Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование особенностей словообразовательных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня при синдроме алалия (Психология, педагогика, Алтайск государственного педагогического университет

Работа №56920

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы36
Год сдачи2018
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
334
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБДОУ «Детский сад №50» компенсирующего вида (г. Барнаул).
С целью определения особенностей развития навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Выборка. 5 детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня (моторная алалия) в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 3 месяцев составили экспериментальную группу, 5 детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием в возрасте от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 4 месяцев составили контрольную группу.
Есть приложение (Результаты экспериментальной группы, количество человек )
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого города и вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Понятие словообразование и его развитие в онтогенезе 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи (II уровня) при синдроме алалия 8
1.3 Словообразовательные навыки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитии речи (II уровня) при синдроме алалия 13
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (II УРОВНЯ) 18
2.1 Организация, методы и методика исследования 18
2.2 Анализ результатов исследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР (II уровня) 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 37

Актуальность исследования. Овладение словообразовательными умениями является одним из показателей нормального развития ребенка. Роль словообразования в развитии речи ребенка достаточно велика: через словообразование словарный запас пополняется производными словами, развивается языковое чутье, интерес к родной речи, эмоционально-волевая сфера, высшие психические функции. Овладение навыками словообразования способствует полноценной речевой коммуникации, адаптации ребенка в социуме. Нарушения словообразования, присущие детям с алалией, препятствуют процессу общения дошкольников, развитию речемыслительной и познавательной деятельности, овладению знаниями.
Словообразование как грамматическая категория является важной работой по развитию правильной, грамотной речи. Однако при различных нарушениях в развитии детей, процессы словообразования нарушается, что являетсязначительным препятствием наряду с другими причинами к социальному общению. При таком нарушении как общее недоразвитие речи (ОНР) II уровня имеются свои особенности речевого развития. Это, прежде всего бедность и недиференцированность словарного запаса, явная ограниченность словаря и другие нарушения.
Актуальностью нашей работы является то, что при обширном изучении речевого развития, не достаточно изученными остаются вопросы формирования словообразования у дошкольников с алалией при ОНР II уровня, как одного из основных компонентов развития речи.
Цель исследования – изучить особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с алалией при ОНР II уровня.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности словообразования в онтогенезе.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с алалией при ОНР II уровня.
3. Определить особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с алалией при ОНР II уровня.
4. Выявить особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с алалией при ОНР II уровня в экспериментальном исследовании.
Гипотеза: показатели образования существительных, прилагательных, глаголов у старших дошкольников с ОНР II уровня существенно отстают от показателей словообразования у детей с нормальным уровнем речевого развития.
Объект исследования – словообразование старших дошкольников.
Предмет исследования – особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с алалией при ОНР II уровня.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: тестирование, количественный и качественный анализ результатов.
Методологическую основу исследования составили научные труды Г.А. Волковой, В.А. Ковшикова, С.Н. Цейтлин и др. Г.А. Волкова. С.Н. Цейтлин и др. раскрыли особенности словообразования в онтогенезе. С.А. Игнатьева, В.А. Калягин, Р.И. Лалаева, Р.И. Левина, О.В. Шичанина и др. исследовали особенности речевых патологий при ОНР, в том числе и нарушение словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. А.И. Баевой, С.Ю. Кондратьевой, А.И. Лаврентьевым, О.Л. Перышкиной, Е.Н. Соколовой, У.Ш. Утяновой и др. определены педагогические условия преодоления нарушений с словообразовании при алалии.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №50» компенсирующего вида (г. Барнаул).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературы показал, что изучение словообразование является важной грамматической категорией. Обогащение словарного запаса и образование новых слов в норме осуществляется на протяжении всего детства. Особенно активно нарастание его происходит в дошкольном детстве.
Общее недоразвитие речи является распространенной среди речевых патологий и понимается как собирательный термин для целого ряда речевых аномалий, общим для которых является нарушение формирования всех компонентов речи (словаря, грамматического строя, фонетики) у детей с сохранным слухом и первично сохранным интеллектом. Данное речевое нарушение проявляется у дошкольников в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными аграмматизмами и элементами фонетико-фонематического недоразвития. Общее недоразвитие речи второго уровня сопровождается нарушениями познавательной сферы.
Дети с алалией отличаются громким голосом, психической заторможенностью либо гиперактивностью. Кроме того, большинству детей, имеющих указанное логопедическое заключение, свойственна несовершенная моторика. Обычно это проявляется характерной неуклюжестью, недостаточной координацией. Со стороны тонкой моторики отмечается явно выраженная неточность, неловкость движений. Н.Н. Трауготт отмечает, что в некоторых случаях в моторике отражены особенности личности: застенчивость, скованность и нерешительность. Моторную алалию распознают также по ограниченности мелкомоторных движений (пальчиками, ручками), неспособности ребенка фокусировать внимание. У детей постарше наблюдаются повышенная утомляемость, нарушение памяти, недоразвитие логического мышления, эмоционально – волевой сферы. Нередко моторная алалия сопровождается неврологическими заболеваниями ребенка
К специфическим закономерностям в изучении словообразования у детей с ОНР II уровня относятся трудности: в дифференциации единственного и множественного числа в именительном падеже; в употреблении бес¬ предложных конструкций существительных единственного и множе¬ственного числа; в согласовании числительного с существительным, согласовании прилагательного с существительным. У старших дошкольников с алалией нарушен процесс усвоения языковых знаков, и правил их использования, следовательно, и оперирование этими знаками в процессе порождения речи.
Проведенное исследование показало, что у дошкольников с ОНР II уровня отмечается несформированность словообразования существительных. Дети затрудняются при образовании названий профессий, особенно женского рода. Кроме того, у детей возникают затруднения при образовании слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом, а также образовании слов обозначающих вместилище для чего-либо.
Исследование словообразования глаголов показало, что дошкольники с ОНР затрудняются при образовании глаголов приставочным способом, не развито умение образовывать относительные прилагательные от существительных.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика: учебное пособие для вузов / Л.И. Аксенова. – М.: Академия, 2014. – 400 с.
2. Ананьев, Б.Г. Антропология / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер. 2014. – 587 с.
3. Баева, А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи / А.И. Баева // Логопед. – №2. – 2014. – С. 40-43.
4. Бочарникова, Н.С. Особенности развития просодии у детей с общим недоразвитием речи различного генеза / Н.С. Бочарникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 8. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru. (Дата обращения: 19.04.2018 г.)
5. Викжанович, С.Н. Характеристика системного недоразвития речи при расстройствах аутистического спектра / С.Н. Викжанович // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – № 8 (52). – С. 294–305.
6. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2011. – 165 с.
7. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. – М.: Детство – пресс, 2011. – 144 с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М. Академия, 2014. – 874 с.
9. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / О.Е. Грибова // Дефектология. – 2015. – № 6. – С. 7 -16.
10. Зимняя, И.А. Психолингвистика / И.А. Зимняя. – СПб.: Речь, 2014. – 521 с.
11. Игнатьева, С.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: [учеб.пособие для вузов по специальности «Социал. работа] / С.А. Игнатьева. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 299 с.
12. Калягин, В.А. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 3-е изд., стер. / В.А. Калягин – М.: Академия, 2015. – 320 с.
13. Ковшиков, В.А. Дефектология / В.А. Ковшиков. – М.: Инфра-М, 2013. – 412 с.
14. Козырева, О.А. Организационно-методические вопросы логопедической работы с детьми, имеющими отклонение в развитии / О.А. Козырева // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 1. – С. 46-55
15. Козырева, О.А. Лексика, грамматика, связная речь: учеб.пособие для детей с ОНР: ст. дошк. возраста / О.А. Козырева. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 119 с.
16. Кудрявцева, Л.А. Дети с ОНР / Л.А. Кудрявцева. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2014. – 248 с.
17. Лаврентьева, А.И. Особенности лексики дошкольников с ОНР / А.И. Лаврентьева // Дефектолог. – 2016. – №4. – С. 52-56.
18. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2013. – 249 с.
19. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной // Репринтное воспроизведение издания 1967г. – М.: Альянс, 2013. – 368 с.
20. Лиман, Н.А. Лексическое развитие в дошкольном возрасте при ТНР / Н.А. Лиман // Логопедия. – 2014. – №4. – С. 58-59.
21. Логинова, В.И. Формирование словаря дошкольника с ОНР / В.И. Логинова // Дефектология. – 2014. – №4. – С. 52-55.
22. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 457 с.
23. Олту, С.П. Изучение речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью разных диагностических систем / С.П. Олту // Коррекционная педагогика. – 2014. – № 2 (апр.-июнь). – С. 63-65.
24. Перышкина, О.Л. Речевая деятельность дошкольников с ТНр на занятиях в детском саду / О.Л. Перышкина // Логопед. – 2013. – №3. – С. 32-34.
25. Рогова, П.Д. Речевое развитие детей с ТНР / П.Д. Рогова. – Н.Новогород: ООО «Цветной бульвар», 2015. – 169 с.
26. Светличная, А. Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи / А. Светличная // Коррекционная педагогика. – 2012. – № 3 (май-июнь). – С. 58-62
27. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие / А.В. Семенович. – М.: Генезис, 2012. – 171 с.
28. Симакова, Т.А. Учимся, играя: логопедическая работа с дошкольниками и младшими школьниками с общим недоразвитием речи / Т.А. Симакова // Логопедия сегодня. – 2016. – № 4 (окт.-дек.). – С. 19-23.
29. Соколова, Е.Н. Развитие словаря дошкольников с ТНР / Е.Н. Соколова // Дефектология. – 2014. – №2. – С. 52-56
30. Терентьева, Ю.В. Социально-психологические особенности детей с общим недоразвитием речи 6-7 лет / Ю.В. Терентьева // Дефектология. – 2015. – № 4. – С. 74-77.
31. Трошин, О.В. Логопсихология: Учебное пособие / О.В. Трошина, Е.В. Жулина. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 256 с.
32. Тушканова, Г.Е. Особенности речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР / Г.Е. Тушканова // Дефектология. – 2011. – №3. – С. 23-25.
33. Утянова, У.Ш. Создание педагогических условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня / У.Ш. Утянова // Дефектология. – 2013. – №4. – С. 11-13.
34. Ушакова, Т.Н. Принципы развития ранней детской речи / Т.Н. Ушакова // Дефектология. – 2004. – №5. – С. 7-14.
35. Федоренко, Л.П. Этапы формирования словаря дошкольника с общим недоразвитием речи / Л.П. Федоренко // Логопед. – 2012. – №3. – С. 61-65
36. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 224 с.
37. Фомичева, М.Ф. Введение в логопедию: материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф. Фомичева. – Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.
38. Цейтлин, С.Н. Ранние стадии усвоения морфологии / С.Н. Цейтлин. – СПб.: Речь, 2002. – 245 с.
39. Шичанина, О.В. Семантическая структура слова и основные аспекты работы над лексикой с дошкольниками с ТНР / О.В. Шичанина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 6. – С. 61-65
40. Хватцев, М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. – М.: АСТ, 2012. – 266 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ