2009. - 288 с.
32. Русский язык. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - 12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 269 с.
33. Русский язык. 8 кл.: учеб. для основной школы / Р.Н. Бунеев. Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева; под ред. А.А. Леонтьева.
- 2-е изд. - М.: Баллас, 2010. - 304 с.
34. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2014. - 255 с.
35. Русский язык. 9 кл.: учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Е.С. Барова, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва, Н.А. Исаева; под науч. ред. акад. РАО А.А. Леонтьева. - Изд. 2-е, перераб. - М.: Баласс, 2015. - 192 с.
36. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников
Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5—9 классы: пособие для учителей обще образоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др. — 12-е изд.,
перераб. — М.: Просвещение, 2011. — 111 с.
37. Рябухина Е.А. Совершенствование речевой деятельности старшеклассников. Реализация требований стандарта второго поколения: учеб.-метод. пособие. / Е.А. Рябухина; Перм. гос. гуманит. пед. ун-т. - Пермь, 2013. - 152 с.
38. Рябухина Е.А. Моделирование дифференцированного обучения речевой деятельности в старших классах на основе компетентностного подхода: дис. ... д. пед. наук. - М., 2013. - 537 с.
39. Солганик Г.Я. Стилистика текста: учеб пособие. - М.: Флинта, 2000. - 253 с.
40. Стилистика русского языка: учебник / М.Н. Кожина,
Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. — М.: Флинта: Наука, 2008. - 464 с.
41. Стилистический энциклопедический словарь русского языка /
под ред. М.Н. Кожиной; члены редколлегии: Е.А. Баженова,
М.П. Котюрова, А.П. Сковородников. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 696 с.
42. Темникова Л.Б. О многообразии медиажанров в современной российской и зарубежной журналистике. / Научный журнал КубГАУ, 2016. - №115(01). - 10 с.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (5-9 кл.) / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф/босишеп1з/938/ (Дата обращения:
12.03.2016).
44. Формирование коммуникативной компетенции учащихся: жанровый подход / Е.В. Синотина, Н.Н. Соколова // Русский язык в школе. - 2014. - №11. - С. 23-25
45. Харитонова О.Ю. Жанровое своеобразие современных массмедиа // Система, методы, техника и технологии обработки медиаконтента. Материалы научно-практической конференции. - М.: РУДН, 2012. - С. 140-143.
46. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи: Сборник
научных статей. Вып. 1. - Саратов: ГосУНЦ «Колледж», 1997. - 211 с.