Введение
Глава I. Историческая наука о внешней политике Ивана Грозного...
§ 1. Дореволюционные историки о внешней политике Ивана IV..
§ 2. Советская и современная историография о внешней политике Ивана Грозного
Глава II. Ведущие тенденции развития школьного исторического образования в России
§ 1. Содержание исторического образования в общеобразовательной школе по Концепции нового УМК по Отечественной истории и Историко-культурному стандарту
§ 2. Переход на линейную систему изучения истории
Глава III. Методические аспекты изучения темы «Внешняя политика Ивана Грозного"
§ 1. Освещение темы «Внешняя политика Ивана Грозного» в современном УМК 6 класса по Отечественной истории
§ 2. Методические приемы изучения темы «Внешняя политика Ивана Грозного» в 6 классе
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность исследования. Последнее десятилетие в России - это период глобальных перемен в экономической, политической, социальной сферах жизни и как следствие, повлекшее за собой изменения в сложившейся системе школьного образования. В целом в рамках модернизации школьного образования коренным образом изменилась парадигма образования. Сегодня российское общество ставит перед школьным образованием новые задачи, решение, которых позволит создать условия для личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся. Проблема и модернизация образования - одна из приоритетных направлений государственной политики. Это мы видим из государственных актов, принятых в настоящее время: «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.» и «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 гг.» .
Такие понятия как «школьное образование», «школьное историческое образование» волнуют не только специалистов, но и простого обывателя. Мы не ошибемся, если скажем, что новости и информация о школьном образовании самые востребованные, как на страницах СМИ, так и на телевидении, и в Интернете. Федеральный государственный стандарт основного общего образования - документ, утвержденный Министерством образования и науки в 2010 г. , отождествляемый как парадигма школьного образования, декларирующий системно-деятельностный подход в образовании, до сих пор вызывает споры и разногласия. Главный предмет споров - возможно ли освоить содержание предметов в полном объёме при проведении урока по Федеральному Государственному образовательному стандарту (далее ФГОС). Урок по ФГОС предполагает, что ученики сами определяют тему и проблему урока. На это уходит много времени, на изучение содержания остается меньше. Отсюда вытекает второй вопрос: приемы учебной мотивации (это и есть определение темы и проблемы). С одной стороны, в этом есть крупица здравого смысла: зачем ученику в 7 классе изучать Ливонскую войну? Чтобы знать- этим подростка уже не мотивируешь. Тогда зачем? Если учитель при подготовке урока сможет найти ответ на этот вопрос, он правильно и интересно построит урок и отберет нужное содержание. Это и есть самый сложный момент, к которому многие учителя подходят примитивно: показывают слайды, потом просят учеников определить тему урока и проблему. А дальше все по-старому, непонятно, зачем в начале урока тратили время. Получается противоречие между ФГОС и Историко-культурным стандартом (далее ИКС). Первый предполагает сокращение содержания при развитии умения учиться, второй - наоборот, увеличение объёма знаний. Решение остается за учителем.
Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС, современный учащийся должен выполнять роль не пассивного исполнителя поставленных перед ним задач, а самостоятельного творчески развитого учащегося, умеющего найти необходимую информацию, а впоследствии использовать ее на практике. Но наиболее значимые изменения за несколько последних лет коснулись преподавания школьных предметов «История» и «Обществознание». В 2015 г. группой ученых была разработана «Концепция нового учебно¬методического комплекса по отечественной истории» , в который входит ИКС . Следует подчеркнуть, что на сегодняшний день, ИКС не имеет юридического статуса, кроме устных рекомендаций Министерства образования и науки РФ и письменных рекомендаций регионов. Однако при всем при этом именно ИКС заявлен как "научное ядро школьного исторического образования", и на основании него выпущены новые учебники истории и выстраивается содержание учебников и вопросы ОГЭ и ЕГЭ. Все вышеизложенное доказывает актуальность выбранной нами темы. Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы обосновывается.
Степень изученности темы. Большое количество работ, посвященных учебному сотрудничеству с одноклассниками, мы нашли у доктора психологических наук Г.А. Цукерман. Автор раскрывает понятие «предметное общение» посредством организации групповых форм работы. В частности Галина Анатольевна подчеркивает, в процессе учебного сотрудничества сверстники демонстрируют различные способы действия в решении тех или иных задач. Кроме того, Г.А. Цукерман раскрывает развивающиеся способности учащихся в процессе групповой учебной деятельности .
Две работы по нашей теме мы обнаружили у психолога В.С. Агеева . К примеру, в монографии «Межгрупповое взаимодействие: социально¬
психологические проблемы» ученый рассматривает разнообразные формы группового взаимодействия. Автор делится результатами своих собственных эмпирических исследований.
Специалист по теории решения изобретательских работ (ТРИЗ) Гин А.А.
в своей работе «Приемы педагогической техники: Свобода выбора.
Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность» говорит о положительных сторонах организации групповой учебной деятельности. В частности автор подчеркивает продуктивность групп в решении задач различных видов, как творческих, так и эвристических.
Интересной и информативной для нашего исследования стала книга В.М. Курятова «Как организовать обучение в малых группах» . Автор книги рассказывает о своем опыте организации малых групп в процессе обучения в России и за рубежом. Он оценивает работу групп, демонстрирует принципы подбора групп, показывает методику подбора заданий для малых групп. И.А. Зимняя утверждает, что эффективность внутригруппового сотрудничества по сравнению с индивидуальной работой повышается на 10 % .
При написании выпускной квалификационной работы нами также были использованы школьный учебник по истории России 6 класс , рабочие тетради по учебно-методическому комплексу (далее УМК) Данилова 6 класс .
Источниковая база. Поставленные в выпускной квалификационной работе вопросы решаются нами на основе массива источников. Источниковую база исследовательской работы мы разделили на три группы источников: 1) законодательные источники; 2) рабочие программы по Истории России 6 класс; 3) работы историков, затронувших тему «Внешняя политика Ивана Грозного» В.Ю. Гумилёв , В.Н. Татищев , Н.М. Карамзин1, Н.И. Костомаров2, С.М. Соловьёв , В.О. Ключевский , С.Ф. Платонов , Р.Ю. Виппер , В.В. Пенской , В.Д. Королюк , Р.Г. Скрытников , А.И. Филюшкин и др.
Первая группа источников - Законодательно-нормативные акты. К примеру Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации , позволивший узнать об основных принципах политики РФ в сфере образования. Приказ Минобрнауки России от 08.06.2015 г. N 576 позволил нам узнать о рекомендуемом к использованию перечне учебников, Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. N 1897 .
Ко второй группе источников мы отнесли рабочую программу учителя истории МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Набережные Челны , а также рабочую программу по УМК Данилова А.А. Оба источника раскрывают цели, задачи предмета «История России» в 6-ом классе, определяют количество учебных часов, отводимых на полный курс «Истории России», а также на изучаемые темы.
Объект исследования - процесс обучения предмету «История России» в рамках реализации ФГОС ООО, ИКС.
Предмет исследования - учебно-методический комплекс по предмету «История России» Данилова А.А. и Косулина Л.Г. и методические приемы при преподавании в школьном курсе истории темы «Внешняя политика Ивана Грозного».
Гипотеза исследования - в современной школе учитель истории обладает определенным количеством методик с целью повышения качества предметных результатов, а также активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в процессе организации групповой деятельности на уроке истории.
Цель исследования - определить наиболее эффективный метод преподавания в процессе изучения темы «Внешняя политика Ивана Грозного» в школьном курсе 6 класса.
Для достижения данной цели выпускной квалификационной работы поставлены следующие задачи:
• представить мнение дореволюционных, советских и современных историков по теме «Внешняя политика Ивана Грозного» (в настоящее время при существовании государственного заказа на качественное школьное образование учитель истории должен обладать информационной компетентностью, т.е. владеть всей необходимой источниковой базой по изучаемой теме, и после анализа учебного материала, отобрать наиболее подходящую источниковую базу);
• произвести анализ содержания исторического образования в общеобразовательные школы на основе Концепции нового УМК по отечественной истории и Историко-культурному стандарту;
• проанализировать две системы преподавания истории - линейную и концентрическую, для того, чтобы знать положительные и отрицательные стороны обеих систем;
• охарактеризовать освещение темы "Внешняя политика Ивана Грозного" в современном УМК 6 класса;
• предложить методические приемы изучения темы «Внешняя политика Ивана Грозного» в 6 классе.
Методологической основой выпускной квалификационной работы выступили:
• концепция деятельности (или деятельностный подход) . Данная теория начала формироваться в 20-е гг. ХХ в. В данной теории психологами было предложено две трактовки. Первая - предложена С.Л. Рубинштейном как принцип единства деятельности и сознания. Вторая - А.Н. Леонтьев разработал принцип общности внутренней и внешней деятельности ;
• концепция учебной деятельности, разработанная В.В. Давыдов и Д.Б. Элькониным ;
• концепция коллективной познавательной деятельности ,
разработанная И.Б. Первиным, М.Д. Виноградовым , В.К. Дьяченко , В.В. Пасечник и др.
Методами организации исследования стали методы теоретического и эмпирического уровня. Из методов теоретического исследования следует выделить: научный анализ педагогической, научно-методической литературы по теме выпускной квалификационной работы, анализ ранее выполненных диссертационных исследований. Методы теоритического уровня позволили создать теоретические обобщения по изучаемой нами теме. Из методов эмпирического уровня в выпускной квалификационной работе были использованы следующие: изучение литературы, документов, констатирующий и обучающий эксперимент.
Экспериментальной базой нашего исследования стала МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Набережные Челны. В период
прохождения педагогической практики нами был проведен урок в 6 классе на тему «Внешняя политика Ивана Грозного» с привлечением исторических источников.
Научная новизна работы состоит в том, что в исследовании предложена методика проведения урока истории на тему «Внешняя политика Ивана Грозного», которая была направлена на повышение эффективности изучения взаимоотношений России с другими государствами в XVI в. в школьном курсе истории 6-го класса. В частности, нами проанализированы документальные источники по теме «Внешняя политика Ивана IV» и составлены задания подобные заданиям, включенным в ОГЭ и ЕГЭ. Кроме этого автор выпускной квалификационной работы попытался найти противоречия в двух основополагающих документах ФГОС и ИКС в части построения урока истории.
Практическая значимость исследования состоит в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы в преподавании истории России в школе, содержание выпускной квалификационной работы может быть использовано в ходе подготовки школьных уроков истории по обозначенной теме, при составлении методических пособий.
Характерной чертой современного школьного образования в России является стандартизация, как фактор повышения качества образования и единства образовательного пространства в РФ. В частности следует отметить, что стандартизация затронула и школьное историческое образование. Сегодня учитель истории должен работать, в соответствии с требованиями Государственного стандарта второго поколения, Концепции нового УМК. Основным требованиям ФГОС выдвинуто развитие личности ученика, который способного к определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта человечества. Именно урок с применением современных педагогических технологий, приемов направлен на подготовку ученика самостоятельно, творчески и критически мыслить, с историческими документами. В соответствии с требованиями ФГОС ООО, Концепции, УМК по «Истории России» изучение темы «Внешняя политика Ивана IV» предлагается в 6-ом классе.
В ходе работы над данным исследованием нами разработан урок по теме «Внешняя политика Ивана IV» в 6-ом классе с привлечением исторических источников. Разработанный урок был апробирован в ходе прохождения педагогической практики в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Набережные Челны. При подготовке к уроку нами были изучены документальные источники по теме урока. Вопросы внешней политики периода правления Ивана Грозного нашли отражение в работах отечественных историков дореволюционного периода. В частности, в трудах, А.М. Курбского, В.Н. Татищева, И.Н. Болтина, Н.М. Карамзина, Н.И. Костомарова, М.В. Соловьева, В.О. Ключевского. У каждого историка дается своя трактовка особенностей внешней политики Ивана IV. Показательно, что дореволюционные историки оправдывают и говорят о необходимости завоевания новых ханств.
В советской и современной историографии изучаемой темы наличествуют противоречия мнений и взглядов на проблемы внешней политики Ивана IV. В советской историографии теме внешней политики Ивана Грозного посвящены труды С.Ф. Платонова, Р.Ю. Виппера, Р.Г. Скрынникова. Но есть исторические события, которые оправдывают как дореволюционные, так и советские и современные историки - это завоевание Казанского и астраханского ханств. И в современной историографии нами найдены работы касаемо темы внешней политики XVI в. К примеру, работы, А.И. Филюшкина, В.В. Пенского, А.В. Виноградова, М.В. Моисеева и др.
За время работы на нашем уроке ученики составили представление о внешней политике Ивана Грозного. У учеников сложилось собственное мнение по теме урока, а в заключении полученные знания на уроке продемонстрировали, заполнив тематические таблицы.
В целом предоставленная тема сложна и интересна. Мы попытались показать многие аспекты повышения самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории, но тема требует дальнейшей более детальной разработки, т.к. еще не до конца изучена в современном мире. На наш взгляд цель исследования достигнута.
В итоге проведенного исследования с использованием методов теоретического и эмпирического уровня нами подтверждена гипотеза о том, что в современной школе учитель истории используя методику групповой деятельности на уроке истории, а также применение на уроке метода наглядностей: схемы, таблицы, документальные исторические документы, способствует активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке истории, а также повышению качества предметных результатов.
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально¬
психологические проблемы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 240 с.
2. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М.: МГУ, 1983. - 300 с.
3. Андреев И.Л. История России с древнейших времён до XVI в. 6 кл.: учебник/ И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров. - М.: Дрофа, 2016. - 239 с.
4. Арсентьев Н.М А.В. История России. 6 класс. А.А. Данилов, П.С. Стефанович, и др./Под ред. ТоркуноваВ 2 ч. Ч. 1/ - М.: Просвещение, 2016. - 128 с., Арсентьев Н.М А.В. История России. 6 класс. А.А. Данилов и др./Под ред. Торкунова В 2 ч. Ч. 2/ - М.: Просвещение, 2016. - 127 с.
5. Беглова Т.В. Универсальные учебные действия: теория и практика проектирования/Авт. - сост. М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая. - Самара.: Издательский дом «Федоров», 2016. - 304 с.
6. Болтин И.Н. Примечания на историю древней и нынешней России Г. Леклерка: В 2 т. - М.: Книга по Требованию, 2011. Т.2. - 579 с.
7. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований. - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. - 134 с.
8. Ванюнина Н. Методика работы с текстовой информацией на уроках
литературы// http://lit.1september.ru/article.php?ID=200902120 (Дата
обращения: 15.09.2016)
9. Виноградов Александр Вадимович. Русско-крымские отношения в 50¬х - первой половине 70-х гг. XVI века: диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- М., 2001.- 288 с.
10. Виноградова, М. Д. Коллективная познавательная деятельность и вос-питание школьников: из опыта работы / М. Д. Виноградова,
И. Б. Первин. - М.: Просвещение, 1997. - 159 с.
11. Виппер Р.Ю. Иван Грозный. - Б.м.: Изд-во Дельфин, 1922. - 116 с.
12. Вяземский Е.Е. Концентрическая система должна бытьГ/URL: http://his.1september.ru/article.php?ID=200601008 (Дата обращения: 05.09.16)
13. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - С. 90
14. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора.
Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. - М.: Вита Пресс, 2013. - 112 с.
15. Гладкий А.М. История о великом князе Московском, как источник «Скифской истории» А.Л. Лызлова//Вспомогательные исторические дисциплины. - М.: 1982. - 233-245.
16. Гумелёв В.Ю., Юдин Т.М. Краткий анализ исследований царствования
Ивана Грозного в Имперской России//Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1//URL: http://human.snauka.ru/2015/01/8868
(Дата обращения: 12.09.2016).
17. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения - М.: ИНТОР, 1996 г.,
544 с.
18. Данилов А.А. История России. С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс: учеб. дляобщеобразоват. организаций/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2015. - 288 с.: ил., карт.
19. Доклад д.п.н., профессора Академии ПК и НПРО Евгения Вяземского
Педагогические аспекты модернизации школьного исторического образования в контексте модернизации российского
образования//URL: http://his. 1 september.ru/article.php?ID=200600208
(Дата обращения: 01.09.2016)
20. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
21. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Московский
психолого-социальный институт. - 2010. - 448 с.
22. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.
23. История России, С древнейших времён до конца XVI века, 6 класс, Рабочая тетрадь, Данилов А.А, Косулина Л.Г., 2011. - 94 с.
24. Карамзин Н.М. История государства Российского. Том IX// http :// www.runivers.ru /lib/book3074/451056/ (Дата обращения: 10.09.2016)
25. Кацва Л.А. Преподавание истории в современной Российской средней школе: проблемы и перспективы//Вопросы образования. - 2005. - № 2.
- С. 148 - 164//URL: ttp://cyberleninka.ru/article/n/prepodavanie-istorii-v-
sovremennoy-rossiyskoy-sredney-shkole-problemy-i-perspektivy (Дата
обращения: 15.09.2016)
26. Ключевский В. О. Сочинения. В 9 т. Т. 2. Курс русской истории. Ч. 2 / Послесл. и коммент. составили В. А. Александров, В. Г. Зимина. - М.: Мысль, 2007. - 447 с.
27. Костомаров Н. И. Русская История в жизнеописаниях её главнейших д еятелей. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 1024 с.
28. Королюк В.Д. Ливонская война: К истории внешней политики Русского централизованного государства во 2-й половине XVI в. - М.: Академия наук СССР, 1964. - 111 с.
29. Короткова М.В. Наглядность на уроке истории. - М.: Владос, 2000. - 176 с.
30. Кукушина В.С. Педагогические технологии. - М.: ИКЦ «МарТ», 2004
- 336 с.
31. Курбский А.М. История о великом князе Московском / Составление,
вступительная статья, комментарии Н.М. Золотухина. - Тольятти: Ун-т Российской академии образования, 2001// URL:
http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kurb/index.php (Дата
обращения: 01.09.2016)
32. Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. - Спб.: Педагогика, 2000. - 201 с.
33. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.
34. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
35. Лызлов А.И. Скифская история. - М.: Наука, 1990. - 522 с.
36. Манюхин И.С. Новая концепция учебно-методического комплекса по отечественной истории как программа развития школьного исторического образования в России//Известия Самарского научного центра РАН. - 2016. - № 3. - С. 118-122.
37. Марусева И. В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии). - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 624 с.
38. Мкртчян М.А. Становление коллективного способа обучения: монография / М.А. Мкртчян. - Красноярск, 2010. - 228 с.
39. Наумова Г.Р., Шикло А.Е. Историография истории России. -М.: Академия, 2009. - 480 с.
40. Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе. - Калининград.: Калининградский ун-т, 2000. - 20 с.
41. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения. - М.: Издательский дом «Академия», 2009. - 192 с.
42. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. - М.: Издательский дом «Академия», 2008. - 176 с.
43. Пасечник В.В. Организация групповой работы на уроках биологии// Биологическое и экологическое образование в средней и высшей школе: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции (Санкт- Петербург, 18-20 ноября 2014 г.). - СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2014. - С. 44-49.
44. Пенской В.В._ Иван Грозный и Девлет-Гирей: из истории русско- крымского противостояния в XVI в. (1552-1576 гг.). - Белгород: ИД "Белгород", 2012. - 195 с.
45. Пенской В.В. От Нарвы до Феллина: очерки военной истории Ливонской войны 1558-1561 гг. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2014. - 150 с.
46. Пенской В.В., Пенская Т.М. «Яз деи деда своего и прадеда ныне
зделал лутчи...»: поход Девлет-Гирея I и сожжение Москвы в мае 1571 г. // История военного дела: исследования и источники. - 2013. - Т. IV. - С. 183-226.//URL: http://www.milhist.info/2013/06/20/penskoy-
penskaya_1 (Дата обращения: 20.09.2016)
47. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским // Хрестоматия по древнерусской литературе / Под ред. Федорова М. Е., Сумникова Т. А. М., 1969. - С. 240-253.
48. Платонов С.Ф. Иван Грозный. - Петербург: Издательство Брокгауз- Ефрон, 1923. - 159 с
49. Пчелов Е.В. История России: учебник
для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО
«Русское слово - учебник, 2015. - 264 с.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
51. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. - М.: Наука, 1980. - 251 с.
52. Соловьев С.М. История России с древнейших времен: В 6 т. - СПб.: Издание Высочайше утвержденного Товарищества «Общественная Польза»,1851-1879. - Т. VI. -1178.
53. Татищев В.Н. История Российская с самых древнейших времен, под
неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором Василием Никитичем Татищевым: В 6 т. - М.: Императорский Московский Университет, 1768-1843// URL:
http://www.runivers.ru/lib/book3073/ (Дата обращения: 01.08.2016)
54. Трепавлов В.В. История Ногайской Орды/ Отв. Ред. М. А. Усманов. 2¬е изд., испр. и доп.- Казань: Издательский дом «Казанская недвижимость», 2016. - 764 с.
55. Филюшкин А.И. Изобретая первую войну России и Европы. Балтийские войны второй половины XVI века глазами современников и потомков. -СПб.: Дмитрий Буланин, 2013. — 881 с.
56. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Вопросы психологии учебной деятельнос ти младших школьников. - М., Изд-во Академии пед. Наук, 1962. - 288 с.