ВВЕДЕНИЕ 10
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Особенности разработки стратегии социально-экономического развития
муниципального образования: основные понятия и этапы разработки 12
1.2 Обобщение зарубежного опыта и отечественной практики
стратегического планирования 26
1.3 Методика оценки разработки и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования 35
2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ЩУЧАНСКОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Оценка потенциала и SWOT,REST, SNW - анализ в разработке стратегии социально-экономического развития Щучанского района Курганской области 48
2.2 Оценка эффективности реализации стратегии социально-экономического
развития Щучанского района Курганской области 60
2.3 Проблемы стратегического управления социально-экономическим
развитием Щучанского района Курганской области 69
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЩУЧАНСКОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Рекомендации по совершенствованию стратегии социально-экономического развития муниципального образования 72
3.2 Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию
стратегического планирования 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А - SWOT-анализ социально-экономического развития
Щучанского района 103
Приложение Б - PEST-анализ социально-экономического развития
Щучанского района 111
Приложение В - SNW- анализ социально-экономического развития
Щучанского района 113
Актуальность темы. Осуществление оценки формирования и реализации стратегии социально-экономического развития муниципальных образований Российской Федерации, учитывающей новейшие направления в решении главных социальных, экономических и экологических проблем, становится с каждым годом все более актуальным, это связано с усилением роли, стратегического планирования развития территорий муниципальных образований.
Разнообразие муниципальных районов Российской Федерации требует учета их специфики в разработке и реализации в жизнь стратегий развития региональных систем более высокого порядка (Субъектов Федерации, Федеральных округов), так как устойчивое развитие страны возможно только при устойчивом развитии всех ее регионов и соблюдении необходимых межрегиональных пропорций. При единых критериях оценки потенциала, конкретной и единой методике разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования, инструментарий достижения целей в каждом муниципальном образовании должен наилучшим образом учитывать их специфику и решаемые проблемы.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается известными экономистами, посвящающими ей немалую часть своих исследований. Именно поэтому проблеме совершенствования управления социально-экономическим развитием муниципальных образований следует уделить важное место.
Целью данной работы является рассмотрение и разработка возможных методов связанных с формированием стратегии социально-экономического развития Щучанского района Курганской области, оценка потенциала муниципального образования и эффективности реализации стратегии социально-экономического развития Щучанского района.
Задачи работы:
- рассмотреть особенности стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования;
- изучить зарубежный и отечественный опыт стратегического планирования;
- предложить методику оценки разработки и эффективности реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
- провести оценку потенциала Щучанского района;
- провести SWOT- анализ в разработке социально-экономического развития Щучанского района Курганской области;
- провести оценку эффективности реализации стратегии социально-экономического развития Щучанского района Курганской области;
- выявить проблемы стратегического управления социально-экономического развития Щучанского района Курганской области;
- дать рекомендации по совершенствованию стратегии социально - экономического развития Щучанского района и просвети оценку эффективности мероприятий по совершенствованию стратегического планирования.
Объектом работы является отдел экономики Щучанского района осуществляющий разработку стратегии социально-экономического развития Щучанского района Курганской области.
Предметом выпускной квалификационной работы является оценка эффективности реализации стратегии социально-экономического развития Щучанского района Курганской области.
При написании данной работы, были использованы нормативные акты, регулирующие вопросы местного бюджета в Российской Федерации, как принятые на федеральном уровне, так и на уровне местного самоуправления.
В ходе выполнения данной работы, были решены следующие задачи:
- изучены особенности формирования стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
- рассмотрены зарубежный и отечественный опыт стратегического планирования;
- разработана методика оценки формирования и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования
- проведена оценка потенциала Щучанского района;
- проведен SWOT- анализ в разработке социально-экономического развития Щучанского района Курганской области;
- проанализирована эффективность реализации стратегии социально-экономического развития Щучанского района Курганской области;
- выявлены проблемы стратегического управления социально-экономического развития Щучанского района Курганской области
Таким образом, актуальность стратегического управления состоит в том, что никакое муниципальное образование не может успешно функционировать, если не имеет четко определенных целевых ориентиров, направлений.
Сегодня помимо рационального использования потенциала, исключительно важным становится освоение стратегического управления, которое обеспечивает адаптацию муниципального образования к быстроменяющимся условиям. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов, изменение качества и уровня жизни населения, возрастание конкуренции, появление новых достижений науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а так же ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Ситуация социально-экономического развития Щучанского района ставит бюджетную политику перед новыми вызовами.
По результатам анализа можно наблюдать достижение поставленных целей, а также он показывает, как положительные тенденции, так и проблемные места социально-экономических последствий реализации стратегии.
Значения интегральных индикаторов социальной, экономической и административно-политической эффективности отличаются незначительно.
По показателю «бюджетная эффективность» набрано наименьшее число баллов (1,2), а это значит, что данному направлению уделяется немного внимания со стороны органов местного самоуправления потому существующие пробелы в сфере бюджетной составляющей оцениваются такими низкими показателями.
В связи с этим органам местного самоуправления необходимо рассмотреть цели и решить задачи в достижении значимых эффектов развития муниципального образования, и обратить внимание на необходимость ведения постоянного мониторинга рекомендуемых выше показателей и индикаторов эффективности. Результаты оценки могут являться одним из критериев при рассмотрении вопроса о софинансировании. На основании анализа частных индикаторов, а именно социальной эффективности, экономической эффективности, бюджетной эффективности, административно-политической эффективности мы видим, что стратегия социально-экономического развития Щучанского района не эффективна. В первую очередь, это касается индикатора бюджетной эффективности и бюджетных расходов и индекса и индекса административной эффективности.
В целях обеспечения устойчивого динамичного и сбалансированного развития экономики Щучанского района, повышения самостоятельности бюджетной системы района необходимо постоянное ее совершенствование, ориентация основных усилий и средств на приоритетных направлениях, определение целевых значений в законодательных актах и их безусловное достижение. Важно обеспечить сбалансированность бюджета.
Таким образом, после проведенных мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития будут выполнены основные задачи:
- модернизация дошкольного, общего и дополнительного образования за счет программ местного, областного и федерального бюджетов;
- развитие транспортной инфраструктуры;
- увеличение собственных доходов бюджета;
- снижение неэффективных расходов.
После проведения и оценки данных мероприятий, мы видим положительный результат.
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.garant.ru.
2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 28.06.2014 № 172-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
3. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации: Приказ Министерства экономического развития РФ от 23.03.2017 № 132 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.garant.ru.
4. О стратегическом планировании в Курганской области: Закон Курганской
области от 02.07.2015 №57 ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
www.garant.ru.
5. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.garant.ru.
6. О разработке проекта Стратегии социально-экономического развития Щучанского района на период до 2030 года: Распоряжение Главы Щучанского района от 11.08.2017 № 144-р
7. Аргунова, Л.Г. Стратегическое управление развитием муниципального образования: учебное пособие / Л.Г. Аргунова, В.И. Катаева, М.С. Козырев// - М.- Берлин: Директ-Медиа. - 2015. - 376 с.
8. Астафьева, Л.И. Управление программами стратегических изменений как инновация управления // Менеджмент в России и за рубежом,- 2013. - № 5. - С. 59 - 62.
9. Баженова, О. И. К проблеме преобразования муниципальных образований в рамках современной концепции пространственного развития экономики / Баженова О. И. // Гос. власть и местное самоупр., - 2013. - № 3. - С. 31-35.
10. Балыхин, А.Г. Соотношение принципов политической системы государства и принципов местного самоуправления / А.Г. Балыхин // Гос. власть и местное самоупр. - 2013. - № 1. - С. 12-16.
11. Волков, В. Проблемы обеспечения комплексного и устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и направления совершенствования законодательства по их решению / В. Волков // Муницип. власть. - 2012. - № 6. - С. 22-27.
12. Веснин,В.Р., Кафидов, В.В. Стратегическое управление/ В.Р. Веснин, В.В. Кафидов// - СПб.: Пите. - 2015. - 256 с.
13. Воробьев, А.В. Эволюция научных взглядов на стратегическое финансовое планирование за рубежом // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. [Электронный ресурс]. -2011.- № 29.
14. Галустов, В.У. Совершенствование стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 388-392.
15. Дьякова, Е.Г. Общественные советы при органах исполнительной власти субъектов федерации: как выполняется функция общественного контроля : [на прим. Свердл. обл.] // Дискурс-Пи. - 2016. - № 2. - С. 28-33
16. Дьякова, Е.Г. Общественные советы при исполнительных органах власти: рецепция федерального законодательства на региональном уровне (на примере Уральского федерального округа) / Е.Г. Дьякова, А.Д. Трахтенберг [Электронный ресурс].-
URL:http://www.justicemaker.ru/viewarticle.php?id=25&art=5597(06.05.2018).
17. Латыпов, Р.Ф. Феномен «частного государства» в глобальном экономико-политическом процессе // Экономика и управление: научно-практический журнал, 2012. - С. 14-19.
18. Левина, В.В. Налоговые поступления в доходах местных бюджетов // Практика муниципального управления, - 2015. - № 5. - С. 15-22.
19. Левина, В. В. Регулирование межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях на основе новых методических рекомендаций Минфина России // Практика муниципального управления, - 2015. - № 3. - С. ЭД- 42.
20. Мирзаев, М. А. Очевидные проблемы в развитии местного самоуправления //"Вестник Дагестанского государственного университета, - 2015. - № 2. - С. 73¬79.
21. Мирзаев, М.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы реформирования и пути их решения // Юридический вестник Дагестанского государственного университета, - 2015. - № 1. - С. 50-54.
22. Мирзаев, М.А. Реформа местного самоуправления на современном этапе развития российской государственности // Юридический вестник Дагестанского государственного университета, - 2014. - № 4. - С. 18-21.
23. Михеева, И.В. Местное самоуправление в России: проблемы и перспективы правовой регламентации / И. В. Михеева, Л. А. Невельская // Государственная власть и местное самоуправление, - 2015. - № 3. - С. 19-24.
24. Мирзоева, С.М. Зарубежный опыт стратегического планирования городского округа. // Экономика и предпринимательство,- 2015.- С. 200-203.
25. Попов, Р.М. Об особенностях признания прав муниципальной собственности на некоторые виды выморочного имущества // Практика муниципального управления, - 2015. - № 3. - С. 94-98.
26. Пронина, Л.И. Практика реализации муниципальной реформы //"Практика муниципального управления, - 2015. -№ 3. - С. 8-12.
27. Рой, О. М. Влияние 136-ФЗ на развитие местного самоуправления РФ // Муниципальная академия, - 2015. - № 1. - С. 48-51.
28. Симонова, С.В. Организационные модели местного самоуправления в Российской Федерации: размышления об эффективности / С. В. Симонова, Г. С. Кириенко //"Государственная власть и местное самоуправление, - 2015. -
№ 4. - С. 18-22.
29. Сербулов, А.В., Беляева, О.И. Интеграционный подход к разработке методики оценки эффективности реализации стратегии социально¬экономического развития муниципального образования // Известия Тульского государственного университета, 2012.- №4-1 - С. 125-134
30. Степанов, И.Г. Основные компоненты механизма реализации стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования // Вестник Кемеровского государственного университета, 2012. - № 4 - С. 331-333.
31. Сенчагов, В.К. О формировании новой парадигмы бюджетной политики // Вопросы экономики, 2013.- № 7.- С. 152-158.
32. Туровский, Р.Ф. Российское местное самоуправление: агент
государственной власти в ловушке недофинансирования и гражданской пассивности // Полис. Политические исследования, - 2015. - № 2. - С. 35-51.
33. Клименко, А.В., Королев, В.А., Двинских, Д.Ю., Рычкова, Н.А.,
Сластихина, И.Ю. Актуальный опыт зарубежных стран по развитию государственных систем стратегического планирования (Часть 1) / А.В.
Клименко, В.А. Королев, Д.Ю. Двинских, Н.А. Рычкова, И.Ю. Сластихина - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016.- С. 68
34. Кодина, Е.А. Развитие законодательства о местном самоуправлении. Анализ актуальных правовых вопросов / Е. А. Кодина // Местное самоуправление: организация, экономика и учет, - 2013. - № 2. - С. 13-22.
35. Курманов, Э.Р. Проблемы территориальной организации местного самоуправления в свете некоторых решений Конституционного Суда Российской Федерации / Э.Р. Курманов // Конституц. и муницип. Право, - 2012. - № 12. - С. 54-58.
36. Лукьянова, Н.И. Проблемы правового регулирования территориальной организации местного самоуправления / Н.И. Лукьянова // Практика муницип. упр., - 2013. - № 2. - С. 13-22.
37. Муниципальное право : учеб. для бакалавров / отв. ред. В. И. Фадеев. - М. : Проспект, 2013. - 336 с.
38. Слюняев, И.Н. Итоги и перспективы реформирования местного самоуправления / И. Н. Слюняев // Практика муницип. упр. - 2013. - № 2. - С. 6¬12.
39. Колчинская, Е.Э. Внешняя среда как фактор успешности муниципальной
системы стратегического планирования: проблемы измерения / Е.Э.
Коляинская//В мире научных открытий. - 2013.- № 4. - С. 5-7
40. Холдачек, А.М. Регион как объект региональной политики в социально-экономической системе / А.М. Холдачек// Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2012. - № 3 - С.109-114
41. Чапчиков, С.Ю. Государственное стратегическое планирование: новые правовые рамки // Наука и образование, 2014. - №7. - С. 24-31.
42. Чертков, А.Н. Правовое обеспечение стратегического планирования территориального развития Российской Федерации // Журнал российского права,
- 2012. - № 11. - С. 38-42.
43. Фасеев, И.Ф. Трансформации модели местного самоуправления в Российской Федерации [80-е гг. XX в. - 2012 г.] / И.Ф. Фасеев // Муницип. право,
- 2012. - № 4. - С. 58-75.
44. Шайхразиев, В.Г. О понятии функций местного самоуправления /В.Г. Шайхразиев. // Гос. власть и местное самоупр., - 2012. - № 12. - С. 3-5.
45. Широков, А. Местное самоуправление в новом политическом цикле: проблемы и перспективы развития / А. Широков // Муницип. власть. - 2012. - № 6. - С. 32-39.
46. Шугрина, Е.С. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях / Е.С. Шугрина // Муницип. право. - 2012. - № 4. - С. 7¬14.
47. Шарнин, А.В. Проблемы в разработке стратегических планов в муниципальных образованиях и пути их решения // Научная перспектива, 2012. -
№ 10. - С. 20-23.
48. Щербакова, Ю.В. Актуальные проблемы региональной экономики // Молодой ученый, 2015. № 14. С. 306-309.
49. Юрескул, Е.А., Влияние внешних условий на оценку эффективности государственного сектора в регионах России/ Е.А. Юрескул, Е.А. Ахременко// Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. - 2013. - №3- С.42-60.