Есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 7
1.1. Понятие и сущность электронного государства и электронного правосудия 7
1.2. Электронное правосудие в Российской Федерации 15
1.3. Условия подачи искового заявления в электронной форме 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПОДАЧИ ИСКОВЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ: АНАЛИЗ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 34
2.1. Анализ практики и проблемы реализации подачи искового заявления в электронной форме 34
2.2. Предложения по совершенствованию порядка подачи исковых заявлений в электронной форме 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Актуальность темы настоящей работы не вызывает сомнений и обусловлена тем, что современное динамичное развитие сети «Интернет», в абсолютном большинстве стран, в том числе и в России, кардинальным образом изменила, сформировавшиеся в недалёком прошлом, способы общения и передачи информации.
Нашей страной, располагающей огромной территорией, предпринимаются конкретные меры к наиболее эффективному использованию уникального технологического шанса качественной интеграции российских регионов, на базе формирования развитого информационного общества и электронного государства.
Процесс информатизации органов государственной власти реализуется на фоне проходящей судебной реформы. В этой связи, в частности, Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 года №1406 утвердило федеральную целевую программу «Развитие судебной системы на 2013-2020 годы», по концептуальным вопросам, связанным с совершенствованием судебной системы с использованием современных информационно-коммуникационных возможностей.
Насущная необходимость развития электронного правосудия в современном информационном обществе и государстве, красноречиво подтверждается теми значительными изменениями, которые происходят в ходе внедрения в судопроизводственный процесс технических средств, оказывающих самое позитивное влияние на процесс реализации судебной системой большинства её функций.
Кроме того, актуальность проведения исследований электронного правосудия, анализ содержания его сущности и понятия, вопросов связанных с внедрением передовых технологий в процесс реализации функций правосудия, обусловлены идущим процессом информатизации общества, государства и судебной системы, как части государственного аппарата. В результате информатизации государства и общества, возникли и стали использоваться новые правовые понятия и институты, на данном этапе ещё только получающие своё научное обоснование и законодательное закрепление. К рассматриваемым понятиям, в частности, можно отнести электронное государство, электронное правосудие и электронный суд.
Отражение данного процесса усматривается во все более частом использовании термина «электронное правосудие» в многочисленных публикациях, научных дискуссиях, а кроме того и в практической деятельности системы арбитражных судов Российской Федерации. Вместе с этим, представляется уместным обратить внимание на отсутствие точного определения содержания понятия, термина «электронное правосудие».
Применение инструментария сравнительно-правового анализа рассматриваемых процессов, возрастает при принятии государственных решений концептуального характера, основывающихся в том числе и на прошедших апробацию мировой практикой решениях.
Проблематика в сфере правовой регламентации использования информационных технологий в российской судебной системе, ранжирование проблем их применения, а также необходимость проведения сравнительно-правового анализа с учётом богатого зарубежного опыта, как нам представляется, на сегодняшний день ещё не имеют развёрнутого научного обоснования.
Таким образом, актуальность изучения данной проблемы с точки зрения её научной и практической значимости сомнений не вызывает, что и обусловило интерес к теме, исследуемой в настоящей работе.
Теоретическая разработанность темы. Информационно-коммуникационные технологии в судебной системе, представляют собой предмет исследования как гуманитарных, так и технических наук. Развитием информационного общества обусловливается необходимость применения технических средств в ходе осуществления судопроизводства.
По сложившейся традиции, вопросы связанные с осуществлением правосудия, юридическая наука исследует с позиции процессуального права. Использование в судебном процессе информационных технологий, специалистами рассматривается в качестве информационного обеспечения органов судебной власти, которые отмечают, что электронное правосудие представляет собой результат взаимодействия информационно-коммуникационных технологий и права. Отметим, что указанные вопросы рассматривались в диссертации И.В. Гавриленко «Процессуальное право в информационном обществе: общие тенденции и перспективы развития».
В настоящее время, проблемы информационного общества, привлекая все к себе более пристальное внимание, уже вышли за рамки правовой науки. Наиболее прогрессивными трудами в исследуемой области можно считать работы таких зарубежных специалистов, как: Д. Коэл, К. Малламуд и другие. В числе российских учёных, посвятивших свои исследования глобальным вызовам информационного обществ, отметим труды И.Л. Бачило, Т.А. Поляковой, П.У. Кузнецова и других авторов.
Кроме того, проблематика, анализируемая в диссертационном исследовании, освещалась в докторских диссертациях А.В. Минбалеева, Э.В. Талапиной, Л.К. Терещенко, кандидатских диссертациях: А.А.Антопольского, С.И. Семилетова, А.И. Химченко и др.
Обратим внимание, что воздействие, оказываемое электронным правосудием на формирование информационного общества, специфику его правовой регламентации, до настоящего времени, не нашло своего отражения в трудах исследователей.
Отметим, что отраслевой подход при исследовании электронного правосудия, существенным образом ограничивает предмет исследования и его результаты, что обусловлено комплексным характером регулирования информационных технологий. В связи с этим, представляется, что правовое регулирование электронного правосудия целесообразно анализировать с позиции информационного права, являющегося комплексным.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при подачи искового заявления в электронной форме.
Предмет исследования представлен системой нормативно-правовых актов, совокупностью теоретических и практических положений, возникающих в ходе проводимой информатизации судебной системы в России.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ вопросов теории и практики подачи искового заявления в электронной форме.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность электронного государства и электронного правосудия;
- раскрыть понятие электронного правосудия в Российской Федерации;
- определить условия подачи искового заявления в электронном виде;
- провести проблемный анализ практики и проблемы реализации подачи искового заявления в электронной форме;
- внести предложения по совершенствованию порядка подачи исковых заявлений в электронной форме.
Методологическая основа данной работы определяется современными методами теории познания, в числе которых были использованы общеправовые и специально-юридические методы: системный, функциональный, логический, формально-юридический, сравнительно-правовой и др. В частности, системный метод был использован для анализа комплекса проблем, связанных с подачей искового заявления в электронной форме. Функциональный метод использовался при исследовании и обосновании центральных направлений совершенствования законодательства по вопросам подачи искового заявления в электронной форме. При анализе понятийного аппарата исследования, положений законодательства, комплексно были использованы приёмы, логического, формально-юридического, сравнительно-правового методов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка литературы.
С 01.01.2017 г. стало возможным обращение в суды общей юрисдикции в электронной форме, что говорит о значительном расширении возможностей электронного правосудия.
Существенной проблемой является обеспечение информационной безопасности и защищенности передачи данных. Обновленная система ГАС «Правосудие» предоставляет возможность направления обращений в суд в электронной форме после авторизации посредством электронной подписи, идентичной авторизации на портале «Госуслуги».
В результате исследования перспектив внедрения электронного правосудия в Российской Федерации установлено, что данный процесс все еще находится на стадии формирования и существует значительное неравенство в его реализации для разных слоев населения, регионов России и субъектов судебной системы. Арбитражные суды были вынуждены прибегать к применению средств электронного правосудия, чтобы обеспечить разгрузку судов и предоставить участникам возможность быстро и эффективно разрешать споры в сфере экономической и предпринимательской деятельности.
Целесообразно использовать зарубежный опыт внедрения электронного правосудия в разных странах в целях недопущения идентичных ошибок и привнесения продуктивных элементов. Более гласная, простая и доступная процедура обращения в суд способна выступить залогом возрастания доверия ко всей судебной системе в целом.
На сегодняшний день в России отсутствует правовое регулирование технологии «блокчейн». Руководитель межведомственной рабочей группы по оценкам рисков оборота криптовалюты Госдумы Элина Сидоренко высказывала мнение, что регулирование технологии и не требуется, поскольку нормативная фиксация технологии может замедлить ее развитие. Однако это не исключает, что вместо законодательного регулирования будет разработан и принят отраслевой стандарт технологии. Учитывая, что применение документов по стандартизации носит добровольный характер, разработчики не обязаны присоединяться и внедрять положения стандарта в свои разработки. Однако есть и исключение, закон потребует обязательного применения стандартов в отношении оборонной продукции, работ по государственному оборонному заказу, государственной тайны иной охраняемой законом информации ограниченного доступа, а также разработок в области использования атомной энергии.
В отношении блокчейн-продуктов, задействующих в своей работе охраняемую законом информацию, уже существуют ограничения. Продукты, созданные на основе технологии блокчейн, подпадают под определение информационных систем, что означает распространение на них норм Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с вытекающими последствиями к соблюдению конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
При использовании блокчейн-продуктов арбитражные споры сможет решать объединение независимых судей в режиме онлайн. Они будут беспристрастно и удаленно рассматривать контракты, изначально заключенные на блокчейне, пишет The Next Web, так как споры по контрактам далеко не всегда вызваны скрытыми мотивами или желанием одной стороны обсчитать другую. В большинстве случаев речь идет о добросовестном заблуждении или неверном толковании пунктов договора.
Так, создатели проекта Jury.Online Александр Швецов и Константин Кудрявцев видят выход в децентрализованной арбитражной системе правосудия на блокчейне. Пользователи платформы могут заключать договоры и регистрировать их в блокчейне в форме смарт-контракта. После успешного выполнения сделки, деньги отправляются получателю. Если между сторонами сделки возникает спор, их сделка рассматривается группой специализированных независимых судей-экспертов, которые оглашают итоговый вердикт по сделке большинством голосов.
Для урегулирования споров, судей можно будет в случайном порядке выбирать из судейского пула. Для того, чтобы войти в пул судей Jury.Online, нужно подать соответствующую заявку с резюме и описанием опыта работы. Рейтинг судей будет выставляться в соответствии с успешно разрешенными спорами и с учетом их профессионализма.
Судейский пул, состоящий из независимых экспертов, специализирующихся на данном виде сделок, сможет внимательно изучить контракт и вынести решение по его спорным пунктам. Судьи не будут знать вердикт других судей во избежание принятия решения по принципу проголосовавшего большинства. Экономическая и рейтинговая мотивация заставляет судей расследовать и разрешать споры справедливо и правильно, а не случайным образом выносить свои приговоры. Решение незамедлительно приводится в исполнение, и стороны процесса могут вернуться к работе.
Таким образом, необходимо на законодательном уровне определить комплексные и объективные критерии оценки эффективности применяемых информационно-коммуникационных технологий как в практике осуществления электронного правосудия, так и в целом для системы электронной демократии, частью которой система электронного правосудия является.
Нормативные правовые акты
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30 Ст. 3012.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46 Ст. 4543.
3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448.
4. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 52 (ч. 1). - Ст. 5140.
5. Федеральный закон (ред. от 23.06.2016) от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 15. - Ст. 2036.
6. Федеральный закон № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 26 (Часть I). - Ст. 3889.
7. Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (одобрена решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 08.12.2014 N 124) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=172071&fld=134&dst;= 1000000001,0&rnd=0.3031565981603157#0 (Дата обращения 20.12.2017).
8. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 (ред. от 10.04.2017) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 1. - 2013. - Ст.13.
Литература
9. Авербах Е.А. Проблемы развития электронного правосудия в Российской Федерации // Вестник молодых ученых Самарского Государственного экономического Университета. - 2016. - № 1 (33). - С. 231-235.
10. Борисова В.Ф. Проблемы и перспективы обращения в суд в электронной форме // Арбитражный и гражданский процесс. - 2011. - № 3. - С. 11-16.
11. Брановицкий К. Л. Информационные технологии в граждан- ском процессе Германии (сравнительно-правовой анализ): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2013. – С. 20 – 21.
12. Булгакова Е.В. Электронное правосудие // Российский судья. - 2013. - № 7. - С. 14 - 17.
13. Васькова М.Г. Проблемы становления и реализации электронной демо- кратии в электронном государстве. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uristlib.ru›book_9363.html. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 12.12.2017).
14. Вершинин М.С. Электронная демократия как компьютеро- опосредованная форма политической коммуникации// Материалы международной научно- практической конференции «Коммуникация: теория и практика в различных социальных контекстах» - «Коммуникация-2002» («Communication Across Differences»). - Ч.1. - Пятигорск: 2012. - 395 с.
15. Ворожбит С.П. Электронные средства доказывания в гражданском и арбитражном процессе // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: специальность 12.00.15 / С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург, 2011. - 25 с.
16. Еременко М. С. Стандарты Совета Европы в области гражданского судопроизводства и проблема доступа к правосудию // Проблемы доступности и эффективности арбитражного и гражданского судопроизводства. - М.: 2001. - 586 с.
17. Квалифицированная электронная подпись http://www.uc.iitrust.ru/ecp/kvalificirovannaya-elektronnaya-podpis/ [Электронный ресурс] (Дата обращения:19.12.2017)
18. Лазарева И.В. Актуальные вопросы развития электронного судопроизводства в России // Верное решение. - 2013. - № 1. - С. 40-45.
19. Масленникова Л.В. Гражданский ответчик в Российском уголовном процессе // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Краснодар, 2001. - 214 с.
20. Москаленко М.Н. Актуальные вопросы обеспечение доказательств нотариусом в свете развития информационных технологий // Нотариальный вестник. - 2012. - № 9. - С. 17-23.
21. Мошков Е.А. Содержание электронного правосудия в России и зарубежных странах // Проблемы права. - 2015. - № 4 (52). - С. 17-22.
22. Обращение в суд в электронном виде, первые попытки https://zakon.ru/discussion/2017/03/01/obraschenie_v_sud_v_elektronnom_vide_pervye_popytki. [Электронный ресурс] // (Дата обращения 20.12.2017).
23. Подача документов в суд в электронном виде. Ознакомление с делами. [Электронный ресурс] // https://pravodetei.ru/podacha-dokymentov-v-sud-online/ или Обращение в суд в электронном виде, первые попытки https://zakon.ru/discussion/2017/03/01/obraschenie_v_sud_v_elektronnom_vide_pervye_popytki. [Электронный ресурс] // (Дата обращения 20.12.2017).
24. Правосудие в современном мире: монография / под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. - М.: Норма, Инфра-М, 2012. - 704с.
25. Решетняк В.И. Электронное правосудие и судебное представительство в гражданском и арбитражном процессах // Адвокат. - 2011. - № 5. - С. 19-22.
26. Решетняк В.И. Электронная форма подачи документов в суд (опыт зарубежного гражданского судопроизводства) / В.И. Решетняк. – М.: Законодательство и экономика, 2013. – 362 с.
27. Рожкова М.А. Актуальные проблемы унификации гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства: монография / под общ. ред. М.А. Рожковой. – М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. – 518 с.
28. Романенкова С. В. Понятие электронного правосудия, его генезис и внедрение в правоприменительную практику зарубежных стран // Арбитражный и гражданский процесс. - 2013. - № 4. - С. 43-49.
29. Сайт министерства связи и массовых коммуникаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/2/ – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 12.12.2017).
30. Скачкова О.С., Чуракова Е.Н. Информатизация судебного процесса // Вопросы экономики и права. - 2015. - № 9. - С. 36-40.
31. СКБ Контур. Электронная подпись для физлиц [Электронный ресурс]https://kontur.ru/ca/price/fiz; ИНФОТЕКС ТРАСТ. Электронная подпись для физических лиц [Электронный ресурс] https://uc.iitrust.ru/ecp/ecp-dlya-fizicheskih-lic/ (Дата обращения:19.12.2017)
32. Электронное правительство: понятие, структура, функции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d=li ght&id_sec=83&id_thesis=2933 – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 12.12.2017).
33. Федосеева Н.Н. Понятие и сущность концепции электронного государства // Российская юстиция. - 2014. - № 11. - С. 31-36.
34. Федосеева Н.Н. Электронное правосудие в России: сущность, проблемы, перспективы // Арбитражный и гражданский процесс. - 2013. - № 9. - С. 2-9.
35. Электронное судопроизводство: отечественный опыт - достоинства и недостатки. [Электронный ресурс] // https://www.hse.ru/mag/27364712/2013--14/83292359.html (Дата обращения 20.12.2017).
36. Ярков В.В. Электронное правосудие и принципы цивилистического процесса // Закон. - 2011. - № 2. - С. 43-47.
37. García Leguizamón, Fernando Mauricio VomklassischenzumvirtuellenöffentlichenRaum Subtitle das Konzept der Öffentlichkeit und ihrWandelimZeitalter des Internet. From classical to virtual public space: Doctoral thesis. - Bogotá, Kolumbien.-2010.- 175 pp. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.diss.fu-berlin.de/diss/receive/FUDISS_thesis_000000015529 (Дата обращения: 12.12.2017).
38. Currah A. Hollywood versus the Internet: the media and entertainment industries in a digital and networked economy //J Econ Geogr (August 2006) 6 (4):439-468. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://joeg.oxfordjournals.org/content/6/4/439.full (Дата обращения: 12.12.2017).
Судебная практика
39. Об утверждении Положения о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления: постановление Президиума Совета судей РФ от 21 июня 2010 г. № 229 // Источник доступа: СПС «КонсультантПлюс».
40. Апелляционное определение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.04.2017 по делу № 33-64/2017 // Источник доступа: СПС «КонсультантПлюс».
41. Апелляционное определение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.06.2017 по делу № 33-23916/2017 // Источник доступа: СПС «КонсультантПлюс».
42. Апелляционное определение суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.07.2017 по делу № 33-6117/2017 // Источник доступа: СПС «КонсультантПлюс».
43. Апелляционное определение суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.10.2017 по делу № 33-7882/2017 // Источник доступа: СПС «КонсультантПлюс».
44. Апелляционное определение суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.10.2017 по делу № 33-7916/2017 // Источник доступа: СПС «КонсультантПлюс».
45. Апелляционное определение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.12.2017 по делу № 34-8103/2017 // Источник доступа: СПС «КонсультантПлюс».
46. Апелляционное определение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.11.2016 по делу № 28-6720/2016 // Источник доступа: СПС «КонсультантПлюс».