Введение 3
1 Теоретические аспекты государственного бюджета и его сбалансированности 5
1.1 Понятие, сущность и функции бюджета 5
1.2 Понятие и сущность сбалансированности бюджетов 9
2 Анализ сбалансированности бюджета РФ на современном этапе 13
2.1 Анализ уровня сбалансированности государственного бюджета РФ 13
2.2 Меры по оптимизации и повышению сбалансированности федерального бюджета РФ 19
Заключение 25
Библиографический список 27
Государственный бюджет является ключевым элементом в социально-экономическом развитии страны. Он выглядит как финансовый план, где указываются доходы и расходы страны, и который является законом. При помощи совокупности показателей государственного бюджета и отчёта о его исполнении возможно установить тип характера экономической ситуации на данный период в стране. Определить список приоритетных задач, утверждённых правительством, и дать оценку качеству их решения. В зависимости от того какое соотношение между расходами и доходами можно делать утверждать о дефиците или профиците бюджета.
Соблюсти равенство доходов и расходов бюджета является очень серьёзной проблемой. Его можно достичь, при условии регулярного сдерживания роста государственных расходов и создать в стране такой уровень налогообложения, которого будет достаточно для формирования доходной части при покрытии общественных потребностей.
Цель исследования – изучить государственный бюджет и проблемы его сбалансированности.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- изучить понятие, сущность и функции бюджета;
- рассмотреть понятие и сущность сбалансированности бюджетов;
- анализ уровня сбалансированности государственного бюджета РФ;
- рассмотреть меры по оптимизации и повышению сбалансированности федерального бюджета РФ.
Объект исследования – специфика и проблематика государственного управления экономикой в России. Предмет – государственный бюджет и проблемы его сбалансированности.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использованы нормативные документы, статистическая отчетность, а также учебная литература российских авторов, таких как А.Ю. Алексеева, Н.О. Ильина, С. В. Климчук, Д.А. Медведев, Л.М. Подъяблонская и др.
Работа имеет следующую структуру и содержание: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены теоретические аспекты государственного бюджета и его сбалансированности; во второй главе проведен анализ сбалансированности бюджета РФ на современном этапе. В заключении приведены выводы по результатам исследования.
На основе исследуемого материала можно сделать следующие выводы.
От состояния бюджета (сбалансированности бюджетов) зависит перераспределение внутреннего валового продукта, основного показателя национальной экономики, осуществление социальной политики государства, государственное регулирование экономики, контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежный средств.
То есть от сбалансированности бюджетов зависит выполнение государственным бюджетом его задач и роли в государстве, принцип сбалансированности бюджетов является основополагающим при планировании и исполнении бюджета.
Достижение сбалансированности почти невозможно, поэтому возникают другие состояния бюджета: профицитное и дефицитное. Проанализировав реальные статистические данные Федерального казначейства России, заметили, что профицит наблюдался в начале 2000-х годов до 2008 г., дефицит же наблюдается по сей день, что связанно с нестабильной ситуацией в стране, вызванной санкциями Европейского союза, со значительной инфляцией, спадом производства и другое.
Способы сбалансиﺍрованности бюджета, котоﺍрые используются на стадии бюджетного планирования, можно подразделить на универсальные, как уточнено выше применяются для любого уﺍровня бюджетной системы, и методы, котоﺍрые применяются только на определенном уﺍровне бюджетной системы.
Дефицит федерального бюджета растет практически с каждым годом как в денежном выражении, так и по отношению к ВВП. Минфин считает допустимым дефицит бюджета РФ в пределах 1 % ВВП, однако в 2015 г. дефицит составил 2,6 % , а в 2016 год произошло его повышение до 3,5 %.
Одним из направлений сокращения бюджетного дефицита является рост доходов. Уменьшение доли нефтегазовых доходов в структуре доходов федерального бюджета вынуждают искать резервы роста в других сферах и отраслях.
Анализ источников доходов федерального бюджета позволяет нам сделать следующие заключения. В части налоговых доходов наблюдается увеличение, которое происходит главным образом за счет увеличения поступлений по налогу на прибыль, налога на добавленную стоимость, поступлений по сводной группе акцизов в федеральный бюджет.
В значительной доле неналоговых доходов можно выделить доходы от использования имущества, поэтому стоит отметить, что с 2013 г. они имеют тенденцию к росту, что является положительной тенденцией в разрезе доходов федерального бюджета.
Другим направлением сокращения дефицита является оптимизация расходов федерального бюджета.
Одним из методов оптимизации расходов является увеличение доли ГЧП на федеральном уровне, что приведет к снижению расходов за счет долевого финансирования особо крупных и важных проектов.
Отсутствие бюджетной сбалансированности устраняет равновесие экономики, что плохо сказывается не только на промышленном секторе, но и инвестиционном, без которого невозможна реиндустриализация промышленности страны.
1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. № 145 – ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения: 15.05.2018).
2. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»: Федеральный закон от 18.07.2017 № 178-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения: 15.05.2018).
3. О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов: Федеральный закон от 05.12.2017 № 362-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения: 15.05.2018).
Научная и учебная литература:
4. Алексеева, А.Ю. Государственные расходы и инновационное развитие экономики России / А.Ю. Алексеева, И.А. Филиппова // Научный альманах. – 2015. – №4 (6). – С. 11.
5. Афанасьев М. П. Бюджет и бюджетная система: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. П. Афанасьев. - 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2016. - 513 с.
6. Башкирцева, Д.Н. Экономика сегодня: новые вызовы - новые решения : учебное пособие / Под редакцией Э.Ю. Черкесовой. - Ставрополь, 2016. – 428 с.
7. Бездворных, М.В. Генезис правового регулирования институтов дефицита бюджета и государственного долга / М.В. Бездворных // Бизнес в законе. - 2014. - № 2. - С. 209–213.
8. Бижанова, Е.А. Методологические аспекты управления государственным долгом / Е.А. Бижанова // Бизнес и общество : электронный журн. - 2017. - № 2 (10). – Режим доступа: http://busines-society.ru/2017/num-2-10/8_bizhanova.pdf (дата обращения : 15.05.2018).
9. Бюджетная система России: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 290 с.
10. Голубина. Ж.И. Финансовая политика как инструмент управления финансами государства / М. И. Голубина, Т. Б. Кузнецова // КАНТ: экономика и управление. –2015. – №1 (4). – С. 56-59.
11. Гринберг, Р. Экономика России: от структурных изменений к качественному росту / Р. Гринберг // Проблемы теории и практики управления. - 2014. – № 9. – С. 46-47.
12. Ильина, Н.О. Анализ динамики и структуры государственного внешнего и внутреннего долга Российской Федерации за период 2012-2015 гг. / Н.О. Ильина // Политика, экономика и инновации. – 2016. - № 1 (3). – С. 58-63.
13. Ильясов. М. М. Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы Российской Федерации / М. М. Ильясов // Молодой ученый. – 2016. - № 18. - С. 42-45.
14. Капканщиков, С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С.Г. Капканщиков. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Кнорус, 2013. – 448 с.
15. Кирюшкина, А.Н. Влияние стабилизационной политики на дефицит государственного бюджета и государственный долг / А. Н. Кирюшкина // «Экономика и социум». - 2017. - № 3 (16). – С. 76-79.
16. Климчук, С. В. К вопросу об оптимизации государственного долга в Российской федерации на современном этапе / С. В. Климчук, В. А. Гурова // Science Time. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-optimizatsii-gosudarstvennogo-dolga-v-rossiyskoy-federatsii-na-sovremennom-etape, свободный. Загл. С экрана. - (Дата обращения : 15.05.2018).
17. Медведев, Д.А. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы / Д.А. Медведев // Вопросы экономики. – 2015. – №10. – С.25 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.vopreco.ru/rus/redaction.files/10-15.pdf, свободный. Загл. С экрана. - (Дата обращения : 15.05.2018).
18. Министерство финансов Российской Федерации: Государственный долг Российской Федерации. - Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации, 2018. – URL: http://www.minfin.ru, свободный. Загл. С экрана. - (Дата обращения : 15.05.2018).
19. Подъяблонская, Л. М. Государственные и муниципальные финансы : учебник / Л.М. Подъяблонская. – Москва : Юнити-Дата, 2015. – 561 с.
20. Сабитова, Н. М. Бюджетное устройство Российской Федерации: теория и практика : Монография / Н. М. Сабитова. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 132 с.
21. Сбалансированность бюджета. Финансовая грамматика. – 2017. – 5 июня. – URL : http://fingramm.ru/cbalancir-budzeta.html, свободный. Загл. С экрана. - (Дата обращения : 15.05.2018).
22. Сираева, Р. Р. Проблема развития бюджетной политики в РФ / Р. Р. Сираева, Т. Ю. Воробьева // Научный журнал НоваИнфо [Электронный ресурс]. – 2017. – 21 мая. - №46-2. – URL: http://novainfo.ru/article/6058, свободный. Загл. С экрана. - (Дата обращения : 15.05.2018).
23. Сухарев, А. Н. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит: вопросы методологии / А. И. Сухарев // Журнал «Финансы и кредит». – 2017. - № 1(577). – С. 53-56.
24. Устинова, Д. А. Особенности долговой политики РФ в условиях кризиса / Д. А. Устинова, Л. Е. Ушницкая // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 610-613.
25. Федеральное казначейство (Казначейство России) : Информация об исполнении бюджетов // Официальный сайт Федерального казначейства. - 2018. – URL: http://www.roskazna.ru, свободный. Загл. С экрана. - (Дата обращения : 15.05.2018).
26. Шмиголь Н. С. Бюджетная политика в условиях экономической рецессии: уроки зарубежного опыта / Н. С. Шмиголь // Экономика. Налоги. Право. - 2016. - № 1. - С. 63-71.
27. Экономические прогнозы на 2015-2018 год. – 2015. – 20 апреля. – Режим доступа: http://arb.ru/b2b/press/_2015_2018_-9909477/?sphrase_id=126845, свободный. Загл. С экрана. - (Дата обращения : 15.05.2018).