Введение 8
1 Теоретические основы управления качеством продукции 11
1.1. Экономическая сущность управления качеством продукции 11
1.2. Эволюция систем управления качеством продукции 18
1.3. Принципы, методы и инструменты системы управления качеством
продукции 24
2 Анализ системы управления качеством продукции 32
2.1. Изучение производственной структуры предприятием 32
2.2. Организация системы управления качеством продукции на предприятии . 46
2.3. Исследование применения инструментария системы управления качеством
на предприятии 54
3 Обоснование мероприятий по совершенствованию системы управления
качеством продукции 60
3.1. Современные подходы к разработке системы управления качеством
продукции 60
3.2. Экономика-информационные аспекты управления качеством
продукции 72
3.3. Эффективность системы управления качеством продукции 87
Заключение 94
Библиографический список 107
Приложения
Возрастание производственных и общественных потребностей к качественной составляющей продукции и усиление конкуренции на рынке строительной продукции обуславливают непрерывное повышение требований со стороны потребителя к ее качеству.
Все более очевидным становится то, что строительным предприятиям необходимо уделять больше внимания решению проблемы обеспечения стабильного роста качества выпускаемой продукции, что приведет к снижению затрат потребителя по ее применению и позволит занять лидирующее положение на рынке. Успешная реализация качественной продукции потребителю является главным источником существования любого предприятия.
Современному строительному производству характерно постоянное изменение условий возведения и разнообразие объектов, возрастание требований к их качеству. Важнейшая роль в повышении качества строительства принадлежит предприятиям стройиндустрии, продукция которых является основой технологии производства строительно-монтажных работ. Качество их продукции во многом определяет и качество строительства объектов. В этой связи существенно возрастают требования к качеству продукции предприятий стройиндустрии, сокращаются сроки принятия управленческих решений по его обеспечению.
Чтобы успешно осуществлять экономическую деятельность в современных рыночных условиях и быть конкурентоспособными строительные организации и предприятия стройиндустрии должны применять высокоэффективные системы управления качеством продукции, отвечающие современному уровню организации работ в этой области.
В связи с этим существует необходимость изучения теоретических основ управления качеством продукции, практическая значимость анализа систем управления качеством продукции и организационно-методических особенностей их разработки и внедрения на предприятиях стройиндустрии.
Проблемам управления качеством продукции уделяли внимание в фундаментальных исследованиях отечественные ученые-экономисты:
A. В.Гличев, В.П.Панов, Г.Г.Азгальдов, Д.С.Демиденко, М.З.Свиткин,
К.М.Рахлин, В.Д.Мацута, Ю.П.Адлер, Р.А.Фатхутдинов, Д.С.Львов,
B. И.Сиськов, В.Г.Версан, С.Д.Ильенкова, В.С.Немчинов, В.В.Окрепилов и другие.
Значительный вклад в решение проблемы управления качеством продукции внесли зарубежные ученые-исследователи: К.Исикава, Г.Тагути,
Э.У.Деминг, Д.М.Джуран, А.Фейгенбаум, У.А.Шухарт и другие.
Однако многие теоретические и практические вопросы управления качеством продукции применительно к предприятиям стройиндустрии остаются малоисследованными и недостаточно раскрыты в отечественной экономической литературе. При этом среди ученых-экономистов нет единства во взглядах на отдельные стороны этой сложной проблемы, что обуславливает появление на практике противоречивых рекомендаций по управлению качеством продукцией.
Целью выпускной работы является исследование процесса управления качеством продукции на предприятии стройиндустрии и обоснование мероприятий по его совершенствованию.
Блок-схема структуры проекта приведена на рис.1. приложения 1.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
1. Рассмотреть экономическую сущность проекта управления качеством продукции.
2. Изучить принципы, методы и инструменты управления качеством продукции.
3. Исследовать эволюцию систем управления качеством продукции.
4. Проанализировать систему комплексного управления качеством продукции на предприятиях строительной индустрии.
5. Обосновать мероприятия по совершенствованию системы управления качеством продукции и оценена их эффективность.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Проведенное исследование процесса управления качеством продукции в
условиях необходимости его совершенствования, а также оценка
экономической эффективности мероприятий по совершенствованию
управления качеством позволяют сделать ряд выводов, раскрывающих
комплексный подход к проблеме управления качеством продукции.
1. Каждая наука (философия, социология, статистика и др.) в
соответствии с предметом и целью своего исследования наиболее полно
изучает какое-либо одно или несколько связанных между собой явлений,
объединенных понятием «качество». Это позволяет отдельным наукам
применить свои специфические методы и инструменты исследования.
С экономической точки зрения качество продукции раскрывается в
процессе ее использования. В философском понимании качество выражает
целостность объекта, его внутреннюю определенность и специфичность.
Социально-экономический аспект категории “качество” определяется
характером отношений членов социальных групп и общества в целом к
результатам своего труда и мерой удовлетворения их потребностей.
Технический аспект качества характеризуется совокупностью свойств
продукции, функциональностью отдельных свойств, их интенсивностью по
сравнению с аналогичными свойствами у конкурентной продукции,
предназначенной для удовлетворения одной и той же потребности.
Экономический аспект качества в системе управления должен найти
отражение в решении различных по характеру задач, в том числе при
определении величины затрат, необходимых для создания и использования
потребительных стоимостей, оценке экономической эффективности работ по
повышению качества продукции, определению критериев выбора наиболее
рациональных решений (организационных и технических), направленных на
повышение качественных параметров продукции.
Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его
способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.
Управление качеством – это методы и виды деятельности оперативного
характера, используемые для выполнения требований к качеству.
2. Основные положения философии качества Э.У.Деминга, принципы
тотального управления качеством А.Фейгенбаума, концепция управления
качеством К.Исикавы, принципы менеджмента качества Д.М.Джурана
позволили сформировать новый подход в управлении качеством, который
основывается на ряде принципов, рассмотренных нами в приложении А.
Принципы управления качеством продукции представляют собой
основные требования и основополагающие правила, которыми
руководствуются организаторы этой работы: руководители предприятия и
подразделений, специалисты разных уровней управления производством.
Функции комплексного управления качеством продукции выражают
виды организаторской деятельности, обособившихся в результате разделения и
специализации труда в этой сфере управления, совокупность взаимосвязей и
взаимодействий субъектов и объектов управления. Реализация функций должна
осуществляться в соответствии с их задачами и целями. Перечень функций,
содержание задач и целей их реализации раскрываются в приложении 2.
Действенная реализация функций и достижение намеченных целей во
многом обуславливается уровнем использования методов управления
качеством продукции.
Методы управления качеством продукции представляют собой
совокупность способов и приемов управленческой деятельности по реализации
его целей, принципов, функций и задач. Перечень и содержание методов
управления качеством продукции приведено в приложении 3.
В отечественных и зарубежных системах управления качеством
продукции применяются статистические методы управления качеством
продукции – так называемые “семь инструментов контроля качества”.
Элементарные статистические методы включают 7 простых методов:
контрольный лист; диаграмма Парето причинно-следственная диаграмма;
гистограмма; контрольная карта; диаграмма рассеивания (разброса);
стратификация.102
Предприятия, создающие или развивающие системы качества
обязательно применяют либо типовые методы управления качеством, либо
используют собственные технологии с аналогичными возможностями. Как
показывает опыт, использование типовых методов предпочтительно, поскольку
результаты понятны не только производителю, но и потребителю, и в полной
мере выполняют функцию доказательств качества.
3. Управление качеством продукции должно осуществляться системно.
Система качества – совокупность организационной структуры, методик,
процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством
продукции.
Анализ эволюции системы управления качеством продукции, научных
концепций, положенных в ее основу, и организации функциональной
деятельности по управлению качеством позволяет сделать следующие выводы
о тенденциях ее развития:
объем функций по контролю качества постоянно расширялся от
технического контроля в процессе производства к целому комплексу
мероприятий по управлению качеством;
важность и необходимость обеспечения качества продукции привели к
выделению обеспечения качества в самостоятельную функцию управления, без
которой невозможно в настоящее время существование производственной
организации;
усложнение характера работ по обеспечению качества привело к
специализации инженерной и управленческой деятельности и появлению
специалистов нового профиля – инженеров по контролю качества и надежности
и управляющих этой сферой деятельности;
расширение функций, увеличение объема работ и усложнение их
характера вызвали увеличение числа структурных единиц в организационной
структуре, занимающихся различными аспектами обеспечения качества;103
наблюдается тенденция сокращения управленческих уровней и
повышения ответственности за централизованное руководство организацией
работ по обеспечению качества;
на современном этапе управление качеством осуществляется на базе
системного подхода. Круг задач, решаемых с помощью системы управления
качеством – от оценки качества готовой продукции, его регулирования в
процессе изготовления, обеспечения на этапах проектирования и технической
подготовки производства до определения уровня качества и установления
прямых и обратных связей с внешней средой.
Отечественный опыт управления качеством является основой для
внедрения передовых элементов зарубежного опыта. Обобщение различных
национальных подходов в области управления качеством и минимальных
требований к системе качества на предприятии нашли свое отражение в
международных стандартах (МС) ИСО серии 9000.
Система качества, основанная на стандартах ИСО серии 9000, не
предполагает создания на предприятии совершенно новой системы. Любое
действующее предприятие имеет определенные процедуры управления -
оформленные документально работы, в соответствии с которыми, персонал
выполняет необходимые действия, регистрирует и анализирует их результаты,
принимает меры по устранению сбоев в работе. На большинстве предприятий
фактически выполняются отдельные процедуры управления качеством,
предписанные стандартами ИСО серии 9000, однако они могут быть не всегда
оформлены должным образом или в чем-то отличаться от установленных
требований.
4. Применительно к предприятиям стройиндустрии под качеством
продукции мы понимаем совокупность присущих ей функциональных свойств,
обуславливающих ее пригодность к использованию в виде основной
составляющей технологического процесса строительно-монтажных работ и104
удовлетворяющей определенные потребности на стадии эксплуатации объекта
в соответствии с его назначением.
Объемы и качественные характеристики продукции стройиндустрии
опосредованно обусловлены потребностями и запросами потребителей: на
начальном этапе – строителей, возводящих здания и сооружения, на конечном –
владельцев построенных объектов.
Функциональные особенности продукции предприятий стройиндустрии
(теплотехнические, прочностные, звукоизолирующие, пожаробезопасные и
др.), ее конструктивно – дизайнерские, эстетические характеристики и
составляют оценочный комплекс ее потребительского качества. Кроме того,
общий маркетинг и система управления производством и качеством
обуславливаются особенностями технологии производства строительной
продукции, ее реализации и технической эксплуатации, а также большой долей
«человеческого фактора»: конструкторы, другие специалисты и рабочие
предприятия, персонал, поставщики сырья, потребители продукции.
Характерной особенностью продукции предприятий стройиндустрии
является также двух стадийность ее потребления. Первая стадия -
технологическая, потребители – строительные организации. На данной стадии
продукции непосредственно включается в процесс технологии производства
строительно-монтажных работ, составляет его основу. Вторая стадия
потребления продукции – эксплуатационная. На данной стадии она выступает
уже как единая строительная продукция, предоставляющая ее владельцу
(потребителю, пользователю) возможность удовлетворения широкого спектра
потребностей.
Важно учитывать и тот факт, что повышение качества технологической
продукции отразится на повышении качества строительной продукции в целом.
Проблема качества технологической продукции для предприятий
стройиндустрии имеет особую значимость: с повышением качества их
продукции повышается качество строительно-монтажных работ и в целом –105
качество строительной продукции, что, в свою очередь, создает необходимые
условия для успешной деятельности других отраслей промышленности, и в
конечном итоге способствует более полному удовлетворению потребностей.
Достижение намеченного уровня качества строительной продукции
возможно посредством планомерного использования на всех уровнях
управления совокупности принципов и методов, единство и
целенаправленность реализации которых находит наиболее полное выражение
в системе управления качеством продукции.
5. Комплексный подход к управлению качеством продукции
предполагает формирование и функционирование его как системы, т.е.
целостного множества взаимосвязанных элементов, приводимых в действие
посредством принципов, функций, методов целенаправленного воздействия на
работников, условия и результаты их деятельности. Комплексный подход
выражается также в согласовании его целей со средствами их достижения,
учете взаимосвязей всего многообразия факторов, показателей качества и
результатов принимаемых решений по его повышению.
Управление качеством продукции на основе комплексного подхода
призвано обеспечить максимальное использование возникающей в его процессе
дополнительной производительной силы как важного резерва повышения
качества продукции и эффективности производства, ускорения и
экономического и социального развития предприятия. Оно является одной из
подсистем общей системы управления предприятием.
Содержание комплексного управления качеством продукции выражается
в системе требований, представляющих в совокупности его основные цели и
задачи, а также принципов, функций, методов и средств его осуществления.
Требования рассматриваются в двух аспектах: а) связанные с системой
организации и управления качеством продукции (организационноуправленческий аспект повышения качества продукции); б) относящиеся к106
непосредственному его осуществлению (исполнительско-методический
аспект).
Комплексность управления качеством продукции предполагает
использование принципов в единстве и во взаимодействии с его функциями и
методами.
Нами выяснено, что работа по повышению качества продукции на
предприятиях стройиндустрии недостаточно управляема. Уровень реализации
большинства функций управления качеством продукции не составляет и 40%, а
в среднем не превышает 31%. Большинство методов и средств управления
качеством продукции имеют низкую оценку реализации: среднее значение не
превышает 20,5%, а качество реализации в среднем составило 2,44 балла.
6. Анализ существующей системы управления качеством на ГУП Завод
железобетонных изделий «Элеваторстрой» показал, что за основу обеспечения
качества продукции принимаются отдельные, не отличающиеся системностью
мероприятия по управлению качеством продукции и эффективному
использованию ресурсов, поэтому современная система управления качеством
требует целенаправленного применения большого комплекса организационных,
технических экономических и других мероприятий, распространяться на все
этапы производства продукции и охватывать все подразделения предприятия.
Данные экспертной оценки состояния систем управления качеством
продукции на предприятиях стройиндустрии свидетельствуют, что
деятельность по управлению качеством продукции не отвечает современным
требованиям конкурентных отношений и нуждается в существенном
совершенствовании с привлечением высококлассных специалистов в области
качества и усилением заинтересованности в повышении качества продукции
всего персонала предприятия.
Нами предложена система управления качеством продукции с
рекомендацией дальнейшего применения на предприятиях стройиндустрии, в107
которой комплексно реализуются организационные, технические,
экономические, социальные, правовые и другие функции (приложение 7).
Насколько точно и своевременно будут решены задачи при реализации
перечисленных функций системы управления качеством продукции, настолько
будет зависеть качество выпускаемой продукции.
7. Применение некоторых элементов системы менеджмента качества
позволит совершенствовать существующую систему управления качеством
продукции на предприятиях стройиндустрии.
Мероприятиями в рамках совершенствования управления качеством
являются: повышение качества продукции и управление затратами на качество
продукции.
Реализация предлагаемых мероприятий обеспечивает формирование и
функционирование на предприятии стройиндустрии системы комплексного
управления качеством продукции, интегрирующей и регулирующей
деятельность всех его служб и подразделений. Ее функционирование
регламентируется нормативными документами в сочетании с комплексом
взаимосвязанных организационно-технических, экономических и других
мероприятий, методов и средств, направленных на обеспечение и поддержание
требуемого уровня качества продукции.
Повышение качества не должно сопровождаться неоправданным ростом
себестоимости продукции. Это означает, что на предприятии следует
соизмерять степень улучшения качества продукции и дополнительно
расходуемые в связи с этим средства, определяя эффективность этих
дополнительных расходов на основе расчета себестоимости единицы
продукции с учетом ее качества.
Практика расчета себестоимости единицы продукции с учетом ее
качества показывает, что общим стоимостным измерителем качества
продукции является себестоимость эффективной единицы продукции, которая108
представляет собой отношение затрат на производство к количеству продукции
в эффективных единицах.
При определении себестоимости эффективной единицы продукции важно
правильно выбрать коэффициент качества продукции в соответствии с ее
наиболее важными эксплуатационными свойствами. Поэтому изучение
качественных характеристик продукции и исчисление экономически
обоснованных коэффициентов качества является необходимым условием
организации определения себестоимости продукции с учетом ее качества.
Каждое изделие в зависимости от его назначения и условий эксплуатации имеет
свои, присущие только ему, технические параметры. Систему коэффициентов
качества для исчисления эффективных единиц целесообразно рассчитывать
отдельно по предприятию в зависимости от назначения выпускаемой
продукции.
Другое направление использования коэффициента качества отражает
результаты работы подразделений предприятия по обеспечению выпуска
продукции в строгом соответствии с требованиями нормативно-технической
документации.
8. Основной целью управления затратами на качество является
сокращение общих затрат на производство продукции, а не затрат, связанных
непосредственно с качеством, так как иногда требуется увеличивать или
снижать затраты на качество в отдельных областях, чтобы снизить общие
затраты на производство продукции.
Затраты на качество являются выраженным в денежной форме одним из
показателей, определяющих уровень качества продукции. Затраты на качество,
как часть затрат на создание, изготовление продукции, направлены
непосредственно на создание тех свойств продукции, которые при сравнении
продукции между собой дают представление об их качестве.
Затраты на качество продукции это, с одной стороны, один из видов
затрат, включаемых в себестоимость продукции, с другой стороны, эти затраты109
отражают проблемы качества, так как структура и величина этих затрат
включает издержки вследствие выпуска продукции низкого качества.
Сокращение этих издержек приводит к сокращению общих затрат на качество
продукции. В результате себестоимость продукции снижается при неизменном
или более высоком качестве.
По нашему мнению затраты на качество необходимо не только
определять, но и проводить тщательный их анализ, который позволяет:
определить долю каждой категории затрат на качество в общих затратах на
качество и долю затрат на качество продукции в совокупных производственных
затратах; оценить влияние потерь от брака на себестоимость продукции и
прибыль продукции за определенный период; оценить зависимость затрат на
качество от уровня качества продукции. Эта зависимость позволяет оценить
степень влияния затрат на качество продукции, а также прогнозировать
возможные затраты для достижения заданного уровня качества; использовать
результаты анализа затрат на качество для решения задач по управлению
качеством продукции.
9. Анализ затрат на качество можно рассматривать и как экономическую
оценку эффективности системы, а результаты такого анализа берутся за основу
при повышении качества продукции.
С целью выявления причин, вызвавших неоправданно высокие потери изза дефектов нами детализированы внутренние затраты на устранение дефектов
во второй смене. Данные показали, что затраты на отходы производства
составили наибольший процент в общих затратах на внутренние потери из-за
дефектов. Для приятия мер по улучшению ситуации нами рассмотрены стадии
производства, на которых возникли затраты на отходы. Таким образом, в
первую очередь предупредительные мероприятия должны быть направлены на
решение проблем старта/запуска, а во вторую – складирования и т.д.
Прежде чем тратить средства на предупредительные мероприятия в
области старта/запуска производственного процесса смены необходимо
рассматривать возможные причины возникновения потерь, такие как:
недостаточные возможности технологического оборудования; отклонения
технологического процесса от нормативных требований; неточность
контрольных, испытательных приборов и оборудования; неточные технические
требования и характеристики; морально устаревшие или непригодные
инструменты; поврежденные приборы, инструменты, приспособления и
технологическая оснастка.
Ни одна из перечисленных причин не составляет более 8% от общей
величины потерь в рассматриваемый период. Однако, затраты на минимизацию
перечисленных потерь будут существенно различны в зависимости от
решаемой проблемы: наименьшие в случае предотвращения использования
непригодных инструментов и, возможно, весьма значительные при переходе на
оборудование с более высокими возможностями, обеспечения
производительности и качества продукции.
10. В практической деятельности предприятий существует задача
определения приоритетов: качество продукции или ее цена. С одной стороны,
это должно быть максимально высокое качество продукции, независимо от
того, какова возможная ее цена. С другой стороны, снижение цены продукции,
в результате которого не ухудшалось бы ее качество. Если делается выбор в
сторону повышения качества продукции, это ставит предприятие перед
необходимостью увеличивать цену. Потребитель для себя пытается выяснить
насколько увеличение цены на продукцию является обоснованным с точки
зрения обеспечиваемого при этом качества.
Поэтому установление взаимосвязи между качеством и ценой продукции
и их влияние на объем продаж продукции является немаловажной задачей.
В результате оценки влияния изменения анализируемых факторов на
объем продаж, мы выявили экстенсивную тенденцию повышения объема
продаж, основанную на количественном снижении цены продукции, и111
интенсивную тенденцию повышения объема продаж, основанную на
качественном изменении продукции за счет улучшения ее показателей.
Однако влияние цены продукции на объем продаж проявится в большей
мере по сравнению с качеством.
11. Формирование качества продукции начинается с технической идеи
специалиста, продуманной, выверенной, адекватной ситуации на
потребительском рынке и воплощенной в расчетах, схемах, чертежах. В связи с
этим разработка и использование оценки труда специалистов, занятых
проектно-конструкторской подготовкой производства, его качества и
эффективности необходимо рассматривать как важнейший элемент
комплексного управления качеством продукции предприятия.
Применяемые на предприятиях стройиндустрии системные оценки
качества и эффективности труда специалистов и коллективов учитывают
комплексный характер результатов труда по показателям качества и
эффективности как в сфере подготовки технической (конструкторской)
документации, так и в сфере непосредственного производства продукции.
В целях повышения результативности система оценки качества и
эффективности труда специалистов должна отвечать следующим требованиям:
соответствовать цели оценки; обеспечивать ее достоверность; быть
дифференцированной, то есть учитывать особенности труда различных
категорий специалистов и коллективов подразделений; предусматривать
сравнимость индивидуальных и коллективных результатов; характеризовать
результаты труда специалистов как с количественной, так и с качественной
сторон; содержать такие показатели, на которые специалисты могут оказывать
непосредственное влияние; предусматривать оценку труда по конечным
результатам деятельности (показатели строительства и эксплуатации объектов).
Построение системы качества – длительный процесс, который ведется с
помощью сторонней организации, специализирующейся на оказании такого
рода услуг. Сроки, необходимые для разработки документации системы112
качества, колеблются в зависимости от многих факторов, среди которых сфера
деятельности предприятия, его размер и организационная структура. В
процессе разработки системы качества участвуют все сотрудники предприятия,
их мнение учитывается в процессе разработки документации системы качества.
Эта работа координируется ответственным по качеству и специально созданной
рабочей группой.
1. Закон РФ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №6, ст.567. - с.1504.
2. Закон РФ “О стандартизации продукции” // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №6, ст.754. - с.1496.
3. Адлер Ю. Восемь принципов, которые меняют мир // Стандарты и качество. - 2001. - №6. - с.49-61.
4. Азгальдов Г.Г. Определение ситуации оценивая качество // Стандарты и качество. - 2000. - №11.
5. Азгальдов Г.Г. Потребительная стоимость и ее измерение. - М.: Экономика, 1971.
6. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии). - М.: Экономика, 1982. - 256с.
7. Антонов Г.А. Основы стандартизации и управление качеством продукции: Учебник. В 3-х частях: 4.III - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995. - 111с.
8. Аристов О.В. Конкуренция и конкурентоспособность. - М.: Финстатинформ, 2005.
9. Аристов О.В. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 240с.
10. Афанасьев П.П., Витин В.Ф., Голубев И.С. Оценка качества машиностроительной продукции. / Под ред. И.С. Голубева. - М.: Издательство МАИ, 1995.
11. Афанасьева Н., Рахлин К. Применение экономических методов в системе качества // Стандарты и качество. - 2000. - №10. - с.24-25.
12. Бадалов Л.М. Экономическое регулирование качества промышленной продукции. - М.: Экономика, 2010.
13. Бенделл Т. Наставники по качеству: Сборник кратких очерков о самых знаменитых зарубежных деятелях в области качества / Пер. с англ. - М.: РИА Стандарты и качество, 2002.
14. Бойцов В.В. О критериях оценки качества промышленной продукции. - «Техническая эстетика», 2008, №3.
15. Вейцман Э.В. Универсальный критерий качества // Стандарты и качество. - 1995. - №2. - с.36-38.
16. Высший уровень руководства и качество. Сер. Все о качестве. Зарубежный опыт. Вып.2: Пер с англ. - М.: НТК Трек, 2002. - 24с.
17. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. - М.: РИА Стандарты и качество, 2001.
18. Гличев А.В. Основы управления качеством. - М.: Издательство АМИ, 2001.
19. Гличев А.В. Очерки по экономике и организации управления качеством продукции. Очерк 3. Что такое качество // Стандарты и качество. - 2009. - №1. - с. 13-17.
20. Гличев А.В. Очерки по экономике и управлению качеством продукции // Стандарты и качество. - 1990. - №8, 10, 1992. - №9, 10, 11, 1993. - №11,2, 1994. - №10, 12, 1995. - №1,3,4,5,6,10.
21. Гличев А.В., Панов В.П., Азгальдов Г.Г. Что такое качество? - М.: Экономика, 1968.
22. Гличев А.В., Панов В.П., Азгальдов Г.Г. Что такое качество? - М.: Экономика, 1968. - 215с.
23. Демиденко Д.С. Управление затратами при формировании качества продукции: автореферат, СПб, 2001. - 30с.
24. Дружинин Г.В. Методы оценки и прогнозирования качества. - М.: Радио и связь, 1982. - 160с.
25. Затолокин В.М. Методы анализа качества продукции. - М.: Финансы и статистика, 1985.
26. Исикава К. Японские методы управления качеством. - М.: Экономик, 1988.
27. Каплен Р. Практическое введение в управление качеством. - М: Издательство стандартов, 1975.
28. Карлик Е.М., Демиденко Д.С., Шавкунов П.М. Анализ и оптимизация затрат на обеспечение заданного качества продукции // Стандарты и качество. - 1988. - №10. - с.85-88.
29. Карлик Е.М., Демиденко Д.С., Шкловский В.М. Затраты на повышение качества продукции. - ЛДНТП, 1979. - 28с.
30. Качество продукции: экономический словарь / Под ред. Т.Н. Калиновской. - М.: Экономика, 2009. - 96с.
31. Коммерческое товароведение и экспертиза: Учебное пособие для вузов. / Под ред. Г.А. Васильева, Н.А. Нагапетьянца. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. - 135с.
32. Конарева Л.А. Управление качеством продукции в промышленности США. - М.: Наука, 1977. - 226с.
33. Крылова Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством. - М.: Издательство
стандартов, 2010.
34. Купряков Е.М. Стандартизация и качество промышленной продукции. - М.: Высшая школа, 2002. - 304с.
35. Лабынцев Н.Т., Попова Т.Д. Учет и аудит затрат на улучшение качества продукции и услуг. - М.: Изд. Бухгалтерский учет, 2004. - 236с.
36. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях; Нац. фонд подготовки кадров. - М.: Новости, 2005.
37. Львов Д.С. Экономика качества продукции. - М.: Экономика, 1972. - 255с.
38. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление проектами: Справочное пособие / Под ред. И.И. Мазура. - М.: Высшая школа, 2001.
39. Международный стандарт ИСО 9000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - 2000-12-15. ISO - 2000.
40. Международный стандарт ИСО 9000. Системы менеджмента качества. Требования. 4е изд. 2010-12-15. ISO - 2000.
41. Международный стандарт ИСО 9004. Системы менеджмента качества. Руководство по улучшению деятельности. Изд. ISO - 2016.
42. Методика определения и применения интегральных показателей качества промышленной продукции. - М.: Издательство стандартов, 1983.
43. Методика оценки уровня качества продукции с помощью комплексных показателей и индексов. - М.: Издательство стандартов, 1974.
44. Минин Б.А. Качество. Как его анализировать? - М.: Финансы и статистика, 1989. - 96с.
45.Окрепилов В.В. Менеджмент качества. Учебник. - СПб.: Изд. Наука, 2010.
46. Окрепилов В.В. Управление качеством. - СПб: Наука, 2012.
47. Петухов Р.М. Оценка эффективности промышленного производства: (методы и показатели). - М.: Экономика, 1990. - 95с.
48. Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров “Управление развитием организации”. Модуль “Управление производительностью и качеством”. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 304.
49. Празднов Г.С. Экономический анализ деятельности предприятий по повышению качества продукции // Стандарты и качество. - 1989. - №3. - с.72-73.
50. Райхман Э.П. Основные понятия оценки качества продукции // Стандарты и качество. - 2010. -№9 - с.19-24.
51. Рахлин К., Скрипко Л. Принципы планирования и учета затрат на качество // Стандарты и качество. - 2000. - №3. - с.60-62.
52. Рахлин К.М., Скрипко Л.Е. Методология классификации затрат на качество // Стандарты и качество. - 2009. - №3. - с.49-52.
53. Рахлин К.М., Скрипко Л.Е. Состав затрат на обеспечение качества // Стандарты и качество. - 1998. - №8. - с.51-54.
54. Сапиро Е.С. Экономический анализ качества продукции. - М.: Экономика, 1988. - 93с.
55. Свиткин М.З., Рахлин К.М., Мацута В.Д. Организация работ на предприятии по внедрению стандартов ИСО серии 9000 // Стандарты и качество. - 2010. - №10. - с.22-
26.
56. Свиткин М.З., Рахлин К.М., Мацута В.Д. Стандартизированная терминология - залог успешных работ в области качества // Стандарты и качество. - 2009. - №11. - с.33-36.
57. Семь инструментов качества в японской экономике. - М.: Издательство стандартов, 1990. - 80с.
58. Сиськов В.И. Экономико-статистическое исследование качества продукции. - М.: Статистика, 1971. - 256с.
59. Смирницкий Е.К. Экономические показатели промышленности: Справочник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 1989. - 335с.
60. Спицнадель В.Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000): Учебное пособие - СПб: Бизнес-пресса, 2010.
61. Статистические методы и управление качеством: Комплект для менеджеров разных уровней. - Н.Новгород: СМЦ Приоритет, 2001.
62. Статистические методы повышения качества продукции / Под ред. Хитоси Кумэ. - М.: Финансы и статистика, 1990.
63. Тульчин Л.Г. Анализ методов оценки качества продукции. - Л.: Знание, 1989. - 28с.
64. Управление качеством: Учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Упр.качеством» / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро; Под общ. Ред. И.И. Мазура. - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2005. - 400с.
65. Управление качеством: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; Под. Ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. - 199с.
66. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие, 2-е издание. - М.: ЗАО Бизнес-школа, Интел-Синтез, 1997. - 352с.
67. Фейгенбаум А.В. Контроль качества продукции. - М.: Экономика, 1986 - 471с.
68. Философия качества по Тагути. Сер. Все о качестве. Зарубежный опыт. Вып.6: Пер. с англ. - М.: НТК “Трек”. - 1997.
69. Фридман П. Аудит: контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. - 286с.
70. Черкасский С. ISO-9000: кому это нужно? // Новые рынки. - 2010. - №1.
71. Чечеткина Н.М. Товарные критерии, определяющие конкурентоспособность // Надежность и контроль качества (Методы менеджмента качества). - 2009. - №4.
72.Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. О.И. Волкова и О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. 601с.