ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Сущность, значение и цели бизнес-планирования 9
1.2 Классификация бизнес-планов 12
1.3 Структура бизнес-плана 15
1.4 Показатели эффективности инвестиционного проекта 23
1.5 Особенности бизнес-планирования в России и за рубежом 27
2 РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА
2.1 Бизнес-идея 32
2.2 Резюме проекта 33
2.3 Маркетинговое исследование рынка 34
2.4 Инвестиционный план 49
2.5 Текущие затраты проекта 52
2.6 Денежные потоки проекта 55
2.7 Оценка экономической эффективности проекта 58
2.8 Оценка рисков проекта 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А. Основные расчеты
Целью работы является разработка бизнес-плана открытия открытию цеха по изготовлению изделий из гранита.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи.
1. Разработать бизнес-идею проекта.
2. Провести исследование рынка изделий из гранита и составить прогноз выручки.
3. Разработать организационно-производственный план.
4. Рассчитать потребность в инвестициях и финансировании проекта.
5. Произвести оценку экономической эффективности и финансовой
реализуемости проекта.
6. Провести оценку рисков.
7. Сделать вывод о целесообразности осуществления инвестиционного проекта.
Объектом исследования являются предприятие, планируемое к открытию.
Предметом исследования - инвестиционная деятельность предприятия.
В первой главе рассмотрены теоретические основы инвестиций и бизнес - планирования, приведены современные методики оценки инвестиционных проектов.
Во второй главе проведено маркетинговое исследование, анализ отрасли, раскрыта актуальность выбранной темы, проеден SWOT-анализ, описан рекламный продукт и суть инвестиционного проекта. Представлена расчетная часть реализации проекта, требующих различных инвестиционных вложений, оценке эффективности инвестиционного проекта, его финансовой реализуемости и анализ рисков.
Бизнес-план представляет собой модель деятельности предприятия, которая использует все элементы традиционного планирования применительно к категориям рыночной экономики - бизнесу, конкурентной борьбе, маркетингу, коммерческому риску, безубыточности и рентабельности. Грамотно разработанный бизнес-план позволяет эффективно развивать предпринимательскую деятельность, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы. А также используется для повышения качества управления и прогнозирования.
В условиях рыночной экономики бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательской деятельности. В нашей стране необходимость использования бизнес-планов осознана на государственном уровне. В настоящее время он все чаще становится продуктом внутренней управленческой деятельности, который необходим для решения многих вопросов функционирования предприятия, как правило не связанных с привлечением инвестиций.
Мировой опыт говорит нам о том, что бизнес-план имеет широкое распространение в странах с развитой экономикой. В нашей стране бизнес-планы начали использоваться в начале девяностых годов. Тогда они использовались лишь как инструмент, помогающий привлечь иностранные инвестиции. На сегодняшний день практика составления бизнес-планов распространена гораздо шире. Бизнес- планы активно используются во многих отраслях экономики. Не стала исключением и камнеобрабатывающая отрасль.
Анализ мирового рынка показал, что Россия среди лидеров по добыче природного камня находится в числе аутсайдеров. Но несмотря на это спрос на стройматериалы из природного камня в нашей стране растет из года в год: в 2019 году рост прогнозируется на уровне 6%. Среднесрочная перспектива оптимистична: предполагается, что с 2020 по 2025 год потребление природного камня будет расти на уровне 3% ежегодно, и к 2025 году, как ожидается, рынок природного камня в России достигнет 47,5 миллионов тонн, что на 40% выше уровня 2017 года.
Положительная динамика рынка в среднесрочной перспективе будет связана, главным образом, с ростом спроса на материалы из природного камня в рамках реализации государственных и частных строительных проектов, а также на фоне восстановления экономики в целом и покупательной способности граждан в частности.
При этом до 98% потребляемого камня добывается и производится в России, на экспорт приходится около 2%.
По итогам 2017 года наибольший объем потребления пришелся на Центральный (42% в натуральном выражении), Уральский (32%) и Северо-Западный (26%) федеральные округа. При этом Уральский регион имеет собственную большую сырьевую базу. Больше половины добытых в нем природных камней поставляется в другие части России, оставшаяся часть потребляется в самом регионе.
Уральский регион был выбран для открытия нашего предприятия по ряду причин: развитая местная сырьевая база; налаженные пути поставок сырья из месторождений в других регионах; растущий рынок; низкие тарифы на воду и электроснабжение, большое количество людей, работающих в камнеобрабатывающей сфере, которые могут стать работниками нашего предприятия; растущий уровень жизни и благосостояния населения.
Основными потребителями будут коммерческие (большие государственные организации, торговые агенты строительных фирм) и прямые (частные лица).
В качестве конкурентов было выделено три типа камнеобрабатывающих предприятий: малые, средние, крупные. Наше предприятие будет среднего размера.
Добиться конкурентных преимуществ помогут следующие факторы: в производстве используется сырье из месторождений всей России; возможность использовать импортные виды гранита; широкий ассортимент продукции; система менеджмента качества, соответствующая международному стандарту ISO 9001; опытные рабочие и современное оборудование позволят контролировать качество продукции на всех этапах производства; обучение персонала.
Был произведен SWOT-анализ. По его результатам сильными сторонами оказались современное оборудование, широкий ассортимент, качественный менеджмент, малые сроки изготовления и доставки.
Рекламная кампания состоит из продвижения сайта в поисковых системах, реклама в интернете, сотрудничество с малыми камнеобрабатывающими предприятиями и организация стендов на различных выставках.
Было выбрано необходимое оборудование и производственное помещение, подходящее под определенные требования.
Далее был рассчитан объем производства и необходимого количества сырья. Был составлен список работников, рассчитана их заработная плата.
Сумма инвестиций, необходимых для реализации проекта составляет 3 631 120 рублей. 1 811 240 рублей пойдут на покупку сырья для месячного производства, а 1 820 000 - на аванс по лизингу. Финансирование будет осуществляться с помощью лизинга и собственных средств.
Также были рассчитаны показатели эффективности инвестиций.
Чистый дисконтированный доход (NPV) равен 5 946 860 рублей и показывает прирост экономического потенциала предприятия от реализации проекта в анализируемом периоде. Индекс доходности (PI) равен 2,6. Внутренняя норма доходности (IRR) говорит о том, что максимальная стоимость источников ч1финансирования, при которой проект остается безубыточным, равна 54%. Дисконтированный срок окупаемости (DPP) показывает, что дисконтированные поступления превысят начальные инвестиции за 2 года.
В конце мы видим, что проект обладает необходимым потенциалом для достижения поставленных целей, а именно закрепиться на рынке стройматериалов и изделий из гранита и впоследствии нарастить объем производства и реализации, а также увеличить прибыль.