Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности готовности к смысловому чтению обучающихся с ОНР (Педагогика, психология, логопедия, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №57331

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы31
Год сдачи2019
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
394
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №4 (г. Барнаул; ул. Малахова, 20).
Выборка: 10 детей в возрасте от 6 лет 7 месяцев до 8 лет 2 месяцев, из них 5 мальчиков и 5 девочек. У всех детей диагностировано общее недоразвитие речи: 8 детей имеют алалию, 2 детей – афазию. Все испытуемые учащиеся 1-го класса.
В приложениях результаты исследования в табличном виде.
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития у обучающихся с общим недоразвитием речи готовности к смысловому чтению 5
1.1. Психофизиологические механизмы формирования навыков чтения у детей младшего школьного возраста с речевым развитием в норме 5
1.2. Особенности смыслового чтения у обучающихся с общим недоразвитием речи 11
Выводы по Главе 1 16
Теоретический анализ научных источников позволяет сформулировать следующие выводы: 16
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей готовности к смысловому чтению обучающихся с общим недоразвитием речи 17
2.1. Организация и методика исследования 17
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 21
Выводы по Главе 2 27
Заключение 28
Библиография 29
Приложение 32



В качестве объекта нашего исследования выступает смысловое чтение обучающихся с общим недоразвитием речи, предметом исследования является готовность обучающихся с общим недоразвитием речи к овладению навыками смыслового чтения
Целью настоящей работы является изучение особенностей развития готовности у обучающихся с общим недоразвитием речи к овладению навыками смыслового чтения.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
1. Раскрыть психофизиологические механизмы формирования навыков чтения у детей младшего школьного возраста с речевым развитием в норме.
2. Определение особенностей готовности обучающихся с общим недоразвитием речи к овладению навыками смыслового чтения.
3. Выявление готовности обучающихся с общим недоразвитием речи к овладению навыками смыслового чтения в экспериментальном исследовании.
Материалом исследования послужило обследование готовности обучающихся с общим недоразвитием речи к овладению навыками смыслового чтения в экспериментальном исследовании. Всего было обследовано 10 детей в возрасте от 6 лет 7 месяцев до 8 лет 2 месяцев, из них 5 мальчиков и 5 девочек. У всех детей диагностировано общее недоразвитие речи: 8 детей имеют алалию, 2 детей – афазию. Все испытуемые учащиеся 1-го класса.
Основными методами, используемыми в работе, являются: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, логопедической литературы и передового опыта учителей-логопедов, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, моделирование; эмпирические: анкетирование, наблюдение; методы количественного и качественного анализа полученных результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- подходы к детскому чтению – М.П. Воюшиной, Н.Н. Светловской, Н.М. Сусловой и др.;
- подходы к формированию навыков смыслового чтения у младших школьников – И.Н. Садовниковой, И.П. Сметанкиной, Е.В. Язовицкого и др.;
- подходы к развитию готовности обучающихся с общим недоразвитием речи к овладению навыками смыслового чтения – О.А. Козыревой, Е.В. Лавровой, Р.Е. Левиной, Е.П. Фуреевой и др.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиография, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Чтение является одним из основных элементов культуры общества, а также средством воспитания, образования и базой создания условий для формирования всесторонне развитой личности, в том числе самостоятельной, активной, творческой и конкурентоспособной. Образование и общество тесно связаны друг с другом, ведь первое ставит перед школой определенный ряд задач, которые необходимо решить, используя всевозможные методы, приемы и упражнения, но главное – эффективные.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования предъявлены требования к овладению младшими школьниками навыками чтения. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях вне-классной и внешкольной жизни.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т.е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.
Проведенное экспериментальное исследование позволяет сформулировать вывод о том, что у детей с общим недоразвитием речи вследствие недостаточности речемыслительной деятельности страдает процесс формирования языковых умений и навыков. У них возникают трудности усвоения языковых различных уровней: звуков, фонем, лексем, грамматических форм и конструкций, закономерностей построения связного высказывания. Это выражается в системном недоразвитии всех сторон речи, ее устной и письменной форм.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Алтухова, Т.А. Организация обследования смыслового компонента чтения младших школьников с общим недоразвитием речи / Т.А. Алтухова // Практическая психология и логопедия. – 2016. – № 1. – С. 32 - 43.
2. Алтухова, Т.А. Анализ состояния обучения чтению учащихся детей с ОНР / Т.А. Алтухова // Дефектология. – 2014. – №5. – С. 43-55.
3. Антипова, Ж.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Ж.В. Антипова. – М: Секачев В.Ю., 2018. – 224 с.
4. Воюшина, М.П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность. Монография / М.П. Воюшина. – СПб : Сударыня, 2007. – 320 с.
5. Гусарова, Л.А. Нескучное чтение. Формирование умения читать / Л.А. Гусарова // Начальная школа. – 2014. – № 7. – С. 30-33.
6. Игнатьева, С.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: [учеб. пособие для вузов по специальности «Социал. работа] / С.А. Игнатьева. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 299 с.
7. Исаева, О.В. Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника] / О.В. Исаева // Современные научные исследования / под ред. П.М. Горева, В.В. Утемова. – Выпуск 2 – Концепт. – 2017. – С. 112-115.
8. Карачевцева, И.Н. Особенности смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с общим недоразвитием / И.Н. Карачевцева // Дефектология. – 2009. – № 3. – С. 38-47.
9. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение. 1 класс / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. – М.: Просвещение, 2012. – 224 с.
10. Козырева, О.А. Лексика, грамматика, связная речь: учеб. пособие для детей ст. дошк. возраста / О.А. Козырева. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 119 с.
11. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнеев. – СПб: Речь, 2018. – 380 с.
12. Корпев, А.Л. Основы логопатологиы детского возраста Клинические и психологические аспекты / А.Л. Корпев. – СПб.: Речь, 2017. – 436 с.
13. Кубасова, О.В. Выразительное чтение: пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / О.В. Кубасова. – М.: Дело, 2011. – 206 с.
14. Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии / Е.В. Лаврова. – М.: Академия, 2017. – 463 с.
15. Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р.Е. Левина. – М.: Норма, 1990. – 197 с.
16. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р.Е. Левина. – СПб.: Речь, 2015. – 241 с.
17. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. Заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 680 с.
18. Нелюбова, Г. Книга по исправлению недостатков речи / Г. Нелюбова. – М.: АСТ, 2012. – 426 с.
19. Рейс, Г.А. Формирование читательских умений и развитие художественного вкуса младших школьников / Г.А. Рейс, Т.А. Лихачева // Начальная школа плюс до и после. – 2018. – № 11. – С. 32-38.
20. Рогова, П.Д. Речевое развитие детей с нарушениями речи / П.Д. Рогова. – Н.Новогород: ООО «Цветной бульвар», 2015. – 169 с.
21. Рудыка, Т.П. Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста / Т. П. Рудыка // Начальная школа. – 2017. – № 11. – С. 47-53.
22. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. – М.: Владос, 2011. – 306 с.
23. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н. Н. Светловская // Начальная школа. – 2016. – №1. – С-11-18.
24. Симакова, Т.А. Учимся, играя: логопедическая работа с дошкольниками и младшими школьниками с ОНР / Т.А. Симакова // Логопедия сегодня. – 2015. – № 4 (окт.-дек.). – С. 19-23.
25. Спирова, Л.Ф. Недостатки чтения и пути их преодоления / Л.Ф. Спирова. – М.: Логопед. – 2015. – 523 с.
26. Суслова, Н.М. Воспитать читателя / Н.М. Суслова // Народное образование. – 2018. – № 1. – С. 69-70.
27. Трошин, О.В. Логопсихология: Учебное пособие / О.В. Трошин. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 256 с.
28. Чиндилова, О.В. Восприятие художественного текста читателями на разных этапах детства как педагогическая проблема / О.В. Чиндилова // Начальная школа плюс до и после. – 2017. – № 7. – С. 76-79.
29. Фуреева, Е.П. Особенности формирования понимания логико-грамматических конструкций у младших школьников с общим недоразвитием речи / Е.П. Фуреева // Школьный логопед. – 2007. – № 5. – С. 30 – 44.
30. Язовицкий, Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания младших школьников с ОНР / Е.В. Язовицкий. – М.: Академия, 2013. – 399 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ