Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования экологического сознания студентов педагогических ВУЗов…………………………………….6
1.1. Проблема экологического воспитания в трудах отечественных педагогов…………………………………………………………………………..6
1.2. Становление экологического сознания как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………………….20
1.3. Модель формирования экологического сознания у студентов педагогических ВУЗов…………………………………………………………..30
Выводы к главе 1………………………………………………………………...42
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса формирования экологического сознания студентов педагогических ВУЗов…………………44
2.1. Организация и проведение экспериментального исследования процесса формирования экологического сознания студентов педагогических ВУЗов..44
2.2. Анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования……….53
Выводы к главе 2………………………………………………………………...65
Заключение……………………………………………………………………….68
Список используемой литературы……………………………………………...72
...
Объект исследования – процесс формирования экологического сознания студентов педагогических ВУЗов.
Предмет исследования - педагогические условия эффективности формирования экологического сознания студентов педагогических ВУЗов.
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования экологического сознания студентов педагогических ВУЗов будет более эффективным, если в образовательном процессе созданы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования экологического сознания студентов.
Цель исследования заключается в выявлении, научном обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий экологического сознания студентов педагогических ВУЗов.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи исследования:
...
...
Обобщая обзор педагогического наследия, мы можем сделать вывод, что в отечественном образовании прошлых лет ведущие педагоги обратили внимание на влияние природы и окружающего мира как основного фактора нравственного воспитания личности. Единство человека и природы воспринимаются ими как проявление неразделимости Человека и Природы. Человек должен нести нравственную ответственность за свои действия в сфере «природа – человек – общество». Именно такой подход становится определяющим и в современном экологическом воспитании.
Выделенные педагогические условия экологического сознания студентов позволяют им постепенно переходить от позиции учащегося к позиции специалиста, т.е. трансформировать учебную деятельность в профессиональную.
Предложенная модель формирования экологического сознания студентов педагогических ВУЗов будет педагогически эффективной за счет соблюдения одновременно всех предложенных автором педагогических условий.
Автором был организован педагогический эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности экологического сознания у студентов педагогических ВУЗов.
Цель исследования заключается в выявлении, научном обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий экологического сознания студентов педагогических ВУЗов.
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования экологического сознания студентов педагогических ВУЗов будет более эффективным, если в образовательном процессе созданы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования экологического сознания студентов.
В исследовании приняло участие 28 человек, по 14 в каждой группе (контрольной и экспериментальной).
Возраст испытуемых составил 19 – 22 года, количество девушек и юношей примерно одинаковое.
Автором были выбраны следующие методики:
...
...
89. Человек и природа в истории России XVII – XXI веков / Сост. Маджаров А.С. // Вторые Щаповские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Иркутск: Оттиск, 2002. – с. 144.
90. Чуйкова Л.Ю. Концепции экологического образования, построенные на идее формирования экологической культуры / Л.Ю. Чуйкова // Гуманитарные исследования. – 2012. – №2 (42). – С. 342–351.
91. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. – Челябинск.: Изд-во РБИУ, 2010. – 317 с.
92. Ясвин В.А. Психолого-педагогическая коррекция субъективного отношения к природе в процессе экологического образования [Электронный ресурс] / В.А. Ясвин. – Режим доступа: http://www.hr-portal.ru (дата обращения 01.10.2016)