Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ понятия «самоактуализация», уровень притязаний и карьерные ориентации в юношеском возрасте 6
1.1. Особенности юношеского возраста 6
1.2. Теоретические подходы к изучению понятия «самоактуализация» 13
1.3. Уровень притязаний как личностная характеристика 18
1.4. Понятие карьеры, карьерных ориентаций в юношеском возрасте 24
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи самоактуализации, уровня притязаний и карьерных ориентаций в юношеском возрасте....31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Результаты исследования взаимосвязи самоактуализации, уровня
притязаний и карьерных ориентаций в юношеском
возрасте 40
2.3 Анализ и интерпретация полученных данных 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
ЛИТЕРАТУРА 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
Юношеский возраст характеризуется формированием жизненных планов, внутренней позиции, достижением нового уровня развития самосознания и самоуважения; определением собственного места в жизни. В процессе взросления человека происходит усвоение новых форм поведения и деятельности, которые непосредственно связаны с изменениями, которые происходят в его жизни и в нем самом - в знаниях, опыте, в уровне психического развития, в характеристиках взаимодействия
индивидуализации и социализации.
Одной из самых интересующих человека сторон является тема карьеры. Каждый из нас стремится найти свою профессию, работу, которая соответствовала бы его способностям, возможностям и вместе с тем позволила бы реализовать собственные потребности, мотивы и интересы. Кому-то больше по душе работа с людьми, кому-то с машинами, кто-то стремится к повышению по службе и руководящим постам, а кого-то удовлетворяет работа простого служащего. Так происходит потому, что в трудовой деятельности, так или иначе, проявляется все многообразие личности, особенности психики человека, его личностной концепции.
Сегодня человек, «делающий карьеру», оценивается как имеющий ориентацию на реализацию личностного и профессионального потенциала. Важной детерминантой для профессионального пути человека является его представление о своей личности. Каждый из нас, составляя представление о своих качествах, характеристиках, так или иначе, оценивает их. И на основе этих знаний мы выстраиваем свое отношение к своей личности. В психологии и педагогике теорию самоактуализации развивают Е.В. Андриенко, А.Г. Асмолов, И.А. Витин, Е.И. Исаев, П.И. Пидкасистый, В.И. Слободчиков, Л.М. Фридман и др.
В целостном становлении личности неотъемлемыми составляющими являются позитивная самооценка, стремление к достижениям, адекватная оценка личностного потенциала и уровня притязаний, активность и эффективность процесса овладения различными видами компетентностей, развитая саморегуляция. А. Маслоу, описывая самоактуализирующихся людей, характеризует ценностные характеристики мотивации достижения, свойственный ей тип внутренней регуляции, важность уверенности в себе и в своих силах [2].
Поэтому тема дипломной работы является актуальной, поскольку весьма важно рассмотреть взаимосвязь самоактуализации, уровня притязаний и карьерных в юношеском возрасте.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что исследование проблемы взаимосвязи самоактуализации, уровня притязаний и карьерных ориентаций в юношеском возрасте недостаточно изучена.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в психологической практике, семейной психологии, педагогической психологии, профориентации, психологии управления.
Социальная значимость: данного исследования определяется необходимостью учета специфики профиля обучения. Данные аспекты проблемы взаимосвязи самоактуализации, уровня притязаний и карьерных ориентаций в юношеском возрасте важно знать для того, чтобы вести просветительскую работу и педагогическую деятельность.
Объект исследования: самоактуализация в юношеском возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь самоактуализации, уровня притязаний и карьерных ориентаций в юношеском возрасте.
Цель исследования: выявить взаимосвязь самоактуализации, уровня притязаний и карьерных ориентаций в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: основана на том, что существует взаимосвязь самоактуализации, уровня притязаний и карьерных ориентаций в юношеском возрасте; существуют различия в особенностях самоактуализации, уровне притязаний и карьерных ориентаций у студентов музыкантов и психологов юношеского возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных, проблеме взаимосвязи самоактуализации, уровня притязаний и карьерных ориентаций в юношеском возрасте.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить взаимосвязь самоактуализации, уровня притязаний и карьерных ориентаций у студентов музыкантов и психологв в юношеском возрасте.
Методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1. «Тест самоактуализации личности» (САТ) Л.Г. Почебут;
2. Методика исследования уровня притязаний «Моторная проба Шварцландера»;
3. Методика «Якоря карьеры» (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова).
Математические методы обработки данных:
1. Методы статистического анализа: среднее арифметическое,
стандартное отклонение; определение достоверности различий в значениях показателей (t-критерий Стьюдента).
2. Методы корреляционного анализа: коэффициент корреляции Пирсона, проверка достоверности.
Выборка: выборку составили 30 психологов и 30 музыкантов
юношеского возраста. Средний возраст испытуемых 17 - 19 лет.
1. Установлено, что показатели самоактуализации у студентов психологов и музыкантов различны. У студентов музыкантов и психологов в юношеском возрасте наиболее высокие показатели самоактуализации по шкалам «Поддержка», «Ценностные ориентации», а так же у студентов музыкантов наиболее выражена шкала «Гибкость поведения». Наиболее низкий показатель самоактуализации у музыкантов по шкале «Представление о природе человека». У студентов психологов наиболее низкий показатель самоактуализации по шкале «Познавательные потребности», наименее выражен у обеих выборок показатель самоактуализации «Синергия».
2. После проведения методики «Моторная проба Шварцландера» было установлено, что уровень притязаний у студентов психологов и музыкантов низкий, но данный уровень у психологов выше, чем у музыкантов.
3. Установлено, что карьерные ориентации в группах студентов психологов и музыкантов имеют различия. У музыкантов наиболее высокие данные по шкалам «Стабильность работы», «Служение», «Интеграция стилей жизни», а наиболее низкий показатель по шкале «Стабильность местожительства».
У студентов психологов так же наиболее высокие данные по шкалам «Стабильность работы», «Служение». Наименее выраженным оказался показатель по шкале «Предпринимательство».
4. При проверке гипотез о достоверности различий между средними значениями показателей самоактуализации у студентов психологов и музыкантов были получены достоверные различия между шкалами «Поддержка», «Гибкость поведения», «Самопринятие», «Принятие агрессии», «Контактность», «Познавательные потребности», «Креативность». Так же по методике «моторная проба Шварцландера» были выявлены достоверные различия. Далее при проверки гипотезы о достоверности различий между средними значениями показателей карьерных ориентаций были получены достоверные различия шкал «Стабильность работы», «Стабильное место жительства», «Служение», «Вызов», «Интеграция стилей жизни».
5. Анализ корреляции показал, что существует взаимосвязь между самоактуализацией, карьерными ориентациями и уровнем притязаний в группе студентов психологов и музыкантов в юношеском возрасте, было интересно, что на выборке студентов музыкантов не было выявлено взаимосвязи показателей самоактуализации с уровнем притязаний.
6. Гипотеза о взаимосвязи самоактуализации, уровня притязаний и карьерных ориентаций в юношеском возрасте подтвердилась. Надеемся, что результаты данного исследования могут быть полезны при проведении дальнейшей работы со студентами Вузов, Сузов в юношеском возрасте.
1. Акимова М.К. Психологическая диагностика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.
2. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение
старшеклассников в процессе разработки и реализации
индивидуальных образовательных траекторий: Автореф дис. докт. пед. наук: - Тюмень: ТГУ, 2006. - 40 с.
3. Алешина И.Ш. Уровень притязаний студентов педвуза с различными акцентуациями характера: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 2007. -16 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288с.
5. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
6. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учебное пособие. - М.: Рос. акад. наук, Ин-т психологии, 1993.- 140 с.
7. Вахромов Е.Е. Вершины жизни и пути их достижения, самоактуализация, акме и жизненный путь человека// Прикладная психология и психоанализ. - М.; 2001. - №4. - 112 с.
8. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека. - М.: Международная педагогическая академия, 2001. -160 с.
9. Вахромов Е.Е. Развитие теории самоактуализации в отечественной
педагогике и психологии. - М.: Международная педагогическая
академия, 2001. -145 с.
10. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. - М., 1995. - 155 с.
11. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. - Самара: Бахрах-М, 2000. - 248с.
12. Городилова Е.Н. Самоактуализация и её связь с интегральной индивидуальностью: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - Пермь, 2002. - 22 с.
13. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 492 с.
14. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Большой психологический словарь. - СПб: ЕВРОЗНАК, 2004. - 672с.
15. Ильин Е. П. Психология взрослости: Учебное пособие - Санкт- Петербург и др.: Питер, 2012.
16. Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: Учебное пособие. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 167 с.
17. Кузьмин А. И. Ценностные и родительские ориентации молодежи // Вопросы психологии и педагогики. - 2014. - № 5.
18. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М., 1999. - 488 с.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Академия, 2004. - 121 с.
20. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007. - 592 с.
21. Маркин В.Н. Детерминанты формирования индивидуальной карьерной стратегии // Социальная психология и общество. - 2011. № 4.
22. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. - М.: МПСИ, 2005. -544 с.
23. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: «Академия», 2003. - 456 с.
24. Низовских Н.А. Жизненные принципы в личностном саморазвитии человека: Автореф дис. докт. психол. наук: - М., 2010.
25. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.
26. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: Учебное пособие. - Самара: «БАХРАХ», 1998. - 672с.
27. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 265 с.
28. Рубинштейн С.Л. - Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. - 720 с.
29. Самаль Е.В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - Ярославль, 2008.- 24 с.
30. Семенов В.Е. Духовно-нравственные ценности и воспитание как важнейшие условия развития России // Психологический журнал. - 2011. - № 5.
31. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 350 с.
32. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Учебное пособие. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.
33. Шилакина А.В. Развитие профессиональной самоактуализации у студентов-психологов в вузе: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 2004. - 24 с.
34. Шипулина Л. Сопровождение учащихся в образовательном процессе как условие преодоления школьной неуспешности //Народное образование. - 2008. - № 4. - С. 27-32.
35. Ященко Е.Ф. Исследование ценностно-смыслового аспекта самоактуализации студентов// Вопросы психологии. - 2007. - № 1. - 90 с.
36. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е издание. - СПб.: Питер, 2010. - 352 с.
37. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. - М: Смысл, 2002. - 464 с.