ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Особенности деятельности образовательной организации в
зависимости от ее правового статуса 11
1.2 Сравнительная характеристика отечественных и зарубежных
показателей эффективности деятельности образовательной организации 18
1.3 Влияние различных механизмов повышения эффективности
деятельности образовательной организации на ее результаты 26
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Характеристика образовательной организации МАОУ СОШ «152» .... 35
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности образовательной
организации МАОУ СОШ «152» 40
2.3 Разработка механизмов повышения эффективности деятельности
МАОУ СОШ «152» и оценка их результативности 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 98
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Переход к устойчивому и долгосрочному экономическому росту в стране неразрывно связан с решением ключевой макроэкономической задачи - повышением эффективности производства.
При всем многообразии экономических преобразований, происходящих в стране, можно выделить два возможных направления экономического роста, подтвержденных практикой развития рыночных отношений. Первое направление предполагает экстенсивное развитие экономики за счет дополнительных инвестиций, второе - обеспечение экономического роста путем использования внутренних возможностей и повышения эффективности производства.
В настоящее время, с повышением самостоятельности предприятий, в том числе и образовательных организаций, их экономической и юридической ответственностью, резко возрастает значения финансовой устойчивости. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств. Выдвижение на первый план финансовых аспектов деятельности субъектов хозяйствования, возрастание роли финансов является характерной тенденцией во всем мире. Забота о финансах является отправным элементом и конечным результатом деятельности любого субъекта хозяйствования.
Основной целью оценки эффективности деятельности производственного предприятия является разработка заключения о жизнеспособности предприятия и возможности его дальнейшего развития на основе комплексного анализа, который необходимо проводить при помощи системы показателей, всесторонне отражающих состояние и развитие субъекта оценки. В связи с этим вопросы построения системы показателей эффективности деятельности предприятия приобретают особую значимость в современных условиях хозяйствования.
Обзор экономической литературы по вопросам оценки эффективности деятельности предприятий показал, что набор показателей и методика их расчета представлены достаточно широко по отдельным видам ресурсов и отдельным обобщающим показателям эффективности. При этом большинство показателей построено на основе ресурсного подхода, что приводит к ограниченности результатов оценки в части эффективности затрат предприятия. В настоящее время отсутствует комплексность, единство подходов к определению эффективности, характеристик ее видов в зависимости от различных признаков, классификации показателей эффективности. Несмотря на проведенные исследования, в данной области недостаточно разработаны вопросы формирования комплексной системы показателей оценки эффективности деятельности образовательных учреждений. В связи с этим в настоящее время назрела необходимость конкретизации понятия «эффективность», систематизации ее видов, разработки системы показателей оценки эффективности деятельности учреждений в современных условиях.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что экономическая эффективность деятельности образовательных учреждений относится к числу ключевых категорий бюджетной экономики, которая уже по своей сущности является средством, стимулирующим рост образованности населения, и, как следствие, повышение эффективности производства. Однако и в этих условиях актуальным является определение основных направлений повышения экономической эффективности деятельности учреждений.
Данная проблема занимает в хозяйственной жизни учреждения одно из центральных мест. Сущность ее состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов. Известно, что для субъектов хозяйствования очень важно учитывать финансовые результаты, отражающие динамику расходов и доходов в течение определенного времени, однако, сама финансовая информация, выраженная в денежной форме, без должного анализа эффективности использования имеющихся ресурсов не дает полной оценки текущего состояния и перспектив развития учреждения.
Целью данной дипломной работы является анализ эффективности деятельности образовательной организации и выявление путей повышения экономической эффективности деятельности на примере образовательной организации МАОУ СОШ «152». В соответствии с поставленной целью исследования решались следующие основные задачи:
1. Рассмотреть отечественные и зарубежные показателей эффективности деятельности образовательной организации;
2. Изучить особенности деятельности образовательной организации в зависимости от ее правового статуса;
3. Выявить механизмы повышения эффективности деятельности образовательной организации и разработать пути повышения экономической эффективности деятельности предприятия.
Объект исследования - механизмы повышения эффективности деятельности образовательной организации.
Предмет исследования - влияние механизмов на повышение экономической эффективности деятельности образовательной организации.
При выполнении данного исследования применен комплексный метод, включающий научное обобщение, системный и экономический анализ, методы группировок и математических сравнений.
Теоретической и методологической основой работы явились нормативно-правовые акты, научные труды и учебные пособия по исследуемой теме, а также материалы периодической печати.
Практическая часть дипломного исследования выполнена на основании плана финансово-хозяйственной деятельности МАОУ СОШ «152» за 2015-2017гг., данных первичного, аналитического учета.
В данной выпускной квалификационной работе были проведена оценка финансового состояния МАОУСОШ №152. Изучен теоретико-методический анализ формирования и развития механизмов повышения эффективности деятельности образовательной организации — комплексное многогранное понятие, которому присущи с одной стороны, различные подходы к оценке эффективности деятельности организации, а с другой стороны, предложены механизмы управления хозяйственной и педагогической деятельностью в конкретной образовательной организации, которые позволят добиться результативности и эффективности деятельности организации. Проанализированы баланс бюджетного учреждения формы 0503730 и отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности формы 0503737 за 2015, 2016, 2017 годы.
Исходя из поученных данных мы выяснили, что план финансово-хозяйственной деятельности выполняются практически на 100 %. Исходя из его анализа, становится ясная структура доходов и расходов. Подавляющее большинство (98 %) являются субсидии на обеспечение государственного (муниципального) задания, доля доходов от собственности крайне мала (менее 1 %).
В качестве механизме повышения эффективности деятельности МАОУ СОШ «152» предполагается разбить основную величину доходов бюджетного учреждения - субсидий на обеспечение государственного (муниципального) задания, на две независимых части. Основную часть составляют субсидии, рассчитанные на основании среднедушевого показателя расходов на каждого ученика. На момент 2017 года он составляет 83 000 руб, в следующие три года ожидается его увеличение на 2 000 рублей каждый год. Однако, в тот же самый момент параллельно будут неизбежно увеличиваться и расходы. При одновременном росте и с учетом доходов собственных доходов МАОУ СОШ «152», соотношение расходов к доходам составит в 2018 году - 93,8 %, в 2019 году - 91,7 %, в 2020 году - 89,5 % соответственно.
Для регулирования разрыва между доходами и расходами будет использоваться вторая часть субсидий, вычисляемая исходя из результатов деятельности бюджетного учреждения. Основной задачей МАОУ СОШ «152» является обязательное образование учеников. Результирующим показателем, отражающим полученные знания ученика, являются его оценки. В качестве оцениваемого фактора было решено взять процент успеваемости учеников по итогам года, имеющим положительные отметки. В зависимости от итогового значения показателя зависит и величина выделяемой субсидии. На 2017 год, данный показатель составляет 57 %. Программа выделения субсидий построена таким образом, что получить субсидию по результатам деятельности в полном объеме в 2020 году получится при достижении показателя в 80 % и более.
Таким образом, ожидается, что положительная успеваемость учеников за три года повысится с 57% до 80% и более. Достижение данного показателя будет являться объективной оценкой результативности МАОУ СОШ «152».
Задачи выполнены, цель достигнута.
1 Аминов Н.А., Янковская Н.А. О критериях оценки эффективности развития школы // Психологическая наука и образование. 2008. № 3-4.
2 Белобетцкий, И.А. Прибыль предприятия/ И.А.Белобецкий - М.: Финансы, 2013. - 140с.
3 Богатин, Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия/ Ю.В.Богатин - М.: Финансы, 2015. - 214 с.
4 Бокамов, Н.И. Курс экономического анализа/ Н.И.Бокамов, А.Д.Шеремет - М.: «Финансы и статистика», 2015. - 412 с.
5 "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.06.2018)
6 Ваисман, С.Я. Курсом на ускорение/ С.Я.Ваисман - Уфа: ООО «ЛИК», 2015. - 276 с.
7 Волкова, О.И. Экономика предприятия/ О.И.Волкова - М.: «Банки и биржи» - 2014. - 160 с.
8 Вонебникова, Н.В. Учет финансовых результатов по оплате/ Н.В.Вонебникова, М.Л.Поляков - М.: «Бухучет», 2014. - 98 с.
9 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 №51-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, 05.12.14, 31 с.
10 Ендовицкий Д.А., Комплексный анализ финансового состояния образовательной организации / Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Экономический анализ: теория и практика ,2014 - 160с.
11 Зяблов А. А., Васюков Р. В. Повышение экономической эффективности деятельности образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2014. — №9.
12 Марков С.Н. Анализ мирового и российского опыта повышения эффективности бюджетных расходов на образование // Молодой ученый. - 2013. - № 3.- 154 с.
13 Марков С.Н. Механизм финансирования государственных и
муниципальных образовательных услуг: российская и зарубежная практика // Государственные и муниципальные услуги: организационно-правовой и
финансово-экономический аспекты: коллективная монография / Под ред.
Ребровой Н.П. - Омск: ФГОБУ ВПО «ГУМФ РФ», 2012.- 328 с.
14 Методические рекомендации по применению системы показателей и индикаторов для управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях. М.: Прометей: МПГУ, 2014.- 456 с.
15 Приказ Минфина Российской Федерации от 2 августа 2004 года №223 «Об утверждении методики оценки финансового положения и качества управления финансами» // Финансовая газета, №38, 2004.- 13 с.
16 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Г.В.Савицкая - Минск, ООО «Новое знание», 2013. - 688с.
17 Стоянова, Е.С. Финансовый менеджмент/ Е.С.Стоянова - М.: «Недра», 2014. - 405 с.
18 Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N7- ФЗ.
19 Федеральный закон "Об автономных учреждениях" от 03.11.2006 N 174 - ФЗ.
20 Чечета, А.И. Информация о финансовых результатах и ее анализ/ А.И.Чечета - М.: «Финансы», 2014. - 134 с.
21 Шеремет, А.Д. Финансы предприятий/ А.Д.Шеремет, Р.С.Сайфуллин - М.: «ИНФРА-М», 2014. - 280с.
22 Шандар, В.А. Экономика предприятия/ В.А.Шандар - М.: «ЮНИТИ», 2015. - 253с.