Введение 3
Глава I. Имя прилагательное как часть речи и его особенности 7
1.1. Определение имени прилагательного 7
1.2. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных 9
1.3. Семантика полных и кратких имен прилагательных 11
1.4. Синтаксическая функция имен прилагательных 16
Выводы по 1 главе 18
Глава II. Функционирование имени прилагательного в пространстве художественного текста М. И. Цветаевой 20
2.1. Особенности художественного стиля М.И. Цветаевой 20
2.2. ЛГР прилагательных в лирике М.И. Цветаевой 23
2.3. Семантика прилагательных в произведениях М.И. Цветаевой 35
2.4. Полные и краткие формы прилагательных в произведениях
М.И. Цветаевой 41
2.5. Стилистическая функция полных и кратких форм прилагательных в
лирике М.И. Цветаевой 51
Выводы по 2 главе 54
Глава III. Лингвометодический аспект изучения имен прилагательных в школе 55
3.1. Методические рекомендации по изучению имен прилагательных в
школе 55
3.2. Конспект урока по изучению качественных имен прилагательных в
6 классе, с использованием собранного языкового материала 60
Выводы по 3 главе 65
Заключение 67
Список использованной литературы
Марина Цветаева - «ярчайшая звезда» в русской культуре 20-го века. В литературном творчестве раскрывается её необычайно многогранный талант как поэта и прозаика, оригинального драматурга, исследователя и глубокого мыслителя. Марина Цветаева - уникальная личность, сумевшая воплотить в поэтическом слове богатство своей души, бесстрашие ума, непримиримость совести.
Творчество М.И. Цветаевой привлекает в последнее время все большее внимание исследователей, растет интерес ученых к изучению особенностей языковой личности автора, специфике его стиля.
По наблюдениям исследователей [Рождественский, 1962], [Зубова Л.В., 1988; 1989; 1992; 1999], [Ревзина, 1991; 1995], [Кудрова И., 1992; 1997], [Гаспаров, 1995; 1997; 2001], [Ахмадеева, 1998; 2004], [Рядчикова, 1995; 1999], [Бабенко, 2001], [Вахтель, 2002] и др., М.И. Цветаева создала свой уникальный поэтический язык, который отмечен яркими, индивидуальными особенностями, максимализмом мировосприятия.
В лингвистических исследованиях по творчеству М. Цветаевой учёные Ревзина О.Г., Зубова Л.В. значительное внимание уделили изучению морфолого-синтаксических явлений.
Имя прилагательное в поэзии М.И. Цветаевой часто рассматривается учёными в связи с исследованием цветообозначений (Н.А. Козина, Л.В. Зубова, И.И. Бабенко, Н.М. Вахтель и др.). О роли некоторых прилагательных-колоративов в стихах автора пишет Н.А. Козина [Козина, 1982], часто обнаруживая преобразование привычных символов, таких, например, как черное и белое.
Л.В. Зубова анализирует этимологически родственные слова, обозначающие цвета «рдяный - ржавый - румяный - рыжий» в поэзии М. Цветаевой [Зубова, 1987]. И.И. Бабенко установлено значение
прилагательного белый, которое оказывается концептуально важным в сборнике М.И. Цветаевой «Лебединый стан» [Бабенко, 2001]. В статье Н.М. Вахтель анализируются значения, приобретаемые прилагательным красный в синонимическом ряду [Вахтель, 2002].
Изучив ряд работ, посвященных особенностям лирических текстов М.И. Цветаевой, мы пришли к выводу, что поэтический дискурс автора вызывает огромный интерес.
В последнее время имена прилагательные анализируются в функционально-стилистическом аспекте [Бражникова, 1976; 2001; Донецких, 1980; 1981;] и функционально-грамматическом [Сабромене, 1985; Макарова, 1985; Закирова, 2007], рассматриваются с психолингвистической точки зрения [Босова, 1988; 1989; 1998] и когнитивной [Стеванович, 2002; Сулименко, 2008], исследуются в сравнительно-сопоставительном и этимологическом плане [Дронова, 2002].
Наиболее изученными являются прилагательные, обозначающие цвет, так как их состав и функциональные свойства вызывают особый интерес [Брагина, 1977], [Алимпиева, 1982], [Качаева, 1987] и др. Ряд исследований содержит их структурно-семантический анализ.
Интерес к использованным в лирике М.И. Цветаевой прилагательным связан с их особой значимостью в поэтическом дискурсе автора.
Поэтический дискурс нацелен на передачу особого восприятия окружающего мира, волнующих автора проблем с учетом жизненного и творческого пути поэта. Своеобразие данного типа дискурса связано с тем, что он осуществляет передачу личностного «чувствования» мира, направлен прежде всего на отражение внутренней жизни автора.
Актуальность исследования обусловлена неослабевающим интересом лингвистических описаний к именам прилагательным.
Предметом данной работы является функционирование качественных прилагательных в художественном дискурсе М.И. Цветаевой.
Целью работы является исследование семантико-функциональных особенностей имен прилагательных в пространстве художественного текста М.И. Цветаевой.
Основные задачи в раскрытии темы:
- дать характеристику имени прилагательного как части речи, раскрыть его особенности;
- рассмотреть особенности художественного стиля М.И. Цветаевой;
- выявить лексико-грамматические разряды прилагательных в лирике М.И. Цветаевой;
- исследовать полные и краткие формы прилагательных, их стилистическую функцию;
- дать анализ учебников, учебных программ по русскому языку 6-9 классов по изучению качественных имен прилагательных в школе.
В ходе выполнения работы были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; описательный метод, включающий в себя наблюдение, сопоставление, обобщение и классификацию исследуемого материала, а также творческая работа по составлению методической разработки.
Практическая значимость работы состоит в том, что она может служить материалом при разработке школьных уроков по изучению творчества М.И. Цветаевой, использоваться при анализе особенностей стиля поэтессы. В данном исследовании в качестве примеров приводятся имена прилагательные с различными семантическими особенностями. Они могут быть применены как иллюстративный и дидактический материал при изучении темы «Качественные прилагательные».
Исследование проводилось на материале автобиографических работ следующих ученых: Ирмы Кудровой, Л.В. Зубовой, А.А. Саакянц и других, а также на материале собрания сочинений М.И. Цветаевой, ранних сборников стихов «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь», «Лебединый стан» и др.
В данной работе использован языковой материал, содержащий примеры качественных прилагательных, взятых из лирических произведений М.И. Цветаевой и воспоминаний о современниках.
Большую роль при изучении русского языка в школе играет знание учащимися имени прилагательного.
В современном русском языке имя прилагательное рассматривается в широком и узком планах. Узкий подход существует в рамках традиционной классификации частей речи, который представлен вузовскими программами и учебниками. В узком плане к прилагательным относятся слова, которые имеют качественное, относительное и притяжательное значение.
В широком плане к именам прилагательным, помимо собственно прилагательных, относятся и порядковые числительные, и некоторые местоимения, и причастия. Но так как анализируемые слова имеют свои отличительные особенности от имени прилагательного, то мы рассматриваем его в узком смысле слова.
В лингвистической литературе исследователи выдвигают от двух до пяти ЛГР имён прилагательных. Проанализировав значение и
грамматические признаки прилагательных каждого разряда, мы пришли к выводу о том, что наиболее целесообразно рассматривать три ЛГР: качественные, относительные и притяжательные, так как они различаются и своим значением, и грамматическими особенностями.
Темой исследования данной работы является анализ качественных прилагательных, их полных и кратких форм. В лирических произведениях М.И. Цветаевой наиболее широко представлены качественные имена прилагательные.
Качественные прилагательные совмещают информативную и
экспрессивную функции. Они передают не только конкретные признаки, но и отношение автора к изображаемому.
Относительные прилагательные в лирике также могут совмещать в своем значении информативные и эстетические функции.
Притяжательные прилагательные в произведениях М. Цветаевой встречаются редко (из анализируемых: маминой, папин, лисий и другие). Притяжательное прилагательное львиный используется в переносном качественном значении.
Качественные прилагательные в отличие от относительных имеют грамматические различия.
1. Только качественные прилагательные образуют краткую форму, но не все (например, прилагательные, обозначающие масти лошадей: вороной, каурый, гнедой, буланый и др.).
2. Образуют степени сравнения.
3. Сочетаются с наречиями степени (очень, весьма, крайне, совершенно, чуть, ещё и др.).
4. Являются основой для образования определительных качественных наречий: тихий - тихо, шумный - шумно и др.
5. Являются основой для образования отвлеченных существительных:
мудрый - мудрость и др.
6. Вступают в антонимические пары: добрый - злой, здоровый - больной и др.
В лирике М.И. Цветаевой часто используются краткие прилагательные, которые придают стихотворениям особую ритмичность, ёмкость, точность, возвышенный стиль.
В лингвистической литературе полные и краткие формы отличаются.
1. Семантически - полные прилагательные обозначают постоянный признак, а краткие - временный, они передают значение в более конкретной и категоричной форме, чем полные прилагательные.
2. Грамматически - полные прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже, а краткие формы - только в роде и числе; по падежам не изменяются.
3. Синтаксически - полные прилагательные в предложении могут выступать в роли согласованного определения и именной части именного составного сказуемого. Краткое прилагательное может быть только в составе сказуемого.
4. Стилистически - полные формы прилагательных относятся к межстилевой лексике, а краткие формы в основном принадлежат книжной речи.
Итак, в творчестве М.И. Цветаевой имена прилагательные выполняют значительную роль. Они создают в текстах разные изобразительно - выразительные возможности с помощью изобразительной, информативной, экспрессивной и эстетической функций. В лирике М.И. Цветаевой качественные прилагательные помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придают его описанию образность, яркость, оценку, а также отношение поэта придать речи точность, меткость и особую выразительность.
1. Цветаева М.И. Лебединый стан. - М.: Скифы, 1992. - 256 с.
2. Цветаева М.И. Собрание сочинений: В 7 т. Т 1. Кн. 1.: Стихи. - М.: ТЕРРА; «Книжная лавка - РТР», 1997. - 336 с.
3. Цветаева М.И. «Душа, не знающая меры...»: стихотворения. - Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. - 224 с.
4. Цветаева М.И. После России: Стихотворения. - Спб.: «Азбука- классика», 2010. - 224 с.
Научная литература
5. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка. Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990. - 368 с.
6. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник. /Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Логос, 2002.
7. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. - М., Л.: Учпедгиз, 1947.
8. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М.: АН СССР, 1963. - 255 с.
9. Гужева Ф.К. Обзор изучения функций кратких и полных прилагательных в современном русском языке. - Сумы, 1958.
10. Диброва Е.Е.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: Ч. 2. -Морфология. Синтаксис.
11. Зубова Л.В. Поэзия М. Цветаевой. Лингв. Аспект.- Л.: Ленинград. Унив., 1989. - с. 262.
12. Кудрова И. В. /Вступит. ст. к книгам 1, 2 сборников стихов М. Цветаевой.
13. Милославский И. Г. Морфологические категории современного русского языка. - М.: Просвещение, 1981.
14. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 554 с.
15. Ревзина, О.Г Собственные имена в поэтическом идиолекте М.Цветаевой / О.Г. Ревзина // Поэтика и стилистика: 1988-1990. -М.: Наука, 1991. -С. 172-192.
16. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., «Высш. Школа», 1977. - 316 с.
17. Саакянц А.А. Марина Цветаева: «Жизнь и творчество». - М., 1997.
18. Сафонова С. С. Морфология современного русского языка. - Казань: ТГГПУ, 2008. - 106 с.
19. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1980. - 414 с. (с. 179 - 185)
20. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. - Л., 1941, с. 291, 493.
21. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Ч. 2. Словообразование. Морфология. - М.: Просвещение, 1987. - 256 с.
Учебники и программы
22. Русский язык. 6 кл. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. Ч. 2. / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2012. - 175 с.
23. Русский язык 7 кл. под ред. Л.М. Рыбченковой. - М.: Просвещение,
2011.
24. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. - М.: Просвещение, 2013. - 206 с.
25. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 - 9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Издательство «Просвещение», 2009
Словари
26. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1990.
Интернет-ресурсы
27. Сайт: Мир Марины Цветаевой. Книга стихов: «Вечерний альбом». Том 1. Эл. ресурс: [fantlab.ru].
28. Ушаков Д. И. Толковый словарь электрон. ресурс: [tolkslovar.ru ]