Введение 3
Раздел 1. Институциональные и правовые основы гуманитарной деятельности ООН 11
Раздел 2. Система ООН по оказанию, координации гуманитарной
деятельности и миротворчества 23
Раздел 3. Гуманитарная деятельность ООН в странах Африканского
континента 63
Заключение 80
Список использованных источников и литературы 83
Постановка проблемы. Регулярные новости из СМИ о вспышках голода, болезнях, начале этнических конфликтах, засухах, актах терроризма на африканском континенте приводят в ужас. Гуманитарные кризисы являются причиной человеческих страданий и перемещения в беспрецедентных масштабах. Жестокие и насильственные конфликты забирают бесчисленное количество жизней. Природные явления и экстремальные погодные условия усугубляют нищету и структурные диспропорции. Эти кризисы мешают нам добиваться прогресса в достижении нашей общей цели построения мирного и процветающего мира для всех.
За прошедшее десятилетие число людей, пострадавших в гуманитарных катастрофах, увеличилось в два раза . Ряд гуманитарных контрольных показателей, относящихся к прошлому году, неутешителен. Помощь потребовалась более чем 76 миллионам человек из 31 страны. Число лиц, перемещенных в результате конфликтов, превысило 51 миллион человек — наивысший показатель за период после окончания Второй мировой войны. В 2014 году произошло более 400 стихийных бедствий, в результате которых погибло более 17 000 человек, и был нанесен ущерб на сумму свыше 82 миллиардов долларов США .
Многие представляют ООН как организацию, занимающуюся в основном вопросами поддержания мира и безопасности. На самом деле этому посвящено менее 30% деятельности ООН , а преимущественно ее работа связана с развитием и оказанием гуманитарной помощи. Система ООН, являясь единственным всемирным институтом по содействию развитию беднейших районов мира, реализуя свои специальные программы, помогает улучшить жизнь миллионов людей.
Посредством этих программ система ООН предоставляет помощь в размере свыше 25 млрд. долл. приблизительно 135 странам ежегодно: около 5 млрд. выделяется в виде безвозмездных субсидий и свыше 20 млрд. — в виде займов. Организация оказывает помощь беженцам, бедным и голодным, содействует выживанию детей, охране окружающей среды, борьбе с преступностью и распространением наркотиков, защите прав человека, равноправию женщин и демократии. Ресурсы ООН нацелены главным образом на страны и народы, в наибольшей мере нуждающиеся в помощи. Резолюция ООН 46/182 остается такой же актуальной и фундаментальной сегодня, как в декабре 1991 года и принципы гуманности, нейтралитета, независимости и беспристрастности продолжают обеспечивать людей стратегической, скоординированной и эффективной гуманитарной помощью в беде .
Актуальность поставленной проблемы подтверждается тем, что ООН нередко является основным, если не единственным, источником технической и финансовой помощи для многих государств. В случае бедствия - военного конфликта, наводнения, землетрясения, засухи, неурожая, эпидемии - оперативные учреждения ООН немедленно принимают меры по оказанию помощи пострадавшему населению. Специальные подразделения ООН по оказанию чрезвычайной помощи в тесном сотрудничестве с гуманитарными неправительственными организациями срочно доставляют необходимые ресурсы (в основном для детей, женщин и стариков) - продовольствие и медикаменты, дают им убежище и обеспечивают материально-техническую поддержку. Так, в 1997-1998 гг. ООН оказала помощь 51 государству-члену в их усилиях по преодолению последствий более чем 77 стихийных бедствий и экологических катастроф .
Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) объединяет усилия субъектов гуманитарной деятельности, чтобы слаженно реагировать на чрезвычайные ситуации путем координации и мобилизации, осуществляемой согласно установленными принципами гуманитарной деятельности; поощрения превентивных мер и готовности; защиты прав нуждающихся; и содействия принятию долгосрочных решений.
Наиболее серьезным ситуациям присваивается категория «общесистемная чрезвычайная ситуация 3-го уровня». В прошлом году ООН принимала меры реагирования в связи с шестью такими ситуациями (в Ираке, Йемене, Сирийской Арабской Республике, Центральноафриканской Республике, Южном Судане, на Филиппинах), а также в связи с кризисом, вызванным вспышкой Эболы.
В ответ на эти кризисные ситуации появились новые субъекты, играющие более важную роль в гуманитарной деятельности, и возникли различные модели партнерства, включая программы перевода денежных средств и дистанционное руководство операциями с привлечением местных организаций и партнеров для оказания помощи. Увеличивающийся размах потребностей, сохранение затяжных кризисов и взаимодействие новых рисков привели к тому, что у правительств и гуманитарных организаций повсеместно сохраняется дефицит возможностей для реагирования, а это говорит о необходимости придать более упреждающий характер подходу государств-членов и Организации Объединенных Наций с ее партнерами к обеспечению готовности к гуманитарным кризисам и реагированию на них. В условиях, когда международное сообщество приняло рамочные программы развития на период после 2015 года и уменьшения опасности бедствий, важно признавать, что развитие не сможет быть устойчивым, если преодоление риска кризисов не будет происходить инициативно и рассматриваться как совместный приоритет.
Глобальные проблемы, такие как изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, рост населения и стихийная урбанизация, способствуют увеличению уязвимости людей в стихийных бедствиях. Эти факторы меняют характер будущих экологических бедствий и гуманитарных кризисов. Возникает острая необходимость в оказании помощи странам и сообществам, с тем чтобы они могли лучше адаптироваться и быстрее восстанавливаться в случае возникновения подобных чрезвычайных ситуаций. В 2015 году были подписаны всеобщие соглашения по повестке дня в области устойчивого развития на период после 2015 года, снижению риска бедствий и изменению климата. В 2016 году Всемирный саммит по гуманитарным вопросам призван развить итоги этих процессов, изучив подходы к удовлетворению гуманитарных потребностей в быстро меняющемся мире.
Гуманитарная помощь - материально-техническая помощь нуждающимся людям. Это, как правило, краткосрочная помощь, пока долгосрочная помощь со стороны правительства и других учреждений, не заменит первую. В докладе, опубликованном в сети европейских университетов по повышению профессионального уровня гуманитарной деятельности, отмечено, что гуманитарная помощь - это "фундаментальное выражение всеобщей ценности солидарности между людьми и нравственный императив". К нуждающимся можно отнести бездомных, беженцев, жертв стихийных бедствий, войн и голода. Основной целью гуманитарной помощи является - спасение жизни людей, уменьшение страданий и уважение человеческого достоинства.
По данным Института развития зарубежных стран, лондонским научно-исследовательским учреждением, выводы которого были опубликованы в апреле 2009 года в газете 'оказание помощи в опасных условиях: 2009 обновление', самым смертоносным годом в истории гуманизма был 2008 года - 122 гуманитарных работника были убиты и 260 подверглись нападению. Наименее безопасными считаются государства Сомали и Афганистан. Согласно результатам гуманитарной деятельности 2012 года, странами с самым высоким количеством инцидентов были: Афганистан, Южный Судан, Сирия, Пакистан и Сомали.
Помимо гуманитарной деятельности, есть деятельность миротворческая. Миротворчество как самостоятельное направление международной деятельности было инициировано ООН, стало одним из приоритетных направлений в её работе и продолжает развиваться в рамках Организации.
Под миротворческой деятельностью понимается совокупность мер по урегулированию и разрешению конфликтов, в т. ч. уже достигших стадии вооруженных столкновений. Она, будучи комплексной, предусматривает участие военного, полицейского и гражданского персонала в совместных усилиях по достижению мира. В ходе миротворческих операций не только решаются вопросы, направленные на урегулирование вооруженных конфликтов, но и отрабатываются элементы новой системы региональной
п
безопасности .
В настоящее время миротворческие усилия представляют собой многокомпонентные операции, плавно переходящие в миростроительные миссии. Потенциал миротворчества становится все более задействованным в реализации задач по реформированию сектора государственного управления и безопасности на территориях конфликтов, демократизации общественной жизни, укреплению законности.
Операции по поддержанию мира - ОПМ - ^acekeeping operations) есть предпринимаемые с согласия сторон в конфликте действия с участием беспристрастного международного военного, полицейского и гражданского персонала, в поддержку усилий по стабилизации обстановки в районах потенциальных или существующих конфликтов путем их предупреждения, сдерживания и урегулирования.
Операции по принуждению к миру (peace enforcement) можно квалифицировать как военные акции в поддержку дипломатических усилий
по восстановлению мира между сторонами в конфликте, одна или несколько из которых могут не дать согласие на подобное международное вмешательство и между которыми может существовать состояние войны.
Степень изученности. В списке использованных источников и литературы мы видим небольшое количество литературы, т.к. выбранная нами тема новая, и еще не получила должного освещения в специальной литературе, поэтому нуждается в дальнейшей разработке. В процессе исследования темы мы проанализировали научные труды зарубежных и отечественных ученых, таких как В.Н.Федоров , Доэл M.T. , Ландэн Д.Д. , Ван Брадант , рассматривающих проблемы Организации Объединенных наций, гуманитарной деятельности, урегулирования конфликтов и миротворческой деятельности ООН.
Следует констатировать практически полное отсутствие в западной и российской науке комплексных исследований на данную тему.
Целью нашей работы является - изучить гуманитарную и миротворческую деятельность Организации Объединенных Наций и ее вклад в процессе предотвращения гуманитарных катастроф и конфликтов на примере стран Африканского континента.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
• Определить основные принципы, цели и механизмы ООНовской гуманитарной деятельности и миротворчества;
• Изучить структуру Организации Объединенных Наций по линии решения гуманитарных проблем;
• Исследовать опыт гуманитарной и миротворческой деятельности ООН на африканском континенте;
• Проанализировать эффективность принимаемых мер на примере конкретных конфликтов/катастроф в Африке;
Хронологические рамки: наша работа охватывает период с 1991 года по май 2016 года. Мы обозначили эти даты по следующим причинам: с ноября 1991 года в столице Сомали Могадишо велись ожесточенные бои между вооруженными группами, которые привели к гражданской войне и голоду; а в мае 2016 года состоялся Всемирный саммит по гуманитарным вопросам в Стамбуле, Турция.
Методы исследования: среди общенаучных методов выделяются системный подход, методы анализа, синтеза. Среди исторических методов применялся хронологический метод; при анализе источниковой базы, при изучении документов, резолюций использовался сопоставительный метод. Исследование базируется на научности - построение выводов на основе анализа нормативно - правовой базы, документов, научной литературы и принятия во внимание всех событий и явлений, которые указаны в них.
Объектом исследования можно обозначить Организацию Объединенных Наций и всю структуру гуманитарной деятельности ООН, центром которой является Управление координации по гуманитарным вопросам.
Предметом исследования является гуманитарная и миротворческая деятельность ООН.
Источниковая база. В нашей работе широко использовались электронные источники, в том числе официальный сайт ООН , сайты миротворческих миссий ООН , подведомственных организаций и международных неправительственных организаций, участвующих в миротворческом процессе.
Необходимая информация по современной проблематике гуманитарной и миротворческой деятельности ООН была получена из резолюций16, докладов17, выступлений18, публикаций19, подготовленных в различных структурных подразделениях ООН.
Ценным источником нашей работы является доклад Генсека ООН , и другие официальные документы сайта Организации Объединенных Наций .
Научная новизна основана, прежде всего, на современности и актуальности изучаемой проблемы, на последних данных и новостях Организации Объединенных Наций, а также на большом количестве изученных материалов СМИ, международных организаций и правительств различных государств.
Научно - практическая значимость: данная работа может быть полезна студентам-международникам, политологам для более полного изучения деятельности ООН в сфере гуманитарной помощи и миротворчества.
Структура курсовой работы определена целью и задачами исследования, а так же комплексом исследованных источников и научной литературы. Работа включает в себя: введение, три раздела, заключение, список использованных источников и литературы.
Раздел 1. Институциональные и правовые основы гуманитарной деятельности ООН
Зачатки организованной международной гуманитарной помощи можно проследить еще с 19 века. Один из первых таких примеров произошел в ответ на голод в Северном Китае 1876-1879годах, вызванный засухой, которая началась на севере Китая в 1875 году и приведет к неурожаям и в последующие годы. Такое большое количество людей - 10 миллионов - могли умереть только от голода.
Британский миссионер Тимоти Ричард впервые призвал международное внимание к голодомору в провинции Шаньдун летом 1876 года и обратился к зарубежному сообществу в Шанхае за деньгами на помощь пострадавшим. Вскоре был создан Комитет помощи голодающим в Шаньдуне при участии дипломатов, бизнесменов, и протестантских и Римско-католических миссионеров. Для борьбы с голодом была создана Международная сеть для сбора средств. Эти усилия привели в 204000 лянов
серебра, что эквивалентно 7-10 миллионам долларов в ценах на серебро 2012
22
года .
Была одновременно запущена кампания в ответ на Великий голод 187678 в Индии. Хотя власти неоднократно подвергались критике за свою политику невмешательства во время голода, меры по оказанию помощи были доведены до конца. Фонд помощи голодающим был также создан в Соединенном Королевстве и собрал £426,000 в течение первых нескольких
23
месяцев .
Первые попытки были в частных руках, и были ограничены в своих финансовых и организационных возможностях. В 1980-х годах были мобилизованы глобальные СМИ и публичные выступления знаменитостей, чтобы способствовать активной работе по борьбе со страшным голодом, а также по оказанию помощи в случае стихийных бедствий по всему миру. В 1983-85 голод в Эфиопии вызвал свыше 1 миллиона смертей и был документально отмечен службой новостей BBC с Майклом Буерком, который описал данный период как "ближе всего к аду на Земле" или "библейский голод в 20-м веке".
Фонд «Живая помощь», созданный в 1985 году Бобом Гелдофом, мобилизировал усилия миллионов людей на Западе для того, чтобы пожертвовать деньги и призвать свои правительства к участию в работе по оказанию помощи в Эфиопии . Часть вырученных средств также пошла на искоренение голода в пострадавших районах Эритреи.
Что же такое гуманитарная деятельность. Гуманитарная деятельность - это комплекс согласованных по месту, времени, целям и задачам мероприятия, осуществляемые государствами, международным сообществом, национальными, региональными и международными, правительственными и неправительственными организациями, направленные на обеспечение выживания и(или) улучшение условий жизни и качества жизни людей, защиту их основных прав и свобод в кризисной зоне, зоне вооруженного конфликта, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, при безусловном соблюдении субъектом деятельности основополагающих гуманитарных принципов. Такими принципами являются гуманизм, беспристрастность, пропорциональность, нейтралитет .
Анализ международной гуманитарной деятельности говорит о наличии у последней информационного измерения, который вбирает в себя целый комплекс информационных «мероприятий», характерных для этого вида деятельности вообще и каждой гуманитарной работы в частности. Эти мероприятия осуществляются в интересах субъектов международной гум. деятельности и связаны со сбором, анализом, переработкой и предоставлением им мониторинговых данных о наличии нехороших тенденций, кризисного или конфликтного потенциала на местах, попадающих в сферу геополитических интересов регионов, а также с воздействием на общественное мнение. Это один из важнейших факторов достижения успеха в мировой политике вообще, а в сфере международной гуманитарной деятельности - в особенности. Масштаб же проведения и осуществления «информационного обеспечения», количество вовлеченных в этот процесс материальных, людских, информационных ресурсов, говорит о том, что это является неотъемлемой частью международной гуманитарной деятельности.
Сильнейший потенциал информационного обеспечения позволяет субъектам международной гуманитарной деятельности решать с его помощью ряд задач, основными из которых являются: мониторинг и прогноз развития гуманитарной обстановки в регионах, представляющих для стран- доноров геополитический интерес, либо представляющих угрозу национальной безопасности; обеспечение функционирования системы управления международными силами гуманитарного реагирования, содержательное наполнение сложившихся в этой системе информационных потоков и управление ими; мобилизация широкой международной ресурсной поддержки - аккумуляция финансовых, материальных и людских ресурсов, необходимых для достижения целей и решения задач международной гуманитарной деятельности; убеждение международного сообщества, населения стран-доноров, руководства и населения кризисного региона в необходимости гуманитарного вмешательства, обоснование целей, декларируемых субъектами международной гуманитарной деятельности; оправдание в глазах мирового сообщества, населения стран-доноров и региона гуманитарного реагирования участия воинских контингентов (в случае их привлечения) в проведении гуманитарной операции, снятие с них символики «иностранных захватчиков»; стабилизация обстановки в зоне гуманитарного кризиса и создание благоприятных условий для проведения гуманитарной операции - противодействие слухам и дезинформации; формирование у населения, органов государственного и административного управления, объединений граждан в районе проведения операции единой точки зрения на происходящие события; предотвращение массовых волнений и беспорядков; содействие интенсификации интеграционных процессов стран-доноров и международных неправительственных организаций и расширению участия государства на «рынке» гуманитарных услуг. Столь обширный перечень задач, решаемых в рамках информационного обеспечения, ставит этот вид деятельности в разряд важнейших инструментов международной гуманитарной деятельности .
Если говорить об Организации Объединенных Наций и как она связана с гуманитарной деятельностью, то многие представляют ООН как организацию, занимающуюся в основном вопросами поддержания мира и безопасности. На самом деле этому посвящено менее 30% деятельности ООН, а преимущественно ее работа связана с развитием и оказанием гуманитарной помощи.
Одна из целей Организации Объединенных Наций, как указано в ее Уставе, заключается в «осуществлении международного
сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного
характера» . ООН впервые приступила к выполнению этой задачи после Второй мировой войны на разоренном Европейском континенте, который она помогала отстроить заново. Мировое сообщество возложило на нее ответственность за меры по ликвидации последствий стихийных бедствий и антропогенных катастроф, с которыми власти отдельных государств не могут справиться самостоятельно.
Система ООН, являясь единственным всемирным институтом по содействию развитию беднейших районов мира, реализуя свои
специальные программы, помогает улучшить жизнь миллионам людей. В настоящее время международное сообщество полагается на Организацию Объединенных Наций в вопросах координации операций по оказанию чрезвычайной и долгосрочной помощи, включая продовольствие, жилье, медицинские принадлежности и материальнотехническую поддержку. Это также является катализатором для действий правительств и других учреждений по оказанию помощи.
Там, где ООН и ее партнеры по гуманитарной деятельности имеют возможность принять меры реагирования в связи с возникновением этих сложных чрезвычайных ситуаций, они эффективно предоставляют своевременную помощь нуждающимся людям.
Доступ участников гуманитарной деятельности к нуждающимся группам населения и наличие у этих групп населения возможности получать помощь — одно из основополагающих предварительных условий осуществления гуманитарных операций. В условиях сложных
чрезвычайных ситуаций от сторон вооруженного конфликта ожидается, что они будут оперативно и своевременно содействовать безопасному прохождению гуманитарных грузов . Это предусмотрено нормами международного гуманитарного права и подтверждено в нескольких резолюциях Генеральной Ассамблеи .
Проблемы, вызванные изменением климата и вооруженными конфликтами, усугубляются недавним резким ростом цен на продукты питания и топливо, вызвавшим во многих странах протесты с применением насилия. Высокие цены на продукты питания могут привести к резкому росту масштабов и степени отсутствия
продовольственной безопасности. По прогнозам Всемирного банка, в
дополнение к тому, что порядка 800 млн. человек страдают от голода, кризис в области продовольственной безопасности может привести к тому, что еще 100 млн. человек станут жить в нищете . Как следствие во многих странах будет обращен вспять прогресс в достижении целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. Это развитие событий указывает на то, что глобальный спрос на гуманитарную помощь, который уже находится на высоком уровне, в ближайшее десятилетие, по всей вероятности, возрастет.
Государства-члены и участники гуманитарной деятельности, как в рамках системы Организации Объединенных Наций, так и вне ее, сталкиваются со сложными проблемами, обуславливающими рост спроса на гуманитарную помощь. Такие тенденции, как увеличение числа бедствий, вызванных изменением климата, и непрерывное повышение мировых цен на продукты питания, чреваты повышением степени уязвимости общин. Для противодействия этим тенденциям требуется укреплять гуманитарную деятельность при обеспечении более эффективной координации на всех уровнях, а также обеспечивать более строгое соблюдение всеми заинтересованными участниками гуманитарных принципов, лежащих в основе гуманитарной помощи.
Помощь, как правило, финансируется за счет пожертвований от частных лиц, корпораций, правительств и других организаций. Финансирование и поставки гуманитарной помощи становятся все более международными, что делает их гораздо более быстрыми и более эффективным в решении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, где пострадало большое количество людей (например, Центральный Фонд реагирования на чрезвычайные ситуации). Управление Организации Объединенных Наций по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) осуществляет координацию международной гуманитарной помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях в соответствии с резолюцией 46/182 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций .
Гуманитарная помощь охватывает широкий спектр деятельности, включая предоставление продовольственной помощи, здравоохранения или охраны. Большинство видов помощи оказывается в виде товаров или помощи, наличными и ваучерами, состоящими только из 6% от общего объема гуманитарной расходов. Однако, опыт показывает, что и денежные переводы могут быть намного лучше для получателей, так как это дает им возможность выбора и самостоятельного управления этими деньгами.
С1948 г. ООН были проведены 68 миротворческие операции. По состоянию на 16 июня 2017 г. в различных регионах мира развернуто 16 миротворческих и 11 политических миссий .
Разноплановость задач, решаемых под эгидой ооновского миротворчества, привела к существенному расширению набора средств урегулирования конфликтов и параллельно с этим потребовала принятия целого комплекса мер, нацеленных на повышение эффективности предпринимаемых усилий и используемых для этого механизмов.
Итак, с одной стороны, перед ООН открылись новые возможности для поистине полноценного служения интересам мирового сообщества перед лицом разнообразных вызовов современности. С другой, реформенные преобразования в Организации фактически стали полем противоборства различных групп государств-членов, в рамках которого США и их единомышленники пытаются продавить свои приоритеты
В дополнение к постконфликтным ситуациям, огромная часть помощи направляется в страны, которые в настоящее время переживают конфликты. Однако эффективность гуманитарной помощи, в частности,
продовольственной помощи, в регионах, подверженных конфликтам, была подвергнут критике в последние годы. Есть мнения, что гуманитарная помощь не только бесполезна, но на самом деле еще больше разжигает конфликты в странах-получателях. Поставки гуманитарной помощи могут быть захвачены вооруженными группами, и даже если дело таки дойдет до адресатов, то трудно сделать так, чтобы эта гуманитарная помощь не осталась в руках местных членов милиции.
Кроме того, анализируя отношений между конфликтом и продовольственной помощью, недавнее исследование показывает, что продовольственная помощь США еще больше разжигала конфликт между гражданским населением в странах-получателях. Увеличение количества поставляемой США пшеницы увеличивало продолжительность вооруженных гражданских конфликтов в странах-получателях, и этническая поляризация усилила этот эффект. Но поскольку научные исследования о гуманитарной помощи и конфликтах акцентируют внимание на роли помощи в постконфликтный период, указанный вывод является сложным для контекстуализирования. Тем не менее, исследования в Ираке показывает, что небольшие местные расходы на оказание помощи уменьшают напряженность конфликта путем создания стимула для рядовых граждан поддерживать правительство. Аналогично, в другом исследовании также показано, что потоки гуманитарной помощи могут уменьшить напряженность конфликта, так как рост доходов от гуманитарной помощи может ослабить бремя государственных бюджетных ограничений, что в последствии приведет к росту военных расходов и сдерживанию противоборствующих групп от участия в конфликте.
Таким образом, влияние гуманитарной помощи на конфликт может варьироваться в зависимости от типа и режима получения гуманитарной помощи и, в частности, от местных социально-экономических, культурных, исторических, географических и политических условий в странах- получателях.
За последнее десятилетие количество людей, пострадавших в результате гуманитарных кризисов, удвоилось . Организация
Объединенных Наций и ее партнеры продолжают принимать меры реагирования в связи с гуманитарными нуждами и чрезвычайными ситуациями, возникающими в результате конфликтов и/или глобальных проблем, таких как изменение климата и экологическая
деградация. Управление ООН по координации гуманитарных
вопросов (УКГВ) объединяет усилия участников гуманитарной
деятельности, чтобы обеспечить согласованное реагирование на чрезвычайные ситуации посредством: мобилизации и координации
эффективной и осуществляемой в соответствии с установленными принципами гуманитарной деятельности; защиты прав нуждающихся; поощрения готовности и превентивных мер; и содействия принятию
-34
долгосрочных решений .
Ряд гуманитарных контрольных показателей, относящихся к прошлому году, неутешителен. Помощь потребовалась более чем 76 миллионам человек из 31 страны. Число лиц, перемещенных в результате конфликтов, превысило 51 миллион человек — наивысший показатель за период после окончания Второй мировой войны. В 2015 году произошло более 400 стихийных бедствий, в результате которых погибло более 17 000 человек, и был нанесен ущерб на сумму свыше 82 миллиардов долларов США .
Наиболее серьезным ситуациям присваивается категория «общесистемная чрезвычайная ситуация 3-го уровня». В прошлом году ООН принимала меры реагирования в связи с шестью такими ситуациями (в Ираке, Йемене, Сирийской Арабской Республике, Центральноафриканской Республике, Южном Судане, на Филиппинах), а также в связи с кризисом, вызванным вспышкой Эболы.
В ответ на эти кризисные ситуации появились новые субъекты, играющие более важную роль в гуманитарной деятельности, и возникли различные модели партнерства, включая программы перевода денежных средств и дистанционное руководство операциями с привлечением местных организаций и партнеров для оказания помощи. Увеличивающийся размах потребностей, сохранение затяжных кризисов и взаимодействие новых рисков привели к тому, что у правительств и гуманитарных организаций повсеместно сохраняется дефицит возможностей для реагирования, а это говорит о необходимости придать более упреждающий характер подходу государств-членов и Организации Объединенных Наций с ее партнерами к обеспечению готовности к гуманитарным кризисам и реагированию на них. В условиях, когда международное сообщество приняло рамочные программы развития на период после 2015 года и уменьшения опасности бедствий, важно признавать, что развитие не сможет быть устойчивым, если преодоление риска кризисов не будет происходить инициативно и рассматриваться как совместный приоритет.
Глобальные проблемы, такие как изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, рост населения и стихийная урбанизация, способствуют увеличению уязвимости людей к стихийным бедствиям. Эти факторы меняют характер будущих экологических бедствий и гуманитарных кризисов. Возникает острая необходимость в оказании помощи странам и сообществам, с тем чтобы они могли лучше адаптироваться и быстрее восстанавливаться в случае возникновения подобных чрезвычайных ситуаций.
Итак, рассмотрев институциональные основы гуманитарной
деятельности и миротворчества, изучив структуру гуманитарной
деятельности ООН, исследовав опыт гуманитарной деятельности Организации на африканском континенте, как самом уязвимом и взрывоопасном во всех отношениях материке, можно сделать следующие выводы.
Следует подчеркнуть, что ООН имеет большой бюрократический аппарат, приличное количество подведомственных организаций, институтов, структур, отделений. Это является препятствием к быстрому реагированию в чрезвычайных ситуациях и конфликтах, оперативному принятию решений, не содействует предотвращению конфликтов и проблем.
Принимая во внимание и действуя согласно общей ответственности перед человечеством, необходимо задействовать все политические, институциональные и главное - финансовые инвестиции. На данный момент нет перехода от финансирования к субсидированию, который бы способствовал развитию местного потенциала, и благодаря которому сократится дефицит средств на гуманитарные нужды.
Также известно, что конфликты приводят к 80% всех гуманитарных потребностей людей. Обеспечение ответственности за предотвращение и прекращение конфликтов - задача ООН. Предотвращение конфликтов и поиск политического решения - должно быть первой и главной обязанностью всех нас перед человечеством. В жизни миллионов детей, женщин и мужчин не произойдет никаких позитивных изменений до тех пор, пока мировые политики не проявят волю к предотвращению и прекращению кризисов. Лидеры, включая членов Совета Безопасности, должны руководствоваться состраданием и проявлять мужество при принятии коллективных решений. Они должны анализировать риски конфликтов и действовать на самой ранней стадии с тем, чтобы пресечь конфликт в самом его зародыше. Они должны использовать все имеющиеся у них рычаги - политические, экономические и другие для предотвращения конфликтов и поиска решений. Политики должны отложить в сторону разногласия и способствовать развитию мирных и инклюзивных обществ.
Защита гражданских лиц - это ближайшая цель, но решение конфликтов является единственным долгосрочным решением для снижения уровня насилия. Эти два действия не должны осуществляться параллельно, а вместе. К сожалению, на практике происходит наоборот. Нападения на гражданское население часто являются политическим актом, но в результате исследования мы видим, что политические усилия - неспособны принудить стороны к мирному урегулированию. Не может быть ограничений в операции по поддержанию мира: все заинтересованные стороны,
участвующие в политическом процессе - ООН, региональные и национальные - должны продемонстрировать свою приверженность к защите.
Хотелось бы отметить роль руководящих органов и Генерального секретаря. Для преодоления существующих недостатков необходимо укрепить руководящие органы ООН, предоставить Г енеральному Секретарю более широкий круг полномочий, принять ряд мер по совершенствованию механизма миссий ООН, более четко формулировать мандаты миссий и оптимизировать их бюджеты. Повышение степени оперативности реагирования на возникновение кризисных ситуаций в мире позволило бы ООН более эффективно устранять очаги конфликтов.
В заключении хотелось бы привести слова из выступления бывшего Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна на Всемирном гуманитарном саммите: «Нужно изменить жизнь людей - от оказания помощи до прекращения нужды в ней и потеря необходимости. В настоящее время успех должен быть измерен как снижение уязвимости и риска, а не по тому, как удовлетворяются потребности год за годом. Для того, чтобы покончить с необходимостью, потребуется три фундаментальных изменения в том, как мы работаем:
Предвидеть, не ждать наступления кризиса;
Преодолевать разрыв в гуманитарном развитии;
Усиливать межгосударственный потенциал, не смещая и не заменяя национальные системы».
• Брошюра «OCHA on Message: General Assembly resolution 46|182». [Электронный ресурс] URL:
https://www.unocha.org/sites/unocha/files/dms/Documents/120402 OOM- 46182 eng.pdf (Дата обращения: 01.06.2017 )
• Выступление бывшего заместителя Г енерального секретаря по операциям по поддержанию мира Эрве Ладсуса в 4-м комитете ГА ООН 20 октября 2016 года. [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/en/peacekeeping/documents/Ladsous 20 October 2016. pdf (Дата обращения: 25.05.2017)
• Доклад заместителя Генерального Секретаря по миротворческой деятельности от 20 октября 2016 года. [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/en/peacekeeping/documents/Ladsous 20 October 2016. pdf (Дата обращения: 08.05.2017)
• Доклад Генерального секретаря о работе Организации. п.С - «Развитие Африки» [Электронный ресурс] URL:
http://www.un.org/ru/sg/speeches/reports/70/report-africa.shtml (Дата обращения: 08.05.2017)
• Доклад Г енерального секретаря о ситуации в Сомали [Электронный ресурс] URL: https://documents-dds-
nv.un.org/doc/UNDOC/GEN/N95/074/49/PDF/N9507449.pdf7QpenElemen ЦДата обращения: 02.06.2017)
• Доклад Г енерального секретаря ООН Пан Ги Муна «По Сомали» 25 декабря 2014 года. [Электронный ресурс] URL: https://documents-dds- ny.un. org/doc/UNDOC/GEN/N14/539/60/PDF /N1453960. pdf?OpenElemen ЦДата обращения: 25.05.2017)
• Доклад «Критическое гуманитарное положение в странах Африканского рога» 1991/60. [Электронный ресурс] URL:
https://documents-dds-
nv.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/722/27/IMG/NR072227.pdf?Open Element (Дата обращения: 02.05.2017)
• «Завершенные операции ООН по поддержанию мира». Справочная информация. [Электронный ресурс] URL:
http: //www.un.org/ru/peacekeeping/missions/past/somalref.htm (Дата обращения: 29.04.2017 )
• Заявление Г енерального Секретаря ООН по случаю юбилея Всемирного Гуманитарного Саммита. [Электронный ресурс] URL: https: //www. unocha. org/story/world-humanitarian-summit-one-step-toward- joint-endeavor-reduce-human-suffering-un-secretary (Дата обращения:
08.05.2017)
• Интервью с Робертом Окли, послом США в Сомали с ноября 1992 по май 1993. [Электронный ресурс] URL:
http://www.pbs.org/wgbh/pages/frontline/shows/ambush/interviews/oakley. html (Дата обращения: 02.06.2017)
• Миссия Организации Объединенных Наций в Демократической Республике Конго [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/missions/past/monuc/ (Дата обращения: 06.03.2017)
• Письмо Временного Поверенного в делах постоянного представительства Сомали при ООН от 20 января 1992 года на имя Председателя Совета Безопасности. [Электронный ресурс] URL: https://documents-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N92/023/27/IMG/N9202327.pdf7QpenElemen t (Дата обращения: 25.05.2017)
• Раздел официального сайта ООН «Операции ООН по поддержанию мира». Справочная информация. [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/resources/chronology.shtml (Дата обращения: 02.06.2017)
• Раздел официального сайта ООН «Политические миссии ООН и ее миссии по миростроительству» [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/peace/missions/background.shtml (Дата обращения:
)
• Раздел официального сайта ООН «Завершенные операции ООН по поддержанию мира» [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/missions/past/angola3.htm (Дата обращения: 08.05.2017)
• Раздел официального сайта ООН «Завершенные операции ООН по поддержанию мира: Операция Организации Объединенных Наций в Сомали I (ЮНОСОМ I)» [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/missions/past/somalia1.htm (Дата обращения: 02.06.2017)
• Резолюция 767 (1992) принятая Советом Безопасности на его 3101-м заседании 27 июля 1992 года. [Электронный ресурс] URL:
https: //documents-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N92/342/23/IMG/N9234223.pdf?OpenElemen ЦДата обращения: 25.05.2017)
• Резолюция СБ ООН 746 (17 марта 1992) по Ситуации в Сомали. [Электронный ресурс] URL: https://documents-dds- nv.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/012/53/IMG/NR001253.pdUQpen Element (Дата обращения: 25.05.2017 )
• Резолюция 794 (1992), принятая Советом Безопасности на его 3145-м заседании 3 декабря 1992 года. [Электронный ресурс] URL:
https: //documents-dds-
nv.un. org/doc/UNDOC/GEN/N92/772/13/IMG/N9277213. pdf?OpenElemen ЦДата обращения: 02.03.2017 )
• Резолюция 814 (1993), принятая Советом Безопасности на его 3188-м заседании 26 марта 1993 года. [Электронный ресурс] URL:
https: //documents-dds-
ny.un. org/doc/UNDOC/GEN/N93/177/35/IMG/N9317735. pdf?OpenElemen ЦДата обращения: 03.06.2017)
• Резолюция 1925 (2010), принятая Советом Безопасности на его 6324-м заседании 28 мая 2010 года. [Электронный ресурс] URL:
https: //documents-dds-
ny.un. org/doc/UNDOC/GEN/N10/380/15/PDF/N1038015.pdf?OpenElemen ЦДата обращения: 14.02.2017 )
• Резолюция 1291 (2000) Совета Безопасности от 24 февраля 2000 года. [Электронный ресурс] URL:
http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/1291 (2000) (Дата обращения: 25.05.2017)
• Резолюция 775 (1992) от 28 августа 1992 года. [Электронный ресурс] URL: https://documents-dds-
ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/012/82/IMG/NR001282. pdf? Open Element (Дата обращения: 01.06.2017)
• Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 15 декабря 2011 года. 66/119. «Укрепление координации в области чрезвычайной гуманитарной помощи Организации Объединенных Наций». [Электронный ресурс] URL: https://documents-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/465/98/PDF/N1146598.pdf?OpenElemen t (Дата обращения: 01.06.2017)
• Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 11 декабря 2008 года 63/141. «Международное сотрудничество в области гуманитарной помощи в случае стихийных бедствий - от оказания чрезвычайной помощи до развития». [Электронный ресурс] URL: https://documents- dds-
nv.un.org/doc/UNDOC/GEN/N08/479/27/PDF/N0847927.pdf?OpenElemen t (Дата обращения: 03.06.2017)
• Резолюция 46/182 «Укрепление координации в области чрезвычайной гуманитарной помощи Организации Объединенных Наций». [Электронный ресурс] URL:
http://www.un.org/documents/ga/res/46/a46r182.htm (Дата обращения: 08.05.2017 )
• Резолюция 965 (1994), принятая Советом Безопасности на его 3473-м заседании 30 ноября 1994 года «Ситуация в отношении Руанды». [Электронный ресурс] URL:
http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/965(1994) (Дата обращения: 25.05.2017)
• Устав ООН. [Электронный ресурс] URL:
http: //www. un. org/ru/sections/un-charter/chapter-i/index. html (Дата обращения: 06.03.2017 )
• «Basic Facts about OCHA» [Электронный ресурс] [Сайт] URL: http://www.reliefweb.int/ocha ol/index.html (Дата обращения:
02.06.2017)
• «Blue Helmets — A Review of United Nations Peacekeeping» (Г олубые каски — обзор деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира) [Электронный ресурс] URL: https://books.google.ru/books/about/The Blue Helmets.html?id=r6CPAAA AMAAJ&redir esc=y (Дата обращения:6.03.2017 )
• «General Guidelines for Peacekeeping Operations». — N.Y.: UN Dep. of Peacekeeping Operations, 1995
• New Partnership for Africa's Development. The technical body of the African Union [Электронный ресурс] URL: http://www.nepad.org/ (Дата обращения: 25.05.2017)
• OCHA Brochure: What It Is... What It Does... — N.Y., Geneva: OCHA, 1999
• Strengthening of the Coordination of Humanitarian Emergency Assistance of the United Nations. A/RES/46/182. UN General Assembly 78th Plenary Meeting. — N.Y., 19 Dec. 1991.
• 'THE UNITED NATIONS AND SOMALIA, 1992-1996' Пресс-релиз PI/928 [Электронный ресурс] URL:
http://www.un.org/press/en/1996/19960118.pi928.html (Дата обращения: 1.06.2017 )
• United Nations Central Emergency Response Fund Annual Report 2015 [Электронный ресурс] URL:
http://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/CERF AR 2015 FIN AL.compressed.pdf (Дата обращения: 25.05.2017)
• United Nations Office for the Coordination of Humanitarian Affairs «Sahel: $1.6 billion appeal to address widespread humanitarian crisis». Retrieved 24 June 2013. [Электронный ресурс] URL: http://www.unocha.org/top- stories/all-stories/sahel-16-billion-appeal-address-widespread-humanitarian- crisis (Дата обращения: 14.02.2017)
• World bank’s Global monitoring report 2015|2016. “Development Goals in an Era of Demographic Change” [Электронный ресурс] URL: http://www.worldbank.org/en/publication/global-monitoring-report (Дата обращения: 25.05.2017)
Интернет-ресурсы:
1. [Электронный ресурс] - Официальный сайт ООН. URL: http: //www. un. org/ru/
2. [Электронный ресурс] - Официальный сайт Департамента операций ООН по поддержанию мира. URL:
http: //www. un. org/ru/peacekeeping/about/dpko/
3. [Электронный ресурс] - Официальный сайт Всемирного Банка. URL: http: //www.vsemirnvi bank. org/
4. [Электронный ресурс] - Официальный сайт Управления Верховного Комиссара по правам человека ООН. URL: www.ohchr. org/RU/Pages/Home.aspx
5. [Электронный ресурс] - Официальный сайт Международной организации по миграции. URL: http://moscow.iom.int/russian/
6. [Электронный ресурс] - Официальный сайт Международного комитета Красного креста. URL: https: //www. icrc. org/ru
7. [Электронный ресурс] - Официальный сайт неправительственной организации InterAction. URL: https: //www. interaction. org/
8. [Электронный ресурс] - Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения. URL: http: //www. who. int/ru/
9. [Электронный ресурс] - Официальный сайт Программы развития ООН. URL: http: //www.undp .org/content/undp/en/home.html
10. [Электронный ресурс] - Официальный сайт Фонда ООН в области народонаселения. URL:
http: //www.un.org/ru/eco so c/unfpa/
11. [Электронный ресурс] - Официальный сайт Агентства ООН по делам беженцев. URL: http: //www. unhcr.ru/
12. [Электронный ресурс] - Официальный сайт Всемирной продовольственной программы. URL: http://www1.wfp.org/overview
13. [Электронный ресурс] - Официальный сайт Детского фонда ЮНИСЕФ. URL: https: //www.unicef.org/emergencies/
14. [Электронный ресурс] - Официальный сайт Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. URL:
http: //www. fao. org/home/ru/
15. [Электронный ресурс] Официальный сайт Управления по координации гуманитарных вопросов. URL:
https: //www.unocha. org/about-us
16. [Электронный ресурс] Официальный сайт Центрального Фонда реагирования на чрезвычайные ситуации. URL:
https: //www. unocha. org/cerf
17. [Электронный ресурс] Официальный сайт «United Nations Disaster Relief Office» (UNDRO)». URL:
https: //www. unisdr. org/who-we-are/history
18. [Электронный ресурс] Официальный сайт Управления по координации гуманитарных вопросов. URL:
https: //www. unocha. org/about-us
19. [Электронный ресурс] Официальный сайт «Показатели достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия» URL:
https: //unstats. un. org/unsd/mdg/Home. aspx