ОРГАНИЗАЦИЯ ВАРИАТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДЕТСКОЙ СТУДИИ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации вариативного образовательного пространства в учреждении дополнительного образования 7
1.1. Вариативное образовательное пространство как новое понятие в
педагогике дополнительного образования 7
1.2. Обобщение опыта учреждений дополнительного образования г. Перми
по организации вариативного образовательного пространства 16
Глава 2. Организация вариативного образовательного пространства на основе программы развития учреждения дополнительного образования «Студия эстрадного вокала «Надежда» 25
2.1. Структура и содержание деятельности учреждения дополнительного образования «Студия эстрадного вокала «Надежда» 25
2.2. Мониторинг музыкально-образовательных и творческих потребностей субъектов образовательного процесса в студии эстрадного вокала «Надежда» 32
2.3. Разработка программы развития как основы организации вариативного
образовательного пространства студии «Надежда» 45
2.3.1. Проблемный анализ образовательного процесса в студии 48
2.3.2. Структура программы развития студии эстрадного вокала «Надежда».
Концептуальная часть программы 51
2.4. Моделирование организации вариативного образовательного
пространства в соответствии с Программой развития студии «Надежда» ... 56
2.5. Опытная работа по созданию вариативного образовательного пространства на основе Программы развития студии эстрадного вокала «Надежда» 62
Заключение 67
Список литературы 69
Глава 1. Теоретические основы организации вариативного образовательного пространства в учреждении дополнительного образования 7
1.1. Вариативное образовательное пространство как новое понятие в
педагогике дополнительного образования 7
1.2. Обобщение опыта учреждений дополнительного образования г. Перми
по организации вариативного образовательного пространства 16
Глава 2. Организация вариативного образовательного пространства на основе программы развития учреждения дополнительного образования «Студия эстрадного вокала «Надежда» 25
2.1. Структура и содержание деятельности учреждения дополнительного образования «Студия эстрадного вокала «Надежда» 25
2.2. Мониторинг музыкально-образовательных и творческих потребностей субъектов образовательного процесса в студии эстрадного вокала «Надежда» 32
2.3. Разработка программы развития как основы организации вариативного
образовательного пространства студии «Надежда» 45
2.3.1. Проблемный анализ образовательного процесса в студии 48
2.3.2. Структура программы развития студии эстрадного вокала «Надежда».
Концептуальная часть программы 51
2.4. Моделирование организации вариативного образовательного
пространства в соответствии с Программой развития студии «Надежда» ... 56
2.5. Опытная работа по созданию вариативного образовательного пространства на основе Программы развития студии эстрадного вокала «Надежда» 62
Заключение 67
Список литературы 69
Актуальность. Сфера дополнительного образования детей всегда имела большое значение в российском образовании. Дополнительное образование - это пространство самовыражения и саморазвития, территория свободного выбора детей. Музыкальное образование в России было и остается одной из самых устойчивых и методически разработанных сфер дополнительного образования, но именно это обстоятельство стало причиной глубокого мотивационного кризиса в обучении музыке на всех его этапах в условиях социально-экономических и культурных преобразований, происходящих в нашем обществе в последние годы.
На новое восприятие детьми дополнительного музыкального образования повлияли, прежде всего, такие факторы, как совершенствование средств звукозаписи и звуковоспроизведения, с одной стороны, и развитие массовой культуры, с другой. В современных условиях человеку, жаждущему общения с музыкой, больше не нужно долго разучивать нотный текст полюбившейся музыкальной новинки - достаточно просто нажать кнопку звуковоспроизводящего устройства. Таким образом, пропадает ведущая мотивация получения навыков и умений свободного инструментального музицирования.
В то же время, растёт интерес детей к эстрадному пению - это связано с влиянием средств массовой информации, диктующих новые тенденции. Такие музыкальные шоу, как «Лучше всех», «Голос. Дети», «Синяя птица», «Детская новая волна», «Детское Евровидение», «Академия популярной музыки Игоря Крутого» - заражают детей жаждой ярких музыкальных событий и переживаний. Кроме того, ежегодно расширяется палитра конкурсов, фестивалей, театрализованных представлений, зачастую требующих от детей готовых навыков и умений для участия в настоящих шоу-программах.
Однако, современные учреждения дополнительного музыкального образования достаточно медленно реагируют на изменения образовательных потребностей детей и подростков. Так, в современных музыкальных школах и школах искусств реализуются, в основном, предпрофессиональные образовательные программы в области классической музыки, а общеразвивающие программы зачастую предлагаются детям не в соответствии с их музыкальными потребностями, а в зависимости от степени развития их способностей.
В связи с этим в крупных городах появились детские эстрадные и вокальные студии, часто основанные на внебюджетном финансировании. В государственном бюджетном секторе дополнительного образования детей обучение эстрадным направлениям вокального и инструментального исполнительства осуществляется некоторыми клубами и дворцами детского творчества. В таких организациях музыкальное образование зачастую отличается субъективностью и ограниченностью авторских программ, составленных педагогами-энтузиастами, а иногда просто копирует учебные планы и программы музыкальных школ. Кроме того, отсутствует понимание необходимости интеграции творческих учебных предметов в единое образовательное пространство, которое отличалось бы от школьного большей вариативностью и гибкостью.
Возникает противоречие между необходимостью организации вариативного образовательного пространства в сфере дополнительного музыкального образования эстрадной направленности и отсутствием гибких вариативных учебных планов и комплексных программ в этом направлении.
Проблема заключается в ответе на вопросы: как организовать вариативное образовательное пространство эстрадной вокальной студии, чтобы каждый обучающийся имел возможность выбора образовательной траектории на каждом образовательном этапе; какие новые учебные предметы, формы и методы работы предложить?
Актуальность и недостаточная разработанность данных проблем побудили нас выбрать тему исследования: «Организация вариативного образовательного пространства в детской студии эстрадного вокала».
Объект исследования: образовательный процесс в учреждении дополнительного музыкального образования «Студия эстрадного вокала».
Предмет: организация вариативного образовательного пространства в соответствии с музыкально-познавательными и творческими потребностями субъектов образовательного процесса в детской студии эстрадного вокала «Надежда».
Цель: разработка путей целенаправленного изменения образовательного пространства студии эстрадного вокала в сторону большей вариативности и гибкости.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы организации вариативного образовательного пространства.
2. Выявить актуальные музыкально-образовательные потребности субъектов учебного процесса в студии эстрадного вокала, как социально-психологическую основу вариативных изменений образовательного пространства.
3. Изучить пути и алгоритмы разработки Программы развития учреждения как концептуальной основы организации вариативного образовательного пространства.
4. В рамках опытной работы апробировать процесс организации вариативного образовательного пространства студии эстрадного вокала «Надежда» на основе Программы развития учреждения.
Методы работы: анализ литературы, обобщение педагогического опыта, наблюдение, опрос, моделирование, опытная работа.
Педагогические наблюдения Л.С. Выготским образовательного пространства как сферы взаимодействия и взаимной активности его субъектов, научные труды педагогов-исследователей С.В. Ивановой, Е.А. Калининой, Р.Е. Пономарева, О.В. Санниковой, И.А. Суриной, Б.П. Черника по разработке современного категориального аппарата педагогической науки и практики, исследования вариативного образовательного пространства в трудах А.Г. Асмолова, Т.В. Живокоренцовой, Е.И. Исаева, В.И. Слободчикова.
Новизна: в работе впервые теоретически разрабатываются и практически апробируются пути создания вариативного образовательного пространства в детской студии эстрадного вокала на основе Программы развития учреждения.
Практическая значимость: работа может быть интересна преподавателям дополнительного музыкального образования при разработке новых образовательных программ, студентам музыкальных факультетов вузов и колледжей при подготовке к семинарским и практическим занятиям, а также в процессе организации педагогической практики в школе.
Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях студентов и магистрантов кафедры музыковедения и музыкальной педагогики , на занятиях научно-исследовательского семинара, а также в статье «Вариативное образовательное пространство как концепт современного дополнительного образования», опубликованной в сборнике студенческих научных работ «Историка-теоретические и психолого-педагогические проблемы музыкального искусства и музыкального образования», вып. 4. - Пермь: ПГГПУ, 2017. - С. 91 - 96.
На новое восприятие детьми дополнительного музыкального образования повлияли, прежде всего, такие факторы, как совершенствование средств звукозаписи и звуковоспроизведения, с одной стороны, и развитие массовой культуры, с другой. В современных условиях человеку, жаждущему общения с музыкой, больше не нужно долго разучивать нотный текст полюбившейся музыкальной новинки - достаточно просто нажать кнопку звуковоспроизводящего устройства. Таким образом, пропадает ведущая мотивация получения навыков и умений свободного инструментального музицирования.
В то же время, растёт интерес детей к эстрадному пению - это связано с влиянием средств массовой информации, диктующих новые тенденции. Такие музыкальные шоу, как «Лучше всех», «Голос. Дети», «Синяя птица», «Детская новая волна», «Детское Евровидение», «Академия популярной музыки Игоря Крутого» - заражают детей жаждой ярких музыкальных событий и переживаний. Кроме того, ежегодно расширяется палитра конкурсов, фестивалей, театрализованных представлений, зачастую требующих от детей готовых навыков и умений для участия в настоящих шоу-программах.
Однако, современные учреждения дополнительного музыкального образования достаточно медленно реагируют на изменения образовательных потребностей детей и подростков. Так, в современных музыкальных школах и школах искусств реализуются, в основном, предпрофессиональные образовательные программы в области классической музыки, а общеразвивающие программы зачастую предлагаются детям не в соответствии с их музыкальными потребностями, а в зависимости от степени развития их способностей.
В связи с этим в крупных городах появились детские эстрадные и вокальные студии, часто основанные на внебюджетном финансировании. В государственном бюджетном секторе дополнительного образования детей обучение эстрадным направлениям вокального и инструментального исполнительства осуществляется некоторыми клубами и дворцами детского творчества. В таких организациях музыкальное образование зачастую отличается субъективностью и ограниченностью авторских программ, составленных педагогами-энтузиастами, а иногда просто копирует учебные планы и программы музыкальных школ. Кроме того, отсутствует понимание необходимости интеграции творческих учебных предметов в единое образовательное пространство, которое отличалось бы от школьного большей вариативностью и гибкостью.
Возникает противоречие между необходимостью организации вариативного образовательного пространства в сфере дополнительного музыкального образования эстрадной направленности и отсутствием гибких вариативных учебных планов и комплексных программ в этом направлении.
Проблема заключается в ответе на вопросы: как организовать вариативное образовательное пространство эстрадной вокальной студии, чтобы каждый обучающийся имел возможность выбора образовательной траектории на каждом образовательном этапе; какие новые учебные предметы, формы и методы работы предложить?
Актуальность и недостаточная разработанность данных проблем побудили нас выбрать тему исследования: «Организация вариативного образовательного пространства в детской студии эстрадного вокала».
Объект исследования: образовательный процесс в учреждении дополнительного музыкального образования «Студия эстрадного вокала».
Предмет: организация вариативного образовательного пространства в соответствии с музыкально-познавательными и творческими потребностями субъектов образовательного процесса в детской студии эстрадного вокала «Надежда».
Цель: разработка путей целенаправленного изменения образовательного пространства студии эстрадного вокала в сторону большей вариативности и гибкости.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы организации вариативного образовательного пространства.
2. Выявить актуальные музыкально-образовательные потребности субъектов учебного процесса в студии эстрадного вокала, как социально-психологическую основу вариативных изменений образовательного пространства.
3. Изучить пути и алгоритмы разработки Программы развития учреждения как концептуальной основы организации вариативного образовательного пространства.
4. В рамках опытной работы апробировать процесс организации вариативного образовательного пространства студии эстрадного вокала «Надежда» на основе Программы развития учреждения.
Методы работы: анализ литературы, обобщение педагогического опыта, наблюдение, опрос, моделирование, опытная работа.
Педагогические наблюдения Л.С. Выготским образовательного пространства как сферы взаимодействия и взаимной активности его субъектов, научные труды педагогов-исследователей С.В. Ивановой, Е.А. Калининой, Р.Е. Пономарева, О.В. Санниковой, И.А. Суриной, Б.П. Черника по разработке современного категориального аппарата педагогической науки и практики, исследования вариативного образовательного пространства в трудах А.Г. Асмолова, Т.В. Живокоренцовой, Е.И. Исаева, В.И. Слободчикова.
Новизна: в работе впервые теоретически разрабатываются и практически апробируются пути создания вариативного образовательного пространства в детской студии эстрадного вокала на основе Программы развития учреждения.
Практическая значимость: работа может быть интересна преподавателям дополнительного музыкального образования при разработке новых образовательных программ, студентам музыкальных факультетов вузов и колледжей при подготовке к семинарским и практическим занятиям, а также в процессе организации педагогической практики в школе.
Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях студентов и магистрантов кафедры музыковедения и музыкальной педагогики , на занятиях научно-исследовательского семинара, а также в статье «Вариативное образовательное пространство как концепт современного дополнительного образования», опубликованной в сборнике студенческих научных работ «Историка-теоретические и психолого-педагогические проблемы музыкального искусства и музыкального образования», вып. 4. - Пермь: ПГГПУ, 2017. - С. 91 - 96.
Образовательное пространство - это сфера взаимодействия учителя, ученика, образовательной среды, а также место и условия, при которых может произойти развитие человека или качественные изменения с ним.
Образовательная среда - это психолого-педагогическая реальность, сочетающая сложившихся влияния и вновь созданные педагогические условия, направленные на формирование и развитие личности обучающегося.
Образовательное пространство - объективная данность, пространство средообразования, совокупность условий и средств, из которой каждый черпает столько, сколько может. Среда - это элемент пространства.
Вариативность образования - такое качество образовательной системы, которое характеризует её способность создавать и предоставлять обучающимся варианты образовательных программ или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями.
Вариативное образовательное пространство - это пространство выбора для развития и самоопределения личности обучающегося в настоящем и будущем, выбора направления и развития его творческого потенциала.
Для дополнительного образования детей вариативность выражается
• в свободном выборе направлений и видов деятельности;
• в содержании образования, объёма и темпов освоения программ;
• в возможности выбора педагога и форм образовательных программ;
• в отсутствие единых образовательных программ;
• в учёте индивидуальных потребностей ребёнка и его семьи;
• в реализации индивидуальных образовательных программ;
• в принятии и защите индивидуальных интересов ребёнка без учета его академических заслуг.
Организация вариативного образовательного пространства отличается объединением образовательных ресурсов организации, установлением кооперирующих связей и отношений между его субъектами, что обеспечивает обучающимся уникальные траектории развития.
Создание вариативного образовательного пространства для познавательной, развивающей, творческой и досуговой деятельности учащихся студии эстрадного вокала «Надежда» осуществляется на основе планирования и реализации системы последовательного движения воспитанников студии по пути самореализации в дополнительном музыкальном образовании, включающей подготовительный, основной и предпрофессиональный этапы, имеющие свои цели, функции, содержание, формы и методы работы. Выполнение этих задач возможно при условии осознания педагогическим коллективом новых целей деятельности, функций этапов обучения, разработки их нового содержания и программно - методического обеспечения с применением новых форм, методов обучения и реорганизации образовательного процесса в сторону его большей вариативности и гибкости.
Образовательная среда - это психолого-педагогическая реальность, сочетающая сложившихся влияния и вновь созданные педагогические условия, направленные на формирование и развитие личности обучающегося.
Образовательное пространство - объективная данность, пространство средообразования, совокупность условий и средств, из которой каждый черпает столько, сколько может. Среда - это элемент пространства.
Вариативность образования - такое качество образовательной системы, которое характеризует её способность создавать и предоставлять обучающимся варианты образовательных программ или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями.
Вариативное образовательное пространство - это пространство выбора для развития и самоопределения личности обучающегося в настоящем и будущем, выбора направления и развития его творческого потенциала.
Для дополнительного образования детей вариативность выражается
• в свободном выборе направлений и видов деятельности;
• в содержании образования, объёма и темпов освоения программ;
• в возможности выбора педагога и форм образовательных программ;
• в отсутствие единых образовательных программ;
• в учёте индивидуальных потребностей ребёнка и его семьи;
• в реализации индивидуальных образовательных программ;
• в принятии и защите индивидуальных интересов ребёнка без учета его академических заслуг.
Организация вариативного образовательного пространства отличается объединением образовательных ресурсов организации, установлением кооперирующих связей и отношений между его субъектами, что обеспечивает обучающимся уникальные траектории развития.
Создание вариативного образовательного пространства для познавательной, развивающей, творческой и досуговой деятельности учащихся студии эстрадного вокала «Надежда» осуществляется на основе планирования и реализации системы последовательного движения воспитанников студии по пути самореализации в дополнительном музыкальном образовании, включающей подготовительный, основной и предпрофессиональный этапы, имеющие свои цели, функции, содержание, формы и методы работы. Выполнение этих задач возможно при условии осознания педагогическим коллективом новых целей деятельности, функций этапов обучения, разработки их нового содержания и программно - методического обеспечения с применением новых форм, методов обучения и реорганизации образовательного процесса в сторону его большей вариативности и гибкости.



