Введение 3
1. Теоретические подходы к исследованию Трэвел-журналистики 5
1.1. История становления жанра трэвел-журналистики в России 5
1.2. Особенности жанра трэвел-журналистики 14
2. Трэвел-журналистика в России: современное состояние и перспективы развития 20
2.1. Трэвел-журналистика на рынке СМИ современной России 20
2.2. Трэвел-журналистика в России: проблемы и перспективы развития 26
Заключение 43
Список использованных источников 44
В современном обществе туризм активно развивается. Сейчас туристом может стать каждый, вне зависимости от материального состояния, возрастной категории, гендерной принадлежности, принадлежности к каким-либо социальным группам и так далее. В связи с этим люди нуждаются в дополнительной информации, касающейся других стран, их культуры и способов проведения там своих каникул, которую они смогут использовать в своих путешествиях. Соответственно, можно сделать простой вывод, что общество нуждается в тревел-журналистике.
Трэвел-журналистика (от английского travel journalism) — это особенное направление в масс-медиа, специализирующееся на предоставлении информации о путешествиях.
В то же время теория этого направления разработана очень слабо, и требует своего осмысления, начиная с базовых моментов. Этим объясняется актуальность данного исследования.
Теоретических работ о трэвел-журналистике до сих пор немного. В двадцать лет на Западе вышло несколько серьезных работ, посвященных трэ-вел-журналистике — как монографий, так и сборников статей и публикаций в научных журналах. Среди них стоит отметить, например, книги профессора университета Ноттин-гем Трент (Англия) Тима Янгса [18; 19], сборники статей о трэвел-журналистике под редакцией Ф.Хануша и Э.Фюрзих [20], а также доктора Гленна Хупера из Каледонского университета Глазго и Т.Янгса [21]. В России о различных аспектах трэвел-журналистики пишут и защищают дипломы студенты факультета журналистики МГУ, проблематика этого направления становится и темой диссертаций. Однако пока на русском языке опубликовано всего несколько серьезных работ, которые, однако не охватывая подробно явление в широком контексте.
В качестве примера можно привести статью Т. Ю. Редькиной, посвященную этическим и культурно-речевым нормам в трэвел-медиатексте, и статьи И. В. Показаньевой, рассматривающей некоторые актуальные проблемы трэвел-журналистики на примере телевидения.
Проведенное нами исследование современного состояния трэвел-журналистики в России позволило сделать несколько выводов.
Значимость трэвел-журналистики проявлется в том, что она институализируется в трэвел-медиа, которые отличаются полиинтенциональностью: они выполняют целый ряд фнкций в сфере путешествия — информирование, популяризация, реклама, развлечение, критика и контроль.