ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РФ 6
1.1 Место религиозного туризма в туристской индустрии 6
1.2 Механизм развития религиозного туризма 16
Глава 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 26
2.1 Приоритетные стратегии развития религиозного туризма 26
2.2 Проблемы развития религиозного туризма 35
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ТУРИСТСКОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ
ТАТАРСТАН 47
3.1 Разработка туристической программы по развитию религиозного
туризма 47
3.2 Перспективы развития религиозного туризма 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
ЛИТЕРАТУРА 67
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что в 2017 году паломничество и религиозный туризм в Российской Федерации набирает обороты. Количество туристов увеличивается и именно поэтому стоит обратить внимание не только на усовершенствование инфраструктуры, но и на непригодных многих культовых объектов.
Индустрия туризма очень прочно вошла в нашу жизнь. Люди стремятся посмотреть другие страны, получить впечатления, узнать их культуру. В наше время сфера туризма вызывает к жизни спрос на отдых. Для хорошего продвижения на рынке туристских услуг нужно знать конъюнктуру, конкуренцию, спрос и предложение. Усложняющийся в понимании рынок диктует компаниям сферы услуг все большую зависимость от маркетинговых исследований.
Чем бы ни занимался любой человек в повседневной и профессиональной жизни, он постоянно сталкивается с объективной необходимостью проводить различные исследования, от самых простых до самых сложных. Индивидуум, чтобы купить туристскую услугу, сначала ищет необходимое предложение, сравнивает варианты по конструктивным особенностям, а только потом принимает решение о ее приобретении.
Для стабильного и систематического развития религиозного туризма в России стоит обратить внимание на такие элементы как:
- прогнозирование паломнического туризма;
-повышение значимости объектов религиозного наследия, а также их сохранения;
-защита и сохранение природной среды в религиозных местах массового поклонения ;
-аккредитация специалистов, проводящих тур и сертификация маршрутов;
-применение как можно больше информационных технологий, когда проводится религиозный тур;
-исследование новых продуктов и услуг в сфере религиозного туризма.
Город Казань считается редчайшей исторической территорией, которая предопределяет особый тип развития, при котором нужно беречь не только духовные памятники, но и окружающую их историческую среду. Столица представляет собой образец Евразийского религиозного центра. Это можно увидеть в архитектуре и в самой религиозной жизни. У города развитая религиозная инфраструктура.
Казань - это большой научно-образовательный и промышленный центр Татарстана. Уникальная архитектура города несет в себе устои западного, а также восточного зодчества. Этот город является многонациональной республикой. И каждый год международные связи столицы только укрепляются. И именно поэтому Казань имеет все предпосылки, чтобы основать действенную туристскую отрасль. Если целесообразно применять туристские ресурсы, то они могут принести большой доход городу.
На сегодняшний день Казань считается самым посещаемым местом в республике и в плане религиозного туризма. Иностранному туризму уделяют много внимания, так как он для города уже давно стал важнейшей отраслью экономики.
Паломнический и религиозный туризм считается наиболее многообещающим направлением в рамках существующей туристской индустрии. Также является одним из важнейших направлений экономического и социального развития стран и городов, фактором укрепления международных связей и взаимопонимания между народами и значимым средством распространения знаний об объектах религиозного наследия.
Если молодежь активно будет принимать участие в исследовании объектов религиозного наследия, а также организации и продвижении программ развития религиозного туризма, то это будет содействовать поднятию образовательного и религиозного уровня населения, заботливому отношение молодого поколения к религиозному наследию всего человечества и обеспечению туристской отрасли квалифицированными специалистами.
Целью исследования является рассмотрение особенностей развития религиозного туризма в регионах РФ на примере Республики Татарстан.
Достижение цели исследования осуществляется через решение следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты изучения особенностей развития религиозного туризма в регионах РФ.
2. Провести анализ развития религиозного туризма на примере Республики Татарстан.
3. Выделить рекомендации по повышению туристской привлекательности региона на примере Республики Татарстан.
Объектом исследования является религиозный туризм РТ.
Предмет исследования: религиозный туризм как одно из средств обеспечения притока туристов в РТ.
Теоретической базой исследования послужила официальная нормативно-правовая документация по управлению индустрией туризма, например, Конституция РФ, Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а также статистические данные Федерального агентства по туризму РФ (Ростуризм), Госкомстата РФ и др.
В процессе исследования применялись основные методы исследования: описательный, сравнительного анализа, статистический.
Практическая значимость заключается в разработке инновационных мероприятий по развитию религиозного туризма в РТ.
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы и приложения.
Изучив теоретические аспекты по формированию туристического религиозного потенциала въездного туризма в Татарстане, можно прийти к следующим выводам.
В XXI веке туристская индустрия считается отраслью, которая приносит высокий доход мировой экономике, уровень развития которой решающим образом зависит от уровня развития национальных экономик.
Чрезвычайно быстрыми темпами туристская индустрия развивается лишь тогда, когда в стране или отсутствуют, или целиком исчерпаны природные и социально-экономические предпосылки для развития промышленности или сельского хозяйства.
Сделав подробный анализ въездного туризма в Республику Татарстан и его потенциал, можно прийти к выводу, что с каждым днем индустрия туризма в городе Казань становится одной из важных и активно развивающихся отраслей. вклад которой в экономику будет постоянно расти, в силу своего воздействия на развитие многих других отраслей хозяйства, создание дополнительных рабочих мест при низких стартовых издержках, возможности значительного пополнения бюджета, в том числе за счет притока иностранной валюты. Основой этого является огромный потенциал уникальных исторических и природных ресурсов, многорелигиозности, этно-национального состава, великой реки Волги, объединяющей и связывающей в единое целое большие территории, их хозяйственную и социальную деятельность.
Необходимо отметить, что разработка и осуществление программ развития религиозного туризма в г. Казани должна осуществляться с учетом единых концептуальных подходов к развитию туристского комплекса конкретного города или района с последующей интеграцией через создание комплексных маршрутов в областные, республиканские, а также межрегиональные и, возможно, федеральную программу для развития религиозного туризма.
Выделив перспективы религиозного туризма как фактора развития в РТ, следует отметить, что в регионах РТ имеются все предпосылки для того, чтобы международный туризм в самые короткие сроки стал одним из приоритетных направлений экономики, обеспечив рост бюджетных доходов, создание новых рабочих мест, развитие целого ряда смежных областей производства и сферы обслуживания.
Таким образом, проанализированный материал позволяет внести такие предложения:
1. Разработать общероссийскую концепцию развития
религиозного туризма с учетом интересов регионов и внедрить на практике.
2. Принять меры к обеспечению на территории Российской Федерации равных прав и условий для обслуживания российских и татарстанских туристов и иностранных граждан.
3. Обеспечить совершенствование законодательства в сфере религиозного туризма на основе учета современных реалий и экономических интересов государства.
4. Разработать в тесном взаимодействии с регионами пакет законодательных актов, определяющих приоритетное развитие религиозного туризма.
5. Сформировать систему показателей, необходимых для оценки вклада религиозного туризма в социально-экономическое развитие территорий с учетом международного опыта.
6. Рассмотреть вопрос об упрощении визового режима въезда в Российскую Федерацию, в том числе и Республику Татарстан для иностранных туристов.
7. Рассмотреть вопрос о возможности установления с другими государствами безвизовых режимов для приезжающих туристов.
8. Развивать систему делового партнерства региональной, местной власти, организаций культуры и туристского бизнеса, в том числе согласовать межобластные программы религиозного туризма.
Мероприятия по продвижению туристского продукта Республики Татарстан включают в себя:
-увеличение присутствия туристских возможностей Республики Татарстан в сети Интернет, включая поддержание и продвижение республиканского сайта по туризму, а также конкурентоспособного цифрового контента, сервисов и наполнение информационного ресурса;
-развитие сети и координация деятельности туристских информационных центров (включая Call-centre) и обеспечение их работы, взаимодействия с российскими и зарубежными туристскими информационными центрами;
-издание и распространение рекламно-имиджевых материалов о туризме в Республике Татарстан;
-организацию и проведение международных, общероссийских, межрегиональных, республиканских мероприятий, направленных на формирование туристского имиджа и продвижение республики на туристских рынках, включая создание рекламных фильмов и роликов, цикловой телепередачи, участие в выездных презентациях (roadshow), организацию и проведение в республике международных встреч с участием представителей регионов России и зарубежья, проведение других имиджевых мероприятий (в т.ч. в рамках проекта «Великая Волга» и других межрегиональных мероприятий, ежегодных авто- и велопробегов Казань - о. Свияжск, Казань- г. Болгар и других).
И в заключении хотелось бы отметить тот факт, что РТ, обладает колоссальным туристским потенциалом и может занять достойное место на мировом рынке туристских услуг.
1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. от 02.03.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
2. Стратегия развития туризма в Российской Федерации в период до 2020 года
3. Азар, В.И. Структурная перестройка туристского рынка РТ. //
Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2013. - №7. - С. 20-21.
4. Бабкин А.В. Специальные виды туризма Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 252 с.
5. Баумгартен, Л.В. Особенности подходов к определению эффективности проектов в туризме / Л.В. Баумгартен // Финансовый менеджмент: все об управлении финансами предприятия. - М.: 2013. - № 5. - С. 87-91.
6. Беляевский И.К. Маркетинговые исследования: информации, анализ, прогноз: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2012.
7. Власова В. М. Основы предпринимательской деятельности, М., «Финансы и статистика», 2013, - 528 с.
8. Власова, Т.И. Профессиональное и деловое общение в сфере
туризма. / Т.И. Власова, Шарухин А.П., М.М. Данилова. - М.: Изд-во
«Академия», 2013. - 256 с.
9. Голова О. Б. Менеджмент туризма: Практический курс/ Учебно-методическое пособие. - М., 2013. - 224 с.
10. Голубкова, Е.Н. Маркетинговые коммуникации: Учебное пособие. - 2-е изд. перераб. и доп. / Е.Н. Голубкова. - М.: Издательство «Финпресс», 2012. - 304 с.
11. Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности. Учебное пособие. - М.: Ноллиджи. - 2013. - 312 с.
12. Данилин А. Е. Развитие иностранного туризма в РФ // Предпринимательское право. - 2013. № 4. С. 21.
13. Данченок Л.А. Основы маркетинга / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2011.
14. Джанджугазова, Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. / Е.А. Джанджугазова. - М.: Издат. центр «Академия», 2012. - 224 с.
15. Житенев С.Ю. Религиозное паломничество: межкультурные
коммуникации и цивилизационный контекст / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. - Москва, 2010. - 27 с.
16. Замков, О. О. Математические методы в экономике: Учебник/ Под общ. ред. д. э. н., проф. А. В. Сидоровича/ О. О. Замков, А. В. Толстопятенко, Ю. Н. Черемных; МГУ им. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2013. - 678 с.
17. Запесоцкий, А.С. Стратегический маркетинг в туризме: Теория и практика. / А.С. Запесоцкий. - СПб.: СПбГУП, 2012. - 352 с.
18. Ильина Е. Н, Туроперейтинг: Организация деятельности: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 256 с
19. Ильина Н.И. Экономические функции туризма на современном этапе. // Вестник ТИСБИ. Казань: ТИСБИ. 2012. №3-4.
20. Исаева, Т.Е. Речевая коммуникация в туризме: учеб. пособие. / Т.Е. Исаева. - М.: Изд-во «Дашков и Ко», 2013. - 240 с.
21. Каурова А. Д. Организация сферы туризма: Учебное пособие. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2012. - 320 с.
22. Квартальнов В. А. Теория и практика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 672 с.
23. Кирилов А. Т., Маслова Е. В. Реклама в туризме. Учебное пособие Издательство: ЛексСтар, 2012. - 112 с.
24. Ковалев В.В. Волкова О.Н. Анализ туристической деятельности - М.: ПБОЮЛ. - 2013. - 213 с.
25. Квартальное, В.А. Туризм: Учебник. - 2-е изд., перераб. /В.А. Квартальное. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 336 с.
26. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: Учебник для вузов. - 4-е изд., пер. и доп. / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 1046 с.
27. Максимов Д. В. Сегментация и перспективы рынка религиозного туризма. Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития // Мат. II Региональной научно-практической конференции. - Краснодар: Просвещение-Юг. 2015. - С. 109-113.
28. Маринин М. И. О проблемах российского туризма // Экономика и жизнь. - 2012. № 31. С. 42.
29. Миляков О. Туризм - категория экономическая // Юридический вестник. - 2013. № 2. С. 5
30. Морозова, Н.С. Реклама в религиозном сервисе и туризме. Учебник. -4-изд. / Н.С. Морозова, М.А. Морозов. - М.: Академия, 2013. - 288 с.
31. Новиков, В.С. Инновации в туризме: учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. / В.С. Новиков. - М.: Изд-во «Академия», 2013. - 208 с.
32. Одинцов А.А. Экономическая и информационная безопасность предпринимательства М.: Академия, 2012. 336 с.
33. Папирян, Г.А. Международные экономические отношения:
маркетинг в туризме. / Г.А. Папирян. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 160 с.
34. Реклама в туризме, учебник, Н. С. Морозова, М. А. Морозов, Москва 2012. - 370 с.
35. Саак, А.Э. Маркетинг в религиозном сервисе и туризме. / А.Э. Саак, Ю.А. Пшеничных. - СПб.: Питер, 2013. - 480 с.
36. Сенин В. С. Организация международного туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 400 с.
37. Соболев И. И., Соболева Е. А. Финансово-экономическая деятельность туристской фирмы. Учебно-методическое пособие. Издательство «Финансы и статистика», 2013. - 128 с
38. Современная реклама: пер. с англ. - Тольятти: «Издательский Дом Довгань», 2013. - 364 с.
39. Третьякова, Т.Н. Реклама в религиозном сервисе и туризме: учеб. пособие. / Т.Н. Третьякова. - М.: Изд-во «Академия», 2013. - 272 с.
40. Туризм и отельное хозяйство: Учебник / Под ред. Чудновского А. Д. Изд-во 2-е перераб. и доп. М.: ЮРКНИГА, 2012. - 163 с.
41. Туристская библиотека - Режим доступа: http://tourlib.net/lib.htm- свободный. 2015.
42. Тюрин Д.В. Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров: Издательство Юрайт, 2013.
43. Уокер, Дж. Р. Введение в гостеприимство: Учебник. / Пер. с англ. - 4-е изд. перераб. и доп. / Дж. Р. Уокер. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 76 с.
44. Федько, Н.Г. Маркетинговые коммуникации. Серия «Учебники и учебные пособия». / Н.Г. Федько, В.П. Федько. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 384 с.
45. Храбовченко В.В. Религиозный туризм: Учеб.-метод. пособие. М.: Финансы и статистика, 2015.- 208 с.
46. Христов Т.Т. Религиозный туризм. Учебное пособие, Издательство: Academia, 2009. - 288 с.
47. Черкасова, И. Маркетинг туристских услуг для сегмента VIP- потребителей // Маркетинг. - 2013. - №2. - С. 78-83.
48. Чернова Т. В., Кармашкова Н. В. Ценообразование в управлении туризмом: Учебное пособие. Хабаровск: Р1Ц ХГАЕП, 2013. - 115 с.
49. Шагалова, Э.Н. Вы и турфирма: чтобы не было потом обидно. / Э.Н. Шагалова. - СПб.: БХВ-Петербург, 2013. - 128 с.
50. Янкевич, В.С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт: практич. пособие. / В.С. Янкевич, Н.Л. Безрукова. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 416 с.