Введение 3
Глава 1. Теоретические основы коррекции гиперактивного поведения у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
1.1 Сущность и содержание понятия «гиперактивное поведение» 7
1.2 Особенности проявления гиперактивного поведения у дошкольников ... 14
1.3 Направления работы социального педагога по коррекции гиперактивного поведения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации программы коррекции гиперактивного поведения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации 27
2.1 Описание констатирующего эксперимента 27
2.2 Методика реализации программы коррекции гиперактивного поведения
дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации 31
2.3 Анализ результатов опытно - экспериментальной работы по коррекции гиперактивного поведения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации 50
Выводы по второй главе 53
Заключение 54
Список литературы 57
Приложения
В настоящее время исследования посвященные проблемам воспитания детей удивляют своим количеством и многообразием. Согласно исследованиям число детей, нуждающихся в психологической поддержке специалистов, ежегодно растет. Особенно остро стоит проблема расторможенных, ни секунды не стоящих на месте детей. Двигательная активность, импульсивность и несосредоточенное внимание детей изначально заложены природой и в некотором роде являются нормой развития дошкольника. Однако, есть дети, у которых уровень перечисленных потребностей приближен к критическому. Таких детей называют гиперактивными. Другими словами, это дети, поведение которых сверхактивно.
В современном обществе проблема гиперактивного поведения дошкольников приобретает психологическую и даже социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, повышенная раздражительность, расторможенность мешают таким детям усваивать школьную программу и как следствие адаптироваться к жизни в социуме.
Взрослые, окружающие гиперактивного ребенка, будь то воспитатели, родители, специалисты зачастую оказываются совершенно беспомощными в различных конфликтных ситуациях. Ребенок становится заложником своих проблем, ведь, как показывает практика, педагоги не могут определить причину конфликта и потому не могут оказать помощь ребенку в той или иной ситуации.
Необходимость решения проблем сверхактивных детей возникает именно в детском саду, так как выраженность гиперактивного поведения наиболее ярко проявляется в период становления центральной нервной системы у детей в 3 года и 6 - 7 лет.
Итак, все выше сказанное свидетельствует о том, что проблема исследования коррекции гиперактивного поведения в дошкольном возрасте является актуальной, теоретически и практически значимой.
Целью данной работы является: разработка, теоретическое обоснование и проверка эффективности программы коррекции гиперактивного поведения у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: социально - педагогическая деятельность с дошкольниками в условиях дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: процесс коррекции гиперактивного поведения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: процесс коррекции гиперактивного
поведения у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации будет эффективен, если:
• Будет проводиться своевременная диагностика на выявление у детей признаков гиперактивного поведения;
• Будет разработана и реализована программа коррекции гиперактивного поведения у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации, включающая в себя игры, направленные на развитие внимания, контроля над импульсивностью, а также психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения.
Для достижения цели поставлен ряд задач:
1. Определить сущность и содержание понятия «Гиперактивное поведение»;
2. Выявить особенности проявления гиперактивного поведения у дошкольников;
3. Провести констатирующий эксперимент по выявлению признаков гиперактивного поведения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации;
4. Разработать программу коррекции гиперактивного поведения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации и экспериментально проверить ее эффективность.
Для раскрытия темы в работе использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, а также эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент.
Этапы исследования:
1 этап (2013 - 2014) - анализ психолого - педагогической литературы по данной теме. Раскрытие основных понятий. Выделение основных причин, обозначение признаков и критериев гиперактивного поведения. Подбор диагностического инструментария по проблеме.
2 этап (2014 - 2015) - выявление у дошкольников признаков
гиперактивного поведения, разработка программы по коррекции гиперактивного поведения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
3 этап (2015 - 2016) - реализация программы и проведение вторичной диагностики, систематизация и обобщение результатов исследования.
База исследования: эксперимент проводился в МБОУ детский сад «Светлячок» г. Оса. В эксперименте приняла участие старшая группа детского сада в составе 24 человек.
Апробация материалов исследования: представление результатов исследования на «Русановских чтениях», методическом семинаре «Мой педагогический чуланчик» в межшкольном методическом центре.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и уточнении знаний о коррекции гиперактивного поведения у дошкольников родителями и педагогами.
Практическая значимость заключается в подборе диагностических методик, позволяющих определить наличие признаков гиперактивного поведения у дошкольников, а также в разработке программы, направленной на коррекцию гиперактивного поведения у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Программа может быть использована студентами, педагогами, психологами, родителями.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
В первой главе отражена сущность понятия «гиперактивность», «гиперактивное поведение», представлены критерии гиперактивного поведения и его причины, а также направления работы социального педагога по коррекции гиперактивного поведения дошкольников.
Вопросами обучения гиперактивных детей занимались такие исследователи как: А.Г. Большаков, Н.В. Гришин, О.Н. Громов, Л.Р. Гребенников, М.Ю. Несмелов. Наиболее ярко данная проблема представлена в работах немецких социологов Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л. Козера и Э. Гидденса.
Во второй главе представлено описание опытно - экспериментальной работы по коррекции гиперактивного поведения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации: результаты диагностики,
направленной на выявление признаков гиперактивного поведения дошкольников; описание специально разработанной программы коррекции гиперактивного поведения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
В заключении обобщены результаты проведенной работы и представлены основные выводы.
В настоящее время гиперактивное поведение очень распространено среди детей дошкольного возраста. Гиперактивное поведение - это специфические нарушения поведения, характеризующиеся повышенной двигательной активностью, нарушением внимания и импульсивностью. Такие дети плохо переносят ситуации, где требуется ограничение движений, мыслей, они начинают метаться, перескакивая в своем внимании с одного объекта на другой.
В ходе работы нами были определены основные особенности проявления гиперактивного поведения дошкольников. У таких детей часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах, дети встают со своего места в группе во время занятий, находятся в постоянном движении, обычно не могут спокойно играть. Они крутятся и вертятся, проявляя бесцельную двигательную активность. Такие дошкольники болтливы, часто отвечают на вопросы не задумываясь и не выслушав их до конца.
Гиперактивные дети как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как выработка единой системы требований в ДОУ и семье сможет помочь адаптироваться таким детям и быть успешными. Поэтому таким детям необходимо помогать учиться строить межличностные отношения, а так же давать рекомендации окружающих его взрослым по тому, как нужно общаться с гиперактивным ребенком, чем ему можно помочь.
Для решения проблемы гиперактивного поведения необходимо проводить профилактические и коррекционные мероприятия: организовывать досуговую деятельность детей, устранять конфликтные ситуации, формировать у детей навыки управления эмоциональным состоянием. Также, совместно с психологом социальный педагог разрабатывает различные мероприятия, где у каждого ребенка будет возможность проявить себя, работая в команде.
Работа по преодолению признаков гиперактивного поведения у детей дошкольного возраста может строиться следующим образом:
1. Своевременное выявление симптомов и изучение причин проявления гиперактивного поведения у детей.
2. Изменение окружающей действительности, т. е. изменение микроклимата в семье.
3. Строгое соблюдение режима дня и учет цикличности умственной деятельности детей.
4. Разработка специальной программы коррекции гиперактивного поведения.
5. Регулирование ожиданий взрослых. Психологическая поддержка родителей подвижных детей и их просвещение.
Опытно - экспериментальная работа по коррекции гиперактивного поведения дошкольников проводилась на базе МБОУ детский сад «Светлячок» г. Оса. В эксперименте приняла участие старшая группа детского сада в составе 24 человек.
Для проведения констатирующего эксперимента по теме исследования были проведены диагностические мероприятия, которые позволили выявить наличие у части детей признаков гиперактивного поведения.
Полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты явились основанием для проведения формирующего эксперимента, который представлял собой разработку и реализацию программы, направленной на коррекцию гиперактивного поведения у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
После реализации программы у дошкольников отсутствует высокий уровень проявления признаков гиперактивного проявления и преобладает - низкий.
Дети стали более внимательны, не перебивают взрослых, выслушивая до конца, дошкольники начали контролировать себя, они стали более внимательны, их действия согласованы.
Таким образом, результаты итоговой диагностики свидетельствуют об эффективности разработанной программы коррекции гиперактивного поведения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Цель достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердилась.
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c
2. Бретт Д. Жила была девочка, похожая на тебя / Д. Бретт. - М.: Класс, 2006. - 214 с.
3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. Мед. Практика. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 288 с.
4. Волина В. “Как стать хорошим”, СПб.: Дидактика плюс, 2011. - 344 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ Астрель
Хранитель, 2008. - 671 с.
6. Головко O.A. Формирование саморегуляции поведения у детей с
аффективными проявлениями. - Киев: Книга, 2009. - 346 с.
7. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском
возрасте: учебное пособие для студ. вузов — М. : Академия, 2013. — 256 с.
8. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивность у детей // Школьный психолог. 2012. № 4. С. 2-6.
9. Заваденко, Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте /Н.Н. Заваденко. - М.: ИНФРА-М, 2003 - 352 с.
10. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 500 с.
11. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 304 с.
12. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 13-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 416 с.
13. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. - М.:НИИ семьи, 2007. - 480 с.
14. Кучма, В.Р., Брязгунов, И.П. Синдром дефицита внимания с
гиперактивностью у детей: (вопросы эпидемиологии, этиологии,
диагностики, лечения, профилактики и прогноза) / В. Р. Кучма, И. П. Брязгунов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 498 с.
15. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М.: Эксмо-Пресс, 2009. - 399 с.
16. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000. - 392 с.
17. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 480 с.
18. Мичурина Ю.А., Никулина А.А. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум».
19. Мотова Е.К. Манина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - М: Речь, 2009. - 190 с.
20. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 462 с.
21. Пасечник Л. Гиперактивность: как быть / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2010. - №1. - С. 88-95.
22. Петрунек В. П., Таран Л. Н. Колыбель неврозов. - М.: Знание, 2008. - 260 с.
23. Раттер М. Помощь трудным детям / Под ред. А.С. Спиваковский. - М.: Прогресс, 2007. - 420 с.
24. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 257 с.
25. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. - М.: Гном-экспресс, 2010. - 145 с.
26. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте. М.: Колос, 2005. - 183 с.
27. Хон Р.Л. Педагогическая психология. - М.: Колос, 1998. - 412с.
28. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. - 4-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2010. - 162 с.
29. Шапарь В.Б., Россоха В.Е. Новейший психологический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 559 с.
30. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
31. Безруких, М.М. Специфические нарушения поведения,
характеризующиеся повышенной двигательной активностью, нарушениями внимания и импульсивностью [ Текст] / М.М. Безруких.- М.: Экспертный доклад, 2007.- 42 с.
32. Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия/ Сост. К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 1999. - 816 с.