Основы государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические вопросы исследования финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства 7
1.1 Сущность и субъекты государственной финансовой поддержки малого и
среднего предпринимательства 7
1.2 Формы и методы поддержки малого и среднего
предпринимательства 15
Глава 2. Анализ состояния финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства на примере регионов Приволжского Федерального округа 23
2.1 Современное состояние развития малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации 23
2.2 Анализ финансового состояния субъектов малого и среднего
предпринимательства Республики Татарстан 30
2.3 Анализ государственной финансовой поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства в Республике Татарстан 37
2.4 Состояние и динамика развития государственной финансовой поддержки
малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского Федерального округа 51
Глава 3. Пути совершенствования государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства 68
3.1 Применение зарубежного опыта в целях совершенствования системы
государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 68
3.2 Рекомендации по совершенствованию государственной финансовой
поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 100
Глава 1. Теоретические вопросы исследования финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства 7
1.1 Сущность и субъекты государственной финансовой поддержки малого и
среднего предпринимательства 7
1.2 Формы и методы поддержки малого и среднего
предпринимательства 15
Глава 2. Анализ состояния финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства на примере регионов Приволжского Федерального округа 23
2.1 Современное состояние развития малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации 23
2.2 Анализ финансового состояния субъектов малого и среднего
предпринимательства Республики Татарстан 30
2.3 Анализ государственной финансовой поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства в Республике Татарстан 37
2.4 Состояние и динамика развития государственной финансовой поддержки
малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского Федерального округа 51
Глава 3. Пути совершенствования государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства 68
3.1 Применение зарубежного опыта в целях совершенствования системы
государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 68
3.2 Рекомендации по совершенствованию государственной финансовой
поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 100
Актуальность темы исследования. Во всех странах малый бизнес является важным институтом, обеспечивающим экономическое развитие и решение проблемы занятости населения. В Европе, США на долю малого и среднего предпринимательства приходится более 50% валового национального продукта, в Японии - 80%, Китае - 60%. Доля занятого в данном сегменте населения в странах ЕС - от 55 до 75%, в Японии - 70%, в США - 50%. В России рассматриваемые показатели составляют, соответственно, 21 и 25%. При этом количество малых и средних предприятий в России на 1000 человек населения в 2013 г. было равным 38,9, что сопоставимо с показателями зарубежных стран. Так, в Канаде данный показатель составил 40, в США - 20, в Японии - 45 предприятий,
соответственно. Таким образом, в настоящее время институциональное развитие малого бизнеса в России по основным показателям значительно отстает от развитых стран мира.
Формирование института малого и среднего предпринимательства в России началось в 90-е гг. ХХ в., в условиях экономических реформ. Его развитию в тот период способствовала безработица, возникшая в результате негативных процессов, прежде всего, в промышленности, обеспечивающей занятость значительной части населения страны. Но, несмотря на государственную поддержку, рассматриваемый сегмент не занял соответствующее место в российской экономике, не обеспечил решения проблемы занятости, что особенно актуально для регионов. В федеральных округах имеет место сильная дифференциация в уровне безработицы: наименьший уровень отмечен в Центральном федеральном округе, наибольший - в Северо-Кавказском, причем этот разрыв в 2014 г. составил
8,2 п.п. Следует отметить, что дифференциация между наиболее проблемными и самыми благополучными регионами почти 20-кратная.
Проблема занятости населения является государственной, решается как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Ее наличие свидетельствует о необходимости дальнейшего развития института малого и среднего предпринимательства с использованием как новых финансовых инструментов, так и совершенствованием механизма применения уже имеющихся. Специфика финансов рассматриваемого сегмента экономики, уязвимость, рисковый характер бизнеса, особенно в условиях финансовых кризисов и экономических спадов, говорят о том, что институт малого и среднего предпринимательства нуждается в соответствующей государственной поддержке. Причем поддержка эта должна быть своевременной, адекватной состоянию экономики. Однако государство через бюджетный механизм не может быстро реагировать на проблемы данного сегмента экономики, потому необходимо совершенствовать применение инструментов государственной финансовой поддержки, и прежде всего это касается финансовых инструментов косвенного воздействия.
Основную роль в развитии института малого и среднего предпринимательства должны играть региональные и муниципальные программы финансовой поддержки. Учитывая дифференциацию в уровне экономического развития и налогового потенциала регионов, в настоящее время значительной частью субъектов Российской Федерации адекватная поддержка оказана быть не может. Кроме того, государственная финансовая поддержка малого бизнеса не всегда оказывается достаточной и эффективной в силу несовершенства самого механизма предоставления такой помощи, в частности, несовершенства оценки результативности и эффективности реализации программ поддержки, алгоритма отбора субъектов малого и среднего предпринимательства на получение государственного субсидирования и контроля за реализацией проектов получателей поддержки и т.д.
Обозначенные выше проблемы свидетельствуют об актуальности темы исследования, вызывают необходимость дальнейшего изучения особенностей финансов института малого предпринимательства, совершенствования механизма государственной финансовой поддержки, а также необходимость разработки практических рекомендаций по расширению круга применяемых инструментов государственной финансовой поддержки и других форм стимулирующего воздействия государства.
Степень разработанности проблемы. Особенности процесса построения региональной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства изложены в трудах: Е. Ясина, А. Алабина, В. Афанасьева, Л. Абалкина, С. Бадмаева, В. Басаревой, Чередановой, И. Шевченко и др. Теоретической и методологической основой исследования явились разработки: Н. Агурбаша, А. Асаула, А. Дегтярева, М. Курбатовой, А Виленского, Л Колесниковой, А. Латкина, Р. Маликова, А. Олейника Я. Паппэ, С. Перегудова, В. Полтеровича, В. Радаева, Н. Солодиловой, А. Чириковой, В. Тамбовцева, А. Шаститко, А. Шулуса, А. Чепуренко.
Цель работы - исследование государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и разработка комплекса мер, направленных на ее совершенствование.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства;
2. Проанализировать формы и методы государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства;
3. Провести анализ современного состояния развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
3. Провести сравнительный анализ показателей выбранных регионов;
4. Изучить зарубежный опыт поддержки малого и среднего
предпринимательства;
5. На основе выявленных проблем, перспектив и необходимой коррекции разработать предложения по оптимизации эффективности финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в России на современном этапе экономического развития государства.
Объект исследования в настоящей работе: малое и среднее предпринимательство.
Предмет исследования: организационно-экономические отношения, формируемые в процессе государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ.
Методология исследования: сравнительный анализ показателей
выбранных регионов, описательный метод, метод логического обобщения.
Информационной базой исследования послужили статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, материалы Министерства экономического развития РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Федерального портала малого и среднего предпринимательства, Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Министерства экономики Республики Татарстан, Министерства экономики Республики Башкортостан, рейтингового агентства "Эксперт РА", а также материалы периодической печати, сети Интернет и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.
В первой главе рассмотрены теоретико-методологические основы государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Во второй главе проведен сравнительный анализ выбранных регионов. В третьей главе рассмотрен зарубежный опыт поддержки МСП и предложены рекомендации по совершенствованию государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.
соответственно. Таким образом, в настоящее время институциональное развитие малого бизнеса в России по основным показателям значительно отстает от развитых стран мира.
Формирование института малого и среднего предпринимательства в России началось в 90-е гг. ХХ в., в условиях экономических реформ. Его развитию в тот период способствовала безработица, возникшая в результате негативных процессов, прежде всего, в промышленности, обеспечивающей занятость значительной части населения страны. Но, несмотря на государственную поддержку, рассматриваемый сегмент не занял соответствующее место в российской экономике, не обеспечил решения проблемы занятости, что особенно актуально для регионов. В федеральных округах имеет место сильная дифференциация в уровне безработицы: наименьший уровень отмечен в Центральном федеральном округе, наибольший - в Северо-Кавказском, причем этот разрыв в 2014 г. составил
8,2 п.п. Следует отметить, что дифференциация между наиболее проблемными и самыми благополучными регионами почти 20-кратная.
Проблема занятости населения является государственной, решается как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Ее наличие свидетельствует о необходимости дальнейшего развития института малого и среднего предпринимательства с использованием как новых финансовых инструментов, так и совершенствованием механизма применения уже имеющихся. Специфика финансов рассматриваемого сегмента экономики, уязвимость, рисковый характер бизнеса, особенно в условиях финансовых кризисов и экономических спадов, говорят о том, что институт малого и среднего предпринимательства нуждается в соответствующей государственной поддержке. Причем поддержка эта должна быть своевременной, адекватной состоянию экономики. Однако государство через бюджетный механизм не может быстро реагировать на проблемы данного сегмента экономики, потому необходимо совершенствовать применение инструментов государственной финансовой поддержки, и прежде всего это касается финансовых инструментов косвенного воздействия.
Основную роль в развитии института малого и среднего предпринимательства должны играть региональные и муниципальные программы финансовой поддержки. Учитывая дифференциацию в уровне экономического развития и налогового потенциала регионов, в настоящее время значительной частью субъектов Российской Федерации адекватная поддержка оказана быть не может. Кроме того, государственная финансовая поддержка малого бизнеса не всегда оказывается достаточной и эффективной в силу несовершенства самого механизма предоставления такой помощи, в частности, несовершенства оценки результативности и эффективности реализации программ поддержки, алгоритма отбора субъектов малого и среднего предпринимательства на получение государственного субсидирования и контроля за реализацией проектов получателей поддержки и т.д.
Обозначенные выше проблемы свидетельствуют об актуальности темы исследования, вызывают необходимость дальнейшего изучения особенностей финансов института малого предпринимательства, совершенствования механизма государственной финансовой поддержки, а также необходимость разработки практических рекомендаций по расширению круга применяемых инструментов государственной финансовой поддержки и других форм стимулирующего воздействия государства.
Степень разработанности проблемы. Особенности процесса построения региональной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства изложены в трудах: Е. Ясина, А. Алабина, В. Афанасьева, Л. Абалкина, С. Бадмаева, В. Басаревой, Чередановой, И. Шевченко и др. Теоретической и методологической основой исследования явились разработки: Н. Агурбаша, А. Асаула, А. Дегтярева, М. Курбатовой, А Виленского, Л Колесниковой, А. Латкина, Р. Маликова, А. Олейника Я. Паппэ, С. Перегудова, В. Полтеровича, В. Радаева, Н. Солодиловой, А. Чириковой, В. Тамбовцева, А. Шаститко, А. Шулуса, А. Чепуренко.
Цель работы - исследование государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и разработка комплекса мер, направленных на ее совершенствование.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства;
2. Проанализировать формы и методы государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства;
3. Провести анализ современного состояния развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
3. Провести сравнительный анализ показателей выбранных регионов;
4. Изучить зарубежный опыт поддержки малого и среднего
предпринимательства;
5. На основе выявленных проблем, перспектив и необходимой коррекции разработать предложения по оптимизации эффективности финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в России на современном этапе экономического развития государства.
Объект исследования в настоящей работе: малое и среднее предпринимательство.
Предмет исследования: организационно-экономические отношения, формируемые в процессе государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ.
Методология исследования: сравнительный анализ показателей
выбранных регионов, описательный метод, метод логического обобщения.
Информационной базой исследования послужили статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, материалы Министерства экономического развития РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Федерального портала малого и среднего предпринимательства, Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Министерства экономики Республики Татарстан, Министерства экономики Республики Башкортостан, рейтингового агентства "Эксперт РА", а также материалы периодической печати, сети Интернет и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.
В первой главе рассмотрены теоретико-методологические основы государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Во второй главе проведен сравнительный анализ выбранных регионов. В третьей главе рассмотрен зарубежный опыт поддержки МСП и предложены рекомендации по совершенствованию государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.
В ходе проведенного исследования нами были выявлены слабые стороны государственной финансовой поддержки института малого предпринимательства, реализуемой на территории Приволжского Федерального округа:
- неполное и несвоевременное освоение бюджетных средств;
- преобладание инфраструктурной поддержки;
- отсутствие регионального микрофинансирования до июля 2013 г.;
- ориентирование регионального микрофинансирования только на действующие предприятия (не менее 6 месяцев);
- отсутствие софинансирования муниципальных программ поддержки;
- незначительный охват некоторыми мероприятиями поддержки, что искажает конкурентные условия субъектов предпринимательства.
Эти недостатки реализуемой государственной финансовой поддержки института малого предпринимательства подтверждают необходимость создания эффективной государственной финансовой поддержки путем совершенствования алгоритма предоставления государственного
субсидирования субъектам предпринимательства и оценки результативности и эффективности реализации программ государственной поддержки.
Ситуация, складывающаяся в регионах, связанная с неполным и несвоевременным освоением бюджетных средств, свидетельствует о необходимости проведения ежегодной оценки результативности и эффективности реализации программ поддержки и развития малого предпринимательства. В Республике Татарстан не проводится оценка результативности и эффективности реализации программы поддержки. Например, в Самарской области проводится такая оценка. Однако она не дает полного представления о реализации программы, так как учитывает только соотношение достижения запланированных значений показателей и уровня финансирования программы. Оценка реализации программ поддержки института малого предпринимательства на региональном уровне осложняется в силу следующих причин:
- плановые значения индикаторов программ устанавливаются самими ответственными исполнителями в регионах, что позволяет последним принимать такие значения, которые будут перевыполнены;
- отсутствуют единые требования к составлению программ поддержки института малого предпринимательства, в том числе к срокам реализации программ и мероприятиям по ним, к конечным индикаторам;
- постоянный пересмотр некоторых показателей программы, в том числе объема бюджетных средств, выделяемых из регионального бюджета;
- отсутствует информация по результатам реализации программы и основным показателям развития института малого предпринимательства за период действия предыдущей программы.
Таким образом, оценку результативности и эффективности реализации программы государственной финансовой поддержки института малого предпринимательства на региональном уровне нами предлагается проводить по следующим направлениям: оценка качества программы, оценка
реализации программы государственной поддержки института малого предпринимательства по мероприятиям и по конечным индикаторам.
Анализ деятельности института малого и среднего
предпринимательства свидетельствует об отсутствии благоприятной финансовой среды его функционирования. С целью улучшения финансового обеспечения института малого предпринимательства в исследовании обоснована необходимость создания института взаимных поручительств при совместном его финансировании государством и рыночными финансовыми институтами; разработаны схемы альтернативного предоставления гарантий, страхования института малого предпринимательства и схема обратного факторинга; предложено включить институт взаимных поручительств в создаваемую национальную гарантийную систему для получения синергетического эффекта в области расширения финансовых возможностей малого и среднего предпринимательства, при этом полномочия по надзору за этим институтом передать Агентству кредитных гарантий. В работе также сформулированы рекомендации по расширению применения инструментов государственной финансовой поддержки, а также инструментов других форм стимулирующего воздействия государства на институт малого предпринимательства
- неполное и несвоевременное освоение бюджетных средств;
- преобладание инфраструктурной поддержки;
- отсутствие регионального микрофинансирования до июля 2013 г.;
- ориентирование регионального микрофинансирования только на действующие предприятия (не менее 6 месяцев);
- отсутствие софинансирования муниципальных программ поддержки;
- незначительный охват некоторыми мероприятиями поддержки, что искажает конкурентные условия субъектов предпринимательства.
Эти недостатки реализуемой государственной финансовой поддержки института малого предпринимательства подтверждают необходимость создания эффективной государственной финансовой поддержки путем совершенствования алгоритма предоставления государственного
субсидирования субъектам предпринимательства и оценки результативности и эффективности реализации программ государственной поддержки.
Ситуация, складывающаяся в регионах, связанная с неполным и несвоевременным освоением бюджетных средств, свидетельствует о необходимости проведения ежегодной оценки результативности и эффективности реализации программ поддержки и развития малого предпринимательства. В Республике Татарстан не проводится оценка результативности и эффективности реализации программы поддержки. Например, в Самарской области проводится такая оценка. Однако она не дает полного представления о реализации программы, так как учитывает только соотношение достижения запланированных значений показателей и уровня финансирования программы. Оценка реализации программ поддержки института малого предпринимательства на региональном уровне осложняется в силу следующих причин:
- плановые значения индикаторов программ устанавливаются самими ответственными исполнителями в регионах, что позволяет последним принимать такие значения, которые будут перевыполнены;
- отсутствуют единые требования к составлению программ поддержки института малого предпринимательства, в том числе к срокам реализации программ и мероприятиям по ним, к конечным индикаторам;
- постоянный пересмотр некоторых показателей программы, в том числе объема бюджетных средств, выделяемых из регионального бюджета;
- отсутствует информация по результатам реализации программы и основным показателям развития института малого предпринимательства за период действия предыдущей программы.
Таким образом, оценку результативности и эффективности реализации программы государственной финансовой поддержки института малого предпринимательства на региональном уровне нами предлагается проводить по следующим направлениям: оценка качества программы, оценка
реализации программы государственной поддержки института малого предпринимательства по мероприятиям и по конечным индикаторам.
Анализ деятельности института малого и среднего
предпринимательства свидетельствует об отсутствии благоприятной финансовой среды его функционирования. С целью улучшения финансового обеспечения института малого предпринимательства в исследовании обоснована необходимость создания института взаимных поручительств при совместном его финансировании государством и рыночными финансовыми институтами; разработаны схемы альтернативного предоставления гарантий, страхования института малого предпринимательства и схема обратного факторинга; предложено включить институт взаимных поручительств в создаваемую национальную гарантийную систему для получения синергетического эффекта в области расширения финансовых возможностей малого и среднего предпринимательства, при этом полномочия по надзору за этим институтом передать Агентству кредитных гарантий. В работе также сформулированы рекомендации по расширению применения инструментов государственной финансовой поддержки, а также инструментов других форм стимулирующего воздействия государства на институт малого предпринимательства
Подобные работы
- Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И
СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СУБЪЕКТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016 - Финансирование программ поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации на примере Приволжского федерального округа
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - Политика поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018



