Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ВАРИАТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДЕТСКОЙ СТУДИИ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА

Работа №57592

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
356
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации вариативного образовательного пространства в учреждении дополнительного образования 7
1.1. Вариативное образовательное пространство как новое понятие в
педагогике дополнительного образования 7
1.2. Обобщение опыта учреждений дополнительного образования г. Перми
по организации вариативного образовательного пространства 16
Глава 2. Организация вариативного образовательного пространства на основе программы развития учреждения дополнительного образования «Студия эстрадного вокала «Надежда» 25
2.1. Структура и содержание деятельности учреждения дополнительного образования «Студия эстрадного вокала «Надежда» 25
2.2. Мониторинг музыкально-образовательных и творческих потребностей субъектов образовательного процесса в студии эстрадного вокала «Надежда» 32
2.3. Разработка программы развития как основы организации вариативного
образовательного пространства студии «Надежда» 45
2.3.1. Проблемный анализ образовательного процесса в студии 48
2.3.2. Структура программы развития студии эстрадного вокала «Надежда».
Концептуальная часть программы 51
2.4. Моделирование организации вариативного образовательного
пространства в соответствии с Программой развития студии «Надежда» ... 56
2.5. Опытная работа по созданию вариативного образовательного пространства на основе Программы развития студии эстрадного вокала «Надежда» 62
Заключение 67
Список литературы 69

Актуальность. Сфера дополнительного образования детей всегда имела большое значение в российском образовании. Дополнительное образование - это пространство самовыражения и саморазвития, территория свободного выбора детей. Музыкальное образование в России было и остается одной из самых устойчивых и методически разработанных сфер дополнительного образования, но именно это обстоятельство стало причиной глубокого мотивационного кризиса в обучении музыке на всех его этапах в условиях социально-экономических и культурных преобразований, происходящих в нашем обществе в последние годы.
На новое восприятие детьми дополнительного музыкального образования повлияли, прежде всего, такие факторы, как совершенствование средств звукозаписи и звуковоспроизведения, с одной стороны, и развитие массовой культуры, с другой. В современных условиях человеку, жаждущему общения с музыкой, больше не нужно долго разучивать нотный текст полюбившейся музыкальной новинки - достаточно просто нажать кнопку звуковоспроизводящего устройства. Таким образом, пропадает ведущая мотивация получения навыков и умений свободного инструментального музицирования.
В то же время, растёт интерес детей к эстрадному пению - это связано с влиянием средств массовой информации, диктующих новые тенденции. Такие музыкальные шоу, как «Лучше всех», «Голос. Дети», «Синяя птица», «Детская новая волна», «Детское Евровидение», «Академия популярной музыки Игоря Крутого» - заражают детей жаждой ярких музыкальных событий и переживаний. Кроме того, ежегодно расширяется палитра конкурсов, фестивалей, театрализованных представлений, зачастую требующих от детей готовых навыков и умений для участия в настоящих шоу-программах.
Однако, современные учреждения дополнительного музыкального образования достаточно медленно реагируют на изменения образовательных потребностей детей и подростков. Так, в современных музыкальных школах и школах искусств реализуются, в основном, предпрофессиональные образовательные программы в области классической музыки, а общеразвивающие программы зачастую предлагаются детям не в соответствии с их музыкальными потребностями, а в зависимости от степени развития их способностей.
В связи с этим в крупных городах появились детские эстрадные и вокальные студии, часто основанные на внебюджетном финансировании. В государственном бюджетном секторе дополнительного образования детей обучение эстрадным направлениям вокального и инструментального исполнительства осуществляется некоторыми клубами и дворцами детского творчества. В таких организациях музыкальное образование зачастую отличается субъективностью и ограниченностью авторских программ, составленных педагогами-энтузиастами, а иногда просто копирует учебные планы и программы музыкальных школ. Кроме того, отсутствует понимание необходимости интеграции творческих учебных предметов в единое образовательное пространство, которое отличалось бы от школьного большей вариативностью и гибкостью.
Возникает противоречие между необходимостью организации вариативного образовательного пространства в сфере дополнительного музыкального образования эстрадной направленности и отсутствием гибких вариативных учебных планов и комплексных программ в этом направлении.
Проблема заключается в ответе на вопросы: как организовать вариативное образовательное пространство эстрадной вокальной студии, чтобы каждый обучающийся имел возможность выбора образовательной траектории на каждом образовательном этапе; какие новые учебные предметы, формы и методы работы предложить?
Актуальность и недостаточная разработанность данных проблем побудили нас выбрать тему исследования: «Организация вариативного образовательного пространства в детской студии эстрадного вокала».
Объект исследования: образовательный процесс в учреждении дополнительного музыкального образования «Студия эстрадного вокала».
Предмет: организация вариативного образовательного пространства в соответствии с музыкально-познавательными и творческими потребностями субъектов образовательного процесса в детской студии эстрадного вокала «Надежда».
Цель: разработка путей целенаправленного изменения образовательного пространства студии эстрадного вокала в сторону большей вариативности и гибкости.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы организации вариативного образовательного пространства.
2. Выявить актуальные музыкально-образовательные потребности субъектов учебного процесса в студии эстрадного вокала, как социально-психологическую основу вариативных изменений образовательного пространства.
3. Изучить пути и алгоритмы разработки Программы развития учреждения как концептуальной основы организации вариативного образовательного пространства.
4. В рамках опытной работы апробировать процесс организации вариативного образовательного пространства студии эстрадного вокала «Надежда» на основе Программы развития учреждения.
Методы работы: анализ литературы, обобщение педагогического опыта, наблюдение, опрос, моделирование, опытная работа. 
Педагогические наблюдения Л.С. Выготским образовательного пространства как сферы взаимодействия и взаимной активности его субъектов, научные труды педагогов-исследователей С.В. Ивановой, Е.А. Калининой, Р.Е. Пономарева, О.В. Санниковой, И.А. Суриной, Б.П. Черника по разработке современного категориального аппарата педагогической науки и практики, исследования вариативного образовательного пространства в трудах А.Г. Асмолова, Т.В. Живокоренцовой, Е.И. Исаева, В.И. Слободчикова.
Новизна: в работе впервые теоретически разрабатываются и практически апробируются пути создания вариативного образовательного пространства в детской студии эстрадного вокала на основе Программы развития учреждения.
Практическая значимость: работа может быть интересна преподавателям дополнительного музыкального образования при разработке новых образовательных программ, студентам музыкальных факультетов вузов и колледжей при подготовке к семинарским и практическим занятиям, а также в процессе организации педагогической практики в школе.
Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях студентов и магистрантов кафедры музыковедения и музыкальной педагогики , на занятиях научно-исследовательского семинара, а также в статье «Вариативное образовательное пространство как концепт современного дополнительного образования», опубликованной в сборнике студенческих научных работ «Историка-теоретические и психолого-педагогические проблемы музыкального искусства и музыкального образования», вып. 4. - Пермь: ПГГПУ, 2017. - С. 91 - 96.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Образовательное пространство - это сфера взаимодействия учителя, ученика, образовательной среды, а также место и условия, при которых может произойти развитие человека или качественные изменения с ним.
Образовательная среда - это психолого-педагогическая реальность, сочетающая сложившихся влияния и вновь созданные педагогические условия, направленные на формирование и развитие личности обучающегося.
Образовательное пространство - объективная данность, пространство средообразования, совокупность условий и средств, из которой каждый черпает столько, сколько может. Среда - это элемент пространства.
Вариативность образования - такое качество образовательной системы, которое характеризует её способность создавать и предоставлять обучающимся варианты образовательных программ или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями.
Вариативное образовательное пространство - это пространство выбора для развития и самоопределения личности обучающегося в настоящем и будущем, выбора направления и развития его творческого потенциала.
Для дополнительного образования детей вариативность выражается
• в свободном выборе направлений и видов деятельности;
• в содержании образования, объёма и темпов освоения программ;
• в возможности выбора педагога и форм образовательных программ;
• в отсутствие единых образовательных программ;
• в учёте индивидуальных потребностей ребёнка и его семьи;
• в реализации индивидуальных образовательных программ;
• в принятии и защите индивидуальных интересов ребёнка без учета его академических заслуг.
Организация вариативного образовательного пространства отличается объединением образовательных ресурсов организации, установлением кооперирующих связей и отношений между его субъектами, что обеспечивает обучающимся уникальные траектории развития.
Создание вариативного образовательного пространства для познавательной, развивающей, творческой и досуговой деятельности учащихся студии эстрадного вокала «Надежда» осуществляется на основе планирования и реализации системы последовательного движения воспитанников студии по пути самореализации в дополнительном музыкальном образовании, включающей подготовительный, основной и предпрофессиональный этапы, имеющие свои цели, функции, содержание, формы и методы работы. Выполнение этих задач возможно при условии осознания педагогическим коллективом новых целей деятельности, функций этапов обучения, разработки их нового содержания и программно - методического обеспечения с применением новых форм, методов обучения и реорганизации образовательного процесса в сторону его большей вариативности и гибкости.



1. Абраухова В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития. Автореферат дис. канд. пед. наук Ростов-на-Дону, М. 1990.
2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально -
психологические проблемы. - М: изд-во МГУ, 1990.
3. Андреев В.И. Современное образование как открытая система: коллективная монография. — М: Институт научной и педагогической информации РАО, ЮНИТИ-ДАНА, ЮРКОМПАНИ, 2012. - 576 с.
4. Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России // Новое время — Новая дидактика: Педагогические идеи Л.В. Занкова и школьная практика. — Корпорация Федоров Москва, Самара, 2001. - С. 5-24.
5. Асмолова Л. Программа развития образовательного учреждения. //Управление школои. - 2004. - № 22, 23. - С. 2-12.
6. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга 1. Система профильного обучения старшеклассников: Методическое пособие / Под редакцией Н.В. Немовой. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 73с.
7. Бакурадзе А.Б., Пильдес М.Б. Консультация: Как написать
программу развития школы? //Методист. - 2007. - №10. - С. 49-54.
8. Безлепкин В.В., Власов В.В., Мисеюк Р.Е. Дополнительное профессиональное образование: вчера, сегодня, завтра // Высшее образование в России, 1994, №1. - С. 134-142.
9. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: дисс, канд. пед. наук. - М. 2000. - 157 с.
10. Бондырева С.К. Социокультурные основания развития
единого образовательного пространства СНГ: структурно-содержательные и функциональные характеристики взаимодействия субъектов. - М. 1998.
11. Борисенков В.П. Поликультурное образовательное пространство
России: история, теория, основы проектирования: монография/ В.П.
Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк. -М.: Изд-во ООО «Педагогика»,
2006. - 464 с.
12. Борисова Т.Ф. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников: Дисс. канд. пед. наук / Т.Ф. Борисова. - М., 1999. - 204 с.
13. Борцов Ю.С. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии обучения. - М.: Высшая школа, 1997. - 320 с.
14. Виленский М.Я., Мещерякова Е.В. Образовательное пространство как педагогическая категория // Педагогическое образование и наука: научно - методический журнал. - 2002, № 2. - С. 8-12.
15. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка - М.: Смысл, Эксмо, 2004. С. 512.
16. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982-1984. - Т.1. 1982. С. 488.
17. Вульфсон Б.Л. Образовательное пространство на рубеже
веков. - М.: Изд-во Моск. псих. -соц. ин-та, 2006. - 223 с.
18. Герасимов Г.И., Павленко Л.Н. Культурно-образовательное пространство: сущность и реалии становления (социально-философскии анализ). - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003. - 112 с.
19. Григорьев Д.В. Создание воспитательного пространства: событийный подход / Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: Сб. науч. статен. - Пермь, 2001. - С. 77-88.
20. Гришина И. В., Шевелев А. Н., Волков В. Н., Светлицкии С. Л., Курцева Е. Г. Методические рекомендации по разработке программы развития образовательного учреждения. - СПб.: КАРО, 2006. - 128 с.
21. Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: Дисс. д-ра пед. наук / О.В. Гукаленко. - Ростов на Дону, 2000. - 404 с.
22. Густокашина Л.А. Образовательное пространство городского раиона как фактор развития гуманистических воспитательных систем: Дисс. канд. пед. наук / Л.А. Густокашина. - М., 2001. - 185 с.
23. Диагностика состояния школы при формировании концепции ее развития. //Педагогическая диагностика. - 2008. - № 4. - С. 22 - 25.
24. Живокоренцева Т.В. Вариативность образования: проблемное поле современных интерпретаций // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2012., № 4. - С. 187-193.
25. Жураковский В., Сенашенко В., Сенаторова Н.О. О дополнительных образовательно-профессиональных программах // Высшее образование в России. - 1999, №1. - С. 83 - 90.
26. Заблоцкая О.А. Образовательное пространство как педагогическая категория // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. - 2011. - № 2 - С. 3-14.
27. Зельдович Б.З. Менеджмент: учебник. - М.: Изд-во «Экзамен»,
2007. - 575 с.
28. Золотарёва А.В. Интеграция и вариативность как условие построения современного образовательного пространства // Модернизация образования как условие устойчивого развития: материалы международной конференции «Ярославский образовательный форум». - Ярославль, 2012. - С. 82-84.
29. Зязин И.Ю. Организационно-педагогические условия повышения эффективности целостного педагогического процесса дополнительного образования: диссертация кандидата педагогических наук. - Рязань, 2005. - 189 с.
30. Иванов О.Б. Глобальные риски и экономические тенденции в современном мире // ЭТАП: Экономическая теория, анализ, практика. - 2014, №1. - С. 18-33
31. Иванова С. В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий // Ценности и смыслы. - 2015, № 6 (40). - С. 23-28.
32. Калинина Е.А. Организация и деятельность народных школ в XIX - начале XX века (на материалах Сямозерской волости Петрозаводского уезда Олонцкой губернии): Дисс. канд. ист. наук. - Петрозаводск, 2007. - 235 с.
33. Каменский А.М. Программа развития образовательного
учреждения: новые подходы к составлению и реализации. [Текст] // Завуч. - 2006, № 6. - С. 73 - 89.
34. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / под ред. Н.Л. Селиванова. М., 2000. - 160 с.
35. Клименко И.Л., Елкина И.М. Организация образовательной
среды при самостоятельной работе студентов-экономистов при обучении иностранному языку // ЭТАП: Экономическая Теория,
Анализ, Практика. - 2014, №1. - С. 94-103.
36. Кондратьев С.В. Дополнительное профессиональное образование: проблемы и перспективы // Проблемы информатизации высшей школы. - 1998, №1/2. - С. 96-104.
37. Лазарев В.А. Проектирование желаемой педагогической системы // Сельская школа. - 2003, №5. -
38. Макарова Л. П., Гордияш Е. Г. Программа развития: опыт работы инновационного образовательного учреждения. - Волгоград: Учитель, 2008. - 266 с.
39. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании /Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: сборник науч. статей. - Пермь, 2001. - С. 57-77.
40. Марон А. Е. Общий алгоритм проектирования и разработки исследовательского проекта - программы развития образовательного учреждения в условиях модернизации образования//Человек и образование, 2005, № 1. - С. 74 - 77.
41. Наливайко Н.В. Философия образования как объект комплексного исследования /Н.В. Наливайко, В.И. Паршиков. - Новосибирск, 2002. - 192 с.
42. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных
понятий. М.: Изд. центр ИЭТ, 2013. -137 с.
43. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.
44. Организация профессиональной и общественной экспертизы программы развития и образовательных программ учреждений общего образования. Учебно-методический комплект / Сост. и ред. Т.А. Мерцалова, С.Г. Косарецкий. - М., АСОУ, 2006. - 192 с.
45. Панченко А.И. Континуум и физика (философские аспекты). - М.: Наука, 1975.
46. Пономарёв Р.Е. Адаптация старшеклассников в образовательном пространстве школы (теоретический аспект): автореф. дис. канд. филос. наук. Ставрополь, 2007.
47. Пономарёв Р.Е. Образовательное пространство как
основополагающее понятие теории образования. Научно-методический журнал: «Педагогическое образование и наука». 2003. №1. С. 29-31.
48. Поташник М. Программа развития школы, достойная бюджетного гранта // Народное образование, 2005, №8. - С. 73-89.
49. Поташник М. Программа развития школ: новый уровень
осмысления // Народное образование. - 2007, №8. - С. 79 - 85.
50. Поташник М.М. Хочется все! Здесь и сеичас. О массовой ошибке в подготовке программ развития школы //Народное образование», 2008, № 9. - С.104 - 106.
51. Ричардсон Г. Образование для свободы / Г. Ричардсон. - М.: Россииск. гос. гуманит. ун-т, 1997. - 211 с.
52. Рубанов А. М. Технология управления инновационным потенциалом образовательной организации на рынке услуг дополнительного профессионального образования. — Тамбов: Издательство ТГТУ, 2008. - 160 с.
53. Санникова О.В., Меньшиков И.В., Харитонова В.А. Образование: стратегии развития и синергетика // Синергетика и образование: хрестоматия. Ижевск, 2003. - С. 366-384.
54. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах: учебное пособие. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 384.
55. Сорина Г.В., Меськов В.С. Социокультурное изменение
образовательного пространства // Ценности и смысл. 2013. №5 (27). С. 83-99.
56. Стадник Н. М. Научно-организационные основы создания и функционирования единого образовательного пространства (на примере региона «Пермская область»): Дисс. канд. пед. наук / Н.М. Стадник. - М., 1996. - 218 с.
57. Степанов В.М. Организация развивающего образовательного пространства в инновационной школе: Дисс. канд. пед. наук / В.М. Степанов. - Иркутск, 1999. - 190 с.
58. Сурина И.А. Образовательное пространство: Определение,
структура и характеристики // Психолого-педагогические проблемы сельской школы. - 2010. - Вып. 35. - С. 2590 - 260.
59. Сурина И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство. - Москва: ИМ, 1999. - 183 с.
60. Суханова Е.А. Экспертиза программ развития образовательного учреждения. (Методические материалы к программе повышения квалификации). Томск, - 2008. - 106 с.
61. Тульчинский Г.Л. PR в сфере культуры: Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2011. - 576 с.
62. Тульчинский Г.Л., Герасимов С.В., Лопахина Т.Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2010. - 384 с.
63. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Маркетинг в сфере культуры. Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. - 496 с.
64. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждении”/ Под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. - М.: Новая школа, 1995. - 464 с.
65. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. Д. Н.Ушакова. - М., 2000. - 462 с.
66. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». «Российская газета». 31 декабря 2012 г., федеральный выпуск 5976.
67. Федина Е.Н. Досуг в структуре образовательного пространства: дисс. канд. социол. Наук / Е.Н. Фндина. - Саратов, 2000. - 175 с.
68. Ферапонтов Г.А. Становление образовательного пространства школьника средствами культурологической драматизации: Дисс. канд. пед. наук / Г.А. Ферапонтов. - Новосибирск, 2000. - 204 с.
69. Филиппов В.Ю. Место дополнительного образования в системе российского образования //AlmaMater, №9, 1999. - С. 3-10.
70. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») // Вопросы психологии. 1993. № 3. - С. 24 - 32.
71. Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. - С. 130-131.
72. Шекова Е.Л., Тульчинский Г.Л., Евланов В.Н., Новаторов Э.В. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры. Практикум: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Шековой. - СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2012. - 160 с.
73. Шендрик И.Г. Образовательное пространство субъекта учебно-профессиональной деятельности: методология, теория, практика
проектирования: автореферат дисс. на соиск. уч. степени доктора пед. наук - Екатеринбург, 2011. - 51 с.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
(Интернет-ресурсы)
74. Авторский терминологический словарь Выготского Л.С. М.,
2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://Vygotsky.academic.ru/152
75. Кулюткин Ю.Н. Образовательная среда и развитие личности
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http ://znanie. Org/jornal/n1 01/ obraz sreda
76. Методические рекомендации по разработке проекта перспективного развития общеобразовательных учреждении” Мурманской области на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //moipkro.ru/section/activity/materials. - Дата обращения: 13.05.2013.
77. Программа развития НИ ИрГТУ [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.istu.edu/structure/program- Дата обращения: 16.10.2014.
78. Программа развития НИ ТПУ [Электронный ресурс]. Режим
доступа:http://tpu.ru/today/programs/2018/programm Дата обращения:
15.07.2014.
79. Шалаев И.К., Веряев А.А. От образовательных сред к
образовательному пространству: культурологический подход к проблеме [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.altspu.ru/Journal/pedagog/pedagog 5/a03.htmlДата обращения: 12.06.2018.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ