Стратегия социально-экономического развития муниципального образования (на примере Щучанского района Курганской области)
|
ВВЕДЕНИЕ 10
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Особенности разработки стратегии социально-экономического развития
муниципального образования: основные понятия и этапы разработки 12
1.2 Обобщение зарубежного опыта и отечественной практики
стратегического планирования 26
1.3 Методика оценки разработки и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования 35
2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ЩУЧАНСКОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Оценка потенциала и SWOT,REST, SNW - анализ в разработке стратегии социально-экономического развития Щучанского района Курганской области 48
2.2 Оценка эффективности реализации стратегии социально-экономического
развития Щучанского района Курганской области 60
2.3 Проблемы стратегического управления социально-экономическим
развитием Щучанского района Курганской области 69
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЩУЧАНСКОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Рекомендации по совершенствованию стратегии социально-экономического развития муниципального образования 72
3.2 Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию
стратегического планирования 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А - SWOT-анализ социально-экономического развития
Щучанского района 103
Приложение Б - PEST-анализ социально-экономического развития
Щучанского района 111
Приложение В - SNW- анализ социально-экономического развития
Щучанского района 113
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Особенности разработки стратегии социально-экономического развития
муниципального образования: основные понятия и этапы разработки 12
1.2 Обобщение зарубежного опыта и отечественной практики
стратегического планирования 26
1.3 Методика оценки разработки и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования 35
2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ЩУЧАНСКОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Оценка потенциала и SWOT,REST, SNW - анализ в разработке стратегии социально-экономического развития Щучанского района Курганской области 48
2.2 Оценка эффективности реализации стратегии социально-экономического
развития Щучанского района Курганской области 60
2.3 Проблемы стратегического управления социально-экономическим
развитием Щучанского района Курганской области 69
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЩУЧАНСКОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Рекомендации по совершенствованию стратегии социально-экономического развития муниципального образования 72
3.2 Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию
стратегического планирования 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А - SWOT-анализ социально-экономического развития
Щучанского района 103
Приложение Б - PEST-анализ социально-экономического развития
Щучанского района 111
Приложение В - SNW- анализ социально-экономического развития
Щучанского района 113
Актуальность темы. Осуществление оценки формирования и реализации стратегии социально-экономического развития муниципальных образований Российской Федерации, учитывающей новейшие направления в решении главных социальных, экономических и экологических проблем, становится с каждым годом все более актуальным, это связано с усилением роли, стратегического планирования развития территорий муниципальных образований.
Разнообразие муниципальных районов Российской Федерации требует учета их специфики в разработке и реализации в жизнь стратегий развития региональных систем более высокого порядка (Субъектов Федерации, Федеральных округов), так как устойчивое развитие страны возможно только при устойчивом развитии всех ее регионов и соблюдении необходимых межрегиональных пропорций. При единых критериях оценки потенциала, конкретной и единой методике разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования, инструментарий достижения целей в каждом муниципальном образовании должен наилучшим образом учитывать их специфику и решаемые проблемы.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается известными экономистами, посвящающими ей немалую часть своих исследований. Именно поэтому проблеме совершенствования управления социально-экономическим развитием муниципальных образований следует уделить важное место.
Целью данной работы является рассмотрение и разработка возможных методов связанных с формированием стратегии социально-экономического развития Щучанского района Курганской области, оценка потенциала муниципального образования и эффективности реализации стратегии социально-экономического развития Щучанского района.
Задачи работы:
- рассмотреть особенности стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования;
- изучить зарубежный и отечественный опыт стратегического планирования;
- предложить методику оценки разработки и эффективности реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
- провести оценку потенциала Щучанского района;
- провести SWOT- анализ в разработке социально-экономического развития Щучанского района Курганской области;
- провести оценку эффективности реализации стратегии социально-экономического развития Щучанского района Курганской области;
- выявить проблемы стратегического управления социально-экономического развития Щучанского района Курганской области;
- дать рекомендации по совершенствованию стратегии социально - экономического развития Щучанского района и просвети оценку эффективности мероприятий по совершенствованию стратегического планирования.
Объектом работы является отдел экономики Щучанского района осуществляющий разработку стратегии социально-экономического развития Щучанского района Курганской области.
Предметом выпускной квалификационной работы является оценка эффективности реализации стратегии социально-экономического развития Щучанского района Курганской области.
При написании данной работы, были использованы нормативные акты, регулирующие вопросы местного бюджета в Российской Федерации, как принятые на федеральном уровне, так и на уровне местного самоуправления.
Разнообразие муниципальных районов Российской Федерации требует учета их специфики в разработке и реализации в жизнь стратегий развития региональных систем более высокого порядка (Субъектов Федерации, Федеральных округов), так как устойчивое развитие страны возможно только при устойчивом развитии всех ее регионов и соблюдении необходимых межрегиональных пропорций. При единых критериях оценки потенциала, конкретной и единой методике разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования, инструментарий достижения целей в каждом муниципальном образовании должен наилучшим образом учитывать их специфику и решаемые проблемы.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается известными экономистами, посвящающими ей немалую часть своих исследований. Именно поэтому проблеме совершенствования управления социально-экономическим развитием муниципальных образований следует уделить важное место.
Целью данной работы является рассмотрение и разработка возможных методов связанных с формированием стратегии социально-экономического развития Щучанского района Курганской области, оценка потенциала муниципального образования и эффективности реализации стратегии социально-экономического развития Щучанского района.
Задачи работы:
- рассмотреть особенности стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования;
- изучить зарубежный и отечественный опыт стратегического планирования;
- предложить методику оценки разработки и эффективности реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
- провести оценку потенциала Щучанского района;
- провести SWOT- анализ в разработке социально-экономического развития Щучанского района Курганской области;
- провести оценку эффективности реализации стратегии социально-экономического развития Щучанского района Курганской области;
- выявить проблемы стратегического управления социально-экономического развития Щучанского района Курганской области;
- дать рекомендации по совершенствованию стратегии социально - экономического развития Щучанского района и просвети оценку эффективности мероприятий по совершенствованию стратегического планирования.
Объектом работы является отдел экономики Щучанского района осуществляющий разработку стратегии социально-экономического развития Щучанского района Курганской области.
Предметом выпускной квалификационной работы является оценка эффективности реализации стратегии социально-экономического развития Щучанского района Курганской области.
При написании данной работы, были использованы нормативные акты, регулирующие вопросы местного бюджета в Российской Федерации, как принятые на федеральном уровне, так и на уровне местного самоуправления.
В ходе выполнения данной работы, были решены следующие задачи:
- изучены особенности формирования стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
- рассмотрены зарубежный и отечественный опыт стратегического планирования;
- разработана методика оценки формирования и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования
- проведена оценка потенциала Щучанского района;
- проведен SWOT- анализ в разработке социально-экономического развития Щучанского района Курганской области;
- проанализирована эффективность реализации стратегии социально-экономического развития Щучанского района Курганской области;
- выявлены проблемы стратегического управления социально-экономического развития Щучанского района Курганской области
Таким образом, актуальность стратегического управления состоит в том, что никакое муниципальное образование не может успешно функционировать, если не имеет четко определенных целевых ориентиров, направлений.
Сегодня помимо рационального использования потенциала, исключительно важным становится освоение стратегического управления, которое обеспечивает адаптацию муниципального образования к быстроменяющимся условиям. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов, изменение качества и уровня жизни населения, возрастание конкуренции, появление новых достижений науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а так же ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Ситуация социально-экономического развития Щучанского района ставит бюджетную политику перед новыми вызовами.
По результатам анализа можно наблюдать достижение поставленных целей, а также он показывает, как положительные тенденции, так и проблемные места социально-экономических последствий реализации стратегии.
Значения интегральных индикаторов социальной, экономической и административно-политической эффективности отличаются незначительно.
По показателю «бюджетная эффективность» набрано наименьшее число баллов (1,2), а это значит, что данному направлению уделяется немного внимания со стороны органов местного самоуправления потому существующие пробелы в сфере бюджетной составляющей оцениваются такими низкими показателями.
В связи с этим органам местного самоуправления необходимо рассмотреть цели и решить задачи в достижении значимых эффектов развития муниципального образования, и обратить внимание на необходимость ведения постоянного мониторинга рекомендуемых выше показателей и индикаторов эффективности. Результаты оценки могут являться одним из критериев при рассмотрении вопроса о софинансировании. На основании анализа частных индикаторов, а именно социальной эффективности, экономической эффективности, бюджетной эффективности, административно-политической эффективности мы видим, что стратегия социально-экономического развития Щучанского района не эффективна. В первую очередь, это касается индикатора бюджетной эффективности и бюджетных расходов и индекса и индекса административной эффективности.
В целях обеспечения устойчивого динамичного и сбалансированного развития экономики Щучанского района, повышения самостоятельности бюджетной системы района необходимо постоянное ее совершенствование, ориентация основных усилий и средств на приоритетных направлениях, определение целевых значений в законодательных актах и их безусловное достижение. Важно обеспечить сбалансированность бюджета.
Таким образом, после проведенных мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития будут выполнены основные задачи:
- модернизация дошкольного, общего и дополнительного образования за счет программ местного, областного и федерального бюджетов;
- развитие транспортной инфраструктуры;
- увеличение собственных доходов бюджета;
- снижение неэффективных расходов.
После проведения и оценки данных мероприятий, мы видим положительный результат.
- изучены особенности формирования стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
- рассмотрены зарубежный и отечественный опыт стратегического планирования;
- разработана методика оценки формирования и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования
- проведена оценка потенциала Щучанского района;
- проведен SWOT- анализ в разработке социально-экономического развития Щучанского района Курганской области;
- проанализирована эффективность реализации стратегии социально-экономического развития Щучанского района Курганской области;
- выявлены проблемы стратегического управления социально-экономического развития Щучанского района Курганской области
Таким образом, актуальность стратегического управления состоит в том, что никакое муниципальное образование не может успешно функционировать, если не имеет четко определенных целевых ориентиров, направлений.
Сегодня помимо рационального использования потенциала, исключительно важным становится освоение стратегического управления, которое обеспечивает адаптацию муниципального образования к быстроменяющимся условиям. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов, изменение качества и уровня жизни населения, возрастание конкуренции, появление новых достижений науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а так же ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Ситуация социально-экономического развития Щучанского района ставит бюджетную политику перед новыми вызовами.
По результатам анализа можно наблюдать достижение поставленных целей, а также он показывает, как положительные тенденции, так и проблемные места социально-экономических последствий реализации стратегии.
Значения интегральных индикаторов социальной, экономической и административно-политической эффективности отличаются незначительно.
По показателю «бюджетная эффективность» набрано наименьшее число баллов (1,2), а это значит, что данному направлению уделяется немного внимания со стороны органов местного самоуправления потому существующие пробелы в сфере бюджетной составляющей оцениваются такими низкими показателями.
В связи с этим органам местного самоуправления необходимо рассмотреть цели и решить задачи в достижении значимых эффектов развития муниципального образования, и обратить внимание на необходимость ведения постоянного мониторинга рекомендуемых выше показателей и индикаторов эффективности. Результаты оценки могут являться одним из критериев при рассмотрении вопроса о софинансировании. На основании анализа частных индикаторов, а именно социальной эффективности, экономической эффективности, бюджетной эффективности, административно-политической эффективности мы видим, что стратегия социально-экономического развития Щучанского района не эффективна. В первую очередь, это касается индикатора бюджетной эффективности и бюджетных расходов и индекса и индекса административной эффективности.
В целях обеспечения устойчивого динамичного и сбалансированного развития экономики Щучанского района, повышения самостоятельности бюджетной системы района необходимо постоянное ее совершенствование, ориентация основных усилий и средств на приоритетных направлениях, определение целевых значений в законодательных актах и их безусловное достижение. Важно обеспечить сбалансированность бюджета.
Таким образом, после проведенных мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития будут выполнены основные задачи:
- модернизация дошкольного, общего и дополнительного образования за счет программ местного, областного и федерального бюджетов;
- развитие транспортной инфраструктуры;
- увеличение собственных доходов бюджета;
- снижение неэффективных расходов.
После проведения и оценки данных мероприятий, мы видим положительный результат.
Подобные работы
- Стратегия социально-экономического развития муниципального образования (на примере Щучанского района Курганской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Бюджетное обеспечение социально-экономического развития муниципального образования (на примере Щучанского района Курганской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование управления имущественным комплексом муниципального образования (на примере Щучанского района Курганской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование кадровой политики в сфере муниципальной службы (на примере администрации Щучанского района Курганской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016



