ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 6
1.1. Общая характеристика детей подросткового возраста 6
1.2. Развитие эмоционально-волевой сферы подростков 12
1.3. Влияние спортивной деятельности на эмоционально-волевую сферу
подростков 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Изучение эмоциональной сферы подростков занимающихся спортивной
деятельностью 29
2.3. Особенности волевой сферы подростков, занимающихся спортивной
деятельностью 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
ЛИТЕРАТУРА 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность проблемы изучения особенностей эмоционально-волевой сферы подростков, занимающихся спортивной деятельность, обусловливается потребностями целого ряда социальных институтов, напрямую включенных в процесс формирования и воспитания высокоорганизованной личности. Ученые, изучающие психологию подросткового возраста, отмечают преобладание у подростков эмоциональной сферы над волевой, что выражается, к примеру, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности, в том числе враждебности и агрессивности.
Общие особенности подросткового возраста уже изучались Г.С.Холлом,
Э. Шпрангером, Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым. Из научных трудов известно, что эмоционально-волевая сфера развития подростков важна для дальнейшей самостоятельной жизни. Особую роль можно отнести к спортивной деятельности, так как спорт имеет большое влияние на такие качества, как самодисциплина, контроль, целеустремленность.
Проблема воли рассматривается в работах представителей разных психологических теорий и направлений. В отечественной психологии этой проблемой занимались: Л.С. Выготский, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, В.К. Калинин, А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Селиванов и др.
Так как проблема эмоционально-волевой сферы у подростков крайне важна и актуальна на сегодняшний день. Отсюда поиск объективных и субъективных причин, вызывающий большой научный интерес в изучении данной проблемы, которая актуальная прежде всего практическими потребностями общества и школы.
Хотя исследования данной проблемы в области развития эмоционально - волевой сферы подростков рассмотрена в научной литературе достаточно широко, но недостаточно изучен вопрос о том, как влияет спортивная деятельность на волевую-эмоциональную сферу подростков. В следствие чего, возникает расхождение между недостаточностью теоретических исследований данного вопроса, и потребностью экспериментального исследования взаимосвязи эмоционально-волевой сферы у подростков занимающихся спортивной деятельностью и не занимающихся таковой.
Потребность в решении данной проблемы, а именно «Особенности эмоционально-волевой сферы подростков, занимающихся спортивной деятельностью» с точки зрения общества такова, что, изучив эту проблему будет возможно изменить сложившуюся ситуацию в процессе формирования подростков, мотивировать на спортивную деятельность, улучшая эмоционально-волевые качества и личностные качества.
Объектом исследования является эмоционально-волевая сфера подростков.
Предмет исследования - особенности эмоционально-волевой сферы подростков, занимающихся спортивной деятельностью.
Цель исследования - выявить особенности эмоционально-волевой сферы подростков, занимающихся спортивной деятельностью.
Гипотеза исследования - основывается на том, что включенность подростков в спортивную деятельность благотворно влияет на формирование эмоционально-волевых качеств подростков, способствуя формированию таких качеств, как целеустремленность, организованность, эмоциональная устойчивость.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме эмоционально-волевой сферы подростков, занимающихся спортивной деятельностью.
2. Разработать программу исследования эмоционально-волевой сферы, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить характер влияния на особенности эмоционально-волевой сферы подростков, занимающихся спортивной деятельностью и подростков не занимающихся таковой.
4. Интерпретация и анализ данных.
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
1. теоретические: анализ психологической и педагогической
литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация;
2. эмпирические: тестирование; беседа;
3. статистические: метод количественного и качественного анализа полученных данных, метод математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Также были использованы методики:
1. Опросник диагностики эмоционально-волевой сферы личности
М.В.Чумакова;
2. Шкала оценки функционального психического состояния В.И.Чиркова;
3. Тест «Эмоциональные и волевые факторы» Р.Б.Кеттелла, HSPQ - вариант для подростков.
Выборка - исследование проводилось среди учеников Приволжского района, школы № 97 г. Казани. В исследование приняли участие 30 учеников подросткового возраста (7-9 классы) и 30 подростков (7-9 классы) занимающихся спортивной деятельностью.
Область применения: педагогическая психология, педагогическое образование (обучения и воспитания), педагога-психологическое консультирование.
Наша работа с целью выявить особенности эмоционально - волевой сферы у подростков, занимающихся спортивной деятельностью и сравнить с подростками, которые не занимаются таковой была достигнута и изучена. Для подросткового возраста увлечения составляет весьма характерную особенность. Увлечения обязательно нужны для становления личности подростка, потому что благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков. И к таким увлечениям можно отнести занятием спортивной деятельностью, которая тоже в свою очередь значима для формирования и улучшения волевых качеств у подростков, а также благоприятно влияет на эмоциональную сферу.
Волевые особенности не являются врожденными качествами, а формируются прижизненно в реальной деятельности человека, требующей определенных волевых качеств и навыков волевой регуляции. Развитие воли тесно связано с развитием мышления, воображения, эмоциональной и мотивационно-смысловой сферы, с развитием сознания и самосознания, личности в целом. И именно поэтому тема изучения и развития эмоционально - волей сферы в подростковом возрасте особенно актуальны в настоящее время.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В результате исследования особенностей эмоциональной сферы подростков, занимающихся спортивной деятельностью и не занимающихся таковой было выявлены достоверные различия по таким показателям как - настроение и мотивация у подростков, занимающихся спортивной деятельностью значения показателей выше, чем у подростков - не спортсменов. Тут можно отметить, что любая спортивная деятельность благоприятно влияет на настроение детей подросткового возраста. Воздействие эмоциональных и психологических проблем у подростков-спортсменов резко сокращается, а шансы попасть в депрессию минимальны.
2. При рассмотрении эмоциональной сферы ещё глубже, мы выявили, что подростки - спортсмены имеют более эмоциональную устойчивость, уравновешенность, они более совестливей и ответственные, чем подростки, не занимающиеся спортивной деятельностью. Это объясняется тем, что спортивная деятельность во многом положительно влияет на развитие и улучшение эмоциональной сферы. Спорт тренирует и закаляет характер, отсюда и эмоциональная устойчивость, и умение держать себя в руках.
3. При изучении особенностей волевой сферы в двух группах, нам пришлось разделить мальчиков и девочек. Так как их «нормативные» данные различаются. Для девочек подростков, которые занимаются спортивной деятельностью характерны высокие результаты по таким факторам как: инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость. Из этого следует сделать вывод, что спортивная деятельность развивает и повышает особенности волевых качеств. Так как девочки - не спортсменки не столь инициативны, самостоятельны и решительны.
4. При сравнении мальчиков - спортсменов и мальчиков - не спортсменов по волевым качествам мы выявили, что у подростков имеются достоверно верные различные по показателям. Так из исследования и полученных результатов можно сделать выводы, что у мальчиков, которые занимаются спортивной деятельностью, волевые особенности весьма развиты. Они превосходят своих сверстников в целеустремленности, внимательности, энергичности, настойчивости, выдержке и ответственности. Мальчики - спортсмены довольно - таки легко справляются с поставленной перед ними задачей и чаще всего доводят дело до его логического конца.
5. В результате всех наших исследований нужно сделать вывод, что спортивная деятельность благоприятно влияет на эмоционально - волевую
сферу подростков. Спорт формирует волевой характер подростка, меняя его в лучшую сторону. Развивается воля, стремление к победе, выдержка, умение преодолевать препятствия, не бояться поражений. Сила воли, сформировавшаяся в процессе спортивных занятий, может преодолеть все негативные привычки и черты, а также создать из подростка сильную личность, способную добиться многого. Подростки, которые занимаются спортом, более собраны и дисциплинированы. А это - немаловажные качества для достижения успехов в учёбе и других сферах жизни.
1. Аркин Е.А. Особенности школьного возраста: учеб. пособие. - М.: Изд-во Учпедгиз, 1947. - 48 с.
2. Багадирова С.К. Спортивная психология: учебн. пособие. - М.: Изд- во Директ - Медиа, 2014. - 247 с.
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. - М., Изд-во Просвещение, 1995. - 334с.
4. Васильев А.П. Оценка физического развития детей 1-11 классов: учеб. пособие. - М.: Изд-во РАН, 2004. - 72 с.
5. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. - К.: Изд-во Здоров'я, 1981. - 120 с.
6. Выготский Л.С. Лекции по психологии: учеб. пособие. - С.: Изд-во Петербург, Союз, 1997. - 134 с.
7. Выготский Л.С. Психология развития человека: учебн. пособие. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
8. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучени: учеб.пособие. - Челяб.: Изд-во ГПИ, 1979. - 69 с.
9. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Изд-во Просвещение, 1991. - 324 с.
10. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. - М.: Изд-во Физкультура и спорт, 1970.—148 с.
11. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Изд-во Питер, 2000. - 288 с.
12. Ильин Е.П. Эмоции и чувства: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Питер, 2001. - 752 с.
13. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления - СПб.: Изд-во Питер, 2008. - 131 с.
14. Корнилов К. Н. Воля и ее воспитание: учеб. пособие. - М.: Изд-во и тип. Ред.-изд. отд. Аэрофлота, 1957. - 23с.
15. Краковский А.П. О подростках - М.: Изд-во Педагогика, 1970. -
272 с.
16. Кузьменко Г. А. Развитие интеллектуальных способностей подростков в условиях спортивной деятельности: теоретико-методологические и организационные предпосылки: учеб.пособие. - М.: Изд-во Прометей, 2013. - 640 с.
17. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие. - М.: Изд-во ТЦ «Сфера», 2001. - 464с.
18. Кулюткин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учеб. пособие. - М.: Изд-во Сов. спорт, 2004. - 60 с.
19. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков: псих.энциклоп. - М.: Изд-во Олма-Пресс, 2004. - 250 с.
20. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции. - М., Изд-во Моск., 1971. - 70 с.
21. Макаренко А. С. Воля, мужество, целеустремленность: пед.соч., т.4.
- М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
22. Маклаков А. Г. Общая психология: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Питер, 2001. - 592 с.
23. Мещеряков Б. Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь: словарь. - М.: Изд-во АСТ, 2009. - 672 с.
24. Мещеряков Б. Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь: словарь. - СПб.: Изд-во Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 512 с.
25. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Изд-во Академия, 2007.
- 640 с.
26. Немов Р.С. Психология: учебник. - М.: Изд-во Владос, 2001. - 496 с.
27. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учеб. пособие. - М.: Изд-во Пед-кое общ. России, 2004. - 442 с.
28. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. пособие. - М.: Изд-во Academia, 2008. - 512 с.
29. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник. - СПб.: Изд-во Питер, 2000. - 624 с.
30. Реана А.А. Психология подростка. Полное руководство. - СПб.: Изд-во Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 432 с.
31. Рогов Е.И. Эмоции и воля. - М.: Изд-во ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
32. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие. - М.: Изд-во Акадий Проект; Фонд «Мир», 2004. — 576 с.
33. Рудик П.А. Психология и современный спорт. - М.: Изд-во ФиС, 1973. - 511с.
34. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. - М.: Изд-во Знание, 1976. - 86 с.
35. Скрябин Н.Д. Возрастные особенности проявления смелости.
Спортивная и возрастная психофизиология: учебн. пособие. - Л.: Изд-во
Лениздат,1974. - 109 с.
36. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учеб. пособие. - М.: Изд-во МПСИ, 2004 - 670 с.
37. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно¬
содержательные характеристики процесса развития личности: избр. Труды. - М.: Изд-во МПСИ: Флинта, 2004. - 672 с.
38. Фомин Н.А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания: учебник. - М.: Изд-во Физкультура и спорт, 1972. —256 с.
39. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учебник. - М.: Изд-во Логос, 2003. - 208 с.
40. Шиянов, Г.П. Особенности организации и методики физической подготовки школьников. Теория и практика физической культуры: метод. пособие. - Тольятти: Изд-во Вол. Унив. Татищева, 2005. - 72 с.