Базой исследования стали учащиеся 9 – 11 классов МБОУ «Средняя школа № 5» города Смоленска (МБОУ «СШ № 5») в количестве 60 человек в возрасте от 15 до 18 лет. Большинство респондентов женского пола (65%), мужского – 45 %. Возраст опрошенных варьируется от 15 до 18 лет.
Есть приложение .
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого вуза или города.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы значения спортивной деятельности в патриотическом воспитании школьников 5
1.1. Теоретические аспекты патриотического воспитания 5
1.2. Анализ нормативно-правового регулирования патриотического воспитания 10
1.3. Значение спортивной деятельности в патриотическом воспитании школьников 14
Выводы по 1 главе 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению значения спортивной деятельности в патриотическом воспитании школьников 20
2.1. Анализ значения спортивной деятельности в патриотическом воспитании 20
2.2. Экспериментальная работа по формированию патриотизма посредством спортивной деятельности 24
2.3. Анализ полученных результатов в выявлении роли спортивной деятельности на патриотическое воспитание 30
Выводы по 2 главе 33
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 1. Анкета по изучению особенностей патриотического воспитания 39
Приложение 2. Тест «Символика России» для участвующих в спортивно-патриотической игре «Марш бросок» 42
В современных условиях обостряются проблемы национального экстремизма, увеличивается количество молодых граждан с повышенной агрессивностью, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализирует нравственный аспект в гражданском развитии личности. В связи с этим, особенно актуальным становится значение спортивной деятельности в патриотическом воспитании молодого поколения. Посредством физических нагрузок формируется такие качества, как сила воли, дисциплинированность, ответственность, а также развиваются оальные качества личности, что в свою очередь является неотъемлемой характеристикой патриотического воспитания школьников.
Степень изученности темы в научной литературе:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения разрабатывалось на основе трудов В.Г. Белинского, Н.К. Крупской, А.В. Лунчарского, А.С. Макаренко, А.Н. Радищева, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и т.д. Влияние социально-психологических факторов на сознание личности, общественных групп при формировании патриотизма изучают А.С Безвербный, И.М. Брудный, В.М Шейко. В работах В.В. Гонеевой Л.В. Голиковой, В.А. Коробанова, В.И. Лутовинова, исследуются политическая идентификация молодежи и факторы, влияющие на патриотическую деятельность подрастающего поколения.
Несмотря на сравнительно большое количество опубликованных трудов в целом по изучению патриотического воспитания подрастающего поколения, многие аспекты темы, важные в научном и практическом отношениях, являются недостаточно раскрытыми.
Объект исследования: патриотическое воспитание школьника.
Предмет исследования: значение спортивной деятельности в патриотическом воспитании школьников.
Цель работы: изучение значения спортивной деятельности в патриотическом воспитании школьников.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты патриотического воспитания;
2. Проанализировать нормативно-правовое регулирование патриотического воспитания;
3. Рассмотреть значение спортивной деятельности на патриотическое воспитание школьников;
4. Провести экспериментальную работу по изучению влияния спортивной деятельности на патриотическое воспитание;
5. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
Гипотеза: спортивная деятельность оказывает положительное значение на патриотическое воспитание школьников посредством проведения спортивно-патриотических игр.
Используемые методы:
Теоретические: изучение литературы, анализ, обобщение, сравнение.
Эмпирические: наблюдение, анкетный опрос, эксперимент.
Структура работы: курсовая работа объемом 44 страницы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Осмысление патриотизма и гражданственности выступает в качестве систематизации представлений о том, как обучение и воспитание влияют на присвоение личностью духовно-нравственных ценностей. В этой связи по результатам теоретического анализа литературы можно сказать, что патриотическое воспитание школьников обусловлено постоянным взаимодействием с обществом, которое стимулирует активность и содействует совершенствованию личности подростка. Это включение обеспечивается коллективными формами внеурочной деятельности и учебных занятий в рамках социально-значимой среды, которая формирует субъект-субъектное взаимодействие педагога и школьника. Включение подростка во внеурочную деятельность учитывает его интересы и потребности, которые помогают успешно усваивать духовно-нравственные ценности патриотизма и гражданственности в процессе участия в различных мероприятиях в рамках данной тематики, что непосредственно влияет на дальнейшее развитие любого государства и общества. Основной целью нормативно-правового регулирования данного аспекта является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил, уважения прав, свобод и законных интересов каждого человека независимо от национальности, расы, языка, убеждений, отношения к религии и других обстоятельств.
При этом спортивная деятельность имеет большое влияние в рамках патриотического воспитания школьников. Посредством различных физических упражнений происходит развитие морально-волевых качеств, воспитание силы воли, ловкости, выносливости, стойкости, мужества и дисциплинированности, социально адаптированной самооценки, а также совершенствование рефлексивной культуры личности. Кроме того, систематическая спортивная деятельность создает благоприятные предпосылки для физической и психической подготовки подрастающего поколения к службе в армии, дружбы и любви к Родине, Отечеству, родному краю и повышения их готовности выполнять конституционные обязанности в мирное и военное время.
Спортивная деятельность в рамках патриотического воспитания играет значимую роль в жизни человека, влияет на его систему мировоззрения. Система ценностных убеждений, знаний, образов, мыслей, чувств, идеалов и настроений, надежд и стремлений, соединяясь в целостной картине мира расставляет жизненные приоритеты, и характеризует с точки зрения каждого индивида такие понятия, как патриотизм и гражданственность.
Для анализа значения спортивной деятельности в патриотическом воспитании, было проведено исследование в три этапа (констатирующего, формирующего и контрольного). Экспериментальной базой исследования стали учащиеся 9 – 11 классов МБОУ «Средняя школа № 5» города Смоленска в количестве 60 человек в возрасте от 15 до 18 лет.
Исходя из полученных данных констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что многие респонденты не имеют четкого представления о патриотизме и государственной символике. Кроме того, у подрастающего поколения преобладает пассивная позиция при посещении патриотических мероприятий. С целью привития молодому поколению патриотического осознания в рамках формирующего этапа была проведена спортивно-патриотическая игра «Марш бросок» на базе МБОУ «Средняя школа № 5» города Смоленска.
На контрольном этапе в ходе повторного анкетного опроса было выявлено, что спортивная деятельность в рамках патриотического воспитания школьников является эффективной и способствует появлению и укреплению патриотического осознания школьников.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
1. Балашов, Л.Е. Философия : учебник / Л.Е. Балашов. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 612с.
2. Басалаева, О.Г. Социология : учебно-методическое пособие / О.Г. Басалаева ; Министерство культуры Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», Социально-гуманитарный институт, Кафедра философии и др. - Кемерово : КемГУКИ, 2015. - 114 с.
3. Гилева, Н.С. Психология девиантного поведения : учебно-методическое пособие / Н.С. Гилева ; Министерство спорта, туризма и моло-дежной политики Российской Федерации, Сибирский государственный универ-ситет физической культуры и спорта. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Омск : Издатель-ство СибГУФК, 2012. - 128 с.
4. Дедюлина, М.А. Социальная этика : учебное пособие / М.А. Дедюлина, Е.В. Папченко. - Таганрог : Технологический институт ЮФУ, 2009. - 84 с.
5. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. – Москва : Дашков и К, 2013. – 39 с.
6. Краснов, Ю.К. Социология права : учебник для магистров / Ю.К. Краснов, В.В. Надвикова, В.И. Шкатулла. - Москва : Прометей, 2017. - 656 с.
7. Крюков, В.В. Философия : учебник / В.В. Крюков. - 3-е изд., испр. и доп. - Новосибирск : НГТУ, 2014. - 212 с.
8. Матюхин, А.В. Обществознание : учебное пособие / А.В. Матюхин, Ю.А. Давыдова, К.А. Рейтер. - 5-е изд., стер. - Москва : Синергия, 2019. - 243 с.
9. Миронов, В.В. Философия : учебник / В.В. Миронов ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Философский факультет. - Москва : Проспект, 2017. - 239 с.
10. Мусс, Г.Н. Теория и практика патриотического воспитания : учебное пособие / Г.Н. Мусс. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 183 с.
11. Нестерова Н. Н. Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 17-19.
12. Об образовании в Российской Федерации Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2012) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2013) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». – Версия 4017.00.91. – Режим доступа : Внутриуниверситетская компьютерная сеть. – Загл. с экрана.
13. О днях воинской славы и памятных датах России : федер. закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ (ред. от 13.03.1995) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». – Версия 4017.00.91. – Режим доступа : Внутриуниверситетская компьютерная сеть. – Загл. с экрана.
14. О патриотическом воспитании в Смоленской области : закон Смоленской области от 10.07.2014 № 94-З // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». – Версия 4017.00.91. – Режим доступа : Внутриуниверситетская компьютерная сеть. – Загл. с экрана.
15. Обществознание в вопросах и ответах : учебное пособие / А.Б. Безбородов, М.Б. Буланова, В.Д. Губин и др. ; ред. А.Б. Безбородов, В.В. Минаев ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет». - Москва : Проспект, 2015. - 334 с.
16. Плескач В.М., Кадач О.В. Влияние спорта в рамках универсиады 2019 на формрование патриотизма у молодежи Красноярского края / В.М. Плескач, О.В. Кадач // Актуальные вопросы организации волонтерской деятельности в рамках подготовки к Универсиаде 2019: лингвопереводческий, психолого-педагогический, организационно-управленческий и социальный аспекты Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, посвященной Универсиаде 2019 в г. Красноярске. 2017. С. 92-93.
17. Правовое воспитание школьников : учебное пособие / сост. З.В. Бочкарева ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь : СКФУ, 2016. - 236 с.
18. Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности : учебное пособие / ред. Г.А. Кузьменко. - Москва : Прометей, 2013. - 560 с.
19. Цечоев, В.К. Обществознание : учебник / В.К. Цечоев, А.Р. Шван-дерова. - 2-е изд., дополн. и перераб. - Москва : Прометей, 2017. - 614 с.
20. Шмырёва, Н.А. Патриотическое воспитание: теоретические аспекты : учебное пособие / Н.А. Шмырёва, О.С. Кононенко, З.В. Крецан. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012. - 124 с.