Введение 3
1. Теоретические основы систем управления в сфере обращения
отходов 7
1.1. Классификация отходов 7
1.2. Современные технологии переработки и утилизации отходов 12
1.3. Государственное регулирование в сфере переработки и
утилизации отходов в РФ 22
2. Исследование проблем переработки и утилизации отходов
на примере Камско - Устьинского района РТ 28
2.1. Краткая характеристика социально - экономической ситуации
в Камско - Устьинском районе 28
2.2. Анализ текущей ситуации в сфере переработки и утилизации
отходов в РТ и Камско - Устьинском районе 36
2.3. Актуальные проблемы управления отходами в Камско - Устьинском
районе РТ 45
3. Пути решения проблем переработки и утилизации отходов. 53
3.1. Перспективы развития отрасли переработки и утилизации отходов в
Республике Татарстан 53
3.2. Разработка мероприятий по решению проблем переработки и
утилизации отходов в Камско - Устьинском районе РТ 62
Заключение 76
Список использованных источников 82
Приложения
Производственная деятельность человека связана с использованием различных природных ресурсов, которое сопровождается изменением их состояния и объемов. Снижение качества и уменьшение количества ресурсов - на сегодняшний день наиболее актуальный фактор современности.
Рост численности населения на земном шаре, увеличение его плотности привели к невиданному ранее росту объемов образования сельскохозяйственных и бытовых отходов. Серьезнейший ущерб окружающей среде наносит транспорт, являющийся источником огромного количества газообразных, жидких и твердых отходов.
Большое количество отходов промышленного, сельскохозяйственного и бытового происхождения нарушило равновесие, при котором природа успешно справлялась с их переработкой с помощью бактерий, воды, воздуха и солнечного света. Подсчитано, что на производство промышленной продукции расходуется всего 1/3 потребляемых сырьевых ресурсов, а 2/3 утрачивается в виде побочных продуктов и отходов, приводя к загрязнению окружающей среды.
Загрязнение окружающей среды - это изменение ее качества, способное вызвать отрицательные последствия для человека, животного и растительного мира. Загрязнение окружающей среды может быть: механическим, химическим, физическим, радиационным и биологическим.
В свою очередь, физические загрязнения подразделяются на тепловое, световое, шумовое и электромагнитное, а биологические загрязнения - на биотическое и микробиологическое (биотические загрязнение связано с распространением биогенных веществ - выделений, мертвых тел и т. п.). Все виды загрязнений взаимосвязаны и могут активизировать друг друга.
Основными факторами загрязнения окружающей среды вследствие антропогенной нагрузки являются:
- загрязнение атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий, автотранспортом;
- загрязнение водных объектов сбросами промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также предприятиями жилищно-коммунального хозяйства;
- загрязнение литосферы отходами производства и потребления различных классов опасности, прежде всего отходами I-III классов.
С появлением автомобилей, поездов, промышленных предприятий и многих других достижений научно-технического прогресса человечество столкнулось с новыми вызовами. И если в прошлом технологии уничтожения отходов посредством сжигания и захоронения на специальных полигонах вполне справлялись с возложенной на них миссией, то сейчас в связи с увеличением количества отходов и их разнообразием утилизация вышеописанными способами может нести в себе серьезную угрозу для окружающей среды. Именно поэтому на сегодняшний день актуальность разработки новых и совершенствования старых способов утилизации стоит как никогда остро.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы для Камско- Устьинского района можно обозначить необходимостью решения проблемы усиления нагрузки на окружающую среду в результате увеличения массы отходов, привносимых в нее без соответствующих мероприятий по их утилизации или иных мер, минимизирующих вредное влияние отходов на окружающую среду и здоровье человека.
В законодательстве Российской Федерации деятельность в области выбросов вредных веществ в атмосферу и их сбросов в водные объекты регулируется соответственно Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» и Водным кодексом Российском Федерации.
Следует заметить, что во многих случаях граница между выбросами, сбросами и отходами является достаточно условной.
Наилучшие для жизни человека условия окружающей среды находятся в довольно узком диапазоне. Выход одних или других параметров за границы этого диапазона вызывает ухудшение качества жизни человека. Существует верхняя и нижняя критические границы параметров окружающей среды, переход через
4
которые угрожает необратимыми изменениями в биологической системе и ее звеньях. Так, некоторые химические элементы в малых дозах необходимы для нормального развития живых организмов, а в больших дозах являются сильнодействующими ядами. Это относится и к другим видам воздействия: звуковому, радиационному и тому подобное.
В результате хозяйственной деятельности человека происходит ухудшение качества его жизни, усиливается опасность для здоровья и жизни. Изменение среды обитания в результате ее загрязнения приводит к росту заболеваемости населения.
Здоровье населения н значительной мере является следствием состояния окружающей среды в регионе проживания. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), химические вещества и радиация являются главными причинами развития многих болезней человека, структура заболеваемости зависит от концентрации и вида вредных веществ в атмосферном воздухе, качества питьевой воды и продуктов питания, уровня загрязненности почв. Около 15% территории России находятся по экологическим показателям в критическом или близком к критическому состоянии.
Целью данной бакалаврской работы является комплексное исследование проблем переработки и утилизации отходов.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие и сущность отходов, изучить их классификацию;
- определить причины существующих проблем в сфере переработки и утилизации отходов;
- рассмотреть проблемы отходов на локальном и глобальном уровнях с точки зрения законодательства;
- изучить ситуацию с управлением отходами на примере Камско- Устьинского района с учетом географических, социальных и экономических особенностей.
Разработать пути решения проблем в сфере переработки и утилизации отходов Камско-Устьинского муниципального района.
Объектом исследования является система переработки и утилизации отходов на основе использования современных методов и подходов
Предметом исследования является проекты и программы в сфере переработки и утилизации отходов Камско-Устьинского муниципального района.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В главе 1 рассмотрены теоретические основы систем управления в сфере обращения отходов. Во главе 2 исследуются проблемы переработки и утилизации отходов на примере Камско-Устьинского района РТ. В главе 3 определены пути решения проблем переработки и утилизации отходов.
Теоретической базой исследования послужили труды таких ученых как Н.Н. Шипилин, Б.Б. Бобович, В.И. Коробко, В.А. Бычкова и других.
Информационной базой являются данные отчетов, программ, распоряжений исполнительного комитета Камско-Устьинского района.
Используемые ресурсы посвящены мероприятиям по совершенствованию организации сбора, утилизации и вывоза бытовых отходов и городского мусора на уровне муниципальных образований. В них раскрыта система государственного регулирования в области обращения с бытовыми и производственными отходами, проблемы развития индустрии переработки и вторичного их использования. Кроме того, рассмотрена система обращения с жидкими, строительными, медицинскими и промышленными отходами. В материалах представлена информация об экологическом состоянии республики Татарстан и Камско- Устьинского района. Описаны проблемы, цели и задачи, а также пути решения проблем и проведенные мероприятия по улучшению экологического состояния окружающей среды.
Долгое время проблема утилизации отходов не была настолько актуальной.
Планета казалась слишком большой для населения, и никого не тревожили все
нарастающие массы отходов.
Но стремительный прирост числа жителей и стремительное развитие
промышленности привели к росту количества отходов в геометрической
прогрессии.
Пригородные участки превращаются в настоящие свалки, канализационные
системы и системы очистки с трудом справляются с увеличением объемов
мусора. Это - серьезная экологическая проблема, задержка решения которой
может привести к значительному росту числа заболеваний людей и разрушению
окружающей среды.
Сегодня природа не в состоянии переработать объемы отходов,
накопленные человечеством за последние несколько десятков лет.
Важность решения проблем утилизации твердых бытовых и других видов
отходов перестала вызывать сомнения после того, как начали учащаться вспышки
инфекционных заболеваний в развивающихся странах. Сейчас загрязнение
воздуха, воды, почвы - проблема всей планеты в целом и каждого государства,
каждого региона в отдельности.
Создание перерабатывающих и утилизирующих заводов не решение всех
существующих проблем. Необходимо изменить сами технологии производства
для сокращения количества мусора "у источника", т.е. переориентироваться на
производство продукции, создающей изначально меньшее количество отходов, и
к тому же - менее токсичных. Кроме того, переработка отходов может быть не
только решением проблем экологии, но и подспорьем в решении энергетических
проблем. Это - ресурсосберегающие технологии. Современные
мусоросжигательные установки, оснащенные системами очистки, могут являться
генераторами большого количества электроэнергии.77
Таким образом, грамотное решение проблемы утилизации твердых бытовых
и других видов отходов позволяет не только избавиться от "ненужного"
материала, но и превратить "ненужный" - в полезный.
С ростом промышленности, количество разнообразных видов отходов
растет с каждым годом. В связи с этим возникла потребность в создании
классификации отходов, содержащей в себе физические свойства и класс
опасности для окружающей среды. Создание единой классификации
обуславливается тем, что для каждого типа и вида отходов существует свой
способ утилизации. Также для каждого класса технология и цена варьируется с
увеличением класса опасности.
На сегодняшний день существующие технологии позволяют
перерабатывать практически все виды отходов. Исключение могут составить
лишь радиоактивные отходы. Но даже в этом случае используются технологии,
обеспечивающие безопасное хранение таких отходов на многие годы.
Что касается ТБО, существуют методы экологически чистой переработки с
получением вторичных материалов, пригодных для дальнейшего использования и
топлива в виде газа, который в свою очередь можно использовать в
электростанциях и т.д.
На данный момент в России не существует функционирующей
организационной системы по сбору и утилизации отходов, которая обеспечивала
высокий процент переработки мусора. Отсутствие раздельного сбора отходов
сильно затрудняет процесс переработки и получения вторичных материалов.
Вследствие этого процент поступающих на переработку материалов в несколько
раз меньше чем за рубежом.
Система государственного регулирования решения проблемы переработки
отходов в России продолжает совершенствоваться. Сформулированы основные
положения новой стратегии создания экономически и финансово устойчивой
системы обращения с отходами. Ключевые принципы этой стратегии включают в
себя: соблюдение баланса экономических и экологических интересов;
скоординированное использование экономических и административных78
инструментов; стимулирование инвестиций в области переработки отходов;
введение механизмов налоговых льгот, кредитов и государственных субсидий,
направленных на расширение производственной и технологической базы
переработки отходов.
Эффективность деятельности по утилизации ТБО в Камско-Устьинском
районе упирается в ограниченность полигонов ТБО и их заполнением.
Необходима проработка на региональном уровне системы сбора и переработки
бытовых отходов, предусматривающее финансирование мероприятий по
строительству мусоросортировочных линий на существующих полигонах и
выделение районам емкостей (контейнеров), конструктивно предусматривающих
раздельный сбор различных видов мусора. Также стимулирование малого бизнеса
в сфере развития области экономики по обращению (переработки)
отсортированных отходов.
При проведении запланированных мероприятий основная задача не
допустить увеличения стоимости услуг по сбору, вывозу и утилизации отходов.
На 2015 год тарифы на вывоз и утилизацию 1 тонны отходов составили: 800 руб.
вывоз, 123 руб. утилизация отходов. Тариф на вывоз, взимаемый с 1 жителя
Камско-Устьинского района за 2 полугодие 2015 года, составил 25,05 рублей. В 1
полугодии 2015г. этот тариф составлял 23,63 руб. Наблюдается тенденция роста
тарифов на вывоз ТБО.
Кроме того, объем образующихся в районе отходов недостаточен для
привлечения инвесторов для строительства завода по переработке и утилизации
ТБО. Таким образом, для решения данной проблемы необходимо задействовать
возможности всех районов заволжской зоны, так как проблема с ТБО актуальна
не только в Камско-Устьинском районе.
Существовавшая ранее система финансирования природоохранных
мероприятий, предусматривавшая зачет средств на реализацию природоохранных
мероприятий, действительно эффективно работала. Она стала базовой
составляющей для проведения работ, средства, на реализацию которых, изыскать
из иных источников финансирования было невозможно. За годы существования79
Экологического фонда Республики Татарстан было профинансировано
природоохранных мероприятий на сумму 4,9 млрд. руб.
Именно в этот период в республике на средства Экологического фонда было
построено 49 полигонов ТБО. Созданная система не только стимулировала
предприятия реализовывать природоохранные мероприятия, но и сдавать отходы
на переработку в специализированные предприятия. Так, Постановлением
Кабинета Министров Республики Татарстан, регулирующим вопросы внесения
платы за негативное воздействие на окружающую среду, был введен 10-й кратный
повышающий коэффициент за не сдачу вторичных ресурсов на переработку.
Принятие такой нормы на федеральном уровне в значительной степени
способствовало бы повышению ответственности предприятий и, несомненно,
явилось бы веским финансовым стимулом к возрождению работы служб по сбору
вторичных ресурсов.
Ослабление требований законодательства, привело к тому, что решение
вопросов переработки собственных промышленных отходов руководители
предприятий откладывают на неопределенный срок. А средства на реализацию
природоохранных мероприятий выделяются по остаточному принципу. Низкая
экологическая грамотность даже специалистов экологов, приводит к созданию
объектов размещения опасных отходов, представляющих реальную угрозу для
окружающей среды. Так, не решенным остается вопрос утилизации осадков
очистных сооружений, которые десятилетиями размещаются на иловых
площадках. Отходы животноводства без предварительного обезвреживания
вывозятся на поля.
Вопрос организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов в КамскоУстьинском районе затруднен по причинам отсутствия реальных рычагов
побуждения людей на заключение договоров на вывоз ТБО, что ведет в свою
очередь к невозможности организации самофинансирования системы сбора и
вывоза твердых бытовых отходов. Также дает о себе знать отсутствие
технических средств и системы работы таких средств, в целях административного
реагирования на несанкционированное складирование мусора.80
Одно лишь законодательство не в силах решить проблему отходов. Для
получения положительных результатов необходимо непосредственное участие
населения. Требуется экологическое воспитание. Также действенными будут
финансовое стимулирование население и ужесточение наказания за
несанкционированный выброс отходов.
Что касается Российской Федерации в целом, то она относится к странам
мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды
достигло невиданных за последние годы масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера
и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют в России
сумму, равную половине национального дохода страны. Более 24 тыс.
предприятий на сегодня являются мощными загрязнителями окружающей среды –
воздуха, недр и сточных вод. С позиций действующего уголовного
законодательства их деятельность преступна. Но в этой сфере человеческой
деятельности вопреки всем декларациям о праве человека на благоприятную для
жизни и здоровья окружающую среду перед другими интересами в иерархии
социальных ценностей, по-прежнему экономические интересы преобладают над
экологическими.
Таким образом, реализация проекта по созданию предприятия по
переработке твердых коммунальных отходов в Заволжской зоне РТ с
использованием получаемого тепла для обогрева теплиц, инициированный
Администрацией Камско-Устьинского муниципального района при участии
компании «VOMM Impianti e Processi S.p.A.» (Италия), Агентства «КазаньИнтерконсалтинг» (Россия), представляет собой один из оптимальных вариантов
в текущих экономических условиях.
Этому способствует и конъюнктура рынка производства тепличных овощей
в Российской Федерации. По мнению участников рынка, основными факторами,
тормозящими развитие отечественного тепличного хозяйства являются низкая
рентабельность данного бизнеса (около 10-12%) и долгий срок окупаемости
проектов. Поэтому Владимир Путин поручил правительству до 1 февраля 201681
года разработать механизмы, позволяющие снизить стоимость электроэнергии
для фермеров, выращивающих овощи в теплицах. В нашем же случае
вырабатываемая заводом тепловая энергия позволит отапливать до 6 гектар
теплиц, таким образом значительно снижая себестоимость продукции и сокращая
окупаемость проекта.
Татарстан в настоящее время занимает всего 3% рынка производства
тепличных томатов, а огурцов в зимний период всего 3.8%, а мегапроект турецких
предпринимателей по строительству теплиц на территории больше 1 000 гектаров
в ОЭЗ «Алабуга» отложен до лучших времен. Санкции, введенные против
турецких производителей томатов, а также емкость и благоприятная конъюнктура
рынка дают уникальную возможность для реализации данного проекта и
повышения удельного веса татарстанских производителей тепличных овощей в
целом, а в Камско-устьинском районе значительно повысить валовую прибыль от
производства сельхозпродукции.
1. Об отходах производства и потребления [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ. - Информ.-правов. Система «ГАРАНТ». - Версия от 20.01.2016.
2. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.11.2015). - Информ.-правов. Система «ГАРАНТ». - Версия от 20.01.2016.
3. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». - Информ.-правов. Система «ГАРАНТ». - Версия от 20.01.2016.
4. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: федеральный закон от 10.01.2002. № 7-ФЗ, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положение ст.16 с ФЗ № 131 от 06.10.2003. - Информ.-правов. Система «ГАРАНТ». - Версия от 20.01.2016.
5. О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 22.02.1992 № 179 - Информ.-правов. Система «ГАРАНТ». - Версия от 20.01.2016.
6. О трансграничном перемещении отходов [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 17.07.03 № 442- Информ.-правов. Система «ГАРАНТ». - Версия от 20.01.2016.
7. О внесении изменений в ветеринарно-санитарные Правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов [Электронный ресурс]: Приказ Минсельхоза России от 16.08.07 № 400 с изм. внесенными Определением Верховного Суда РФ от 13.06.06- Информ.-правов. Система «ГАРАНТ». - Версия от 20.01.2016.
8. Об отходах производства и потребления в г. Москве [Электронный ресурс]: Закон г.Москвы от 30.11.05 № 68, Об отходах и потребления в Московской
82
обл. [Электронный ресурс]: Закон Московской обл. от 08.11.01 № 171. - Информ.-правов. Система «ГАРАНТ». - Версия от 20.01.2016.
9. Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений [Электронный ресурс]: Санитарные правила и нормы 2.1.7.72899 утв. Постановлением Главного государственного врача РФ от 22.01.1999г. № 2- Информ.-правов. Система «ГАРАНТ». - Версия от 20.01.2016.
10. Алимкулов С. О. Отходы — Глобальная экологическая проблема. Современные методы утилизации отходов / С. О Алимкулов, У.И Алматова, И. Б. Эгамбердиев - М.: Молодой ученый. — 2014. — №21.
11. Арент К.П. Экономические аспекты экологизации развития народного
хозяйства. - М.: Московский государственный университет
природообустройства, 2001. - 193 с.
12. Арзамасцев Основы экологии и охраны природы / А.П. Арзамасцев, Л.И. Коваленко, Г.М. Родионова, З.В. Чумакова, Л.В. Зрелова - М.: 2008. - 416 с.
13. Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования / Э.А. Арустамов, Н.В. Баркалова, И.В.Левакова - М.: 2008. — 320 с.
14. Ашихмина Т. Проблемы влияния твердых бытовых отходов на окружающую среду / Т. Ашихмина, Т. Овчинникова, П. Куприенко - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014 г. -204 с.
15. Бабанин И.В. Отходы в странах Европейского Союза// Твердые бытовые отходы, 2011, №6, с. 28-33.
16. Бельдеева Л.Н. Экологически безопасное обращение с отходами / Л.Н. Бельдеева, Ю.С. Лазуткина, Л.Ф. Комарова - М.: Барнаул, Азбука, 2006. - 179 с.
17. Бобович Б.Б. Управление отходами: Учебное пособие / - 2-e изд., испр. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015.
18. Будыкина Т.А. Переработка осадков сточных вод - М.: Креативная экономика, 2012.
19. Бурков В.Н., Новиков Д.А., Щепкин А.В. Механизм управления экологоэкономическими системами. - М.: Изд-во физико-математической
литературы, 2008. - 244 с.
20. Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.Л. Экология и экономика природопользования. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 519 с.
21. Генгут И.Б. Кадастры отходов в системе инструментов экономики природопользования по оздоровлению окружающей среды// Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании. Материалы межд. научно-практ. конф. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2011, с. 249-252.
22. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2012 году». - М.: Минприроды России, 2013.
23. Гусев А.А. Современные экономические проблемы природопользования. - М.: Международные отношения, 2004. - 208 с.
24. Ибатуллин У.Г., Яндыганов Я.Я. Экологический менеджмент в муниципальном управлении. - Уфа: БАГСУ, 2005. - 164 с.
25. Казаровец Н. В. Инновационные технологии переработки
сельскохозяйственной продукции - М.: Минск: ИВЦ Минфина, 2013. — 287с.
26. Колотырин К.П., Попов А.И., Сердюкова Л.О. Совершенствование системы
управления обращения с отходами потребления// Устойчивое
экологическое развитие: региональные аспекты. Межд. науч. сборник. - Саратов, 2001, с. 148-157.
27. Комплексная стратегия обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации (2012 г.)// http://ecologygroup.msk.ru/utverzhdena- kompleksnava-strategiva-obrascheniva-s-tverdimi-bitovimi-otchodami-tbo-v- rossiyskoy-federatsii
28. Коробко В.И. Твёрдые бытовые отходы / В.И. Коробко, В.А. Бычкова - М.: Экономика. Экология. Предпринимательство. М.: Юнити-Дана, 2012
29. Лбов А.В., Нимаева И.В. О формировании системы управления отходами в Республике Бурятия// Управление эколого-экономическими системами: взаимодействие власти, бизнеса, науки и общества. Материалы XII Межд. научно практ. конф. Российского об-ва экологической экономики. - Иркутск: Изд-во Ин-та географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2013, с. 54-56.
30. Лотош В.Е. Фундаментальные основы природопользования. Переработка отходов природопользования - М.: Екатеринбург: Полиграфист, - 2007. - 503с.
31. Лукьянчиков Н.Н., Потравный И.М. Экономика и организация природопользования: учебник для студентов вузов. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 687 с.
32. Мамин Р. Инновационные механизмы управления отходами / Р. Мамин, Т. Ветрова, Л. Шилова - М.: МГСУ 2013. - 136 с.
33. Мельник Л.Г., Потравный И.М., Сотник И.Н. Анализ методических подходов к формированию показателей эффективности ресурсопользования// Экологическое право, 2009, №4, с. 18-25.
34. Методика определения предотвращенного экологического ущерба. - М: Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, 1999. - 71 с.
35. Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2014 году, 2015. -531 с.
36.Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утверждены Президентом Российской Федерации 30.04.2012 г.// www.kremlin.ru.
37.Отдел экономики и территориального планирования Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района, структурные подразделения Исполнительного комитета муниципального района. Программа социально-экономического развития Камско-Устьинского муниципального района, 2015. -96 с.
38. Перелет Р.А. Платежи за загрязнение окружающей среды. - М.: ЮрИнфоР- Пресс», 2010. - 142 с.
39. Потравный И.М., Терешина М.В. Экологический аудит муниципальных образований как фактор повышения их инвестиционной привлекательности // Экономика природопользования. - 2004. - №6. - С. 73-89.
40. Рюмина Е.В. Экономический анализ ущерба от экологических нарушений. - М.: Наука, 2009. - 331 с.
41. Садыкова Э.Ц. Региональная экономическая система: индикаторная оценка устойчивого развития. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. - 288 с.
42. Смирнов С. Методика определения классов опасности и токсичности отходов производства и потребления / С. Смирнов, Н. Бушуев -М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014 г. - 20 с.
43. Соколов Э.М. Утилизация отходов производства и потребления: Учебное
издание / Э.М. Соколов, Ю.А. Москвичев, Е. А. Фролова, Н.С. Яманина, О.П. Филиппова, Н.И. Володин, В.М. Макаров -М.: Ярославль: Изд-во
ЯГТУ, 2006. — 388 с.
44. Сопилко Н.Ю. Переработка отходов: анализ мировых тенденций// твердые бытовые отходы, 2011, №11, с. 62-68.
45. Степановских А.С. Экология - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 703 с.
46. Титенберг Т. Экономика природопользования и охрана окружающей среды //Пер. с англ. К.В. Папенова; Под ред. А.Д. Думнова и И.М. Потравного. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 591 с.
47. Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан. Новые подходы к отходам. 10 летний путь. Казань, «Абзац», 2014-43с.
48. Потравный И.М., Фалевич А.С. Механизм привлечения средств на реализацию программ по переработке отходов на основе экологических депозитов// Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании. Сб. трудов к межд. научно-практ. конф. - М.: ЗАО «Гриф и К», 2014, с. 281-287.
49. Улицкий В.А., Васильвицкий А.Е., Плущевский М.Б. Промышленные отходы и ресурсосбережение.- М.: Изд. Сашко, 2006.-368 с.
50. Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации: Учебное пособие. - 2-е изд., переб. и доп. //Ю.Б. Осипов, Д.Е. Дымов, Д.Г. Зилинг, В.В. Куценко, А.В. Шевчук. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. - 440 с.
51. Фалевич А.С. Анализ состояния процесса утилизации отходов в г. Смоленске// Актуальные вопросы социально-экономического развития России в XXI веке сб. науч. статей. - Смоленск: Универсум, 2011, с. 231234.
52. Фалевич А.С. Модель взаимодействия бизнеса, органов государственного управления, населения по привлечению инвестиций на реализацию проектов по утилизации отходов // Экономика природопользования, 2014, №3.
53. Фалевич А.С. Управление переработкой твердых бытовых отходов на примере иностранных государств // Творческое наследие А.С. Посникова и современность: IV Посниковские чтения: материалы регион. научно-прак. конф. - Смоленск: изд-во СмолГУ, 2011, с. 67-71.
54. Фалевич А.С. Экологический депозит в системе финансовых инструментов экономики природопользования// Векторы социально-экономического развития: теория и практика// Материалы II Межд. научно-практ. конф. - Донецк: ДНТУ, 2014.
55. Фалевич А.С., Потравный И.М. Механизм привлечения средств на реализацию программ по переработки отходов на основе экологических депозитов//Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании. Материалы IV Межд. науч.-практ. уонф. - М.:ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2014.
56. Шимова О.С., Кабушко А.М. Управление природопользованием и природоохранной деятельностью: учеб. пособие. - Минск: Юнипак, 2005. - 220 с.
57. Харламова М. Твердые отходы. Технологии утилизации, методы контроля, мониторинг: Учебное пособие/ М. Харламова, А. Курбатова - М.: Юрайт 2015. - 232 с.
58. Шипилин, Н.Н. Комплексное управление проблемой утилизации мусора на региональном уровне: монография / Н.Н. Шипилин; Новосиб. гос. аграр. унт. - Новосибирск: Золотой колос, 2014.
59.Эндрес Э. Экономика окружающей среды. Перевод с нем. - Кшв: Либщь, 1995. - 168 с.
60.Эндрес А., Квернер И. Экономика природных ресурсов, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 256 с.