Организация проведения уроков географии с использованием технологии кластеры в 9 классе (Методика обучения географии, Омский Государственный Педагогический Университет)
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы применения технологии «Кластер» в обучении географии 5
1.1 Технология «Кластер»: содержание, значение в образовательном процессе 5
1.2 Использование технологии «Кластер» для реализации деятельностного подхода 9
1.3 Способы реализации технологии «Кластер» в образовательном процессе по географии 12
1.4 Учет психолого-педагогических особенностей развития школьников при использовании технологии «Кластеры» 19
Глава 2 Разработки уроков географии с применением технологии «Кластер» 24
2.1 Разработка урока географии для учащихся 9-го класса. Урок открытия новых знаний 24
2.2 Разработка урока географии для учащихся 9-го класса по теме «Население Центральной России». Урок закрепление 31
Заключение 39
Список использованных источников 40
На современном этапе существует ряд противоречий: между требованиями современности к образовательной политике и педагогическими условиями, созданными в общеобразовательных школах для обучения школьному курсу географии; между необходимостью развития критического мышления учащихся и отсутствием у учителей практики применения технологии «Кластер» как составного элемента технологии развития критического мышления.
Проблема исследования: как применять технологию «Кластер» на уроках географии в условиях деятельностного обучения.
Цель исследования – выявить особенности применения технологии «Кластер» на уроках географии в условиях деятельностного обучения.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы изучения проблемы применения технологии «Кластер» на уроках географии в условиях деятельностного обучения.
2. Определить методические особенности применения технологии «Кластер» на уроках географии.
3. Выявить возможности применения технологии «Кластер» на уроках географии в основной школе.
4. Разработать уроки географии для учащихся 9-х классов с применением технологии «Кластер».
Гипотеза исследования: применение технологии «Кластер» на уроках географии позволяет сформировать систему географических понятий и представлений у учащихся 9-х классов.
Объект исследования – процесс обучения географии.
Предмет исследования – педагогические условия применения технологии «Кластер» на уроках географии в условиях деятельностного обучения.
Методы: теоретические – теоретический анализ научных источников, анализ педагогического опыта, методы сопоставления и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – проектирование уроков географии.
Методологическую основу исследования составили научные труды И. В. Муштавинской, В.М. Пакуловой, Г.В. Сорокиной и др. Технология «Кластеры» раскрыта в работах К.Р. Глазковой, В.С. Кукушина, А.И. Павлова и др. В.А. Блаженов, О.Н. Горбатова, В.П. Симонов, И.О. Федорова и др. определили условия применения технологии «Кластеры» в обучении географии.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Современная система образования дает возможность учителю выбрать среди множества инновационных методик ту, которая позволит обучающемуся поразмышлять самому, самостоятельно получить информацию, по-новому взглянуть на собственный опыт и знания. Технология «Кластер» предлагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока. Например, графическое представление основной информации обеспечивает деятельностный подход к обучению, формирует универсальные учебные действия, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Применение технологии кластеров на уроках географии позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприятии, осмыслении учебной информации, учит отделять главное от второстепенного, подводит обучающегося к собственному выводу. Можно отметить и достоинства этого приема: он позволяет охватить большой объем информации; вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс.
Необходимо отметить, что в ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения: умение ставить вопросы; выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения; переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом; сравнивать и анализировать; проводить аналогии.
В ходе исследования были разработаны уроки географии для учащихся 9-го класса с применением технологии кластеры. Данные уроки дают учащимся возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом технология кластеров в образовательном процессе повышает мотивацию учащихся, формирует обстановку сотрудничества и воспитывают чувство достоинства.
Итак, в ходе исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Батурина, Г. И. Дидактика педагогического процесса [Текст] / Г. И. Батурина. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 522 с.
2. Беловолова, Е. А. Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе : Монография [Текст] / Е. А. Беловолова. – Москва : Прометей, 2013. – 144 с.
3. Блаженов, В. А. Приемы развивающего обучения географии [Текст] / В. А. Блаженов. – Волгоград : Учитель, 2015. – 145 с.
4. Бутенко, А. В. Критическое мышление : метод, теория, практика [Текст] / А. В. Бутенко, Е. А. Ходос. – Москва : Мирос, 2012. – 254 с.
5. Гакаев, Р. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы [Текст] / Р. А. Гакаев, М. А. Иразова // Образование и воспитание. – 2015. – № 3(3). – С.4–7.
6. Глазкова, К. Р. Уроки-семинары : формирование творческой, критически мыслящей личности [Текст] / К. Р. Глазкова, С. А. Живодробова // География : изд. дом Первое сентября. – 2016. – № 24. – С. 2-4.
7. Головина, С. В. Современный урок географии : проблемы, перспективы [Текст] / С. В. Головина. – Волгоград : Учитель, 2013. – 76 с.
8. Горбатова, О. Н. Методика преподавания географии : учеб. пособие [Текст] / О. Н. Горбатова. – Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. – 242 с.
9. Гузеев, В. В. Эффективные образовательные технологии : Интегральная и ТОГИС [Текст] / В. В. Гезеев. – Москва : НИИ школьных технологий, 2016. – 208 с
10. Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения [Текст] / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. – 2003. – №2. – С. 23-29.
11. Домогацких, Е. М. «География. Физическая география». 5 класс [Текст] / Е. М. Домогацких, Е. Е. Домогацких. – Москва : Родное слово, 2016. – 202 с.
12. Домогацких, Е. М. «География. Физическая география». 6 класс [Текст] / Е. М. Домогацких, Е. Е. Домогацких. – Москва : Родное слово, 2016. – 245 с.
13. Домогацких, Е. М. «География. Физическая география». 7 класс [Текст] / Е. М. Домогацких, Е. Е. Домогацких. – Москва : Родное слово, 2016. – 274 с.
14. Кукушин, В. С. Современные педагогические технологии [Текст] / В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону : Издательство «Феникс», 2014. – 380 с.
15. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя : учебно-методическое пособие [Текст] / И. В. Муштавинская. – Санкт-Петербург : КАРО, 2014. – 144 с.
16. Олешков, М. Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации [Текст] / М. Ю. Олешков // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения : Сборник научных трудов. – Екатеринбург : РГППУ, 2014. – С. 5-19.
17. Павлова, А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на географии [Текст] / А. И. Павлова // География в школе. – 2014. – № 8. – С. 11–15.
18. Пакулова, В. М. Современные аспекты преподавания географии в основной школе [Текст] / В. М. Пакулова // Педагогика. – 2015. – №8. – С. 26-32.
19. Пахомова, Л. С. Школьный компонент географического образования (теория и опыт) [Текст] : монография / Л. С. Пахомова. – Москва – Берлин : Директ- Медиа, 2014. – 193 с.
20. Петровская, А. И. Технология критического мышления [Текст] / А. И. Петровская. – Волгоград : Учитель, 2015. – 205 с.
21. Развитие универсальных учебных действий на уроках географии [Текст] / под ред. С. Г. Воровщикова, Н. П. Авериной. – Москва : Перспектива, 2013. – 280 с.
22. Симонов, В. П. Урок географии : планирование, организация и оценка эффективности : учеб. пособие [Текст] / В. П. Симонов. – Москва : Изд-во МГОУ, 2014. –187 c.
23. Сорина, Г. В. Критическое мышление : история и современный статус [Текст] / Г. В. Сорина // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – № 6. – 2013. – С. 97-110.
24. Сорокина, Г. В. Технология критического мышления на уроках географии [Текст] / Г. В. Сорокина // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 74-77.
25. Сухов, В. П. Интегрированный курс географии и биологии : системно-деятельностный подход [Текст] / В. П. Сухов, З. Ш. Тимербаева // Биология в школе. – 2010. – 85-88.
26. Халперн, Д. Психология критического мышления [Текст] / Д. Халперн. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 412 с.
27. Шишкова, И. Л. Современные педагогические технологии [Текст] / И. Л. Шишкова. – Волгоград : Учитель. 2015. – 362 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
29. Федорова, И. О. Элементы технологии критического мышления на уроках географии [Текст] / И. О. Федорова // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 33-36.
30. Юматова, Р. О. Возможности образовательного процесса в школе в использовании технологии критического мышления [Текст] / Р. О. Юматова // Педагогика. – 2013. – №4. – С. 85-88.