Шрифт текста имеет размер 12 пунктов - требование заказчика.
Введение 3
Политико-правовые воззрения Цицерона 5
Заключение 11
Список использованных источников 13
С древнейших времен, когда зародилась философия, у нее сразу появилось много почитателей и мыслителей. Для некоторых философия явилась своего рода отвлечением от мирской суеты, для других же стала неотъемлемой частью жизни. Для древнегреческих мыслителей философия была стремлением к знанию, мудрости.
Греческие мыслители восхваляли истину и красоту. Римские мыслители, не принижая этих понятий, все же уделяли большее внимание становлению государства, укреплению его позиций на мировой арене. Греческие и римские философы в равной степени творили свою философию. Философия каждого из этих народов имеет ряд своих характерных черт.
Необходимо отметить, что личность и труды такого философа и мыслителя как Марка Туллия Цицерона всегда представляли и продолжают представлять интерес для историков и философов. Цицерона считают основоположником философии древнего Рима. Марк Туллий Цицерон очень ценил древнегреческую философию. Это так же отразилось на его учении. Учения Цицерона в области государственного устройства, общества, права очень тесно перекликаются с учениями древнегреческих мыслителей таких, как Платон, Аристотель. Марк Туллий Цицерон сам ощущал это влияние и поэтому старался привнести эти древнегреческие учения в общепринятые в римском обществе обычаи и традиции, соединить их с историей Римской Империи, а так же применять в нужном направлении и смысле. Цицерон стремился не просто перенять опыт древнегреческих мыслителей, но и развить и приумножить его, что ему определенно удалось. Марк Тулий Цицерон разработал ряд уникальных и новых положений в области теории государства и права.
В первую очередь интерес историков к себе Марк Тулий Цицерон вызвал рядом противоречий общепризнанным устоям. Так же это вызвано изучением Цицероном таких институтов, как общество, государство, власть, управление государством. Цицерон внес много нового в политико-правовую мысль.
В настоящее время первостепенной значимостью в мире считается совершенствование норм права и гражданского общества. В становлении данных институтов общества важный вклад внес именно Марк Туллий Цицерон.
Целью данного исследования явилось изучение политико-правовых воззрений Цицерона.
В связи с поставленной целью сформулированы задачи:
1. изучить логическое основание учения;
2. раскрыть содержание учений Цицерона «О государстве и обществе»;
3. охарактеризовать форму устройства государства и права.
Объектом данного исследования является учение Цицерона.
Предметом исследования является политико-правовые воззрения Цицерона.
Теоретическую базу исследования составили учения Цицерона «О природе богов», учения Цицерона «О государстве и праве», так же труды таких ученых как: Е.В. Батаева, Н. Басовская, А.М. Брагова, Т.А. Бобровникова, М. Л. Гаспаров, В.С. Нерсесянц, М.И. Кузнецова, А.В. Львов, Н.В. Маршалок, А.Л. Питерская, Н.М. Почикаева. А.А. Чернышев.
В результате исследования по теме: «Политико-правовые воззрения Цицерона» можно сделать следующие выводы.
1. Государство или, как называет его Цицерон – республика, означает ни что иное как дело, достояние народа (res populi). В данном случае Цицерон подчеркивает, что «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов. Таким образом, определение государства у Цицерона означает не только выражение общего интереса всех его свободных членов, как это было принять у древнегреческих философов, но и в свою очередь согласованное правовое общение всех членов общества, как определенное правовое образование, общий правопорядок. Из этого можно сделать вывод, что Цицерон один из первых, вывел понятие государство в юридическом смысле которое, дошло до нас.
2. Цицерон, основываясь на критерии числа правящих, различает три простые формы правления такие как:
- Царская власть. Власть правящей аристократии.
- Народная власть (демократию).
- Власть оптималов.
Цицерон так же пишет о том, что наилучшая форма устройства государства та, при которой в равных долях присутствуют лучшие качества всех перечисленных форм устройства.
3. Цицерон, когда пишет о римском государстве, использует понятие «res publica», когда же Цицерон пишет о других государствах он чаще всего использует понятие «civitas». Так же ряд исследователей отмечают, что древнегреческие ученые, такие как Аристотель и Палибий, ставят знак тождества между терминами государство и общество. Цицерон же в своих суждения разделяет данные понятия. Государство в понятии Цицерона это «res publica», общество это «civitas».
4. Цицерон не принимал имущественного равенства, он считал, что социальное неравенство в общественно-политических отношениях это верное положение. Цицерон был на стороне рабства. Он считал, что людям рабское состояние идет на пользу, а так же то, что рабство не противоречит природе человека. Одни люди должны быть во власти над другими.
5. Значительное внимание в трудах Марка Туллия Цицерона уделено добродетели истинного государственного деятеля и идеального гражданина. Цицерон считал, что правителем не может быть просто мудрый человек, по его мнению, одних знаний было не достаточно. На его взгляд правителю необходимо не только знать и поощрять добродетели, но и уметь на практике применять свои знания управления государством.
6. Марк Туллий Цицерон выделял следующие обязанности идеального гражданина: познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин, по мнению Цицерона, должен не только сам не навредить другим гражданам общества, но и не нарушать чужую собственность, а так же имеет обязанности по оказанию помощи потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага.
1. Цицерон, М.Т. Избранные сочинения. М., 2000. 474 с.
2. Цицерон, М.Т. О природе богов. СПб., 2002. 256 с.
3. Цицерон. Топика. / Пер. А. Е. Кузнецова. – М., 2002. 49 с.
4. Цицерон. Учение академиков. / Пер. Н.А. Федорова. М., 2004. 320 с.
2. Научная литература
1. Басовская, Н. Цицерон // Знание – сила. 2008. №3. С. 110 – 119.
2. Бобровникова, Т. А. Цицерон: интеллигент в дни революции. М., 2006. 145 с.
3. Брагова, А.М. Марк Туллий Цицерон об идеальном гражданине // Античность. № 4. 2007. С. 17 -23.
4. Гаспаров, М. Л. Цицерон и античная риторика. / Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 2008. С. 7—74.
5. Кузнецова М.И. Ораторское искусство в древнем Риме. – М., 2000. 70 с.
6. Львов, А.В. Проблема идеального гражданина в античных политико-правовых учениях: Аристотеля, Цицерона. // Античное право. №5. 2006. С.26.
7. Маршалок, Н.В. Изречения Цицерона о юриспруденции и ораторском искусстве // Российское правосудие. 2010. №11. С. 98-102.
8. Маршалок, Н.В. Крылатые фразы Цицерона // Российское правосудие. 2011. №8. С. 96-100.
9. Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений: учебник / В.С. Нерсесянц. - М., 2010. 703 с.
10. Питерская, А. Л., Батаева, Е. В. История политических и правовых учений. – М., 2016. 436 с.
11. Почикаева Н.М. Основы ораторского искусства и культуры речи. – М., 2003. 53 с.