Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование взаимосвязи представлений об отношении родителей и копинг-стратегий у военнослужащих и гражданских лиц

Работа №57255

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2016
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
302
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОТНОШЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ 13
1.1 Семья. Стили семейного воспитания 13
1.2 Родительская любовь как основа воспитания 21
1.3 Исследование понятия копинг-стратегии 34
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДСТАВЛЕНИй ОБ ОТНОШЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ И КОПИНГ- СТРАТЕГИЙ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ИГРАЖДАНСКИХ ЛИЦ 41
2.1 Организация и методы исследования 41
2.2 Результаты исследований взаимосвязи представления об отношении
родителей и копинг-стратегий у военнослужащих и гражданских лиц 56
2.3. Анализ и интерпретация полученных данных 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
ЛИТЕРАТУРА 75
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования обусловлена тем, что именно в семейной атмосфере мы приобретаем базовые установки во взгляде на мир, на самого себя, на взаимоотношения с другими людьми. Важным аспектом изучения является роль обоих родителей в воспитании, в частности, тех стилей родительского отношения к ребёнку, которые преобладают в семье. От того, в какой семейной атмосфере вырос человек, зависит его уверенность в себе, способность ориентироваться в мире, справляться со стрессовыми ситуациями (адаптивное копинг-поведение). Копинг-стратегии, в свою очередь, определяют устойчивый способ психической адаптации к окружающей действительности, влияя на личностное самоопределение, характер межличностных отношений.
Теоретическая разработанность проблемы влияния стиля семейного воспитания на развитие личности ребёнка находит свое отражение в работах А.Я. Варги, Е.И. Захаровой, С.В. Карповой, Л.А. Кулик, Н.И. Берестова, М.И. Лисиной, Р.В. Овчаровой. Данные авторы в ходе исследований пришли к выводу, что отражение преобладающей семейной атмосферы является важным фактором психического развития и, в частности, способности справляться со сложными стрессовыми ситуациями в жизни человека - копинг-поведения[2]. По мере взросления, индивиду предстоит ориентироваться в условиях неопределенности и высокого темпа современной жизни. В связи с этим, особое значение приобретают вопросы, связанные с восприятием личностью стрессовой ситуации, а также со способами функционирования, адаптации и выработки эффективных стратегий преодоления стресса[1]. Проблема изучения стресса и его влияния на жизнедеятельность человека находят свое отражения в работах таких ученых как Г. Селье, В.А. Абабков, М. Перре, В.А. Бодров, Л.А. Китаев- Смык, М.В. Топчий, Т.М.Чурилова и др. Копинг-поведение личности изучали Л.И. Дементий, Т.Л. Крюкова, Н.М. Лыкова и др.
В ситуациях, когда интенсивность стрессовой нагрузки возрастает, а условия ее удовлетворения отсутствуют, поведение человека регулируется с помощью психологических защитных механизмов, функцией которых является переработка поступающей информации и предохранение личности от сильных эмоциональных переживаний или внутреннего конфликта. Психологические защиты могут быть адаптивными, защищая человека от тревоги в сложной для него жизненной ситуации, но могут носить и дезадаптивный характер, постоянно проявляясь, искажая восприятие объективной реальности [3]. Проблема изучения психологических защитных механизмов личности находит свое отражение в работах таких зарубежных ученых как З. Фрейд, А. Фрейд, Р. Плутчик.
Изучением копинг-поведения занимались многие отечественные авторы. Попытки систематизации знаний в данной области предпринимали Л.И. Анцыферова, А.М.Богомолов, Р.М. Грановская и Никольская И.М., Р. Лазарус и С. Фолкман, Е.С.Романова, А.Г. Маклаков. Свои идеи о поведении направленном на преодоление жизненных трудностей высказывали А. Бандура, Ф.Е. Василюк, Реан А.А. Описать факторы влияющие на копинг- поведение в своих работах пытались Дж. Роттер, Л.В. Виноградова, Ш. Тейлор, Я. Стерляу, А.В. Либин, Б.Д. Карвасарский.
В данной работе нас интересует взаимосвязь проявления копинг- стратегий и психологических защитных механизмов у военнослужащих и гражданских лиц в связи с особенностями отношений родителей в семье, так как существуют различия в особенностях представлений об отношении родителей и копинг-стратегий у военнослужащих и гражданских лиц. Ведь одни достигнув совершеннолетия, отчётливо понимают, что обязаны отстаивать интересы государства и добровольно идут на службу, другие же, не желая покидать зону комфорта, ищут иные пути преодоления «неблагоприятного» периода в жизни, называемого службой в армии.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что
исследование проблемы взаимосвязи представлений об отношении
10
родителей и копинг-стратегий у военнослужащих и гражданских лиц недостаточно изучена, не смотря на повышенный спрос в кадровых офицерах, в военнослужащих-профессионалах, и недостаток внимания к данной проблеме в психологии и Вооружённых Силах Российской Федерации.
Социальная значимость данного исследования определяется глубоким пониманием особенностей отношений родителей. Результаты данного исследования могут быть использованы для гармонизации межличностных отношений в современной семье, детско-родительских отношений и повышения вероятности выбора более адаптивных копингов при возникновении сложных ситуаций. Поэтому изучение проблемы взаимосвязи отношений родителей и копинг-стратегий сегодня становится особенно актуальной темой в современном обществе на фоне изменяющейся политической обстановки.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в психологической практике, семейной психологии, военной психологии, психологии управления.
Объект исследования: представления об отношении родителей у военнослужащих и гражданских лиц.
Предмет исследования: взаимосвязь представлений об отношении родителей и копинг-стратегий у военнослужащих и гражданских лиц.
Цель исследования: выявить взаимосвязь представлений об
отношении родителей и копинг-стратегий у военнослужащих и гражданских лиц.
Гипотеза исследования: основана на том, что существует взаимосвязь представлений об отношении родителей и копинг-стратегий; существуют различия в особенностях представлений об отношении родителей и копинг- стратегий у военнослужащих и гражданских лиц.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных, проблеме взаимосвязи представлений об отношении родителей и копинг- стратегий.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить взаимосвязь представлений об отношении родителей и копинг-стратегий у военнослужащих и гражданских лиц.
Методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1. 1. Модифицированная методика «Родителей оценивают дети» И.А.Фурманова и А.А.Аладьина.
2. Модифицированный опросник выявления представлений о родительской любви Р.В.Овчаровой.
3. Опросник «Способы совладающего поведения» Р.Лазарус.
Математические методы обработки данных:
1. Методы статистического анализа: среднее арифметическое,
стандартное отклонение; определение достоверности различий в значениях показателей (t-критерий Стьюдента).
2. Методы корреляционного анализа: коэффициент корреляции
Пирсона, проверка достоверности.
Выборка: представлена мужским полом от поздней юности к началу зрелости, в количестве 40 человек, среди которых 20 человек - военнослужащие - офицеры, 20 человек - граждане, не проходившие военную службу. Средний возраст испытуемых от 20 до 30 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Установлено, что по методике «Родителей оценивают дети» на выборке военнослужащих и гражданских лиц есть как схожие - что родители уделяют ребёнку крайне много сил, времени, внимания, воспитание стало центральным делом жизни родителей, родители уповают на поощрение, обращаются с требованиями, которые не соответствуют возможностям личности, и ставят её под угрозу; так и различные представления о родительских отношениях, а именно: в выборке военнослужащих- выявлена приверженность родителей к чрезмерным реакциям, отражающие их убеждения в полезности для детей максимальной строгости, в выборке гражданских лиц- существуют какие-то запреты, которые ребёнок легко нарушает, зная, что с него никто не спросит. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа характера, а особенно — неустойчивого типа.
По методике «Идеальный родитель» в обеих выборках все шкалы принимают низкий уровень значения, за исключением шкалы «Эмоциональный компонент мать», которая наглядно показывает, что конструктивный взгляд матери, учитывающий реальные особенности своего ребёнка и перспективу его развития, а также ожидания, запросы, адресованные ребёнку для реализации; чувство близости, отражающее
удовлетворенность от реализации материнского инстинкта заботы;
72
ответственность за жизнь ребёнка, побуждающая родителя к заботе, главным образом, о его физиологических потребностях будут одним из решающих причинных связей при выборе копинг-стратегий.
2. Результаты исследования совладающего поведения показали, что выборка граждан, не имеющих отношения к военной службе более гибкая в умении адаптироваться, и что их поведение осознанно направлено на активное изменение и преобразование ситуации. У военнослужащих преодоление негативных переживаний связано с целенаправленным подавлением и сдерживанием своих эмоций. Это говорит о высоком контроле своего поведения. Они постоянно переосмысливают проблемные ситуации и негативные переживания и рассматривают их как стимул для личностного роста и дальнейшей работы личности над саморазвитием.
3. При проверке гипотез о достоверности различий между средними значениями показателей достоверные различия были получены по всем трём методикам - по методике «Родителей оценивают дети», по следующим шкалам «Гиперпротекция Г+», «Потворствование У+», «Недостаточность запретов З-», «Чрезмерность санкций С+», «Неустойчивость стиля воспитания Н», «Расширение сферы родительских чувств РРЧ», «Предпочтение детских качеств ПДК», «Фобия утраты ребёнка ФУ», «Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств ПНК», «Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания ВК»; по методике «Идеальный родитель», по следующим шкалам: «Когнитивный компонент матери», «Эмоциональный компонент матери»; по методике «Способы совладающего поведения», по следующим шкалам: «Дистанцирование», «Самоконтроль», «Поиск социальной поддержки», «Принятие ответственности», «Бегство-избегание», «Планирование решения проблемы». Это означает что данные группы, имеют разные представления об отношении родителей и выбору стратегии поведения при возникновении стрессовых ситуаций.
4. Анализ корреляции показал, что существует взаимосвязь между
представлением об отношении родителей и копинг-стратегиями у военнослужащих и гражданских лиц. Эти взаимосвязи говорят о том, что много сил и времени потраченные родителями на детей, в сочетании с чрезмерной строгостью воспитали в них, умение сдерживать эмоции, высокий контроль поведения и самообладание. Преувеличенное
представление о «хрупкости» ребёнка приводит к хронической
неудовлетворённости собой гражданскими лицами, и признанием своей роли в возникновении проблемы и ответственности за её решение. А чрезмерность требований, повышенная моральная ответственность при небольшом количестве времени, уделяемом при этом, научили военнослужащих подходить к решению проблемы более рационально, применяя аналитический подход.
5. На данном этапе наша гипотеза, основанная на том, что существует взаимосвязь представлений об отношении родителей и копинг-стратегий; что существуют различия в особенностях представлений об отношении родителей и копинг-стратегий у военнослужащих и гражданских лиц, подтвердилась.



1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб.: Речь, 2009. - С. 166.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - С. 420.
3. Блум Ф. Мозг, разум и поведение/Пер. с англ. Е.В.Годиной. - М.: Мир, 1988. - С. 246.
4. Большой Энциклопедический словарь, 2000. - С. 265.
5. Вернек Г. Психология семьи. — Вена: WUV, 2000. - С. 10-11.
6. Вернек Г. Психология семьи. — Вена: WUV, 2000. - С. 21.
7. Вернек Г. Психология семьи. — Вена: WUV, 2000. - С. 47.
8. Вернек Г. Психология семьи. — Вена: WUV, 2000. - С. 9.
9. Гавров С. Н. Историческое изменение институтов семьи и брака. - М.: МГУДТ, 2009. - С. 20.
10. Дольто Ф. На стороне ребёнка. - Екатеренбург: Рама Паблишинг, 2013. - С. 453.
11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2005. - С. 196.
12. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2005. - С. 198-203.
13. Кравченко А. И. Глава 16: Семья и брак // Социология. - М.: Проспект, 2010. - С. 275.
14. Крейслер Л. Структурные неорганизованности у маленького ребёнка как следствие хронической эмоциональной недостаточности // Мать, дитя, клиницист (новое в психоаналитической терапии) / под ред. Г. Виззиелло, Д. Штерн. - М., 1994. - С. 145.
15. Лазарус Р.С., С.Фолкман Стресс, оценка и копинг. Н. Я. Наука, Москва, 1984.
16. Минияров В.М. Основы психологического консультирования. - Спб., 2000. - С. 12.
17. Мясищев В. Н. Психология отношений /В. Н. Мясищев. М.; Воронеж, 1995. - С. 348.
18. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. -
С. 496.
19. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. -
С. 181.
20. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - С. 180 - 184.
21. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - С. 345364.
22. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 /А.
С. Спиваковская. М., 2000. - С. 398-437.
23. Столин В.В. Самсознание личнсоти.- М. Издательство МГУ, 1983. - С. 286.
24. Фромм А. Азбука для родителей. — Л., 1991. - С. 103.
25. Фромм А. Азбука для родителей. — Л., 1991. - С. 96.
26. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов. - МН.: "ТЕСЕЙ", 1999. С. 174, - С. 210 - 216.
27. Чаянов, А. В. Организация крестьянского хозяйства // Избранные произведения. — М.: Московский рабочий, 1989. - С. 366.
28. Шишова Е.О., Солобутина М.М. Анализ и обработка эмпирических данных психологических и педагогических исследований (Microsoft Excel, Statistica, SPSS). -М.: Издательство «Школьная пресса» 2012. - С. 103-111.
29. Шишова Е.О., Солобутина М.М. Анализ и обработка эмпирических данных психологических и педагогических исследований (Microsoft Excel, Statistica, SPSS). -М.: Издательство «Школьная пресса» 2012. - С. 124-131.
30. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. - М: 2000. - С. 121.
31. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Л., 1990. - С. 188.
32. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - СПб: Азбука, 2009. - С. 256.
33. Юридический словарь, 2000. - С. 344.
34. Кон И. С. Психологический журнал, 1987, №4. - С. 126-136.
35. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 - С. 93-112.
36. Маринова М.А. Основные социологические и экономические подходы к изучению домохозяйства = The main social and economic approaches to housekeeping study // Вестник РУДН : серия Социология. -
2004. - № 6-7. - С. 202-211.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ