Особенности взаимосвязи переживания организационного стресса и
факторов профессиональной мотивации у лиц с различным отношением
к материальному вознаграждению.
Введение 3.
Глава 1. Организационный стресс и профессиональная мотивация
1.1. Профессиональная мотивация, как фактор успешности 6
1.2. Организационный стресс и его последствия 11
1.3. Проблема эмоционального выгорания в профессиональной деятельности 17
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Особенности взаимосвязи переживания организационного стресса и факторов профессиональной мотивации у лиц с различным отношением к материальному
вознаграждению
2.1. Организация исследования и методы сбора и обработки информации 23
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 31
2.2.1. Анализ степени выраженности показателей с учетом t-критерия Стъюдента для независимых выборок в группах лиц с различным отношением к
материальной выгоде 32
2.2.2. Анализ корреляционных связей в группах с различным уровнем
потребности в материальной выгоде 34
2.2.3. Результаты анализа попарного сравнения корреляционных матриц в исследуемых группах с различным отношением к материальной выгоде... 35
Заключение и выводы 39
Литература 41
Приложение 45
Стресс в последнее время становится всё более распространённым явлением. Обычно стресс ассоциируется с двумя основными моментами: препятствиями и неосуществленными желаниями. Получение высокой оценки по итогам аттестации может способствовать продвижению по службе и повышении заработной платы, в то время как неудовлетворительная оценка может стать препятствием для долгожданного повышения и даже основанием ля увольнения с работы из-за несоответствия занимаемой должности.
Необходимы два условия, чтобы стресс из потенциального перешёл в состояние реального: неуверенность работника в том, что он обязательно достигнет результата, и особая важность для него получения этого результата. Так, если продвижение в данной организации не представляет для работника существенного интереса, то он вряд ли будет испытывать состояние стресса в случае неудовлетворительной оценки результатов его работы в организации. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы, как для личности, так и для организаций, сложности в выполнении поставленных задач.
Стресс обычно принято характеризовать как исключительно негативное явление, в то время как в действительности в ряде случаев он может оказывать позитивное воздействие на производительность труда и его результаты. Стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти.
Актуальность работы заключается в необходимости изучения негативного воздействия стрессов. В последнее время проблема организационного стресса приобретает все большее значение в связи с возрастанием требований, предъявляемых к возможностям человека в сфере его профессиональной
деятельности.
Проблема взаимозависимости характеристик организационного стресса и факторов профессиональной мотивации не перестаёт привлекать внимание исследователей, поскольку необходимо учитывать индивидуальные особенности сотрудников для успешной работы компании.
Целью данной работы является изучение особенностей взаимосвязи переживания организационного стресса и факторов профессиональной мотивации у лиц с различным отношением к материальному вознаграждению
Объектом исследований является психологические характеристики переживания организационного стресса.
Предметом исследования является процесс взаимосвязи показателей организационного стресса и факторов профессиональной мотивации у лиц с различным отношением к материальному вознаграждению
В качестве гипотезы в данной работе выступает предположение, что в группах с различным отношением к материальному вознаграждению будут наблюдаться различия в структуре взаимосвязей между характеристиками переживания организационного стресса и факторами профессиональной мотивации.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа существующих исследований в области организационного стресса и профессиональной мотивации обосновать необходимость данного исследования.
2. Исходя, из целей нашего исследования выбрать необходимые методики для диагностики наличия и степени выраженности, исследуемых нами, характеристик переживания организационного стресса и мотивации.
3. Провести сравнительный анализ результатов, полученных в группах лиц с высоким и низким уровнем потребности в материальной выгоде, и выявить специфику взаимосвязей между исследуемыми нами характеристиками переживания организационного стресса.
Теоретико-методологическими основами данной работы являлись труды . Шингаев С. М. в области профессионального стресса, Шингаев С. М. работа о Профессиональном стрессе и здоровье менеджеров. Также работы Андриенко,
Г ераськина, М.Г в области социальной психологии.
Методы исследования включают в себя:
• теоретический анализ общей и специальной литературы по проблеме переживания организационного стресса
• тестирование с использованием тестов-опросников;
• математические методы обработки данных (статистический и корреляционный анализ, анализ попарного сравнения корреляционных матриц).
Используемые методики:
1. Методика: Изучение мотивационного профиля личности (Ш. Ричи и
П. Мартин)
2. Шкала организационного стресса.
3. Диагностики эмоционального выгорания В.В Бойко
Теоретическая и практическая значимость. Данные нашей работы могут позволить понять причины возникновения организационного стресса с учетом профессиональной мотивации сотрудника. И предотвратить возникновение такого синдрома , как «эмоциональное выгорание». Это, с нашей точки зрения, позволит более эффективно решать вопросы психологии менеджмента и правильно осуществлять руководство. Также полученные данные могут быть полезны для проведения спец курсов, тренингов направленных на повышение успешности не только компании в общем, но и на повышение работоспособности каждого сотрудника.
Характеристика контингента испытуемых.
В исследовании участвовали 50 испытуемых в возрасте 22 -35лет ( работники Автосалонов ГК «Кан Авто» ). Испытуемые были поделены по уровню материальной выгоды. Группы работников с низким и высоким уровнем материальной выгоды включали в себя по 23 и 27 человек.
1. В группах менеджеров с различным отношением к материальному
вознаграждению обнаружены следующие отличия по степени выраженности исследуемых показателей: у представителей группы с
большей значимостью материального вознаграждения более выражены признаки профессионального выгорания, в частности, на уровне фазы истощения. Они более, чем те, кто не заинтересован так в материальном вознаграждении склонны активно переживать психотравмирующие ситуации, склонны к неадекватному эмоциональному реагированию и эмоционально-нравственной дезориентации.
2. Обнаружено, что в группе с менее выраженной потребностью материального вознаграждения существует обратная взаимосвязь между показателями «потребность в признании» и «гибкость поведения», также существуют прямые корреляционные связи с характеристиками, личной отстраненности и психовегетативными нарушениями. Во второй группе, в отличие от первой, наблюдается обратная связь потребности в признании и расширением сферы экономии энергии, а также - прямые связи с показателями «способность к самопознанию» (т.е. усиливается неспособность к самопознанию) и «эмоциональная отстранённость»
3. При актуализации потребности в социальных контактах в группе с низким значением материального поощрения (1 группа) усиливается степень переживания психотравмирующих обстоятельств и появляются в большей степени психосоматические и психовегетативные нарушения. В группе с высокой значимостью материального вознаграждения актуализация потребности в социальных контактах ведёт к усилению стремления к самопознанию.
4. Усиление стремления к самопознанию, а также снижение уровня деперсонализации приводит к актуализации потребности в самосовершенствовании на основе профессиональной деятельности в группе с низкой заинтересованностью в материальном вознаграждении. В другой группе усилению стремления к самосовершенствованию способствует снижение широты интересов, усиление энергетической истощённости (фаза истощения) и интенсификация личной отстранённости.
5. Показано, что в группе менеджеров, для которых материальное вознаграждение не так важно, активизация личной отстранённости по причине усиления стресса приводит к снижению потребности к самосовершенствовании с использованием возможностей профессии. Во второй группе - диаметрально противоположная картина: при усилении личной отстранённости усиливается потребность к
самосовершенствованию.
Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.В. Андриенко; Под ред. В.А. Сластенин. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 264 с.
2. Айламазян А.М.Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение // Вопросы психологии. . N 4. С. 123-130
3. .. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. М.: 2010.-472с.
4. .Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление: ПЕР СЭ; Москва; 2006 -
5. .Васильев И.А.. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием: М.: Изд-во. МГУ. - 1991.
6. Веракса, Н.Е. Социальная психология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 224 с.
7. .Вилюнас В.К.Психологические механизмы мотивации человека. М.: Издат-во МГУ, 1990.
8. .Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2011.- 336с.
9. Величковская С.Б. Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности . Дисс. . канд. психол. наук. —
М., 2005
10. Гераськина, М.Г. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Сухов, М.Г. Г ераськина, А.М. Лафуткин; Под ред. А.Н. Сухов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 615 с.
11. .Дизель П., Мак-Кинли У. Поведение человека в организации. М., 1992
12. .Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1984
13. .Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В.Бойко) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.
14. Жариков П. Н. Борьба с синдромом «профессионального
выгорания»социальных работников / П.Н. Жариков // Работник социальной службы, 2011.- № 4. -С. 91-106
15. .Ильин Е.П.Сущность и структура мотива // Психол. журн. 1995. N 2. С. 56.
16. .. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 с.
17. Кравченко, Ю.Е. Психология эмоции. Классические и современные теории и исследования / Ю.Е. Кравченко. - М.: Форум, 2012. - 544 с.
18. .Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ, Сер. 14 "Психология", 2000, № 3.
19. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. -
М.: Юрайт, 2013. - 182 с.
20. .Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К.Планы и структура поведения. М.: Прогресс, 1965.
21. . Митькин А.Л.Принцип самоорганизации систем: критический анализ // Психол. журн. 1998. N 4. С. 117-132.
22. .Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 с.
23. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 739 с.
24. . Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т.Общая психология: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 2472 с.
25. . Попова Н. А. Проблема профилактики эмоционального выгорания социальных работников.// Научно-исследовательские публикации.- № 6 (10).- 2014.- С. 84-89
26. Психология профессионального здоровья. / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2011. - С. 28-30.
27. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2013. - 304 с.
28. .Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. Т. 2.
29. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л., 1979.
30. .Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл,2002. 343 с.
31. .Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 406с.
32. .. Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые образования в
психологической структуре личности: Дис. ... докт. психол. наук. М., 1992.
33. .. Шингаев С. М. Профессиональный стресс и здоровье менеджеров.// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.- № 71.- 2011.- С. 290-296
34. .. Щербовская Д.А. Организационный стресс особенности изучения стресса в рабочей среде.// Историческая и социально-образовательная мысль.- № 5.-2014.- С. 220-223
35. .Экман, П. Психология эмоций / П. Экман; Пер. с англ. В. Кузин; Под науч. ред. Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 240 с.
36. .Экман, П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь / П. Экман; Пер. с англ. В. Кузин; Под науч. ред. Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 334 с.
37. Столяренко, Л.Д. Социальная психология: Краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2012. - 219 с.
38. Сухов, А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 240 с.
39. .Хекхаузен Х.Мотивация и деятельность. М.: Прогресс, 1986.
40. .Юнусова С.Г. Стресс. и психологические аспекты // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2008. - №3. -С. 139-150.