Формирование пространственных представлений у младших школьников в процессе выполнения практических работ по геометрии (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 20 учащихся 2-го класса: 9 мальчиков 11 девочек, которые составили экспериментальную группу.
Есть приложение (Учебно-тематический план).
В данной работе не указанна база исследования. Таким образом, если указать название нужной базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития пространственных представлений младших школьников в процессе выполнения практических работ по геометрии 5
1.1 Анализ учебных программ по математике с точки зрения развития пространственных представлений младших школьников в процессе изучения геометрического материала 5
1.2 Особенности развития пространственных представлений младших школьников в процессе выполнения практических работ по геометрии 10
Глава 2 Исследование особенностей развития пространственных представлений у детей младшего школьного возраста в процессе выполнения практических работ по геометрии 18
2.1 Анализ особенностей развития пространственных представлений у детей младшего школьного возраста 18
2.2 Система развития пространственных представлений младших школьников при выполнении практических заданий по геометрии 22
2.3 Анализ результатов исследования 27
Заключение 30
Список использованных источников 31
Приложение 34
Актуальность исследования. В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем является проблема построения системы обучения, которая была бы эффективна как в плане формирования у младших школьников определенных знаний и навыков и развития умений, так и в плане их психического развития, обеспечивая тем самым преемственность между всеми ступенями обучения. Особые затруднения у младших школьников вызывает изучение геометрического материала. Психологи видят причину этого, прежде всего, в недостаточном развитии пространственных представлений у учащихся. Большой объем изучаемого геометрического материала дает возможность подбирать наиболее эффективные методы обучения. Одним из методов развития пространственных представлений младших школьников является применение практических заданий по геометрии.
Целью работы является исследование особенностей развития пространственных представлений у детей младшего школьного возраста в процессе выполнения практических заданий по геометрии.
Объект исследования – процесс развития пространственных представлений младших школьников.
Предмет исследования – методика развития пространственных представлений у детей младшего школьного возраста в процессе выполнения практических заданий по геометрии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать учебные программы по математике с точки зрения развития пространственных представлений младших школьников в процессе изучения геометрического материала.
2. Определить особенности развития пространственных представлений у детей младшего школьного возраста в процессе выполнения практических заданий по геометрии.
3. Проверить эффективность применения практических заданий в развитии пространственных представлений у детей младшего школьного возраста в экспериментальном исследовании.
Метод исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по исследуемой теме; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методологическую основу исследования составили научные труды Н.Б. Истоминой, С.Е. Царевой, Н.И. Фрейлах и др. В.С. Столетнев, И.В. Шадрина и др. раскрыли сущность понятия «пространственные представления». Возрастные особенности пространственных представлений представлены в работах Л.С. Выготского, И.Я. Каплунович и др. Методы и приемы развития пространственных представлений у младших школьников посредством использования геометрического материала проанализированы И.И. Аргинской, С.Н. Кормишиной, П.А. Хотеевой и др.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Пространственные представления – важный элемент умственной деятельности, отвечающий за ориентацию в пространстве. Основной единицей данных представлений является образ, в котором представлены все характеристики объекта: форма, цвет, размер, расположение элементов этого образа.
Для правильного выбора методики обучения младших школьников учитель должен иметь представления о системе задач, имеющих потенциал для формирования пространственных представлений. Эта система включает следующие задачи: задачи, в которых геометрические фигуры используются как объекты счета; задачи, связанные с формированием представлений о геометрических величинах (длине, площади, объеме, величине угла, массе и времени); вычислительные задачи, связанные с нахождением периметра или площади; задачи на элементарное построение геометрических фигур и чтение геометрических чертежей; на классификацию фигур.
С целью развития пространственных представлений у младших школьников была разработана и апробирована программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия». Основным методом, используемым в курсе «Наглядная геометрия» для развития пространственных представлений является собственная моделирующая деятельность ребенка с адекватными (целесообразными) моделями изучаемых понятий и отношений.
Эффективность применения практических заданий по геометрии для развития пространственных представлений младших школьников доказана результатами контрольного эксперимента: высокий уровень развития пространственных представлений выявлен у 8 детей (40%): положительная динамика составила – +25% (5 младших школьников), средний уровень – у 10 детей (50%), низкий уровень – у 2 детей (10%).
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена
1. Агапитова, Ю. Т. Особенности развития пространственных представлений младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / Ю. Т. Агапитова // Молодой ученый. – 2017. – №4. – С. 254-259.
2. Александрова, Э. И. Математика 1 класс Книга для учителя [Текст] / Э. И. Александрова. – Москва : Дрофа 2012. – 306 с.
3. Аргинская, И. И. Математика [Текст] / И. И. Аргинская, С. Н. Кормишина // Программы начального общего образования. Система Л. С. Занкова / сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. – Самара : Издательский дом «Федоров», 2011. – 198 с.
4. Богоявленская, А. Проблема организации учебной деятельности младших школьников [Текст] / А. Богоявленская // Практический журнал для учителя и администрации школы. – 2016. – №1. – С. 26-31.
5. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – Москва : Педагогика, 2012. – 214 с.
6. Бордовская, Н. В. Педагогика : учебник для вузов [Текст] / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 304 с.
7. Выготский, Л. С. Общая психология. Т.6 [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2013. – 412 с.
8. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности : учебное пособие [Текст] / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – Калининград : КГУ, 2013. – 572 с.
9. Григорович, Л. А. Педагогика и психология : учебное пособие для вузов [Текст] / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – Москва : Гардарики, 2016. – 480 с.
10. Дружинин, В. В. Педагогика и психология [Текст] / В.В. Дружинин. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 512 с.
11. Занков, Л. В. Развитие школьников в процессе обучения [Текст] / Л. В. Занков. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2014. – 152 с.
12. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 426 с.
13. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах : Развивающее обучение [Текст] / Н. Б. Истомина. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2009. – 288 с.
14. Каплунович, И. Я. О структуре пространственного мышления при решении математических задач [Текст] / И. Я. Каплунович // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 45-48
15. Кирикович, Т. Е. Обучение школьника по индивидуальной образовательной траектории на основе самоорганизации [Текст] / Т. Е. Кирикович, Т. Л. Марчук // Информатика и образование. – 2014. – №12. – С. 52-55.
16. Ковалева, Г. С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Г. С. Ковалева. – Москва : Просвещение, 2012. – 164 с.
17. Методика преподавания математики в начальных классах : учебно-методическое пособие для студентов дневного отделения. В 2 ч. Ч.1 [Текст] / Сост. : Л. А. Каирова, Ю. С. Заяц. – 2-е изд., доп. и перераб. – Барнаул : АлтГПА, 2011. – 82 с.
18. Моро, М. И. Математика. 1 класс [Текст] / М.И. Моро. – Москва : Просвещение, 2012. –1с.
19. Моро, М. И. Математика. 2 класс [Текст] / М. И. Моро. – Москва : Просвещение, 2012. –198 с.
20. Моро, М. И. Математика. 3 класс [Текст] / М. И. Моро. – Москва : Просвещение, 2012. – 224 с.
21. Моро, М.И. Математика. 4 класс / М.И. Моро. – М.: Просвещение, 2012. – 226 с.
22. Программы учебных предметов и курсов по УМК «Перспектива». Математика [Текст] / Л. Г. Петерсон. – Москва : Просвещение, 2014. – 263 с.
23. Столетнев, В. С. Оперирование пространственными образами при решении задач [Текст] / В. С. Столетнев // Вопросы психологии. – 2015. – № 1. – С. 41-45.
24. Стойлова, Л. П. Теоретические основы начального курса математики. Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования [Текст] / Л. П. Стойлова. – Москва : Академия, 2014. – 272 с.
25. Трофименко, Ю. В. Основания многообразия подходов к технологии преподавания геометрического материала в начальной школе [Текст] / Ю. В. Трофименко. – Москва : ООО «АР-Консалт». 2014. – С. 21-26.
26. Шадрина, И. В. Обучение геометрии в начальных классах [Текст] / И. В. Шадрина. – Москва : Школьная пресса, 2002. – 245 с.
27. Царева, С. Е. Методика преподавания математики в начальной школе : учебник для студ. учреждений высш. Образования [Текст] / С. Е. Царева. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 496 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 36 с.
29. Фрейлах, Н. И. Математика для педагогических училищ [Текст] / Н. И. Фрейлах. – Москва : Форум-инфра-М, 2011. – 345 с.
30. Халикулова, И. Т. Методические аспекты обучения геометрическим величинам [Текст] / И. Т. Халикулова // Педагогика. – 2014. – №2. – С. 71-77.
31. Хотеева, П. А. Особенности изучения геометрических величин в начальной школе [Текст] / П. А. Хотеева // Начальная школа До и После. – 2015. – №3. – С. 112-113.