Введение 5
1. Передаточные функции элементов системы управления и составление структурной схемы 6
2. Определение передаточных функций разомкнутой и 7
замкнутой системы. Характеристические полиномы 7
3. Построение области устойчивости замкнутой системы методом D-разбиения по неизвестному коэффициенту усиления 8
4.Анализ устойчивости исходной системы 9
4.1. Устойчивость разомкнутой системы по корням характеристического уравнения. 9
4.2. Анализ устойчивости исходной системы по критерию Гурвица. 9
4.3. Устойчивость системы по критерию Михайлова. 10
4.4. Устойчивость системы по критерию Найквиста. 11
5. Построение ЛАЧХ и ЛФЧХ исходной разомкнутой системы. 13
6. Построение желаемой ЛАЧХ с учетом требуемых значений быстродействия, перерегулирования и точности. 13
7. Построение ЛАЧХ корректирующего устройства, определение его передаточной функции и расчет параметров. 15
Расчет корректирующего устройства. 15
8. Определение статистической ошибки, ошибок по скорости и по ускорению скорректированной системы, запасы устойчивости. 17
9. Расчет переходной характеристики, моделирование САУ. 18
Заключение 21
Литература 22
Приложение
Задание на курсовую работу
Для системы управления, соответствующей выданному варианту, выполнить действия указанные ниже.
1. Записать передаточные функции элементов системы управления и составить ее структурную схему.
2. Определить передаточные функции разомкнутой и замкнутой системы регулирования, а также их характеристические полиномы.
3. Построить область устойчивости замкнутой системы методом D- разбиения по неизвестному коэффициенту усиления. Коэффициент необходимо выбрать их предполагаемой области устойчивости.
4. Оценить устойчивости разомкнутой системы по корням характеристического уравнения, устойчивость замкнутой системы, используя критерий Гурвица, Михайлова и Найквиста. Определить запасы устойчивости по амплитуде и фазе.
5. Построить ЛАЧХ и ЛФЧХ исходной разомкнутой системы, сформировать желаемую ЛАЧХ из условия обеспечения требуемых значений быстродействия, перерегулирования и точности.
6. Построить ЛАЧХ корректирующего устройства, найти его передаточную функцию, а также рассчитать параметры.
7. Найти статическую, скоростную и по ускорению ошибки скорректированной системы, запасы устойчивости по амплитуде и по фазе. Сравнить их с аналогичными характеристиками исходной системы.
8. Рассчитать переходную характеристику, смоделировать САУ и сравнить результаты.
Введение
Существует чрезвычайно большое разнообразие автоматических систем, выполняющих те или иные функции по управлению самыми различными физическими процессами во всех областях техники. В этих системах сочетаются весьма разнообразные по конструкции механические, электрические и другие устройства, составляя, в общем, сложный комплекс взаимодействующих друг с другом звеньев.
При решении задачи улучшения качества процесса управления проектируемой системы прежде всего необходимо попытаться рациональным образом изменить её параметры (коэффициенты передачи отдельных звеньев, постоянные времени и т.п.) так, чтобы удовлетворить требованиям качества управления, которые определяются критериями качества.
Целью выполнения курсовой работы является применение теоретических положений теории управления для структурного синтеза систем управления непрерывного действия на заданное качество регулирования.
Курсовая работа носит прикладной характер и в инженерной практике может быть использована на этапе анализа технического задания, выработки требований к структуре САР и параметров её динамических звеньев для обеспечения устойчивости работы с требуемыми показателями качества по быстродействию, точности и перерегулированию.
В проделанной курсовой работе была сформирована исходная САУ при помощи выбора оптимального значения неизвестного коэффициента усиления методом D – разбиения. Устойчивость системы была проверена критериями Гурвица, Михайлова и Найквиста.
Была сформирована желаемая ЛАХ, удовлетворяющая требуемым условиям быстродействия, точности и перерегулирования. Был произведен расчет и синтез корректирующего устройства, обеспечивающего корректировки исходной САУ с целью получения желаемых результатов. Установлено, что у скорректированной САУ время перерегулирования, показатели качества, переходные характеристики, запасы устойчивости по амплитуде и по фазе значительно улучшаются по сравнению с исходной
1. Бесекерский В.А., Попов Е.П. Теория систем автоматического управления. – СПб.: Профессия, 2003. – 128-131с, 230с, 389-395с.
2. Курс лекций по ТАУ / Е.Н.Шевяхов, Уфа, 2006.
3. Воронов А.А. Теория автоматического управления. Часть I. Теория линейных систем автоматического управления. – М.: Высшая школа, 1986.