Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стимулирование и мотивация учебной деятельности учащихся

Работа №57307

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2016
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
281
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Стимулирование и мотивация учебной деятельности подростков как психолого-педагогическая проблема 6
1.1. Проблема мотивация учебной деятельности в отечественной и
зарубежной литературе 6
1.2. Мотивация учебной деятельности учащихся 11
1.3. Особенности формирования мотивации учебной деятельности
подростков 15
1.4. Методы стимулирования мотивации учебной деятельности 18
1.5 Развитие учебной мотивации у детей с ОВЗ 21
Глава 2. Экспериментальное изучение мотивации подростков 33
2.1. Этапы исследования. Характеристика выборки 33
2.2. Результаты исследования учебной мотивации подростков на
формирующем этапе 34
2.3. Реализации Программы мотивации учебной деятельности «Путь к
успеху» в экспериментальной группе 38
2.4. Результаты исследования учебной мотивации подростков
на констатирующем этапе 41
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложения


В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом.
Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.
Формирование мотивации учебной деятельности в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Актуальность ее обусловлена совершенствованием системы образования, подготовкой к жизни людей, способных самостоятельно приобретать знания, формированием у них активной жизненной позиции и опыта творческой деятельности. Все большее значение в последнее время придается исследованиям мотивации деятельности, ориентированной на достижения.
Проблема формирования мотивации учебной деятельности и достижений является важнейшим аспектом современного обучения.
Для более детального изучения стимулирования и мотивации учащихся мы остановили свой выбор на детях подросткового возраста, так как учебная деятельность в этом возрасте является ведущей.
Цель исследования: исследовать мотивации учения и способы их стимулирования у подростков
Объект исследования: учебная деятельность подростков 14-15 лет.
Предмет исследования, пути формирования мотивации учебной деятельности подростков.
Гипотезой нашего исследования выступает предположение о том, что уровень мотивации учебной деятельности подростков поддается корректировке.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены следующие задачи:
• изучить и проанализировать основные теоретические подходы к изучению данной проблемы;
• выявить особенности мотивации учебной деятельности подростков 14-15 лет;
• теоретически обосновать формирование мотивации учебной деятельности у подростков;
• подобрать диагностические методы, адекватные цели исследования, провести анализ результатов эксперимента;
• разработать и апробировать программу развития мотивации учебной деятельности в экспериментальной группе.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования:
• теоретико-методологический анализ литературы по рассматриваемой проблеме;
• эксперимент,
• диагностические методы;
• количественный и качественный анализ эмпирических данных. Методический инструментарий представлен комплексом методик,
исследующих мотивацию учебной деятельности и достижений:
1. «Методика изучения учебной мотивации», авторы М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина;
2. «Измерение мотивации достижений» модификация теста- опросника А. Мехрабиана в редакции М.Ш. Магомед-Эминова;
3. «Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости)» Д. Марлоу и Д. Крауна.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении факторов, способствующих формированию мотивации достижения и успешности учебной работы, выработке практических рекомендаций по улучшению данной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследовав проблему мотивации учебной деятельности и достижений подростков 14-15 лет в теоретическом и практическом аспектах, можно сделать следующие выводы.
Мотивация понимается как система побуждений, придающих поведению направленность, избирательность и динамичность. Эта система включает в себя мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, установки или диспозиции, идеалы.
Мотивы определяют и характер социально-психологической адаптации - место, которое занимает общение в деятельности подростка, особенности его переживаний, связанных с социальным статусом.
Мотивация определяет содержательную избирательность в учебной деятельности, влияет на выбор предпочтительных факторов, так как настоящие мотивы лучше проявляются в ситуации выбора.
Поэтому разработка методики изучения потребностей, интересов, целей, деструктивных, стимулирующих факторов как основных компонентов мотивационной сферы субъекта является важнейшим компонентом обучения.
Для обеспечения эффективности обучение необходимо, чтобы особенности построения и организации учебного процесса на разных этапах образования отвечали мотивационной сфере учащихся.
Повышение роли мотивации в учебном процессе необходимое в частности потому, что именно ею поясняется интенсивность в осуществлении избранного действия, активность в достижении результата и цели деятельности.
Для мотивационной сферы подростков характерно сочетание и взаимопроникновение широких социальных мотивов и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе. Формирование учебной мотивации предполагает развитие у ребенка социальных мотивов.
У «отстающих» детей складывается иной тип отношения к учению (уход от активной работы, боязнь трудностей, преобладает не стремление учиться, чтобы узнать новое, а отрицательные эмоции и мотивация избежания) и особые варианты учебной работы - выполнение отдельных стереотипных действий без понимания учебной задачи и должного уровня самоконтроля и самооценки.
Заинтересованность учащегося в обучении в значительной мере зависит от отношения к нему всего класса. Распространение позитивных и негативных веяний - от степени развития коммуникативных связей внутри школьного коллектива. Ответственность за свое будущее - от осознанности перспектив, которые открывает перед ребенком школа. Ребенок должен понимать, зачем он учится и чего может ждать от этого учебного заведения.
Создать необходимые установки, повысить и закрепить учебную мотивацию, помочь ученику найти свое место в коллективе и, наконец, способствовать созданию самого коллектива, желающего учиться, и учиться в конкретном учебном заведении, возможно с помощью совместной работы всего педагогического коллектива.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в рамках данной работы были рассмотрены особенности мотивации учения, выявлены специфические характеристика мотивации учения подростков, определены особенности развития, рекомендации и программа формирования мотивации учения подростков.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования теоретических и экспериментальных данных в процессе обучения и воспитания подростков, в ходе формировании их мотивации учения.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтвердилась.


1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев - М., 1976.
2. Асеев, В.Г. О формах мотивационно-ценностного отношения к действительности / В.Г. Асеев // Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов. - Тбилиси, 1971.
3. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В.Благонадежной. - М., 1972, с.7-44.
4. Васильев, И.А., Магомед-Эмиров М.Ш. Мотивация и контроль за действием / И.А. Всильев, М.Ш. Магомед-Эшонов - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 144 с.
5. Вилюнас, В.К. Инстинкт в свете эмоциональной концепции мотивации / В.К. Вилюнас // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1997. - № 1. - С.3.
6. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы биологической мотивации / В.К. Вилюнас - М., 1986.
7. Изард, К. Э. Психология эмоций / К.Э. Изард - СПб, 2000.
8. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин - СПб: Питер, 2006. - 508 с.
9. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.- 40 с.
10. Люшер, М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы / М. Люшер - Воронеж, 1993.
11. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и
механизмы: Автореф. дис. / М.Ш. Магомед-Эминов - М., 1987.
12. Маркова, А.К. Исследование мотивации учебной деятельности и идеи Л.С. Выготского / А.К. Маркова // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. - М., 1981.
13. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
14. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу - СПб: Евразия, 1999.
- 478 с.
15. Мерлин, В.С.Лекции по психологии мотивов человека / В.С. Мерлин
- Пермь, 1971. - 120 с.
16. Немов, Р.С. Психология, т.1. / Р.С. Немов - М., 1999
17.Орлов, А.Б. развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации / А.Б. Орлов // Вопросы психологии. - 1981. - № 5.
18. Реан, А.А. и др. О ценностно-мотивационной сфере студентов- универсантов / А.А. Реан, Т.В. Андреева, Н.П. Киреева, Н.Л. Москвичева // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. - СПб, 1999.
19. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. / С.Л. Рубинштейн - М., 1976.
20. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность: В 2 т. - Т. 1 / Под ред. Б.М. Величковского - М., 1986. - 408 с.
21. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон - М., 1969.
22. Ярошевский, М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества / М.Г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ