ВВЕДЕНИЕ 4
1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 6
1.1. СТАНДАРТЫ ДОКУМЕНТОВ 6
1.1.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 7
1.1.2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (РПД) 9
1.1.3. ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ ООП 11
1.2. ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНЫМ ДОКУМЕНТАМ ООП В РОССИИ 12
1.2.1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ 12
1.2.2. АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ 13
1.3. СРЕДСТВА ГЕНЕРАЦИИ ДОКУМЕНТОВ ОБ
ОБРАЗОВАНИИ - АНАЛОГИ 14
1.3.1. ГЕНЕРАЦИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ НА САЙТЕ КФУ 14
1.3.2. «ГЕНЕРАТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ» от ТУСУР 16
2. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ИНСТРУМЕНТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ 21
2.1. КОМПОНЕНТЫ ООП И СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ,
ВЫЯВЛЕННЫЕ В ХОДЕ АНАЛИЗА 21
2.2. ОНТОЛОГИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 22
2.2.1. КЛАССЫ ОНТОЛОГИИ 23
2.2.2. ОТНОШЕНИЯ ОНТОЛОГИИ 24
2.2.3. ПОЛНАЯ ОНТОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ 26
2.3. РЕЖИМЫ РАБОТЫ 27
2.3.1. РЕЖИМ РАБОТЫ БЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ.... 30
2.3.2. РЕЖИМ РАБОТЫ ДЛЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА 30
2.3.3. РЕЖИМ РАБОТЫ «УЧЕБНЫЙ ПЛАН-ДИСЦИПЛИНА» 30
3. РЕАЛИЗАЦИЯ 32
3.1. АРХИТЕКТУРА СИСТЕМЫ 32
3.2. ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ РАЗРАБОТКИ 33
3.3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ ООП 34
3.4. РЕАЛИЗАЦИЯ ВЫГРУЗКИ РПД И УП 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
Образовательное или педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов [1]. Смысл проектирования заключается в том, чтобы создавать предположительный план предстоящей деятельности и спрогнозировать ее ожидаемые результаты. План - это документ, дающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы и в частности предполагаемые итоги.
На данный момент учебный план выглядит как список дисциплин с указанием минимальной информации. Отдельно формируются матрица дисциплин-компетенций и рабочая программа дисциплин, где в текстовом виде представлены ее компоненты, однако данный формат порождает следующую проблему - между компонентами рабочей программы дисциплины (РПД) нет явных связей, что не позволяет хранить единую информацию в рамках УП, поэтому часто возникает повторение одного и того же контента в разных дисциплинах. Соответственно необходим удобный инструмент, который позволял бы хранить и отслеживать указанные связи.
Целью данной работы является разработка инструмента проектирования образования, который позволит указывать, какие могут быть связи между компонентами, и предоставит возможность интеллектуального анализа связей между составными частями учебного плана.
Первая глава содержит обзор документов, которые описывают образовательный процесс: их составных частей и связей между ними. Также в данной главе проведен анализ подхода к документации образовательного процесса в высших учебных заведениях: обзор стандартов, источников требований и средств генерации документов.
Вторая глава содержит описание компонентов ООП и связей между ними в разработанной онтологии, также представлены режимы работы системы проектирования.
В третьей главе описана архитектура системы, технологии и инструменты ее разработки, а также реализация API для разработанных режимов работы и реализация генерации РПД.
В рамках данной работы разработан инструмент проектирования учебных планов и рабочих программ, который позволяет указывать связи между компонентами, и предоставляет возможность их проверки на корректность.
На основе выполненного анализа и выявленных компонентов УП И РПД, была разработана полная онтология проектирования образовательного процесса, в которой указаны все отношения между компонентами. К тому же дополнительно было разработано четыре режима проектирования, каждый из которых удовлетворяет определенному уровню детализации.
Для разработки системы была продумана архитектура базы данных, которая позволяет хранить связи между компонентами в каждом из режимов работ; было разработано API для заданных режимов уровней детализации, которое позволяет добавлять компоненты в учебный план, добавлять и проверять связи между ними.
Также была разработана выгрузка РПД и УП в стандартный формат на основе построенной онтологии в системе.
1. Буланова-Топоркова М.В., Самыгин С.И. и др. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. / Буланова-Топоркова М.В., Самыгин С.И. и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный
ресурс] / Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». - Режим доступа: http://273-
фз.рф/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz- ob-obrazovanii-v-rf, свободный.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего
профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата [Электронный ресурс] / Официальный ресурс
Министерства образования и науки Российской Федерации - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/924, свободный.
4. Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных
курсов, предметов, дисциплин (модулей) [Электронный ресурс] / Городской методический центр - Режим доступа:
http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya- shkola/izo/metodicheskie-materialy/rekomendatsii-po-razrabotke-i- utverzhdeniyu-rabochikh-programm-uchebnykh-kursov-predmetov-distsiplin- modulej.html, свободный.
5. Структура рабочей программы [Электронный ресурс] / Методические рекомендации к составлению рабочей программы - Режим доступа: http://sevgym14.ru/rabochaia programma.htm, свободный.
6. Дирекция основных образовательных программ [Электронный ресурс] /
Справочник учебного процесса Национальный исследовательский
университет «Высшая школа экономики» - Режим доступа:
https://www.hse.ru/studyspravka/grafik, свободный.
7. Учебно-методический комплекс (ГОС ВПО) [Электронный ресурс] / БИЙСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - Режим доступа: http://www.bti.secna.ru/teacher/umk/standard.shtml, свободный.
8. Федеральные государственные образовательные стандарты
[Электронный ресурс] / Официальный ресурс Министерства
образования и науки Российской Федерации - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/336, свободный.
9. Компетентностный подход и ФГОС третьего поколения. // Совершенствование инженерных образовательных программ. - 2012. - ноябрь. - С.16-41.
10. Положения и регламенты КФУ в области образовательной деятельности
[Электронный ресурс] / Казанский федеральный университет - Режим доступа: http://kpfu.ru/do/normativnoe-obespechenie/polozheniya-i-
reglamenty-kfu, свободный.
11. Генератор рабочих программ ТУСУР [Электронный ресурс] / Центр веб¬технологий и информационных ресурсов ТУСУР - Режим доступа: https://workprogram.tusur.ru, свободный.
12. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование: рос. обществен. пед. журн. - 1997. - № 3. - С.90¬102.
13. Natalya F. Noy and Deborah L. McGuinness «Ontology Development 101: A
Guide to Creating Your First Ontology» // Stanford Knowledge Systems Laboratory Technical Report KSL-01-05 and Stanford Medical Informatics Technical Report SMI-2001-0880, март 2001. Режим доступа:
http://protege.stanford.edu/publications/ontology development/ontology101 .h tml, свободный.
14. Онтологии и тезаурусы: модели, инструменты, приложения
[Электронный ресурс] / НОУ «ИНТУИТ» - Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/1078/270/lecture/6845, свободный.
15. Марк Лутц. Программирование на Python / Пер. с англ. — 4-е изд. — СПб.: Символ-Плюс, 2011. — Т. I. — 992 с.
16. Головатый А., Каплан-Мосс Дж. Django. Подробное руководство - Django. The definitive guide to / пер. с англ.. — СПб.: Символ-Плюс, 2010. — 560 с.
17. About SQLite [Электронный ресурс] / SQLite - Режим доступа: https://www.sqlite.org/about.html, свободный.
18. Welcome to python-docx-template’s documentation [Электронный ресурс] /
python-docx-template - Режим доступа:
http://docxtpl.readthedocs.io/en/latest, свободный.