Государственная политика в области охраны окружающей среды и ее реализация в муниципальном образовании (на примере г. Челябинска)
|
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 11
1.1 Сущность и содержание государственной политики в области охраны
окружающей среды 11
1.2 Особенности реализации государственной политики в области охраны
окружающей среды 25
1.3 Методы анализа эффективности реализации государственной политики в
области охраны окружающей среды на муниципальном уровне 39
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА 45
2.1 Анализ состояния окружающей среды в г. Челябинске 45
2.2 Оценка эффективности реализации государственной политики в области
охраны окружающей среды в г. Челябинске 54
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫЕШНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА 60
3.1 Рекомендации по повышению эффективности реализации государственной
политики в области охраны окружающей среды г. Челябинска 60
3.2 План мероприятий по внесению изменений в государственную политику
в области охраны окружающей среды г. Челябинска 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК 72
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 11
1.1 Сущность и содержание государственной политики в области охраны
окружающей среды 11
1.2 Особенности реализации государственной политики в области охраны
окружающей среды 25
1.3 Методы анализа эффективности реализации государственной политики в
области охраны окружающей среды на муниципальном уровне 39
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА 45
2.1 Анализ состояния окружающей среды в г. Челябинске 45
2.2 Оценка эффективности реализации государственной политики в области
охраны окружающей среды в г. Челябинске 54
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫЕШНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА 60
3.1 Рекомендации по повышению эффективности реализации государственной
политики в области охраны окружающей среды г. Челябинска 60
3.2 План мероприятий по внесению изменений в государственную политику
в области охраны окружающей среды г. Челябинска 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК 72
На сегодняшний день одной из трудно разрешимых для общества проблем наиболее существенной по своему воздействию на социальную сферу и общественное сознание является экологическая проблема. Весьма актуальной данная проблема остаётся в крупных регионах, в которых развита промышленность и есть города-мегаполисы. В первую очередь это связано с чрезмерной концентрацией на таких территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия.
Охрана окружающей среды и рациональное природопользование стоят на первом месте, так как от их решения зависят жизнь на Земле, здоровье и благосостояние каждого из нас. В данной области от специалистов требуется компетентность, а в свою очередь задача, стоящая перед ними, состоит в том, чтобы своевременно и верно оценить сложившуюся ситуацию, оптимизировать хозяйственные действия, выбрав тем самым, тактику взаимодействия человека и природы.
Рост экологического благополучия региона невозможен без привлечения к этому процессу населения, это дело не только структур власти, но и всего общества в целом.
В нынешних условиях большую роль приобретает необходимость совершенствования управления экологическими процессами и безопасностью жизнедеятельности населения.
Исследования по проблеме взаимодействия общества и окружающей среды и последствий этого взаимодействия были инициированы трудами Российского профессора Московского университета Карлом Францевичем Рулье (1814-1858) и философской школой русских космистов, Н.Ф. Федоровым, B.C. Соловьевым, Н.А. Бердяевым, Н.А. Умовым, К.Э. Циолковским, а также В.И. Вернадским, Л.Н. Гумилевым и Н.В. Тимофеевым-Ресовским.
Концептуальные основы разработки экологических проблем определены в трудах В.И. Данилова-Данильяна, К.Я. Кондратьева, Н.Н. Моисеева, А.Л. Чижевского, И.Р. Пригожина, СП. Капицы, СП. Курдюмова, Г.А. Кожевникова, В.В. Станчинского, Н.Ф. Реймерса и др.
В современной России исследование социально-экологических проблем в рамках социальной экологии занимаются И.А. Сосунова, К.В. Фролов, Т.В. Злотникова, Г.П. Серов, СП. Конаков, А.В. Федоров, В.Е. Кульбида, И.И. Усачева, А.Д. Думнов и других.
Социальные аспекты экологии человека и социологии города отражены в трудах О. Конта, Д. Милля и Г. Спенсера, а также американских социологов Р. Парка и Е. Берджеса.
Перспективы развития экономики страны, в значительной степени, определяются состоянием природных ресурсов и окружающей среды. В такой ситуации необходима реализация политики, нацеленной на обеспечение экологической безопасности, и устойчивого использования природных ресурсов для нынешнего и будущих поколений. Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования связана с обострением проблемы экологической безопасности. Процесс производственной деятельности, а также личное потребление сопровождается значительными выбросами в окружающую среду, что бесспорно ухудшает экологическую обстановку. Большинство нынешних экологических проблем имеют глубокие корни и достались «в наследство» с советских времен. Радикальные рыночные реформы и череда экономических кризисов привели к обострению проблем в сфере экологии, разбалансированию процессов управления и контроля, способствовали противопоставлению экологических интересов экономическим.
Объектом исследования является охрана окружающей среды и природопользования.
Предмет - система муниципального управления в области охраны окружающей среды и природопользования в городе Челябинск.
Задачи дипломного проекта:
- рассмотреть принципы управления охраной окружающей среды в регионе;
- рассмотреть сущность и содержание государственной политики в сфере управления охраной окружающей среды;
- проанализировать эффективность реализации государственной политики в природоохранной деятельности города Челябинска.
Методологической основой исследования стали: философская теория взаимодействия общества и природы; принципы управления экоразвитием региона; идеи устойчивого развития; принципы комплексного подхода, системного подхода к изучению социоприродного взаимодействия; методы социального управления, моделирования и прогнозирования.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Охрана окружающей среды и рациональное природопользование стоят на первом месте, так как от их решения зависят жизнь на Земле, здоровье и благосостояние каждого из нас. В данной области от специалистов требуется компетентность, а в свою очередь задача, стоящая перед ними, состоит в том, чтобы своевременно и верно оценить сложившуюся ситуацию, оптимизировать хозяйственные действия, выбрав тем самым, тактику взаимодействия человека и природы.
Рост экологического благополучия региона невозможен без привлечения к этому процессу населения, это дело не только структур власти, но и всего общества в целом.
В нынешних условиях большую роль приобретает необходимость совершенствования управления экологическими процессами и безопасностью жизнедеятельности населения.
Исследования по проблеме взаимодействия общества и окружающей среды и последствий этого взаимодействия были инициированы трудами Российского профессора Московского университета Карлом Францевичем Рулье (1814-1858) и философской школой русских космистов, Н.Ф. Федоровым, B.C. Соловьевым, Н.А. Бердяевым, Н.А. Умовым, К.Э. Циолковским, а также В.И. Вернадским, Л.Н. Гумилевым и Н.В. Тимофеевым-Ресовским.
Концептуальные основы разработки экологических проблем определены в трудах В.И. Данилова-Данильяна, К.Я. Кондратьева, Н.Н. Моисеева, А.Л. Чижевского, И.Р. Пригожина, СП. Капицы, СП. Курдюмова, Г.А. Кожевникова, В.В. Станчинского, Н.Ф. Реймерса и др.
В современной России исследование социально-экологических проблем в рамках социальной экологии занимаются И.А. Сосунова, К.В. Фролов, Т.В. Злотникова, Г.П. Серов, СП. Конаков, А.В. Федоров, В.Е. Кульбида, И.И. Усачева, А.Д. Думнов и других.
Социальные аспекты экологии человека и социологии города отражены в трудах О. Конта, Д. Милля и Г. Спенсера, а также американских социологов Р. Парка и Е. Берджеса.
Перспективы развития экономики страны, в значительной степени, определяются состоянием природных ресурсов и окружающей среды. В такой ситуации необходима реализация политики, нацеленной на обеспечение экологической безопасности, и устойчивого использования природных ресурсов для нынешнего и будущих поколений. Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования связана с обострением проблемы экологической безопасности. Процесс производственной деятельности, а также личное потребление сопровождается значительными выбросами в окружающую среду, что бесспорно ухудшает экологическую обстановку. Большинство нынешних экологических проблем имеют глубокие корни и достались «в наследство» с советских времен. Радикальные рыночные реформы и череда экономических кризисов привели к обострению проблем в сфере экологии, разбалансированию процессов управления и контроля, способствовали противопоставлению экологических интересов экономическим.
Объектом исследования является охрана окружающей среды и природопользования.
Предмет - система муниципального управления в области охраны окружающей среды и природопользования в городе Челябинск.
Задачи дипломного проекта:
- рассмотреть принципы управления охраной окружающей среды в регионе;
- рассмотреть сущность и содержание государственной политики в сфере управления охраной окружающей среды;
- проанализировать эффективность реализации государственной политики в природоохранной деятельности города Челябинска.
Методологической основой исследования стали: философская теория взаимодействия общества и природы; принципы управления экоразвитием региона; идеи устойчивого развития; принципы комплексного подхода, системного подхода к изучению социоприродного взаимодействия; методы социального управления, моделирования и прогнозирования.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Окружающая среда - это среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает природную среду и искусственную (техногенную) среду, т. е. совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека, и не имеющих аналогов в девственной природе. Государственное управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования является комплексным, межотраслевым правовым институтом.
Процесс управления сферой охраны окружающей среды выполняет определенный комплекс функций: прогнозирование, планирование, организация, общее руководство, оперативное распорядительство, регулирование, учет и контроль, проверка исполнения. Реализация задач управления такой сложной системой связана с необходимостью создания достаточно сложной системы управления, структурно и функционально соответствующей управляемой системе.
Концепция экологической политики Челябинской области базируется на следующих основных принципах и приоритетах:
- справедливое распределение благ для населения от использования природных ресурсов и доступа к ним на территории Челябинской области;
- окружающая среда области понимается как реальная, пространственно-локализованная данность (региональная экосфера), компонентами которой являются человек, общество, природа связанные между собой отношениями, поддающимися изучению, регулированию, и нуждающейся в государственном управлении;
- человек в региональной экосистеме - не обобщенный представитель биологического рода Homo sapiens, а реальный человек (уникальный индивидуум, личность) живущий в реальной селитебной среде, городе, а сообщество таких людей - реальная группа, общность, связанных экономикой, бытом, политикой, общественным сознанием, и гражданин, индивид, обладающий свободой воли, созидающим или разрушающим потенциалом;
- превентивная стратегия сохранения природных комплексов и обеспечения экологической безопасности населения и природы на основе приоритета нормативно-правовых отношений между субъектами экологической политики;
- приоритет экологической безопасности населения при разработке и реализации инвестиционных, экономических, градостроительных, инженерных, промышленных и других проектов межрегионального, областного, окружного и муниципального масштабов;
- введение обязательности экологических мотиваций в процесс принятия политических и экономических решений;
- приоритет добровольной экологической сертификации и других экологических оценок затрат и результатов труда;
- обоснование и принятие более строгих социально-экологических критериев экономической эффективности предприятий и отраслей промышленности, транспорта, коммунального и сельского хозяйства;
- обеспечение на межрегиональном, городском и муниципальном уровнях снижения техногенного воздействия на здоровье населения и окружающую природную среду;
- широкое распространение экологической информации, затрагивающей интересы граждан;
- бережное и уважительное отношение к истории, сохранение и воссоздание всего ценного в природно-историческом наследии.
Реализация этих принципов и приоритетов должна осуществляться на пути совершенствования действующих, а также на основе разработки и внедрения новых механизмов экологической политики (включая нормативную и правовую базу, экономический и финансовый механизмы, систему государственного экологического мониторинга и контроля, экологическую экспертизу), а также проведения научных исследований в целях более глубокого понимания экологических проблем и поиска путей их решения, формирования общественного экологического сознания.
Основной целью политики в сфере охраны окружающей среды является улучшение качества жизни населения Челябинской области за счет создания благоприятной окружающей среды, предотвращения деградации экологических систем Челябинской области, сохранения биологического разнообразия.
Процесс управления сферой охраны окружающей среды выполняет определенный комплекс функций: прогнозирование, планирование, организация, общее руководство, оперативное распорядительство, регулирование, учет и контроль, проверка исполнения. Реализация задач управления такой сложной системой связана с необходимостью создания достаточно сложной системы управления, структурно и функционально соответствующей управляемой системе.
Концепция экологической политики Челябинской области базируется на следующих основных принципах и приоритетах:
- справедливое распределение благ для населения от использования природных ресурсов и доступа к ним на территории Челябинской области;
- окружающая среда области понимается как реальная, пространственно-локализованная данность (региональная экосфера), компонентами которой являются человек, общество, природа связанные между собой отношениями, поддающимися изучению, регулированию, и нуждающейся в государственном управлении;
- человек в региональной экосистеме - не обобщенный представитель биологического рода Homo sapiens, а реальный человек (уникальный индивидуум, личность) живущий в реальной селитебной среде, городе, а сообщество таких людей - реальная группа, общность, связанных экономикой, бытом, политикой, общественным сознанием, и гражданин, индивид, обладающий свободой воли, созидающим или разрушающим потенциалом;
- превентивная стратегия сохранения природных комплексов и обеспечения экологической безопасности населения и природы на основе приоритета нормативно-правовых отношений между субъектами экологической политики;
- приоритет экологической безопасности населения при разработке и реализации инвестиционных, экономических, градостроительных, инженерных, промышленных и других проектов межрегионального, областного, окружного и муниципального масштабов;
- введение обязательности экологических мотиваций в процесс принятия политических и экономических решений;
- приоритет добровольной экологической сертификации и других экологических оценок затрат и результатов труда;
- обоснование и принятие более строгих социально-экологических критериев экономической эффективности предприятий и отраслей промышленности, транспорта, коммунального и сельского хозяйства;
- обеспечение на межрегиональном, городском и муниципальном уровнях снижения техногенного воздействия на здоровье населения и окружающую природную среду;
- широкое распространение экологической информации, затрагивающей интересы граждан;
- бережное и уважительное отношение к истории, сохранение и воссоздание всего ценного в природно-историческом наследии.
Реализация этих принципов и приоритетов должна осуществляться на пути совершенствования действующих, а также на основе разработки и внедрения новых механизмов экологической политики (включая нормативную и правовую базу, экономический и финансовый механизмы, систему государственного экологического мониторинга и контроля, экологическую экспертизу), а также проведения научных исследований в целях более глубокого понимания экологических проблем и поиска путей их решения, формирования общественного экологического сознания.
Основной целью политики в сфере охраны окружающей среды является улучшение качества жизни населения Челябинской области за счет создания благоприятной окружающей среды, предотвращения деградации экологических систем Челябинской области, сохранения биологического разнообразия.
Подобные работы
- Государственная политика в области охраны окружающей среды и ее реализации в муниципальном образовании (на примере г. Челябинска)
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2018 - АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Управление городской экосистемой (на примере крупных городов РТ)
Магистерская диссертация, . Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2016 - Экологическая политика региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА:ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2021 - Управление системой обращения с отходами в муниципальном образовании (на примере Трёхгорного городского округа)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Управление системой обращения с отходами в муниципальном образовании
(на примере Трёхгорного городского округа)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - Регулирование землепользования и застройки территории муниципального образования (на примере Копейского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Регулирование землепользования и застройки территории муниципального образования (на примере Копейского
городского округа)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017



