Работа сделана на примере г. Улан-Удэ.
Проведен анализ состояния окуружающей среды в г. Улан-Удэ за 2015-2017 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ 6
1.1 Понятие охраны окружающей средой: сущность и значение 6
1.2. Субъекты охраны окружающей среды на территории муниципального образования 11
1.3 Основные направления органов местного самоуправления в охране окружающей среды 15
ГЛАВА 2 МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В Г. УЛАН-УДЭ 19
2.1 Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды г.Улан-Удэ 19
2.2Состояние окружающей среды в муниципальном образовании 34
2.3 Проблемы и пути совершенствования деятельности органов местного самоуправления в системе охраны окружающей среды 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
Формирование среды экологической безопасности на всех уровнях принципиально важно для обеспечения здоровья нации. К одной из важных проблем относится обеспечение приемлемого уровня экологической безопасности на муниципальном уровне. Обеспечить управляемость общественными отношениями и процессами, упорядочить все многообразие социальных и организационных форм об¬щественного бытия муниципальное управление может при условии, если само достигнет качества системности, организованной целостности составляющих его частей и компонентов.
Город является сложным организмом. Росту городов сопутствуют увеличение загрязнений воздушного бассейна, вод¬ных объектов и почвы, деградация земель сельскохозяйственного назначения на примыкающих тер-риториях. В связи с этим в последние годы достаточно серьезной проблемой, требующей особого вни¬мания и поисков ее решения, стал вопрос формирования целостной экологической среды в муниципа¬литетах крупных промышленных городов.
Окружающая среда современных городов страдает больше всего от экологически грязной промышленной продукции: машин, оборудования и технологий, при¬меняемых, прежде всего, в автомобильной, энергетической, химической промышленности, черной и цветной металлургии. Помимо того, следует обратить внимание на то, что архитектура и городская планировка с большим трудом поддаются экологизации. Вопреки желанию людей города строят из многоэтажных жилых зданий, почти без учета климатических факторов, шумовой нагрузки улиц, во¬обще особенностей среды жизни и психологии человека. Большая плотность населения в городах, от¬сутствие зеленых насаждений, дальность поездок на работу и т. д. зачастую способствуют повышению уровня заболеваемости жителей городских населенных пунктов, травматизму, агрессивности, алкого¬лизму и наркомании.
Эффективное управление окружающей средой муниципального образования выступает важнейшим фактором, обуславливающим стабильное и устойчивое развитие муниципалитета. От состояния окружающей средой муниципального образования первоочередным образом зависит его инвестиционная привлекательность, комфортность проживания граждан, их производительность труда и многое другое
Поэтому в настоящее время особую актуальность приобретает эффективность муниципального управления состоянием окружающей среды.
Целью работы является анализ особенностей управления в сфере охраны окружающей среды на муниципальном уровне и выработка рекомендаций по совершенствованию управления охраной окружающей среды на муниципальном уровне.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
осветить понятие охраны окружающей средой, его сущность и значение;
рассмотреть субъектов охраны окружающей среды на территории муниципального образования;
раскрыть основные направления органов местного самоуправления в охране окружающей среды;
показать деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды г.Улан-Удэ;
провести анализ состояния окружающей среды в муниципальном образовании;
осветить проблемы деятельности органов местного самоуправления в системе охраны окружающей среды и указать пути решения.
Объектом исследования в данном случае выступает управление состоянием окружающей среды на муниципальном уровне.
Предмет исследования – управление состоянием окружающей среды в г. Улан-Удэ.
Практическая значимость работы заключается в возможности усовершенствования на основе результатов проведенного исследования процессов управления состояния окружающей среды в городах РФ.
На муниципальные органы возложены полномочия по организации обращения с отходами, участию в процедуре государственной экологической экспертизы в целях защиты интересов населения, выдаче согласований на предоставление земельных участков для добычи полезных ископаемых, обеспечению экологической безопасности при застройке и развитии систем инженерных коммуникаций.
Основная цель политики муниципального образования г. Улан-Удэ в области охраны окружающей среды - реализовать права жителей города на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, оздоровление и улучшение качества окружающей среды за счет перехода от ликвидации последствий загрязнения к его предупреждению.
В нашем городе Комитет городского хозяйства является структурным подразделением Администрации г. Улан-Удэ и одна из его главных задач – управление состоянием окружающей среды на территории города. В его состав входит отдел по благоустройству, который курирует деятельность МБУ «Комбинат по благоустройству г.Улан-Удэ». Основными задачами МБУ «Комбинат по благоустройству г.Улан-Удэ» являются:
- очистка городских территорий от мусора и нечистот;
- работы по содержанию зеленых насаждений города, занимается текущим и капитальным ремонтом газонов, очисткой от мусора улиц и скверов, по содержанию малых архитектурных форм, монументальных композиций;
- работы по содержанию городских дорог, капитальному ремонту дорожного покрытия, производит содержание и установку дорожных знаков и дорожных сооружений улично-дорожной сети, светофорных объектов;
- обеспечивает эксплуатацию, реконструкцию и ремонт сетей уличного освещения и праздничной иллюминации;
- отлов бродячих животных;
- услуги по размещению отходов на полигоне ТБО.
Одной из проблем окружающей среды в г. Улан-Удэ является недостаток зеленных насаждений, которые представляют собой важный элемент градостроительства, фактор, имеющий большое значение в санитарном и архитектурно-планировочном и социальном отношении.
Для решения этой проблемы Администрация г. Улан-Удэ должна развивать применить механизмы муниципально-частного партнерства. Например, можно предоставлять частным партнерам земельные участки на льготных условиях с требованием их обязательного озеленения.
Еще одной проблемой по управлению окружающей среды является ситуация с бродячими собаками.
В г. Улан-Удэ отловом бродячих животных уже с 2016 занимается Комбинату по благоустройству. Он работает по такой схеме:
1) отлов бродячих собак;
2) содержание в приюте (10 суток);
3) усыпление животного, если не находятся хозяева;
4) отвоз трупов усыпленных собак на скотомогильник.
На отлов одной собаки в среднем уходит 1600 -1800 рублей, в эту сумму входят: бензин, оплата труда работников, корм для собаки на время нахождения в приюте и т.д. В 2018 году Комбинату по благоустройству выделено 11,9 млн. рублей.
Каждый год в Республики Бурятия на решение этой проблемы выделяется 20 млн. рублей, но бродячих собак не становится меньше и количество укушенных ими растет.
В данном случае имеет смысл изменить методы работы. На наш взгляд, МБУ «Комбинат по благоустройству г.Улан-Удэ» должен освоить практику ОСВ (отлов-стерилизация-возврат).
В этом случае стерилизуются только самки собак и после этого они возвращаются обратно на улицы (если их не заберут новые хозяева). Основой этого метода является запрет на усыпление невостребованных особей в приютах.
Это позволит отказаться от убийства собак и уменьшить их численность.
1) Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. ( ред. от 21.07.2014) // Собрании законодательства РФ.2014. № 31. Ст. 4398.
2) Об охране окружающей среды: Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ ( ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. 2002. №2. Ст. 133
3) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ (ред. от 30.10.2018) // Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст. 3822
4) О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Федеральный закон РФ: от 13.07.2015 № 224-ФЗ ( ред. от 29.07.2018 г.)// Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4350.
5) Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30.04.2012) // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base;= LAW&n= 129117&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8963469161868818#09952195418584078
6) «О принятии Устава городского округа «город Улан-Удэ»: Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.05.2007 №624-63 ( ред. от 26.04.2018 г.) // Правда Бурятии – Неделя. №25. 09.06.2007
7) О положении «О муниципально-частном партнерстве в городском округе «город Улан-Удэ: Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 15.02.2007 № 578-58 (в ред. 11.12.2012 г.) // Правда Бурятии. 2007. №7.
8) Блохин Г.И. Собаки в городе // Ветеринарная патология. 2002. № 1. С. 126-131.
9) Воронин А.Г. ,Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М.: Дело, 2015.
10) Воссина А.Е., Кустикова М.А. Роль органов местного самоуправления в реализации экологической политики предприятия // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2015. № 2. С. 290-301.
11) Данилов-Данильян, В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие: учебное пособие. М.: Прогресс-Традиция, 2014.
12) Корсунова Т.М. К проблеме озеленения г. Улан-Удэ / Т.М.Корсунова, М.Я. Котляр // Вестник Бурятской государственной сельскохо-зяйственной академии им. В.Р. Филиппова. - Вып. 3,- Улан-У¬дэ: Изд-во БГСХА, 2008. С.65-71.
13) Кисова С.В. Загрязнение города Улан-Удэ и экологические подходы к реабилитации территории / С.В. Кисова, М.Я. Бессмольная, Т.М. Корсунова // Экология, окружающая среда и здоровье человека: XXI ВЕК. Красноярск, 12-15 ноября 2016 г. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2016. – С. 200-204
14) Лыкшитова Л. С. Эколого - биологические особенности адаптации malus baccata (l ), ulmus pumila (l ), syringa vulgaris( l. ) к воздействию факторов городской среды: диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук / Л. С. Лыкшитова. – Улан-Удэ: БГУ, 2014. С.17-26
15) Наконечный Н.В., Ибрагимова Д.В. Половозрастная структура популяции бродячих собак города Сургута и прогноз роста их численности // Вестник КрасГАУ. 2016. №2. С. 48-54
16) Павленков М.Н., Воронин П. М. О деятельности муниципальных образований // Экономика региона. 2014. №4. С. 80-82
17) Павлов А.Н. Экология Рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности. М.: Академия, 2015
18) Чертова А.В. Муниципально-частное партнерство как ресурс развития муниципального образования // Вестник САФУ. – 2016. - № 2. – С. 31-39.
19) Экономика природопользования / под ред. К.В. Папенова. М.: ТЕИС, ТК Велби, 2012.
20) Экологические аспекты устойчивого развития. Аналитический доклад к Пятому Невскому международному экологическому конгрессу «Экологическая основа устойчивого развития» // Аналитический вестник. - 2014. - № 12 (455). - С. 53-60
21) https://baikal-mir.ru/2017/11/22/ulan-ude-okazalsya-v-kontse-ekologicheskogo-rejtinga-onf/
22) http://burstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/burstat/ru/statistics/environment/
23) http://stopotlov.ru/publ/mirovoj_opyt_reshenija_problem_beznadzornykh_zhivotnykh/1-1-0-278
24) http://ulan-ude-eg.ru/admin-goroda/sostav/
25) http://ulan-ude-eg.ru/invest/partnerstvo/
26) http://egov-buryatia.ru/ulanude/o-munitsipalnom-obrazovanii/struktura/administratsiya/komitet-gorodskogo-khozyaystva/
27) https://yadi.sk/i/5fjxG5Y1yOOqKw (Отчет по плану финансово-хозяйственной деятельности МБУ «Комбинат по благоустройству г.Улан-Удэ»)
28) http://ulan-ude-eg.ru/industry/gradostr-politika/fotogalereya/landscaping/ index. php
29) https://gazeta-n1.ru/news/65657/
30) https://m.gazeta-n1.ru/news/69428/
31) http://xn--03-6kcd9akokf9b.xn--p1ai/allnews/plan_otlova_bezdomnyh_ domashnih_zhivotnyh _na_noyabr_2018g/
32) http://www.buryatiya.com/more.php?UID=15325
33) https://arigus.tv/news/item/114615/
34) http://pra-academy.ru/practics/212/
35) https://blogrb.ru/news/174539
36) https://ulan.mk.ru/articles/2018/03/14/v-ulanude-bezdomnye-psy-ne-tolko-napadayut-na-detey-no-i-pytayutsya-ikh-nasilovat.html