I Глава 1. Теоретические основы особенностей развития личности
младших школьников 7
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста 7
1.2 Возрастные особенности развития личностных свойств детей младшего
школьного возраста 10
1.3 Развитие внутренней позиции личности младшего 14
1.4 Учеба как ведущая деятельность 17
Выводы по главе 1 26
Глава II. Организация и методы исследования личностных особенностей
77
младших школьников
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
Глава III. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение.. .32
, 32
3.1 Результаты исследования самооценки
3.2 Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей
ЛИЧНОСТИ
3.3 Анализ взаимосвязи личностных особенностей младших школьников и
уровня школьной успеваемости
Выводы ПО главе III
54
Заключение 56
Список литературы 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам обучения и развития в период младшего школьного возраста. В этот период закладывается фундамент умственного, психического, физического, личностного и нравственного развития.
По сравнению с дошкольным возрастом школьник уже с младших классов вступает в более широкий круг социального общения, при этом социум предъявляет более строгие требования к его поведению и личностным качествам. Требования выражает учитель, родители, характер учебной деятельности, сверстники - вся социальная среда. Соответственно и образцы поведения задают школа, семья, товарищи и специально подобранная литература.
В вязи с началом обучения в школе главной ценностью для ребенка является школьная успеваемость. Все, что делает школьник изо дня в день, оценивается сквозь призму успешности решения им учебных задач. То, что ребенок осознает в процессе обучения как успех или неуспех в собственной школьной деятельности, в организации педагогического процесса представлено в виде учета успеваемости или неуспеваемости школьника. В результате Я-концепция ребенка оказывается пронизанной ценностями и стандартами, связанными с учебными достижениями.
От школьной успеваемости зависит в этот период развитие его личности. Мир ребенка с 6 до 11 лет - это мир школы, в котором он развивается и формирует ценности. В этой сфере жизни ребенка значительное место занимают контроль и оценка, осуществляемые значимыми другими. Таким образом, можно констатировать неизбежное превращение уровня успеваемости ребенка - как ценности в системе обучения - в личную ценность или критерий самоудовлетворения школьника.
Проблема личностных особенностей младших школьников исследуется в психологии достаточно давно как отечественными, так и зарубежными исследователями (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Л.Ф. Обухова, В.С. Мухина, М.А. Холодная, Д.Б. Эльконин и др.). В отечественной научной литературе также большое внимание уделялось и уделяется вопросам успеваемости детей в младшем школьном возрасте. Исследованиями в этой области занимались С.П. Бочаров, А.М. Гельмонт, Д.Р. Кадырбаева, В.С. Мерлин, Л.С. Славина и др. В то же время, на сегодняшний день остается мало изученным вопрос взаимосвязи между личностными особенностями младших школьников и уровнем их школьной успеваемости. Этим и объясняется актуальность нашего исследования.
Объектом исследования являются личностные особенности учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования - личностные особенности учащихся младшего школьного возраста в связи с уровнем их школьной успеваемости.
Гипотеза исследования - существует взаимосвязь между личностными особенностями младших школьников и уровнем их школьной успеваемости.
Цель исследования - установить взаимосвязь между личностными особенностями младших школьников и уровнем их школьной успеваемости.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу, обобщить психолого-педагогический опыт по проблеме исследования личностные качества детей младшего школьного возраста;
2) организовать и провести исследование личностных особенностей детей младшего школьного возраста;
3) обработать и проанализировать полученные результаты.
Методологическую основу исследования составили основные концептуальные положения о развитии личности на различных этапах онтогенеза, изложенные в работах психологов: Л.С. Выготского, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, Л.Ф. Обуховой, В.С. Мухиной, Е.Е. Кравцовой, М.А. Холодной, Д.Б. Эльконина и др
Для решения поставленных задач использовались следующие методы и методики: метод тестирования с использованием методики Тамары Дембо—Сусанны Рубинштейн, модифицированной Анной Михайловной Прихожан для исследования самооценки учащихся и детский тест Реймонда Кеттелла12РБ/СРР, являющийся модификацией взрослого варианта шестнадцати факторного личностного опросника Р. Кеттелла,
адаптированный Э.М. Александровской и И.Н. Гильяшевойдля детей 8-12 лет, имеющий 12 шкал, соответствующих основным чертам личности ребенка. Методы математической обработки: определение ранговой
корреляции Спирмена, позволяющий определить тесноту и направление корреляционной связи между двумя признаками.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что выявление взаимосвязи между личностными особенностями младших школьников и уровнем их школьной успеваемости дает возможность выбрать адекватные способы и формы психолого-педагогического сопровождения обучения. Полученные результаты могут быть использованы психологами, педагогами, работающими с детьми младшего школьного возраста, а также для просветительской работы с педагогами и родителями.
Исследование проводилось на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №146 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани. Выборкой являются ученики 4"В" и 4"Г" классов в количестве 46 человек, из них 19 девочек и 27 мальчиков.
В соответствии с задачами работы данное исследование имеет следующую структуру: оно состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Младший школьный возраст является важнейшим этапом в жизни ребенка. В это период происходит переход от игровой деятельности к учебной. Происходит смена социальных ролей и социального статуса. К ученику предъявляются совсем иные требования. Изменяется окружение ребенка.
Ребенок начинает осознавать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Младший школьник понимает, что он обязан учиться и в процессе учения изменить себя, освоить речь, цифры, ноты, понятия и идеи, которые существуют в обществе. Он знает и понимает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою "самость", стремясь утвердить себя среди сверстников и взрослых.
Теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования личностные качества детей младшего школьного возраста позволил сформулировать нам гипотезу о том, что существует взаимосвязь между личностными особенностями младших школьников и уровнем их школьной успеваемости.
Проведенный в данной работе теоретический и эмпирический анализ взаимосвязи между личностными особенностями младших школьников и уровнем их школьной успеваемости позволяет сделать ряд важных заключений.
Между личностными особенностями учащихся начальной школы, по показателям опросника Р.Кеттелла12РБ/СРР,вариант для детей 8-12 лет, и среднего балла уровня успеваемости за четверть существует средняя положительная взаимосвязь с двумя факторами из двенадцати, с фактором В «Вербальный - невербальный интеллект» и фактором О «Самоуверенность - подавленность» в остальных случаях обнаружена отрицательная связь.
Однако установлено большее количество положительных связей между индивидуально-психологическими особенностями личности младших школьников и четвертными отметками по школьным предметам.
Большое количество отрицательных связен определено между индивидуально-психологическими особенностями личности младших школьников и таким школьным предметом, как труд.
Между уровнем самооценки, оцениваемым по методике Т. Дембо—С. Рубинштейн, в модификации А.М. Прихожан и среднего балла уровня успеваемости за четверть у девочек существует положительная связь. А между уровнем самооценки учащихся и всеми четвертными отметками по школьным предметам, кроме английского языка, обнаружена отрицательная связь.
Таким образом, результаты проведенного эмпирического исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о существовании взаимосвязи между личностными особенностями младших школьников и уровнем их школьной успеваемости.
0 Ананьев Б. Г. Избранные психологические груды : в 2 т./ М.: Педагогика 2012 - 288 с. '
2) Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография.
СПб.'- Союз, 2011 - 257 с.
3) Бернс Р. Что такое Я-концепция? Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 2012 -162
С¬
4) Бернс Р. Развитие Я-концепция Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 2012 -162 с.
5) Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.
I ^..Просвещение, 2012 - 389с.
I 6) Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.,2012
I 7) Дубровина И.В. младший школьник. Развитие познавательных
1 способностей: пособие для учителя - '
, И Психология самопознания у дошкольников