Введение ………………………………………………………………………4
Глава 1. Стресс и образовательная среда …………………………………6
1.1 Понятие и виды стресса. Социально-психологические аспекты стресса..6
1.2 Школьная тревожность как фактор, мешающий педагогическому
процессу …………………………………………………………………………18
1.3 Профессиональное выгорание, его особенности и стадии ……………….21
1.4 Понятие совладающего поведения и его виды ………………………….30
Глава 2. Эмпирическое исследование школьной тревожности и
переживаний стрессогенных учебных ситуаций в ВУЗе у студентов
разного пола ……………………………………………………………......... 35
2.1 Организация исследования и методы сбора и обработки информации...35
2.2 Результаты исследования и их обработка …………………………………41
2.2.1 Анализ степени выраженности показателей психологической адаптации
с учетом t-критерия Стъюдента для независимых выборок в группах лиц с
различным уровнем тревожности …………………………………………43
2.2.2. Анализ корреляционных связей в группах с высоким и низким уровнем
тревожности …………………………………………………………………..45
2.2.3. Результаты анализа попарного сравнения корреляционных матриц в
исследуемых группах лиц с высоким и низким уровнем тревожности …….52
Заключение и выводы …………………………………………………………. 53
Литература ……………………………………………………………………..55
Приложения
По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний связанно со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. В последние годы значительно возрос интерес к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в различных сферах жизни, в частности в процессе учёбы в школе и в ВУЗе. Именно поэтому чрезвычайно актуальными на сегодняшний день остаются иследования различных аспектов влияния школьной тревожности на развитие личности человека, не его учебную деятельность в высшем учебном заведении и на образ себя в професии, формирующийся у будущего педагога (если студент имеет педагогический профиль образования)
Проблема реагирования студентов разного пола на стрессогенные учебные ситуации с опорой на прошлый опыт школьных взаимоотношений, представляет достаточный научно-практический интерес.
Цель исследования - провести анализ особенностей взаимосвязей школьной тревожности (по воспоминаниям студентов) и переживаний ими стрессогенных учебных ситуаций в Вузе с учётом половых различий.
Объект исследования - характеристики школьной тревожности по воспоминаниям студентов разного пола об учёбе в школе.
Предмет исследования: структура взаимосвязей характеристик школьной тревожности и переживаний стрессогенных учебных ситуаций в Вузе у студентов разного пола
Гипотеза: Ожидается, что у студентов разного пола будут наблюдаться достоверные различия в структуре взаимосвязей между показателями школьной тревожности (по воспоминаниям студентов об учебе в школе) и характеристиками переживаний стрессогенных учебных ситуаций в ВУЗе. Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа существующих исследований в области школьной тревожности,стресса и стрессогенных ситуаций в ВУЗе, обосновать необходимость данного исследования.
2. Исходя, из целей нашего исследования выбрать необходимые методики для диагностики наличия и степени выраженности, исследуемых нами, характеристик школьной тревожности и переживаний.
3. Провести сравнительный анализ результатов, полученных в группах лиц разного пола (мужской и женский) и выявить специфику взаимосвязей школьной тревожности в ВУЗе.
Теоретико-методологическими основами данной работы являлись Р. Лазаруса и С. Фолкмана о стрессе, возникновение которого связывалось авторами с взаимодействием в системе «человек-среда».
Методы исследования включают в себя:
• теоретический анализ общей и специальной литературы по проблеме взаимосвязей школьной тревожности и переживаний стрессогенных учебных ситуаций в ВУЗе у студентов разного пола
• тестирование с использованием тестов-опросников, адаптированных к условиям исследования;
• математические методы обработки данных (статистический и корреляционный анализ, анализ попарного сравнения корреляционных матриц).
Используемые методики:
1. “Методика диагностика уровня школьной тревожности Филлипса” (адаптированная)
2. Опросник“Проактивноесовладающее поведение” Водопьянова Н.Е
3. “Профессиональное эмоциональное выгорание”Русскоязычная версия Н Водопьянова, Е. Старченкова (адаптированная)
4. Шкала организационного стресса (адаптированный к студентам) Маклин, русскоязычная версия Н.Водопьяновой”
Теоретическая и практическая значимость.
Данные нашего исследования могут помочь в понимании учебных психологических проблем студентов-первокурсников, разработать психокоррекционные методы помощи и поддержки на основе знаний об опыте обучения в школьные годы.
Характеристика контингента испытуемых.
В исследовании участвовали 60 испытуемых в возрасте 18-19 лет (студенты КФУ) Испытуемые были поделены по половому признаку, из них 23 человека мужского пола, и 37 человек женского пола.
На сегодняшний момент школьная тревожность занимает одну из лидирующих позиций среди основных факторов детского психического неблагополучия. Возрастает не только количество причин, приводящих к её образованию, но и увеличивается интенсивность и продолжительность неблагоприятного воздействия. Знание механизмов и путей его распространения - необходимое условие работы учителя в школе.
Переживание высокого уровня школьной тревожности в течение обучения в школе не может не влить на восприятие учебного процесса студентами. Вероятность повторения тех же проблем, которые возникали у студента в школе в ситуации учебного процесса в вузе - велика. Именно поэтому представляется важным понимание насколько сильно повторяется сценарий учёбы в вузе в сравнении со школьным вариантом у студентов с целью оказания им психологической поддержки.
Предпринятое нами эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:
1. В группе девушек существует выраженная тенденция к более выраженной общей школьной тревожности и страху не соответствовать ожиданиям окружающих в школе.
2. Чем более сильной вспоминается общая школьная тревожность у юношей, тем в меньшей степени они склонны к редукции учебных достижений (редукции профессиональных достижений) в ВУЗе. У девушек чем сильнее общая школьная тревожность была во время их учёбы в школе, тем в меньшей степени они склонны к деперсонализации, учась в институте.
3. В группе юношей показатель фрустрации потребности в достижении в школе не имеет непосредственной взаимосвязи с другими
характеристиками, используемыми в исследовании. У девушек чем более сильной была фрустрация потребности в достижении в школе, тем в меньшей степени они готовы к принятию ценностей других в том случае, если бы они стали преподавать в школе после окончания ВУЗа. Одновременно с этим воспоминания о фрустрации потребности в достижении снижает склонность к рефлексивному преодолению учебной ситуации в ВУЗе.
4. В то время как у юношей интенсивное переживание социального стресса в школе ведёт к представлениям об отсутствии необходимости глубокого самопознания (показатель «склонность к самопознанию) в процессе работы учителем по отношению к детям, у девушек сильное переживание социального стресса в школьные годы ведёт к снижению способности к превентивному преодолению стрессовых ситуаций в процессе учёбы в вузе, но на представлениях о будущей профессиональной деятельности это не отражается.
5. Страх самовыражения в школьные годы ведёт к снижению деперсонализции при стрессе во время учёбы в ВУЗе у юношей, в то время как у девушек не обнаружена такая закономерность.
Таким образом, гипотеза о том, что у студентов разного пола будут наблюдаться достоверные различия в структуре взаимосвязей между показателями школьной тревожности (по воспоминаниям студентов об учебе в школе) и характеристиками переживаний стрессогенных учебных ситуаций в ВУЗе получила своё подтверждение.
Данные работы могут быть полезны в разработке психокоррекционных мероприятий, способствующих снижению влияния прошлого негативного опыта учёбы в школе у студентов с учетом их половой принадлежности.
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной
устойчивости человека/Л.М. Аболин. - Казань: Издательство
Казанского университета, 2010. - 261 с.
2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине/Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. - М.: Наука, 2008. - 244 с.
3. Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М. Авхименко//Медицинская помощь. - М.: Медицина, 2013. - № 2. - 29 с.
4. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М., 2012. - 126 с.
5. Асмолов А. Г. Психология личности. - М., 2010. - 166 с.
Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность / Под ред. В. М. Астапова. СПб., 2011.
Белинг У. Самопомощь при бессоницах, стрессах и неврозах. - Минск,
2009. - 150 с.
6. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 2010. - 216 с.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - М.: Прогресс, 2008. - 121 с.
8. Виноградов Л.Б. Профессия медицинской сестры сегодня - Ростов- на-Дону, 2011. - 143 с.
9. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Просвещение, 2010. - 260 с.
10. Винокур В.А. Профессиональный стресс у медицинских работников и его предупреждение // Медицинское обозрение. - №11. - 2009. 28 с.
11. Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников / Е. Т. Малкова // Вопросы психологии. - 2009. - №4.
12. Гринберг Д. Управление стрессом. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 78 с.
13.Заховаева А.Г. Основные проблемы философии сестринского дела/А.Г. Заховаева//Сестринское дело. - М.: Медицинский вестник,
2003. - № 2. - С. 28-29.
14. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1997 . - 680 с
15. Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области/В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова //Гигиена и санитария. - М.: Медицина, 2004. - № 3. - С. 27
38.
16. Крылов А.А., С.А. Маничева, Практикум по общей. Экспериментальной и прикладной психологии. - СПб.:"Питер", 2010. - 231 с.
17. Крылов А.А. Психология. - М.: ПРОСПЕКТ, 2012. - 584 с.
18. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. - М., 1993. - 152 с.
19. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2007. 248 с.
20. Может ли сестра «не гореть на работе»?//Сестринское дело - М.: Издательский дом медицинский вестник, 2004. - № 4/5. - С. 23-25.
21. Наенко Н.И. Психическая напряжённость/Н.И. Наенко. - М.: Наука, 1976. - 235 с.
22. Немов В.С. Основы психологии. Т. 1. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005. - 576 с.
23. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения/Т.А. Немчин. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. - 187с.
24. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед.
институтов. Богословский В.В., Стеканов А.Д., Виноградова и др. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение 2011. - 382 с.
25. Психология эмоций: Тексты. - М.: Наука, 2011. - 334 с.
26. Прихожан А. М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. М.: Питер, 2007. 192 с.
27. Проективная методика школьной тревожности /А. В. Микляева, П.В. Румянцева // Педагогическая диагностика. - 2006. - №2.- С.86-87.
28. Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. - СПб., 2002. - 1797 с.
29. Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1992. - 316 с.
30. Столяренко . Основы психологии. - СПб., 2010. - 211 с.
31. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. - Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2011. - 282 с.
32. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными/И. Харди. - Будапешт: Издательство Академии Наук Венгрии, 1981. - 286 с.
33. Хетагурова А.К. Профессиональное выгорание//Сестринское дело - М.: Издательский дом медицинский вестник, 2004. - № 4/5. - С. 21-22.
34. Черепанова Е.Н. Психопрофилактика стресса. - СПб., 2012. - 124 с.
35. Чуваков Г.И., Чувакова О.А., Андреева С.М. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медсестер лечебно-профилактических учреждений//Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости - 2007. - № 3 - С. 65 - 68.
36. Ярцев В.В. Профессия медицинской сестры. - Л.: 1987. - 187 с.
37. Ясперс Карл. Общая психопатология, Практика. - М., 2009 - 287 с.