Особенности взаимосвязей школьной тревожности и переживаний стрессогенных учебных ситуаций в ВУЗе у студентов разного пола
|
Введение ………………………………………………………………………4
Глава 1. Стресс и образовательная среда …………………………………6
1.1 Понятие и виды стресса. Социально-психологические аспекты стресса..6
1.2 Школьная тревожность как фактор, мешающий педагогическому
процессу …………………………………………………………………………18
1.3 Профессиональное выгорание, его особенности и стадии ……………….21
1.4 Понятие совладающего поведения и его виды ………………………….30
Глава 2. Эмпирическое исследование школьной тревожности и
переживаний стрессогенных учебных ситуаций в ВУЗе у студентов
разного пола ……………………………………………………………......... 35
2.1 Организация исследования и методы сбора и обработки информации...35
2.2 Результаты исследования и их обработка …………………………………41
2.2.1 Анализ степени выраженности показателей психологической адаптации
с учетом t-критерия Стъюдента для независимых выборок в группах лиц с
различным уровнем тревожности …………………………………………43
2.2.2. Анализ корреляционных связей в группах с высоким и низким уровнем
тревожности …………………………………………………………………..45
2.2.3. Результаты анализа попарного сравнения корреляционных матриц в
исследуемых группах лиц с высоким и низким уровнем тревожности …….52
Заключение и выводы …………………………………………………………. 53
Литература ……………………………………………………………………..55
Приложения
Глава 1. Стресс и образовательная среда …………………………………6
1.1 Понятие и виды стресса. Социально-психологические аспекты стресса..6
1.2 Школьная тревожность как фактор, мешающий педагогическому
процессу …………………………………………………………………………18
1.3 Профессиональное выгорание, его особенности и стадии ……………….21
1.4 Понятие совладающего поведения и его виды ………………………….30
Глава 2. Эмпирическое исследование школьной тревожности и
переживаний стрессогенных учебных ситуаций в ВУЗе у студентов
разного пола ……………………………………………………………......... 35
2.1 Организация исследования и методы сбора и обработки информации...35
2.2 Результаты исследования и их обработка …………………………………41
2.2.1 Анализ степени выраженности показателей психологической адаптации
с учетом t-критерия Стъюдента для независимых выборок в группах лиц с
различным уровнем тревожности …………………………………………43
2.2.2. Анализ корреляционных связей в группах с высоким и низким уровнем
тревожности …………………………………………………………………..45
2.2.3. Результаты анализа попарного сравнения корреляционных матриц в
исследуемых группах лиц с высоким и низким уровнем тревожности …….52
Заключение и выводы …………………………………………………………. 53
Литература ……………………………………………………………………..55
Приложения
По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний связанно со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. В последние годы значительно возрос интерес к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в различных сферах жизни, в частности в процессе учёбы в школе и в ВУЗе. Именно поэтому чрезвычайно актуальными на сегодняшний день остаются иследования различных аспектов влияния школьной тревожности на развитие личности человека, не его учебную деятельность в высшем учебном заведении и на образ себя в професии, формирующийся у будущего педагога (если студент имеет педагогический профиль образования)
Проблема реагирования студентов разного пола на стрессогенные учебные ситуации с опорой на прошлый опыт школьных взаимоотношений, представляет достаточный научно-практический интерес.
Цель исследования - провести анализ особенностей взаимосвязей школьной тревожности (по воспоминаниям студентов) и переживаний ими стрессогенных учебных ситуаций в Вузе с учётом половых различий.
Объект исследования - характеристики школьной тревожности по воспоминаниям студентов разного пола об учёбе в школе.
Предмет исследования: структура взаимосвязей характеристик школьной тревожности и переживаний стрессогенных учебных ситуаций в Вузе у студентов разного пола
Гипотеза: Ожидается, что у студентов разного пола будут наблюдаться достоверные различия в структуре взаимосвязей между показателями школьной тревожности (по воспоминаниям студентов об учебе в школе) и характеристиками переживаний стрессогенных учебных ситуаций в ВУЗе. Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа существующих исследований в области школьной тревожности,стресса и стрессогенных ситуаций в ВУЗе, обосновать необходимость данного исследования.
2. Исходя, из целей нашего исследования выбрать необходимые методики для диагностики наличия и степени выраженности, исследуемых нами, характеристик школьной тревожности и переживаний.
3. Провести сравнительный анализ результатов, полученных в группах лиц разного пола (мужской и женский) и выявить специфику взаимосвязей школьной тревожности в ВУЗе.
Теоретико-методологическими основами данной работы являлись Р. Лазаруса и С. Фолкмана о стрессе, возникновение которого связывалось авторами с взаимодействием в системе «человек-среда».
Методы исследования включают в себя:
• теоретический анализ общей и специальной литературы по проблеме взаимосвязей школьной тревожности и переживаний стрессогенных учебных ситуаций в ВУЗе у студентов разного пола
• тестирование с использованием тестов-опросников, адаптированных к условиям исследования;
• математические методы обработки данных (статистический и корреляционный анализ, анализ попарного сравнения корреляционных матриц).
Используемые методики:
1. “Методика диагностика уровня школьной тревожности Филлипса” (адаптированная)
2. Опросник“Проактивноесовладающее поведение” Водопьянова Н.Е
3. “Профессиональное эмоциональное выгорание”Русскоязычная версия Н Водопьянова, Е. Старченкова (адаптированная)
4. Шкала организационного стресса (адаптированный к студентам) Маклин, русскоязычная версия Н.Водопьяновой”
Теоретическая и практическая значимость.
Данные нашего исследования могут помочь в понимании учебных психологических проблем студентов-первокурсников, разработать психокоррекционные методы помощи и поддержки на основе знаний об опыте обучения в школьные годы.
Характеристика контингента испытуемых.
В исследовании участвовали 60 испытуемых в возрасте 18-19 лет (студенты КФУ) Испытуемые были поделены по половому признаку, из них 23 человека мужского пола, и 37 человек женского пола.
Проблема реагирования студентов разного пола на стрессогенные учебные ситуации с опорой на прошлый опыт школьных взаимоотношений, представляет достаточный научно-практический интерес.
Цель исследования - провести анализ особенностей взаимосвязей школьной тревожности (по воспоминаниям студентов) и переживаний ими стрессогенных учебных ситуаций в Вузе с учётом половых различий.
Объект исследования - характеристики школьной тревожности по воспоминаниям студентов разного пола об учёбе в школе.
Предмет исследования: структура взаимосвязей характеристик школьной тревожности и переживаний стрессогенных учебных ситуаций в Вузе у студентов разного пола
Гипотеза: Ожидается, что у студентов разного пола будут наблюдаться достоверные различия в структуре взаимосвязей между показателями школьной тревожности (по воспоминаниям студентов об учебе в школе) и характеристиками переживаний стрессогенных учебных ситуаций в ВУЗе. Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа существующих исследований в области школьной тревожности,стресса и стрессогенных ситуаций в ВУЗе, обосновать необходимость данного исследования.
2. Исходя, из целей нашего исследования выбрать необходимые методики для диагностики наличия и степени выраженности, исследуемых нами, характеристик школьной тревожности и переживаний.
3. Провести сравнительный анализ результатов, полученных в группах лиц разного пола (мужской и женский) и выявить специфику взаимосвязей школьной тревожности в ВУЗе.
Теоретико-методологическими основами данной работы являлись Р. Лазаруса и С. Фолкмана о стрессе, возникновение которого связывалось авторами с взаимодействием в системе «человек-среда».
Методы исследования включают в себя:
• теоретический анализ общей и специальной литературы по проблеме взаимосвязей школьной тревожности и переживаний стрессогенных учебных ситуаций в ВУЗе у студентов разного пола
• тестирование с использованием тестов-опросников, адаптированных к условиям исследования;
• математические методы обработки данных (статистический и корреляционный анализ, анализ попарного сравнения корреляционных матриц).
Используемые методики:
1. “Методика диагностика уровня школьной тревожности Филлипса” (адаптированная)
2. Опросник“Проактивноесовладающее поведение” Водопьянова Н.Е
3. “Профессиональное эмоциональное выгорание”Русскоязычная версия Н Водопьянова, Е. Старченкова (адаптированная)
4. Шкала организационного стресса (адаптированный к студентам) Маклин, русскоязычная версия Н.Водопьяновой”
Теоретическая и практическая значимость.
Данные нашего исследования могут помочь в понимании учебных психологических проблем студентов-первокурсников, разработать психокоррекционные методы помощи и поддержки на основе знаний об опыте обучения в школьные годы.
Характеристика контингента испытуемых.
В исследовании участвовали 60 испытуемых в возрасте 18-19 лет (студенты КФУ) Испытуемые были поделены по половому признаку, из них 23 человека мужского пола, и 37 человек женского пола.
На сегодняшний момент школьная тревожность занимает одну из лидирующих позиций среди основных факторов детского психического неблагополучия. Возрастает не только количество причин, приводящих к её образованию, но и увеличивается интенсивность и продолжительность неблагоприятного воздействия. Знание механизмов и путей его распространения - необходимое условие работы учителя в школе.
Переживание высокого уровня школьной тревожности в течение обучения в школе не может не влить на восприятие учебного процесса студентами. Вероятность повторения тех же проблем, которые возникали у студента в школе в ситуации учебного процесса в вузе - велика. Именно поэтому представляется важным понимание насколько сильно повторяется сценарий учёбы в вузе в сравнении со школьным вариантом у студентов с целью оказания им психологической поддержки.
Предпринятое нами эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:
1. В группе девушек существует выраженная тенденция к более выраженной общей школьной тревожности и страху не соответствовать ожиданиям окружающих в школе.
2. Чем более сильной вспоминается общая школьная тревожность у юношей, тем в меньшей степени они склонны к редукции учебных достижений (редукции профессиональных достижений) в ВУЗе. У девушек чем сильнее общая школьная тревожность была во время их учёбы в школе, тем в меньшей степени они склонны к деперсонализации, учась в институте.
3. В группе юношей показатель фрустрации потребности в достижении в школе не имеет непосредственной взаимосвязи с другими
характеристиками, используемыми в исследовании. У девушек чем более сильной была фрустрация потребности в достижении в школе, тем в меньшей степени они готовы к принятию ценностей других в том случае, если бы они стали преподавать в школе после окончания ВУЗа. Одновременно с этим воспоминания о фрустрации потребности в достижении снижает склонность к рефлексивному преодолению учебной ситуации в ВУЗе.
4. В то время как у юношей интенсивное переживание социального стресса в школе ведёт к представлениям об отсутствии необходимости глубокого самопознания (показатель «склонность к самопознанию) в процессе работы учителем по отношению к детям, у девушек сильное переживание социального стресса в школьные годы ведёт к снижению способности к превентивному преодолению стрессовых ситуаций в процессе учёбы в вузе, но на представлениях о будущей профессиональной деятельности это не отражается.
5. Страх самовыражения в школьные годы ведёт к снижению деперсонализции при стрессе во время учёбы в ВУЗе у юношей, в то время как у девушек не обнаружена такая закономерность.
Таким образом, гипотеза о том, что у студентов разного пола будут наблюдаться достоверные различия в структуре взаимосвязей между показателями школьной тревожности (по воспоминаниям студентов об учебе в школе) и характеристиками переживаний стрессогенных учебных ситуаций в ВУЗе получила своё подтверждение.
Данные работы могут быть полезны в разработке психокоррекционных мероприятий, способствующих снижению влияния прошлого негативного опыта учёбы в школе у студентов с учетом их половой принадлежности.
Переживание высокого уровня школьной тревожности в течение обучения в школе не может не влить на восприятие учебного процесса студентами. Вероятность повторения тех же проблем, которые возникали у студента в школе в ситуации учебного процесса в вузе - велика. Именно поэтому представляется важным понимание насколько сильно повторяется сценарий учёбы в вузе в сравнении со школьным вариантом у студентов с целью оказания им психологической поддержки.
Предпринятое нами эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:
1. В группе девушек существует выраженная тенденция к более выраженной общей школьной тревожности и страху не соответствовать ожиданиям окружающих в школе.
2. Чем более сильной вспоминается общая школьная тревожность у юношей, тем в меньшей степени они склонны к редукции учебных достижений (редукции профессиональных достижений) в ВУЗе. У девушек чем сильнее общая школьная тревожность была во время их учёбы в школе, тем в меньшей степени они склонны к деперсонализации, учась в институте.
3. В группе юношей показатель фрустрации потребности в достижении в школе не имеет непосредственной взаимосвязи с другими
характеристиками, используемыми в исследовании. У девушек чем более сильной была фрустрация потребности в достижении в школе, тем в меньшей степени они готовы к принятию ценностей других в том случае, если бы они стали преподавать в школе после окончания ВУЗа. Одновременно с этим воспоминания о фрустрации потребности в достижении снижает склонность к рефлексивному преодолению учебной ситуации в ВУЗе.
4. В то время как у юношей интенсивное переживание социального стресса в школе ведёт к представлениям об отсутствии необходимости глубокого самопознания (показатель «склонность к самопознанию) в процессе работы учителем по отношению к детям, у девушек сильное переживание социального стресса в школьные годы ведёт к снижению способности к превентивному преодолению стрессовых ситуаций в процессе учёбы в вузе, но на представлениях о будущей профессиональной деятельности это не отражается.
5. Страх самовыражения в школьные годы ведёт к снижению деперсонализции при стрессе во время учёбы в ВУЗе у юношей, в то время как у девушек не обнаружена такая закономерность.
Таким образом, гипотеза о том, что у студентов разного пола будут наблюдаться достоверные различия в структуре взаимосвязей между показателями школьной тревожности (по воспоминаниям студентов об учебе в школе) и характеристиками переживаний стрессогенных учебных ситуаций в ВУЗе получила своё подтверждение.
Данные работы могут быть полезны в разработке психокоррекционных мероприятий, способствующих снижению влияния прошлого негативного опыта учёбы в школе у студентов с учетом их половой принадлежности.



