Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ ОТМЕТКИ В СТАНОВЛЕНИИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №56791

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2016
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
298
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Особенности самооценки в младшем школьном возрасте 7
1.2 Факторы, влияющие на формирование самооценки в младшем школьном
возрасте 15
1.3 Роль отметки в формировании самооценки младших школьников 20
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОТМЕТКИ НА СТАНОВЛЕНИИ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 26
2.1 Описание выборки, методики и организации исследования 26
2.2 Анализ результатов исследования 30
Выводы по второй главе 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. На протяжении многих лет ведутся споры об оценочной системе в обучении. Поднимались вопросы о том, нужна ли оценочная система вообще, а если нужна то каким образом, словесно или в цифрах ее выражать.
В начале второй половины 19 века параллельно существовали две оценочные системы - это 12-ти балльная и 5-ти балльная. Кроме того, появляются педагоги, выступающие против балловой системы оценок вообще
Проблема отметки и оценки получила отражение в работах таких психологов, педагогов и методистов, как Ананьев Б.Г.[2], Бабанский Ю.К. [3], Выготский Л.С. [9], Липкина А.И.[18], Эльконин Д.Б.[53].
Большой вклад в развитие школьной оценочной системы внесли учителя новаторы, такие как Амонашвили Ш.А.[1], Шаталов В.Ф.[50].
В настоящее время проводятся реформы в области образования, которые затрагивают и оценочную систему. Однако дискуссии о необходимости и форме оценки ведутся по сей день. Поэтому существует множество различных форм оценивания.
Независимо от того существует ли оценка в школе в виде баллов или имеет словесное выражение, учитель должен соблюдать ряд психолого-педагогических требований при оценивании учебной деятельности ученика. Это связано с тем, что оценка и отметка оказывает большое влияние на личность ребенка, на его психику, и, прежде всего, на формирование его самооценки.
Над исследованием проблемы самооценки, а также влияния оценочной системы на самооценку ребенка, работали следующие авторы: Ананьев Б.Г. [2], Кон И.С.[16], Рубинштейн С.Л.[32], Стоюнин В.Я. [40], Чеснокова И.И. [49], Шибутани Т.[52] .
Доказано, что большое влияние на самооценку младшего школьника оказывает оценочная система учителя. Однако необходимо выяснить каким именно образом влияет оценочная система.
Актуальна эта тема еще и тем, что борьба за повышение качества образования продолжает оставаться важной целью на сегодняшний день. Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить от какого комплекса свойств зависит, главным образом, неуспех обучения. Несмотря на многообразие этих свойств, все же удается выделить основную причину, которая в большей степени влияет на успешность обучения в младшем школьном возрасте - это оценочная деятельность учителя и непосредственно сама самооценка.
Объект исследования: самооценка младших школьников.
Предмет исследования: отметка как один из факторов становления самооценки в младшем школьном возрасте.
Целью нашего исследования являются теоретическое обоснование и эмпирическое исследование роли школьной отметки в становлении самооценки младшего школьника.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) осуществить анализ научной литературы по данной теме;
2) раскрыть понятие самооценка, опираясь на теоретические положения;
3) рассмотреть факторы, влияющие на становление самооценки в младшем школьном возрасте;
4) проанализировать виды педагогических оценок;
5) подобрать методики для исследования роли отметки в становлении самооценки младших школьников;
6) организовать исследование и проанализировать полученные результаты, проверить их при помощи статистического критерия.
Гипотеза исследования: Предполагается, что школьная отметка влияет на становление самооценки младших школьников, при улучшении отметок самооценка младшего школьника повышается.
Теоретико-методологической основой исследования явились основные теоретические положения, сформулированные в трудах таких авторов, как Ананьев Б.Г.[2], Кон И.С.[16], Рубинштейн С.Л.[32], Стоюнин В.Я.[40], Чеснокова И.И. [49], Шибутани Т.[52], Бабанский Ю.К.[3], Выготский Л.С.[9], Липкина А.И.[18], Эльконин Д.Б.[53], которые говорили о функциях и роли оценочной системы в школе, рассматривали факторы становления самооценки в младшем школьном возрасте и влияния на нее оценочной системы в школе.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературных источников по данной теме;
- эмпирические методы:
1. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн, модифицированная А. М. Прихожан, позволяющая определить уровень самооценки детей;
2. Методика «Лесенка» автор В.Г. Щур, позволяющая выявить систему представлений ребенка о самооценке и его мнения об оценке его другими;
- количественный и качественный анализ полученных данных, статистический анализ данных для подтверждения поставленной гипотезы.
Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты и выводы имеют большую значимость по организации образовательной и воспитательной системы младших школьников, на их основании учителя начальных классов могут разработать индивидуальный подход к детям с целью повышения самооценки детей. Эмпирические данные исследования могут быть использованы психологами и педагогами для дальнейшего углубленного исследования.
Базой для эмпирического исследования явилось начальное звено школы №1 г. Мамадыш. В выборку учащихся младших классов вошло 60 респондентов: ученики 2А класса, ученики 2Б класса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная, завышенная, заниженная, низкая, резко заниженная. Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. Устойчивая заниженная самооценка оказывает негативное влияние на развитие личности в будущем.
Влияние успеваемости младших школьников на их самооценку несомненно. Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается младшим школьником: большинство неуспевающих детей первого класса переоценивают результаты своей учебной деятельности. K 2-3 классам уже выявляется значительный контингент отстающих детей с пониженной самооценкой. Тот, который часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей учебной деятельности предрасполагает к ожиданию успеха в дальнейшем. Преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности [47].
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, поставленные задачи решены, а проведенный эксперимент еще раз доказал необходимость своевременной помощи детям, имеющим трудности в обучении и низкий уровень самооценки. По результатам нашего исследования мы пришли к выводу, что отметка в младшем школьном возрасте играет большую роль в становлении позитивной самооценки.
Организуя учебно-воспитательную работу, учитель должен
сознательно и целенаправленно формировать самооценку младших школьников. Анализируя литературу по изучаемой проблеме, мы пришли к выводу, что для формирования позитивной самооценки младших школьников необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
1) Отметка должна служить главной целью - стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Учитель должен давать содержательную оценку работе ученика. Совершенным процесс учебно-познавательной деятельности будет только тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех ступенях.
2) В учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают в учебной деятельности разных результатов из-за различного отношения к учению.
3) Необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке. После рецензирования работа возвращается автору, и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу.
4) Предлагать слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику.
5) Необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.
6) Необходимо учить детей анализировать и оценивать свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы.
7) Необходимо предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания, на которых строят самооценку дети и показатели, по которым оценивает учитель.
8) Необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.
В заключение нашей работы мы пришли к выводу, что имеется множество факторов в формировании адекватной самооценки в младшем школьном возрасте, но в рамках школы учитель и психолог могут внести большой вклад в становлении самооценки ребенка.



1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М.: Знание, 1980. - 96 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т./ Под ред. А.А. Бодалева и др. - М.: Педагогика, 1980. - Т.2. - 204 с.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности. - М. :Просвещение, 2010. - 152 с.
4. Близнюк Л.Б. Роль оценки в совершенствовании знаний, умений и навыков учащихся. - М.: Знание, 2013. - 234 с.
5. Бондар В. И. Дидактика. - К.: Лебедь, 2006. - 264 с.
6. Вентцель К. Этика и педагогика творческой личности. - М.: Изд. К. Тихомирова. - 2012. - 478с.
7. Виноградова Н.Ф. Обсуждаем проблему контроля и оценки в начальной школе//Начальная школа. - 2009. - №8. - С. 93 - 96
8. Володкевич Н.Н. Задачи педагогической деятельности. - К.: Освита, 2014. - 146с.
9. Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития. Избранные исследования. - М.: Педагогика, 1991. - 476 с.
10. Герасимова Н.А. Оценка знаний должна воспитывать// Воспитание школьников. - 2008. - №6. - С. 37 - 39
11. Горбачева В.А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей// АПН РСФСР. - 1952. - №18. - С. 15 - 19
12. Гурьянова О. История школьной оценки/ Педагогика толерантности.
- 2007. - №2. - С. 67 - 93
13. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. - М.: Владос - пресс, 2009. - 254 с.
14. Ишмаметьева Е.В. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте// Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 6. - С. 17 - 22
15. Коваленко Е.И. История зарубежной педагогики. Хрестоматия. - К.: Центр начальной литературы, 2006. - 664 с.
16. Кон И.С. Открытие Я. - М.: Политиздат, 1981. - 367 с.
17. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. Методическое письмо// Начальная школа. - 2009. - №4. - С. 14 - 19
18. Липкина А.И. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. - М.: Знание, 2007. - 68 с.
19. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 2006. - 64с.
20. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М.: Знание, 2008 - 78 с.
21. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций/ Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4¬е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2010. - 523с.
22. Локшина О. Оценивание успешности учеников в зарубежной школе// Родная школа - 2007. № 12. - С. 24 - 32
23. Макаренко А. Педагогическая поэма// Пед. сочинения в 8 т. - Т.3. - М.: Педагогика, 1984. - 420 с.
24. Марцинковская Т.Д. Диагностика психологического развития детей. Пособие по практической психологии. - М.: Линка-пресс, 2007. - 176с.
25. Мойсеюк Н.Е. Педагогика. - К.: Белоцеркиевская книжная фабрика, 2009. - 615 с.
26. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших учебных
заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2001. кн.2: Психология
образования. - 608 с.
27. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед.вузов и
педагогических колледжей/ Под редакцией П.И. Пидкасистого. - М.:
Педагогические общество России, 2010. - 608 с.
28. Педагогика: Хрестоматия/ Уклад.: А.И. Кузьминский, В.Л. Омельяненко. - К.: Знання-Пресс, 2007. - 700 с.
29. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2007. - 528 с.
30. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн.Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. - К.: ВЛАДОС, 2003. - 576 с.
31. Психологический словарь/Под общей ред. А.В. Перовского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 2009. - 494 с.
32. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 2006. - 416 с.
33. Русова С. Новая школа. - К.: Освита. - 2006. - 346с.
34. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании. - М.: Просвещение. - 1996. - 456 с.
35. Савченко О.Я. Дидактика. - К.: Генеза, 2009. - 368 с.
36. Селевко Г., Журавлев В. Технология саморазвития личности школьников// Воспитание школьников. - 2012. - №4. С. 9 - 14
37. Селенкин В.А. Уроки с отметками и уроки без отметок//Вестник воспитания, 1901. - №3. - С. 160 - 164
38. Словарь практического психолога/ Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 2008. - 800с.
39. Смирнов А.И. Педагогика. В 2 кн.: Кн. 1. Общие основы педагогики. - М.: Высшая школа, 2004. - 214 с.
40. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. - М.:
Педагогика, 1991. - 78 с.
41. Сухомлинский В.О. Избранные труды: В 5 т. - Т.2. - К.: Радянская школа, 2009. - 654 с.
42. Твердякова Л.Г. Важность самооценивания учащимися своего труда // Начальная школа. - 2011. - № 4. - С. 109-112
43. Фирсина Е.Г. Мурзина Н.П. Формирование самоконтроля и самооценки младших школьников//Начальная школа. - №11. - 2007. - С.5 - 7
44. Фицула М.М. Педагогика. - К.: Академия, 2011. - 528 с.
45. Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников//Начальная школа. - 2013. - № 10. - с. 99 - 115
46. Фридман Л.М., Кулагина Н.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 288 с.
47. Харламов И. Ф. Педагогика. - К.: Академия, 2011. - 528 с.
48. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544с.
49. Чеснокова И.И. Самосознание личности. Теоретические проблемы психологии личности. - М.: Просвещение, 1977. - 347 с.
50. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Просвещение, 2008. - 192 с.
51. Шашкина Ю.Л. Содержательная отметка//Начальная школа плюс до и после. - №1. - 2013. - С. 9 - 14
52. Шибутани Т. Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара: Бахрах, 2009. - 374 с.
53. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Система развивающего обучения. - М.: Издательство Вита-пресс, 2010. - 101 с.
54. Эрн Ф. Что думали о баллах наши отцы//Вестник воспитания, 2011. - №3. - С. 102 - 109
55. Ягупов В.В. Педагогика. К.: Лебедь, 2012. - 560с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ