ВВЕДЕНИЕ ?
1 МЕСТО FOOD-ЖУРНАЛИСТИКИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ВИЗУАЛЬНЫХ СМИ
1.1 Психологическо-социальные аспекты food-журналистики
1.2 История развития food-журналистики в современных визуальных СМИ:
телепрограммы и видеоблоги о еде
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ FOOD-ЖУРНАЛИСТИКИ
2.1 Сходства и различия food-программ российского и зарубежного
телевидения
2.2 Роль ведущего в food-программах российского и зарубежного
телевидения
3 СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ АВТОРСКОГО ЖУРНАЛИСТСКОГО FOOD- ВИДЕОКОНТЕНТА
3.1 Особенности разработки сценария и технология производства food-
программы на телевидении
3.2 Трансформация телепрограммы в food-видеоблог в интернете
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в последнее время наблюдается стремительный расцвет гастрономической культуры, развитие ресторанного и туристического бизнеса и, как следствие, у аудитории растет необходимость получения сведений о пищевой культуре и национальных блюдах той или иной страны. В блогосфере появляется большое количество кулинарных блогеров.
Степень научной разработки проблемы нельзя назвать высокой. Из-за отсутствия фундаментальных научных исследований по данной теме мы опирались на учебник по журналистике Е.П. Прохорова и на исследования в области телевидения. Среди ученых, изучающих данную тематику - Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский, Р.А. Борецкий. Феномен глобализации рассматривала И.И. Арсентьева, а развитие СМИ и медиабизнеса в его условиях - Е.Л. Вартанова. Также важную роль сыграли исследования Н.В. Кривцова в области travel-журналистики, работы А.Н. Тепляшиной «Медиатекст деловой газеты как субъект развития ресторанного бизнеса» и «Профессиональная критика ресторанов в деловой прессе как фактор жанровой модификации рецензии» и С.В. Лукьяновой «Феномен пищи, вкуса в медиатексте».
Объект исследования - food-журналистика в ее визуальном представлении.
Предмет исследования - особенности содержания food-контента в современных визуальных массмедиа.
Цель работы - изучить состояние food-журналистики на современном этапе развития визуальной системы средств массовой информации.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) определить психологическо-социальные аспекты food-журналистики, сформулировать понятие, определить ее цели, функции, тематический пласт;
2) рассмотреть историю развития food-журналистики в современных визуальных СМИ России;
3) выявить сходства и различия food-программ на российском и зарубежном телевидении;
4) определить роль ведущего в food-программах России и зарубежья;
5) описать особенности разработки сценария и технологии производства авторской food-телепрограммы;
6) рассказать о процессе трансформации полученного материала в видеоблог.
В данном исследовании использовался комплексный методологический подход. Среди теоретических методов - анализ и синтез, дедукция, абстрагирование, обобщение. Среди эмпирических - сравнение, работа с документами, сопоставление, опрос.
Эмпирической базой выпускной квалификационной работы стали food- программы современного телевидения («Смак», «Едим дома!», «Еда, я люблю тебя», «The naked chef», «Jamie’s comfort food», «The fabulous baker brothers») и популярные русскоязычные food-видеоблоги на платформе YouTube («Славный друже Oblomoff», «Семейная кухня»).
Научная новизна работы заключается в том, что впервые предпринята попытка предложить конкретное определение понятия «food-журналистика» и дать его научное обоснование. Кроме того, данная выпускная квалификационная работа носит творческий характер, что обуславливает создание творческого food-видеоконтента с учетом тенденций и запросов аудитории.
Практическое значение выпускной квалификационной работы заключается в том, что материалы исследования могут быть полезны для food-журналистов, блогеров, людей, работающих в ресторанном бизнесе и использованы при трансформации уже имеющихся и создании новых food-программ, а также при чтении спецкурсов, посвященных food-журналистике.
Содержание работы и ее структура обусловлены целью и задачами исследования, а также логикой изложения материала. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых себя по два параграфа соответственно, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, определена степень ее изученности, охарактеризованы предмет и объект исследования, сформулированы его цели и задачи, описаны использованные методы исследования, обозначена эмпирическая база выпускной квалификационной работы и ее научная новизна, выявлена практическая значимость исследования.
В первой главе «Место food-журналистики в системе современных визуальных медиа» рассматриваются различные аспекты food-журналистики. В первом параграфе выявлены подходы к возникновению данного направления. Исходя из этого, сформулировано определение понятия «food-журналистика», определены ее цели, функции, тематический пласт. Во втором параграфе рассмотрена история развития food-журналистики в современных визуальных СМИ России на примере телепрограмм и видеоблогов.
Во второй главе «Сравнительные характеристики российской и зарубежной food-журналистики» проводится четырехуровневый сопоставительный анализ food-телепрограмм. В первом параграфе сравниваются монтажные, звуковые, стилистические особенности food-телепередач, а также выявляются типичные особенности каждой из них. Во втором параграфе определяется роль ведущего food-программы. Каждый из них сравнивается по роду деятельности, внешнему виду, вовлеченности в программу и морфологическим особенностям.
В третьей главе «Специфика создания авторского food-видеоконтента» расписывается процесс создания телепрограммы и ее трансформация в видеоблог.
В заключении обобщены и прокомментированы выводы, полученные в ходе исследования.
В данной выпускной квалификационной работе мы изучили состояние food-журналистики на современном этапе развития визуальной системы средств массовой информации.
Поставленные в работе задачи успешно реализованы. Мы определили психологическо-социальные аспекты food-журналистики, выделили ее цели, функции, рассмотрели факторы, которые влияют на тематику материалов. Выпускная квалификационная работа содержит в себе информацию об истории развития food-журналистики в современных визуальных СМИ. Мы выявили сходства и различия food-программ на российском и зарубежном телевидении, а также определили роль ведущего в них. Нами были описаны особенности разработки сценария и технологии производства авторской food-телепрограммы «Еда с именем». Мы выявили преимущества такой платформы, как YouTube для ведения видеоблогов в целом и для возможности трансформации телепрограмм в них в частности. Такие меры, на наш взгляд, помогут увеличить аудиторию как самого средства массовой информации, так и определенного продукта.
Благодаря разнообразным методам исследования, которые были заявлены во ведении к выпускной квалификационной работе, мы смогли наиболее точно и полно оценить специфику работы особенности создания журналистских материалов в направлении food-журналистика.
В ходе работы нами были проанализированы как современные, так и архивные материалы, вышедшие в эфир различных телеканалов России и мира, а также видеозаписи блогеров на платформе YouTube.
В заключении скажем, что данная выпускная квалификационная работа будет полезна для понимания специфики работы журналиста в food-направлении. Мы постарались пройти путь от возникновения у журналиста желания создать принципиально новую food-телепрограмму до публикации готового пилотного выпуска. На практике мы выяснили, что журналист должен пройти несколько этапов подготовки: проработать исторические данные, найти экспертов и подготовиться непосредственно к процессу приготовления. Такой подход, на наш взгляд, позволил получить понимание условий и особенностей работы.
Проведенная в ходе написания диплома работа позволила нам предложить свой вариант определения food-журналистика, которое, при доработке исследователей и практиков журналистики, могло бы войти в научный оборот.
Дальнейшая разработка вопросов, связанных с развитием такого направления, как food-журналистика, поможет повысить уровень знаний как журналистов, так и аудитории средств массовой информации.