Введение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК УСЛОВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 12
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия. Факторы конкурентоспособности 12
1.2 Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия 19
1.3 Формирование условий обеспечения конкурентоспособности в качестве фактора
экономической безопасности предприятия 26
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ УСЛОВИЙ И УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АО «ЮЖНОУРАЛЬСКИЙ ЗАВОД «КРИСТАЛЛ» 32
2.1 Характеристика деятельности АО «Южноуральский завод «Кристалл» 32
2.2 Оценка условий формирования конкурентоспособности АО «Южноуральский
завод «Кристалл» 41
2.3 Экспертная оценка конкурентоспособности предприятия 51
ГЛАВА 3 ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АО «ЮЖНОУРАЛЬСКИЙ ЗАВОД «КРИСТАЛЛ» 58
3.1 Определение оптимальной структуры выпуска продукции завода 58
3.2 Повышение эффективности использования энергоресурсов и основных фондов
завода 65
3.3 Организация рекламной компании предприятия 70
3.4 Общий эффект от предложенных мероприятий 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
В связи с этими аспектами отрасль промышленного производства становится одним из наиболее привлекательных объектов для исследования, а изучение различных направлений производства и рынка промышленной продукции представляет собой интерес и актуальность данной работы.
Современные рыночные отношения характеризуются сложными хозяйственными, информационными и другими видами отношений. Это ведет к необходимости рассмотрения любой фирмы, которая осуществляется свою деятельность на рынке, не отдельно - по ряду показателей, характеризующих ограниченную часть деятельности фирмы, а с учетом всех отношений и информационных связей данной фирмы, так как они показывают ее отношения с другими субъектами рынка. Поэтому без постоянного исследования внешней микросреды невозможна и разработка приемлемой стратегии деятельности предприятия, а также тактики его функционирования на рынке. При этом конкуренты представляют важнейшую составляющую внешней микросреды любого предприятия. Поэтому в условиях рынка успешность деятельности любого предприятия значительно зависит от того, насколько конкурентоспособна его продукция, товар или услуга и какие действия фирма принимает для её поддержания в изменяющихся рыночных условиях рынка. Таким образом, обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности является главной стратегической задачей любого предприятия, особенно, на быстроменяющемся рынке.
Для того, чтобы успешно действовать на рынке в условиях высокой конкуренции и поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности, предприятия и организации осваивают новые виды услуг, вводят новые формы ведения бизнеса, стимулируют своих сотрудников и борются за привлечение каждого клиента. При планировании своей деятельности предприятие учитывает не только потребности клиентов, но также и стратегии конкурентов. Исходя из информации, поступающей в ходе изучения условий конкуренции, во многом формируется стратегия предприятия по освоению рынка, а также общая стратегия деятельности предприятия. Таким образом, достигается положительный результат в конкурентной борьбе, как закономерный итог постоянных и грамотных усилий управленческой деятельности. Насколько этот результат будет положительным - во многом зависит от конкурентоспособности предприятия. Эти аспекты и объясняют актуальность темы данной работы.
Целью работы выступает оценка конкурентоспособности и формирование организационно-экономических условий конкурентоспособности промышленного предприятия с точки зрения его экономической безопасности.
Объект исследования-промышленное предприятие АО «Южноуральский завод «Кристалл».
Предмет исследования - процессы, механизмы и условия обеспечения конкурентоспособности промышленного предприятия.
Цель и объект работы обусловили постановку следующих задач:
- раскрыть сущность понятия конкурентоспособности и имеющихся подходов к его определению с точки зрения экономической безопасности предприятия;
- привести особенности оценки конкурентоспособности в сфере промышленного производства;
- проанализировать условия обеспечения уровня конкурентоспособности с точки зрения формирования экономической безопасности;
- провести общий анализ деятельности предприятия;
- выявить условия внешней и внутренней среды функционирования АО «Южноуральский завод «Кристалл», влияющие на уровень конкурентоспособности;
- выявить недостатки в обеспечении конкурентоспособности предприятия;
- разработать мероприятия по совершенствованию деятельности предприятия в части обеспечения условий конкурентоспособности.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава содержит итоги исследования терминологической базы по конкурентоспособности предприятия, анализ подходов к формированию условий её повышения, а также определение методологии оценки уровня конкурентоспособности для промышленного предприятия.
Вторая глава содержит описание внутренней и внешней среды предприятия, условий формирования конкурентоспособности на заводе, а также экспертную оценку уровня конкурентоспособности предприятия.
В третьей главе приведены рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия для повышения уровня конкурентоспособности его работы. Проведено обоснование предлагаемых мероприятий и рассмотрено их влияние на деятельность завода при реализации.
Информационную базу данного исследования составили нормативные акты законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации, информация Федеральной службы государственной статистики, научные труды отечественных и зарубежных исследователей, материалы конференций, периодической печати, официальные сайты, внутренние документы предприятия (Устав, Положения, должностные инструкции, бухгалтерская отчетность и другие), результаты личного наблюдения автора, а также другие источники информации.
Новизна исследования заключается в разработке методических положений по определению условий и механизмов совершенствования деятельности промышленного предприятия для обеспечения его конкурентоспособности.
Практическая ценность работы состоит в том, что путем обобщения существующих точек зрения сформирована терминологическая база по её теме, выдвинуты конкретные условия совершенствования деятельности предприятия для повышения его конкурентоспособности и предложены пути повышения его конкурентоспособности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенных автором рекомендаций корпоративными органами управления при выработке мероприятий по обеспечению конкурентоспособности промышленного предприятия. В рамках проведенного исследования предложены конкретные меры по совершенствованию управления предприятием для достижения определенного уровня конкурентоспособности, которые готовятся к внедрению на рассматриваемом предприятии с начала 2019 года.
Конкурентоспособность является важнейшим понятием в экономике предприятия. Исследователи этого понятия дают ему различные определения. В целом конкурентоспособность это комплексная характеристика предприятия, отражающая превосходство перед конкурентами. В условиях рыночной конкуренции важно знать, насколько предлагаемая услуга соответствует сложившемуся уровню и характеру общественных потребностей, поэтому так важно правильно оценить уровень конкурентоспособности. Конкурентоспособность как оцениваемый параметр деятельности предприятия - это относительная интегральная характеристика, отражающая отличие продукции предприятия от продукции конкурентов и определяющая ее привлекательность в глазах потребителя.
Процесс обеспечения конкурентоспособности в сфере промышленного производства имеет свои незначительные особенности. Так, например, формированию условий конкурентоспособности в промышленности способствуют такие факторы, как рост конкуренции между поставщиками ресурсов, необходимых для осуществления производственных процессов; рост спроса потребителей; возможность появления новых технологий и производительных видов оборудования.
Для поддержания должного уровня конкурентоспособности необходима четкая стратегия. Формирование условий конкурентоспособности предприятий промышленности предполагает: четкое позиционирование предприятия в
конкурентной среде; понимание маркетинговых целей всеми сотрудниками предприятия; использование клиентоориентированного взаимодействия при работе с постоянными потребителями, снижение производственных издержек, оптимизация структуры выпуска и продаж продукции предприятия. Также в поддержании высокого уровня конкурентоспособности большое место занимает обеспечение стабильного роста качества и надежности новой продукции услуг при одновременном снижении цен на них за счет сокращения производственных расходов.
Объектом в данной работе выступило промышленное предприятие АО «Южноуральский завод «Кристалл». АО «Южноуральский завод «Кристалл» ведет свою историю с 1962 года, но современный облик завод обрел в 2007 году. Структура предприятия АО «Южноуральский завод «Кристалл» является сложной и разветвленной и относится к линейно-функциональному типу. Наиболее значимой продукцией АО «Южноуральский завод «Кристалл», приносящей наибольшую долю выручки, является производство синтетических кристаллов и кристаллических пластин. Комплекс основных средств предприятия неоднороден, что не позволяет формировать одинаковые группы фондов, а также обеспечивать некоторую взаимозаменяемость технологического оборудования, транспортных средств и работников, которые их обслуживают, что определяет производственный процесс в АО «Южноуральский завод «Кристалл» как сложный и комплексный.
Основными проблемами деятельности завода в части обеспечения конкурентоспособности являются: узкий ассортимент продукции (три десятка наименований), высокая себестоимость (более 86% от выручки), низкие показатели эффективности деятельности (рентабельность продаж в 2017 году составила 4,07%), сильное давление зарубежных конкурентов, отсутствие рекламной деятельности, а также значительные энергозатраты.
Основной задачей предлагаемых мероприятий является повышение уровня конкурентоспособности предприятия. В качестве мероприятий предложены:
- проведение маржинального анализа продукции предприятия, что позволило оптимизировать структуру выпуска продукции и увеличить уровень маржинального дохода. Мероприятие положительно отразится на конкурентоспособности предприятия, так как позволит сформировать производственную программу, подчинённую требованиям и условиям современного рынка;
- применение энергосберегающих технологий. Так, предлагается оснащение электроприводов, имеющихся на предприятии, преобразователями частоты. Их применение, помимо экономии энергоресурсов, обеспечивает множество преимуществ, таких как увеличение срока службы оборудования, сокращение эксплуатационных затрат и другие. Мероприятие приносит эффект в виде снижения себестоимости (на 9931,5 тыс.руб. или 7,2%), а также позволяет повысить уровень конкурентоспособности завода в части осуществления социальной и экологической политики. Это мероприятие также увеличит уровень конкурентоспособности завода в точки зрения зарубежных покупателей, которые при выборе партнеров и поставщиков всегда обращают внимание на реализуемые энергосберегающие технологии и экологическую политику предприятия;
- организация рекламной компании для завода, которая будет реализована через его рекламу в сети Интернет и в специализированном журнале. Несмотря на требующиеся по организации рекламы расходы (249,4 тыс.руб.), прирост продаж завода будет значительным (4610,6 тыс.руб.) и отразится на узнаваемости завода, что повысит его конкурентоспособность.
Экспертная оценка результатов мероприятий позволила установить, что увеличатся финансовые результаты завода: прирост выручки составит 3,0% или на 9965,95 тыс.руб., валовой прибыли - на 16994,5 тыс.руб., или 127%. Рентабельность производства возрастет на 5,60%, рентабельность продаж - на 4,89%.
Также значительно улучшатся многие условия конкурентоспособности: увеличится относительная доля рынка завода, произойдет увеличение прироста доли рынка, достигнуты значительные конкурентные преимущества в виде продуманной экологической и энергосберегающей политики, а также сформированного имиджа. Эти аспекты свидетельствуют о росте конкурентоспособности завода «Кристалл».
За счет предлагаемых мероприятий будут достигнуты положительные эффекты в сфере экономической безопасности предприятия, выраженные в укреплении позиции предприятия на рынке через повышение финансовых результатов и оптимизации заказов предприятия; в снижении зависимости от поставщиков энергетических ресурсов за счет снижения стоимости и объемов потребляемой энергии; а также в улучшении коммуникаций с клиентами и усилении воздействия на потенциальных клиентов через организацию рекламной компании. Таким образом, предложенный комплекс мероприятий, разработанный для завода «Кристалл», способен изменить экономическую ситуацию на промышленном предприятии и значительно повысить его конкурентоспособность на рынке.
1 Гражданский кодекс РФ: в 4 ч. - принят ФЗ №51 от 30.11.1994 (в ред. от 29.12.2017) - Электронный ресурс URL: http://www.consultant.ru/about/software/(Дата доступа: 23.04.2018)
2 Налоговый Кодекс РФ, принят ФЗ от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ. (в ред.
19.02.2018) - Электронный ресурс URL:
http://www.consultant.ru/about/software/(Дата доступа: 28.04.2018)
Научная и методическая литература
3 Азоев, Г.Л.. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челенкова -М.: ГУУ., Национальный фонд подготовки кадров. М.: Новости, 2015.- 254 с. Вот так по СТО ЮУрГУ!
4 Андреев, В.Д. Шаповалов В.И. Теория и практика современного менеджмента
/ В.Д.. Андреев, М.А. Боков, Н.С. Матющенкои и др.;под ред. В.И.
Шаповалова. - Сочи: РИЦ СГУТ и КД, 2014. - 264 с.
5 Барлоу, Д. Сервис, ориентированный на бренд. Новое конкурентное преимущество / Д. Барлоу, П. Стюарт. - М.: Олимп-Бизнес, 2015.- 288с.
6 Белоусов, В.В. Особенности управления конкурентоспособностью предприятий в условиях конкурентной борьбы / В.В.Белоусов, А.Н. Пыткин.- Пермь: Изд-во ООО «Полиграф Сити», 2015 - 52 с.
7 Блохин, Глобализация, технология и конкурентоспособность
производственных систем / В.П.Блохин, И.В. Дружинин. - Ростов н/Дону: Изд. Центр ДГТУ,2015. - 307с.
8 Брагин, Л.А. Экономика, маркетинг, организация. Учебник / Л.А.Брагин и др. - М.: Инфра-М, 2014.- 560 с.
9 Бревнов, А.А. Маркетинг малого предприятия. Практическое пособие /А.А.Бревнов. - М.: ВИРА-Р, 2014. - 384 с.
10 Бродецкий, Г.Л. Моделирование технологических систем. Оптимальные решения в условиях риска / Г.Л.Бродецкий. - М.: Вершина 2015. - 456 с.
11 Васин, Ю.В. Эффективные программы лояльности. Как привлечь и удержать клиентов / Ю. В. Васин Ю.В., Л. Г. Лаврентьев, А. В. Самсонов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. - 152 с.
12 Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) / В.М. Власова. - М.: Финансы и статистика. - 2016. - 528 с.
13 Воронов, A.A. Оценка и менеджмент конкурентоспособности продукции / А.А. Воронов. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2016. - 230 с.
14 Гатауллин, P.M. Организация конкурентоспособного производства / Р.М. Гатауллин. - М.: Экономика и финансы, 2015. - 143 с.
15 Гретченко, А.И. Организационно-экономические аспекты
анализапромышленного производства на основе маржинального подхода / А.И.Гретченко, А.А. Гретченко // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2016. - № 4. - С. 5-9
16 Губенко, И. В. Стратегические подходы к формированию конкурентоспособного бренда / И. В. Губенко // Современная конкуренция. - 2017. - № 5 - С. 34-44.
17 Демура, Н.А. К вопросу о классификации факторов технологического роста и развития производства / Н. А. Демура // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. -2016. - № 5. - С. 130-134.
18 Денисов, В.Т. Сущность технологической конкурентоспособности и ее повышение / В. Т. Денисов и др. // Поволжский торгово-экономический журнал. -2014. - № 3. - С. 6-13.
19 Дончевский, Г.Н. Выбор методов определения рекламного бюджета на примере Ленинградской области / Г. Н. Дончевский и др. // Современная конкуренция. - №4(28). - 2017. - С.81-89.
20 Дядечко, В.В. Основы формирования конкурентоспособности предпринимательских структур в современных рыночных условиях / В. В.
Дядечко // Вестник национальной академии туризма. - 2015 - № 3. - С. 34-39.
21 Еленева, Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий / Ю.Я Еленева // М.: Янус-К. -2016. - 296 с.
22 Жабина, С.Б. Маркетинг продукции и услуг / С.Б. Жабина. - М.: Академия,
2015. - 512 с.
23 Захаров, А.Н. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения / А.Н. Захаров //Бизнес и банки. - 2015. - № 1-2. - С. 1-5.
24 Казаков, М. В. Роль конкурентоспособности персонала в конкуренции между субъектами предпринимательства / М.В.Казаков // Современная конкуренция. -2015.- № 5 -С. 45-52.
25 Качалина, JI.H. Конкурентоспособный менеджмент / Л.Н. Качалина. - М.:
Эксмо, 2014. - 464 с.
26 Ковалёв, В. В. Курс финансового менеджмента: учебник / В. В. Ковалев. - Москва: Проспект, 2014. - 478 с.
27 Козыренко, Е. И. Управление устойчивым развитием предприятий промышленности / Е.И. Козыренко // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. - 2017. - №2. -С.130-137.
28 Корнеева, Т. Ю.Цели и стратегии развития предприятий, их классификация и системный подход к их формированию / Т.Ю. Корнеева, С.А.Никитин // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. -2017. №1-1. - С.195¬204.
29 Ларионов,И.К. Мезоэкономика/И.К. Ларионов, Н.И. Брагин Т.Р. Тимербулатов. -М.: Изд-во «Данилов и К», 2016. - 444 с.
30 Лифиц, И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц. - М.: Юрайт, 2016. - 360 с.
31 Лытнев, О.Н. Операционные риски и операционный леверидж / О.Н. Лытнев // Управление корпоративными финансами. -2017.- № 4. - С. 248-259.
32 Мазилнина, Е.И. Управление конкурентоспособностью/ Е.И. Мазилнина, Г.А. Паничкина. - М.: Омега-Л, 2014. - 325 с.
33 Мамбетшаев, С.В. Основы конкурентоспособности предприятий: Монография / С.В. Мамбетшаев. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014. - 312 с.
34 Моисеева, Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление/ Н. К. Моисеева, Ю. П. Аиискин. -М.: Внешторгиздат, 2016. - 304 с.
35 Морозова, Н.С. Концепция формирования и развития конкуренции / Н.С. Морозова. - Монография. М.: РосНОУ, 2015. - 264 с.
36 Морозова, Н.С. Предпринимательство и конкуренция в туризме / Н.С. Морозова, М.А. Морозов. - Монография. - М.: РосНОУ, 2015. - 136 с.
37 Непарко М. В. Об устойчивости развития предприятий машиностроительного комплекса / М.В. Непарко // Экономический журнал. - 2016. - №2. - С.104¬110.
38 Организация и планирование машиностроительного производства (производственный менеджмент): Учебник / К.А. Грачева, М.К. Захарова, Л.А. Одинцова и др.; Под ред. Ю.В. Скворцова, Л.А. Некрасова. - М.:Высш. шк. ,2016. - 470 с.
39 Организация производства и управление предприятием: учебник / под ред. Г. Туровца. - М.: ИНФРА-М, 2016 - 388 с.
40 Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер. - М.: Алыпина Бизнес Букс, 2016. - 454 с.
41 Рубин,Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе / ЮБ. Рубин. - М.: Маркет ДС, 2015. - 464 с.
42 Сафиуллин, А.Р. Методология управления конкурентными преимуществами на мезоуровне / А.Р.Сафиуллин. - Монография. - Казань: Изд-во ЮГУ. - 2010. - 256 с.
43 Сафиуллин, А.Р. Методы оценки конкурентоспособности на основе анализа эффективности / А.Р.Сафиуллин, - Казань: Логос, 2016. - 124с.
44 Сафиуллин, Л.Н. Конкурентоспособность: теория и методология /
Л. Н. Сафиуллин, Н. З. Сафиуллин Н.З. Монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2010. - 162 с.
45 Семенова, Е.И. Конкурентоспособность и методы ее оценки: Монография / Е.И. Семенова. - Рос. гос. аграр. заочн. ун-т. - РГАЗУ, 2010. - 127 с.
46 Усик, Н.И. Формирование конкурентной среды в России. Монография / Н.И. Усик. - СПб: ОЦЭиМ, 2010. - 211 с.
47 Фатхутдинов, Р.А. Промышленное производство: Как измерить качество? / Р.А. Фатхутдинов // Век качества. - 2017. - №4. - с. 23 - 29,
48 Философа, Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / Т.Г. Философа, В.А. Быков ; под ред. Т.Г. Филосовой. М.: Юнити-Данпа, 2016. - 271 с.
49 Черемисин, В.Ю. Управление конкурентоспособностью отраслевого продукта / В.Ю.Черемисин, И.И. Валов, А.А. Алексеев. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2015. -35с.
50 Шоул, Д. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество / Д.Шоул. - М.: Издательство Альпина Паблишер. 2014. - 338 с.
Интернет-источники
51 Меркушов В.В. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятия / В.В. Меркушов. // [Электронный ресурс]. URL: http://sopssecretary.narod.ru(дата обращения 01.05.2018)
52 Официальный сайт АО «Южноуральский завод «Кристалл» [Электронный ресурс]. URL: http://kristallplant.com/ru/(дата обращения: 24.04.2018 г.)
53 Официальный сайт Федеральной службы статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/, (дата обращения: 01.05.2018 г.)
54 Халабуда Ю.Э. О механизме влияния рекламы на конкурентоспособность
предприятия // [Электронный ресурс]. URL:
http://ecsocman.hse.ru/text/35493491.html(дата обращения 19.04.2018)
55 Худяков В.Н.. К 60-летию АО «Южноуральский завод «Кристалл» // [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20437168(дата обращения 19.04.2018)