Проектный подход как инструмент реализации социальной политики в муниципальном образовании (на примере г. Копейска)
|
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Цели и содержание социальной политики в муниципальном образовании 11
1.2 Основы проектного управления в органах власти 15
1.3 Методика изучения проектного подхода как инструмента реализации
социальной политики 25
2 ИЗУЧЕНИЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА КАК ИНСТРУМЕНТА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)
2.1 Общая характеристика социальной политики Копейского городского округа 30
2.2 Нормативно - правовое регулирование проектного подхода как
инструмента реализации социальной политики в Копейском городском округе 47
2.3 Субъекты проектного управления в Копейском городском округе 57
2.4 Изучение проектного подхода как инструмента реализации социальной
политики в Копейском городском округе 64
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА КАК ИНСТРУМЕНТА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
3.1 Разработка паспорта программы благоустройства Копейского городского
округа с использованием проектного подхода как инструмента реализации социальной политики 74
3.2 Разработка порядка аккумулирования и расходования средств 84
3.3 Разработка методики оценки эффективности проекта 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А - Проектное предложение 103
Приложение Б - Паспорт проекта (программы) 104
Приложение В - Состав Муниципального проектного офиса администрации
Копейского городского округа 106
Приложение Г - Состав Муниципального проектного комитета
администрации Копейского городского округа 107
Приложение Д - Состав общественной комиссии по рассмотрению и оценке проектов предложений по благоустройству дворовой и общественной территории Копейского городского округа для включения в муниципальную программу «Благоустройство городской среды Копейского городского округа»
Приложение Е - Паспорт муниципальной программы «Благоустройство городской среды Копейского городского округа»
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Цели и содержание социальной политики в муниципальном образовании 11
1.2 Основы проектного управления в органах власти 15
1.3 Методика изучения проектного подхода как инструмента реализации
социальной политики 25
2 ИЗУЧЕНИЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА КАК ИНСТРУМЕНТА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)
2.1 Общая характеристика социальной политики Копейского городского округа 30
2.2 Нормативно - правовое регулирование проектного подхода как
инструмента реализации социальной политики в Копейском городском округе 47
2.3 Субъекты проектного управления в Копейском городском округе 57
2.4 Изучение проектного подхода как инструмента реализации социальной
политики в Копейском городском округе 64
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА КАК ИНСТРУМЕНТА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
3.1 Разработка паспорта программы благоустройства Копейского городского
округа с использованием проектного подхода как инструмента реализации социальной политики 74
3.2 Разработка порядка аккумулирования и расходования средств 84
3.3 Разработка методики оценки эффективности проекта 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А - Проектное предложение 103
Приложение Б - Паспорт проекта (программы) 104
Приложение В - Состав Муниципального проектного офиса администрации
Копейского городского округа 106
Приложение Г - Состав Муниципального проектного комитета
администрации Копейского городского округа 107
Приложение Д - Состав общественной комиссии по рассмотрению и оценке проектов предложений по благоустройству дворовой и общественной территории Копейского городского округа для включения в муниципальную программу «Благоустройство городской среды Копейского городского округа»
Приложение Е - Паспорт муниципальной программы «Благоустройство городской среды Копейского городского округа»
Актуальность темы. Необходимость развития проектного подхода признается не только в коммерческой среде, но и в государственном секторе.
О потребности формирования проектного подхода к управлению в органах власти, говорится в Методических рекомендациях по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти (утверждены распоряжением Минэкономразвития России от 14 апреля 2014 г. № 26Р-АУ).
13 июля 2016 года Владимиром Путиным на первом заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам, было отмечено, что без проектного подхода к управлению не решить стоящие перед страной задачи.
Глава государства подчеркнул, что внедрение проектного управления направлено на структурные изменения в экономике и социальной политике, а также на повышение темпов экономического роста и общего благосостояния граждан.
Социальная политика представляет собой обязательный элемент деятельности общества и государства, ее важнейшую область, где конструируется желательное состояние социальной сферы, которая и выступает ее основным объектом. Это деятельность по управлению развитием социальной сферы и определению приоритетных направлений ее совершенствования в целях повышения уровня жизни всех социальных групп.
Проблема отсутствия в рамках местных целевых программ и подпрограмм такого элемента, как проект с конкретным конечным продуктом, четкими сроками и предусмотренным финансированием, размывает суть этих программ, нередко сводя их к реализации так называемых «мероприятий», поэтому изучение проектного подхода как инструмента реализации социальной политики в муниципальном образовании является особо актуальным.
Проектный подход должен стать инструментом решения социальных проблем на государственном, региональном и муниципальном уровнях.
Цель исследования - разработка рекомендаций по применения проектного подхода как инструмента реализации социальной политики в муниципальном образовании.
Объект исследования - социальная политика Копейского городского округа.
Предмет исследования - проектный подход как инструмент реализации социальной политики в муниципальном образовании.
Задачи исследования:
- рассмотреть цели и содержание социальной политики в муниципальном образовании;
- изучить основы проектного управления в органах власти ;
- описать методику изучения проектного подхода как инструмента реализации социальной политики;
- дать общую характеристику социальной политики Копейского городского округа;
- изучить нормативно - правовое регулирование проектного подхода к управлению в Копейском городском округе;
- исследовать субъектов проектного управления в Копейском городском округе;
- изучить проектный подход как инструмента реализации социальной политики в Копейском городском округе;
- разработать рекомендаций по применению проектного подхода как инструмента реализации социальной политики в муниципальном образовании.
Методы исследования. В процессе исследования были использованы общенаучные методы и приемы исследования, а именно методы эмпирического исследования (описание, измерение), методы теоретического познания (формализация, восхождение от абстрактного к конкретному) и общелогические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, системный подход, вероятностно-статистические методы, анализ документов).
Методологическая база исследования. В частности, накоплена обширная литература по применению планирования и программно-целевого подхода в системе управления государством как технологиях, положивших начало использованию проекта в административно-государственной сфере. Р. Акофф, И. Ансофф, А. Барабашев и Е. Гуселетова, Е. Капогузов, Д. Клиланд и В. Кинг, И. Ладенко и Г. Тульчинский, П. Магданов, О. Малиновская и И. Скобеле-ва, Д. Мацнев и К. Самсонов, Б. Мильнер, А. Михеева, Р. Кочкаров, Б. Райзберг и A. Лобко, Е. Голубков, Л. Пекарский, В. Тамбовцев и А. Шастико, А. Татаркин, B. Любовный, И. Зайцев, А. Воякина и многие другие изучили причины появления программно-целевого подхода в бюрократической среде, отечественную и зарубежную историю использования подхода органами власти, раскрыли природу, преимущества, недостатки, результаты первых практик и перспективы применения технологии в современной России.
Изучение проектной деятельности в сфере политики и политического проектирования в российской науке только начинает набирать популярность.
Не оформлены в виде научных публикаций описания иных практик создания и ведения проектов в общефедеральном, региональном и муниципальном масштабах. С результатами анализа регионального или муниципального опыта управления проектами можно ознакомиться лишь в работах А. Бондаревской, Л. Гафаровой, Д. Красильникова, и М. Якимовой.
рекомендуется использовать при применении проектного подхода как инструмента реализации социальной политики Копейском городском округе.
О потребности формирования проектного подхода к управлению в органах власти, говорится в Методических рекомендациях по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти (утверждены распоряжением Минэкономразвития России от 14 апреля 2014 г. № 26Р-АУ).
13 июля 2016 года Владимиром Путиным на первом заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам, было отмечено, что без проектного подхода к управлению не решить стоящие перед страной задачи.
Глава государства подчеркнул, что внедрение проектного управления направлено на структурные изменения в экономике и социальной политике, а также на повышение темпов экономического роста и общего благосостояния граждан.
Социальная политика представляет собой обязательный элемент деятельности общества и государства, ее важнейшую область, где конструируется желательное состояние социальной сферы, которая и выступает ее основным объектом. Это деятельность по управлению развитием социальной сферы и определению приоритетных направлений ее совершенствования в целях повышения уровня жизни всех социальных групп.
Проблема отсутствия в рамках местных целевых программ и подпрограмм такого элемента, как проект с конкретным конечным продуктом, четкими сроками и предусмотренным финансированием, размывает суть этих программ, нередко сводя их к реализации так называемых «мероприятий», поэтому изучение проектного подхода как инструмента реализации социальной политики в муниципальном образовании является особо актуальным.
Проектный подход должен стать инструментом решения социальных проблем на государственном, региональном и муниципальном уровнях.
Цель исследования - разработка рекомендаций по применения проектного подхода как инструмента реализации социальной политики в муниципальном образовании.
Объект исследования - социальная политика Копейского городского округа.
Предмет исследования - проектный подход как инструмент реализации социальной политики в муниципальном образовании.
Задачи исследования:
- рассмотреть цели и содержание социальной политики в муниципальном образовании;
- изучить основы проектного управления в органах власти ;
- описать методику изучения проектного подхода как инструмента реализации социальной политики;
- дать общую характеристику социальной политики Копейского городского округа;
- изучить нормативно - правовое регулирование проектного подхода к управлению в Копейском городском округе;
- исследовать субъектов проектного управления в Копейском городском округе;
- изучить проектный подход как инструмента реализации социальной политики в Копейском городском округе;
- разработать рекомендаций по применению проектного подхода как инструмента реализации социальной политики в муниципальном образовании.
Методы исследования. В процессе исследования были использованы общенаучные методы и приемы исследования, а именно методы эмпирического исследования (описание, измерение), методы теоретического познания (формализация, восхождение от абстрактного к конкретному) и общелогические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, системный подход, вероятностно-статистические методы, анализ документов).
Методологическая база исследования. В частности, накоплена обширная литература по применению планирования и программно-целевого подхода в системе управления государством как технологиях, положивших начало использованию проекта в административно-государственной сфере. Р. Акофф, И. Ансофф, А. Барабашев и Е. Гуселетова, Е. Капогузов, Д. Клиланд и В. Кинг, И. Ладенко и Г. Тульчинский, П. Магданов, О. Малиновская и И. Скобеле-ва, Д. Мацнев и К. Самсонов, Б. Мильнер, А. Михеева, Р. Кочкаров, Б. Райзберг и A. Лобко, Е. Голубков, Л. Пекарский, В. Тамбовцев и А. Шастико, А. Татаркин, B. Любовный, И. Зайцев, А. Воякина и многие другие изучили причины появления программно-целевого подхода в бюрократической среде, отечественную и зарубежную историю использования подхода органами власти, раскрыли природу, преимущества, недостатки, результаты первых практик и перспективы применения технологии в современной России.
Изучение проектной деятельности в сфере политики и политического проектирования в российской науке только начинает набирать популярность.
Не оформлены в виде научных публикаций описания иных практик создания и ведения проектов в общефедеральном, региональном и муниципальном масштабах. С результатами анализа регионального или муниципального опыта управления проектами можно ознакомиться лишь в работах А. Бондаревской, Л. Гафаровой, Д. Красильникова, и М. Якимовой.
рекомендуется использовать при применении проектного подхода как инструмента реализации социальной политики Копейском городском округе.
Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.
В реализации социальной политики в настоящее время актуально применением проектного подхода, который представляет собой взаимоувязанный по времени, ресурсам, исполнителям комплекс работ (мероприятий), который должен быть выполнен для достижения поставленной цели. Проект обязательно имеет начальную и конечную точку (дату).
В соответствии с Методическими рекомендациями по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти, утвержденными распоряжением Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.04.2014 № 26Р-АУ, проект это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального результата в условиях временных и ресурсных ограничений.
Методика изучения проектного подхода как инструмента реализации социальной политики включает в себя анализ показателей развития социальной политики, оценку эффективности проектов путем соотношения достижения индикативных показателей и ресурсного обеспечения проекта.
Проанализировав проектный подход как инструмент реализации социальной политики, по средствам программы «Благоустройство городской среды Копейского городского округа», мы определили, что проектный подход был реализован не полностью, а именно:
- в программе отсутствовали четкие и конкретные сроки исполнения (число, месяц) по каждому объекту благоустройства;
- отсутствовали показатели эффективности по каждому объекту благоустройства;
- не было плана реализации мероприятий с четким указанием ответственных за каждый конкретный вид работ;
- не указаны конкретные мероприятия по благоустройству, формулировки размыты (мероприятия по благоустройству);
- отсутствовали критерии эффективности по каждому объекту благоустройства и методика оценки эффективности, которая по нашему мнению должна присутствовать при реализации проектного подхода.
Отсутствие в рамках местных целевых программ и подпрограмм такого элемента, как проект с конкретным конечным продуктом, четкими сроками и предусмотренным финансированием, размывает суть этих программ, нередко сводя их к реализации так называемых «мероприятий», как и случилось в данном случае, целесообразность которых неочевидна.
Таким образом, в третьей главе, анализируя проект под названием «ЖКХ и городская среда», мы выявили ряд недостатков, выяснив, что проектный подход был реализован не полностью.
В связи с этим, мы предложили разработать проект Муниципальной программы с использованием проектного подхода как инструмента реализации социальной политики в муниципальном образовании в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 29.06.2017 № 358-П «О положении о Проектной деятельности в Челябинской области и внесении изменения в Постановление Правительства Челябинской области от 25.07.2013 № 148-П», а также в соответствии с методическими рекомендациями по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти, утвержденными распоряжением Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.04.2014 № 26Р-АУ.
За основу была взята Муниципальная программа «Благоустройство городской среды Копейского городского округа», утвержденная постановлением администрации Копейского городского округа от 23.05.2017 № 1138-п.
Мы разработали паспорт проекта, провели обоснование разрабатываемого проекта. Определили основные положения разрабатываемого проекта, результаты, оценили риски и мероприятия по их предотвращению. Также разработали порядок аккумулирования и расходования средств и предложили методику оценки эффективности проекта.
Таким образом, выявленные недостатки были устранены, проектный подход как инструмент реализации социальной политики в муниципальном образовании был использован в полном объеме.
В реализации социальной политики в настоящее время актуально применением проектного подхода, который представляет собой взаимоувязанный по времени, ресурсам, исполнителям комплекс работ (мероприятий), который должен быть выполнен для достижения поставленной цели. Проект обязательно имеет начальную и конечную точку (дату).
В соответствии с Методическими рекомендациями по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти, утвержденными распоряжением Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.04.2014 № 26Р-АУ, проект это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального результата в условиях временных и ресурсных ограничений.
Методика изучения проектного подхода как инструмента реализации социальной политики включает в себя анализ показателей развития социальной политики, оценку эффективности проектов путем соотношения достижения индикативных показателей и ресурсного обеспечения проекта.
Проанализировав проектный подход как инструмент реализации социальной политики, по средствам программы «Благоустройство городской среды Копейского городского округа», мы определили, что проектный подход был реализован не полностью, а именно:
- в программе отсутствовали четкие и конкретные сроки исполнения (число, месяц) по каждому объекту благоустройства;
- отсутствовали показатели эффективности по каждому объекту благоустройства;
- не было плана реализации мероприятий с четким указанием ответственных за каждый конкретный вид работ;
- не указаны конкретные мероприятия по благоустройству, формулировки размыты (мероприятия по благоустройству);
- отсутствовали критерии эффективности по каждому объекту благоустройства и методика оценки эффективности, которая по нашему мнению должна присутствовать при реализации проектного подхода.
Отсутствие в рамках местных целевых программ и подпрограмм такого элемента, как проект с конкретным конечным продуктом, четкими сроками и предусмотренным финансированием, размывает суть этих программ, нередко сводя их к реализации так называемых «мероприятий», как и случилось в данном случае, целесообразность которых неочевидна.
Таким образом, в третьей главе, анализируя проект под названием «ЖКХ и городская среда», мы выявили ряд недостатков, выяснив, что проектный подход был реализован не полностью.
В связи с этим, мы предложили разработать проект Муниципальной программы с использованием проектного подхода как инструмента реализации социальной политики в муниципальном образовании в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 29.06.2017 № 358-П «О положении о Проектной деятельности в Челябинской области и внесении изменения в Постановление Правительства Челябинской области от 25.07.2013 № 148-П», а также в соответствии с методическими рекомендациями по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти, утвержденными распоряжением Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.04.2014 № 26Р-АУ.
За основу была взята Муниципальная программа «Благоустройство городской среды Копейского городского округа», утвержденная постановлением администрации Копейского городского округа от 23.05.2017 № 1138-п.
Мы разработали паспорт проекта, провели обоснование разрабатываемого проекта. Определили основные положения разрабатываемого проекта, результаты, оценили риски и мероприятия по их предотвращению. Также разработали порядок аккумулирования и расходования средств и предложили методику оценки эффективности проекта.
Таким образом, выявленные недостатки были устранены, проектный подход как инструмент реализации социальной политики в муниципальном образовании был использован в полном объеме.
Подобные работы
- Проектный подход как инструмент реализации социальной политики в муниципальном образовании (на примере г. Копейска)
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование форм реализации молодёжной политики в муниципальном образовании (на примере
Администрации Копейского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Регулирование и поддержка развития сферы культуры в муниципальном образовании (на примере Копейского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - Регулирование и поддержка развития сферы культуры в муниципальном образовании (на примере Копейского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Управление развитием муниципального предприятия (на примере МУП «Горводоканал-Копейск»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2016 - Управление развитием муниципального предприятия (на примере МУП «Горводоканал-Копейск»)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016



