Введение 3
1 Теоретические основы мониторинга социального предпринимательства 6
1.1 Сущность и виды социального предпринимательства 6
1.2 Сущность и методы мониторинга социального предпринимательства 13
2 Практические аспекты мониторинга социального предпринимательства 22
2.1 Система мониторинга социального предпринимательства в России 22
2.2 Проблемы социального предпринимательства в России и направления их решения 25
Заключение 35
Список использованных источников
Мониторинг социального предпринимательства позволяет в заданных пространственных границах и временных интервалах регулярно получать оперативную управленческую информацию, систематически наращивать и интегрировать необходимые данные по широкому кругу стандартных социальных показателей и разрабатывать управленческие решения, способствующие развитию социального предпринимательства в Российской Федерации.
Сложившаяся на сегодняшний день социально-экономическая ситуация диктует необходимость в проведении широкого комплекса мер, направленных на совершенствование социальных отношений в обществе, существенное повышение уровня и качества жизни населения, нормализацию демографической ситуации, обеспечение занятости населения, гарантированной реализации гражданами конституционных прав в сфере труда, социального благосостояния. Для решения такого рода проблем необходимо систематически проводить исследования, направленные на анализ объективной социальной-экономической обстановки государства. Требованиям такого анализа в полной мере соответствует социальный мониторинг, позволяющий изучить социальные процессы в их статике и динамике. Именно этим обстоятельством объясняется возрастающая популярность этого метода в практике социологического анализа и актуальность выбранной темы исследования.
Концептуальные основы социального предпринимательства рассмотрены в работах таких авторов, как Абалакин А.А., Арай Ю.Н, Борнштейн Д., Жохова В.В., Кикал Д., Кузьмичев А.Д., Момотова О.Н., Рубин Ю.Б., Чеберко Е.Ф. и др.
Вопросы социально-экономического развития и мониторинга социального предпринимательства рассмотрены в работах таких авторов, как Агоева З.И., Быстрякова А.Я., Гайзатуллин Р.Р., Губина Е.П., Кулькова В.Ю., Смирнов, В. П. и др.
В теоретических и научно-практических исследованиях не достаточно широко освещены вопросы по мониторингу социального предпринимательства, инструменты, позволяющие обосновать и провести эффективный мониторинг социального предпринимательства, рассмотрены на уровне общих подходов. Конкретные методики в области мониторинга социального предпринимательства не нашли отражения в научных трудах, что определяет потребность в их разработке и целесообразность проведения исследования в рассматриваемой предметной области.
Объектом данной курсовой работы является социальное предпринимательство.
Предмет исследования – мониторинг социального предпринимательства в Российской Федерации.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методологических основ мониторинга социального предпринимательства и разработка рекомендаций по развитию социального предпринимательства в Российской Федерации.
Для раскрытия поставленной цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть сущность и виды социального предпринимательства;
– изучить теоретические основы мониторинга социального предпринимательства;
– изучить систему мониторинга социального предпринимательства в России;
– выявить проблемы социального бизнеса в России и определить направления их решения.
Теоретическую основу исследования составила теория социального предпринимательства и его мониторинга.
Методологическую базу составил системный подход: использованы методы экономического и статистического анализа, количественный и качественный анализ проведен с применением синтеза, индукции, дедукции. Основу исследования составил метод статистики социальных исследований.
Информационную базу для выполнения курсовой работы составили статистическая информация о состоянии и тенденциях развития социального предпринимательства в России, а также электронные ресурсы законодательных органов и информационно-правовых порталов. В работе приводятся конкретные нормативно-правовые документы, регулирующие взаимоотношения, возникающие при осуществлении деятельности в сфере социального предпринимательства. В работе также использованы публикации в периодических изданиях научного и практического значения, учебные пособия.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены цель, задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе раскрыты теоретические основы мониторинга социального предпринимательства.
Во второй главе работы рассмотрена система мониторинга социального предпринимательства, выявлены проблемы социального предпринимательства в России, разработаны рекомендации для совершенствования социального предпринимательства на различных уровнях власти (федеральном и региональном).
В заключении приведены краткие выводы и предложения.
Социальное предпринимательство – это новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости. Оно способно находить инновационные пути создания социальной ценности и вводить рыночные отношения в области, где их раньше фактически не было. Это направление не только позволяет вовлекать в бизнес слабо защищённые социальные слои населения за счёт расширения границ платёжеспособного спроса, но и создаёт новые объекты экономической инфраструктуры.
Однако в России развитие этого сегмента идет недостаточно активно, вследствие отсутствия нормативного регулирования этой деятельности, слабой приверженности социальной солидарности среди населения, слабой информационной поддержки.
Все эти проблемы диктуют необходимость проведения мониторинга социального предпринимательства и его оценки. Главной целью мониторинга является обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления необходимой и достоверной информацией, адекватно отражающей наиболее значимые параметры социального предпринимательства, служащие основой для принятия управленческих решений.
Исходя из анализа текущей ситуации и мнения экспертного сообщества, предлагается следующие общие рекомендации для федерального уровня власти по развитию социального предпринимательства:
1. Формировать нормативную базу. Определить четкие критерии, позволяющие разграничить деятельность социальных предпринимателей и коммерческих/некоммерческих организаций, занятых в социальной сфере, определить степень вмешательства правительства в деятельность социальных предпринимателей.
2. Учесть в законе общемировые требования-критерии социального предпринимательства: реализация социальной цели организации, экономическая устойчивость и инновационный подход к решению социальных проблем.
3. Определить организационно-правовой статус социальных предпринимателей во избежание правовых коллизий, возникающих на фоне существования различных социальных предпринимателей как в форме некоммерческих, так и коммерческих предприятий – ИП и ООО.
4. Предусмотреть простую процедуру сертификации/лицензирования социальных предпринимателей.
5. Обеспечить доступ социальных предпринимателей к программам государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечить льготами и участием в специальных программах социальных предпринимателей, поддержка различных министерств;
6. Обеспечить существенное понижение кредитной ставки для ссуд на социальные проекты.
7. Упростить порядок предоставления отчетности для социальных предпринимателей, получающих прибыль от коммерческой деятельности одновременно с пожертвованиями и субсидиями от благотворителей и фондов поддержки.
8. Упростить доступ социальных предпринимателей к государственному заказу и коммерческому сотрудничеству с бюджетными учреждениями.
9. Предусмотреть налоговые льготы для социальных предпринимателей, в первую очередь – в части НДС и налога на прибыль.
10. Стимулировать интерес абитуриентов к социально-гуманитарным наукам.
Для профильных министерств и ведомств в работе предлагаются следующие общие рекомендации по развитию социального предпринимательства:
1. Разработать стандарты качества оказания социальных услуг и процедуру проверки соответствия им социальных предпринимателей, выступающих в качестве поставщиков услуг в рамках госконтрактов и коммерческого обслуживания бюджетных организаций.
2. Создать единую базу информации о социальных предпринимателях с интегрированной возможностью мониторинга лучших практик социального предпринимательства.
3. Организация консалтинговых центов по оказанию бухгалтерских и юридических консультаций.
4. Разработать единую образовательную программу для социальных предпринимателей, направленную на преодоления разрыва в компетенциях руководителей организаций по базовым направлениям практической подготовки: менеджмент, финансы, право, маркетинг.
5. Формировать правовые механизмы поддержки заемного финансирования и программ кредитования социальных предпринимателей, с использованием опыта предоставления поддержки льготного финансирования организаций малого и среднего предпринимательства (предоставление гарантий, субсидирование процентных ставок);
6. Совершенствовать законодательную базу социального предпринимательства.
7. Организовать широкое информирование общества.
8. Стимулировать сотрудничество бюджетных организаций и социальных предпринимателей.
9. Для каждого региона определять приоритетные направления развития социального предпринимательства и целевым образом поддерживать соответствующие проекты
10. Способствовать развитию инновационных направлений социального предпринимательства в России, в первую очередь, в сфере экологии, а также трудоустройства социально-неблагополучных членов общества.
11. Способствовать привлечению частных инвестиций в развитие социального предпринимательства (в первую очередь, средств крупного бизнеса).
12. Осуществлять поддержку социального предпринимательства фондами, крупным бизнесом.
13. Регулярно осуществлять мониторинги состояния социального предпринимательства на подотчетной территории, в том числе на основании опросов самих социальных предпринимателей;
14. Стимулировать и контролировать работу социально-ориентированных микрофинансовых организаций.
Предложенные мероприятия, на наш взгляд, будут способствовать развитию социального предпринимательства в Российской Федерации, а мониторинг социального предпринимательства позволит производить оценку происходящих в обществе социально-экономических процессов, выявлять негативные тенденции и своевременно принимать корректирующие меры.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Приказ Минэкономразвития России от 01.07.2014 N 411 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации" [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Проект Федерального закона N 620203-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в части закрепления понятий «Социальное предпринимательство», «Социальное предприятие») " [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4. Агоева, З.И. Мониторинг проблем социально-экономического развития региона [Текст] / З.И. Агоева, Ф. М. Топсахалова Ф. // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-3. – С. 621-624.
5. Арай, Ю.Н. Специфика бизнес-моделей в социальном предпринимательстве / Ю.Н. Арай, Т.А. Бурмистрова // Российский Журнал Менеджмента. – 2014. – № 4. – С. 55–78.
6. Борнштейн, Д. Как изменить мир: Социальное предпринимательство и сила новых идей [Электронный ресурс]/ Д. Борнштейн. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 504c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/82761.html.— ЭБС «IPRbooks»
7. Гайзатуллин, Р.Р. Повышение эффективности использования бюджетных средств в Республике Татарстан [Текст] / Р.Р. Гайзатуллин // Финансы. – 2015. – №3. – С.17-20.
8. Гайзатуллин, Р.Р. Татарстан: эффективность регионального развития на основе бюджетных инструментов [Текст] / Р.Р. Гайзатуллин// Финансы. – 2016. – №1. – С.3-7.
9. Государственное регулирование развития предпринимательства. Опыт, проблемы, инновации [Текст]: монография/Под ред. А.Я. Быстрякова. – М.: Проспект, 2016. – 210 c.
10. Губин, Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы [Текст]: монография / Е.П. Губин. – М.: ЮРИСТЪ, 2016. – 320 c.
11. Жохова, В.В. Социальное предпринимательство: концепция, сущность и значение [Текст] / В.В. Жохова// Современная конкуренция. – 2015. – № 4(52). – 77-99 с.
12. Кузьмичев, А.Д. Отечественное предпринимательство [Текст]: учебное пособие / А.Д. Кузьмичев. – М.: Прогресс-Академия, 2015. – 192 c.
13. Кикал, Д. Социальное предпринимательство: миссия – сделать мир лучше [Электронный ресурс]/ Д. Кикал, Т. Лайонс. — М.: Альпина Паблишер, 2019.— 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/82515.html.— ЭБС «IPRbooks»
14. Кулькова, В.Ю. Диагностика динамики устойчивости некоммерческих организаций [Текст]/ Ю.В. Кулькова // Среднерусский вестник общественных наук. – 2015. – № 3. – С. 183-192.
15. Кулькова, В. Ю. Зарубежный опыт инфраструктурной поддержки некоммерческих организаций [Текст] / В.Ю. Кулькова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2014. – № 29. – С. 43-50.
16. Кулькова, В. Ю. Реализация государственных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации [Текст]/ В.Ю. Кулькова // Финансовый журнал. – 2014. – № 2. – С. 31-46.
17. Кулькова, В.Ю. Структура и основные характеристики некоммерческого сектора в РФ [Текст]/В.Ю. Кулькова // Среднерусский вестник общественных наук. – 2014. – № 3. – С. 233-241.
18. Кулькова, В.Ю. Тренды в реализации инфраструктурной поддержки НКО: взгляд стейкхолдеров [Текст]/ В.Ю. Кулькова// Проблемы и перспективы развития социально-экономического потенциала российских регионов: материалы V Всероссийской электронной научно-практической конференции. – 2016. – С. 337–342.
19. Момотова, О.Н. Развитие социального предпринимательства в Ставропольском крае [Электронный ресурс]: монография/ Момотова О.Н., Кибальникова А.М.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 139c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69428.html.— ЭБС «IPRbooks»
20. Предпринимательство в России. Теория, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]: коллективная монография/ А.А. Абалакин [и др.].— М.: Научный консультант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2017. — 262c .— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75138.html.— ЭБС «IPRbooks»
21. Рубин, Ю.Б. Основы предпринимательства [Текст]: Учебник / Ю.Б. Рубин. — М.: МФПУ Синергия, 2016. — 464 c.
22. Смирнов, В. П. Теоретическая основа современных исследований предпринимательства [Текст]/ В.П. Смирнов // Современная конкуренция. — 2015. — №1 (49). — С. 58-74.
23. Чеберко, Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: [Текст]: учебник и практикум / Е.Ф. Чеберко. —Люберцы: Юрайт, 2016. — 420 c.